Инструменты улучшения конкурентоспособности предприятия на рынке — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Инструменты улучшения конкурентоспособности предприятия на рынке

2023-02-16 31
Инструменты улучшения конкурентоспособности предприятия на рынке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждое предприятие, функционирующее на конкурентном рынке, пытается улучшить свое положение на нем, потому что с учетом современной рыночной среды, без постоянного улучшения конкурентного положения предприятию «выжить» практически невозможно.

Конкуренция – это соперничество фирм, а также стремление каждой из них создать что-то новое и достичь наилучшего результата в хозяйственной деятельности. Благодаря данным целям и их достижению формируется и определяется конкурентное положение предприятия на рынке.

Портер М. отмечает тот факт, что конкурентное положение напрямую связано с внешними аспектами, которые влияют на отрасль, в которой функционирует организация [49, C. 312]. То есть конкурентное положение предприятия зависит от внешней среды, например, административного управления, состояния экономике в стране или от типа рынка. Таким образом, для улучшения конкурентного положения, необходимо то, чтобы внешняя среда была адаптирована под рынок, на котором функционирует фирма.

Также, существует мнение о том, что конкурентное положение предприятия зависит только от внутренних факторов самого предприятия.

По мнению Кима У. Ч. и Моборнома Р., конкурентное положение организации зависит от ее потенциала [83, С. 144]. Другими словами, от способности предприятия развивать какие-либо новые технологии и навыки.

Стоит отметить то, что при разработке инструментов по улучшению конкурентного положения фирмы необходимо обратить внимание на то, в какой отрасли она функционирует, на кого направлен производимый продукт или услуга, а также на финансовые положения.

Благодаря анализу данных факторов, руководство предприятия сможет ставить реальные цели для улучшения конкурентного положения на рынке, так как при разработке данной стратегии, важно не только подобрать инструменты ее осуществления, но и сопоставить возможность их осуществления с экономическими и техническими возможностями организации.

Зачастую, инструменты по улучшению конкурентного положения предприятия определяются на интуитивном уровне. Так как большинство российских организаций не имеет экономической возможности иметь настолько обширный персонал менеджеров для глубокого анализа внутренней и внешней среды рынка и организации. Поэтому хотелось бы привести мнения авторов, на вопрос о том, от чего зависит конкурентное положение предприятия на рынке.

Первоначально определим, какие же факторы влияют на конкурентное положение предприятия на рынке.

Безусловно, на это оказывает влияние как положение самой фирмы, то есть ее эффективность работы, так и потребительский фактор. Но, хотелось бы отметить, что два этих компонента неразрывно связаны друг с другом. Данная взаимосвязь проявляется в том, что производители всегда ориентируется на определенный круг покупателей. Другими словами, предприятие, при производстве какого-либо товара учитывает цену, по которой покупатель готов будет приобрести этот продукт, а также то, насколько потребность потребителя будет удовлетворена после приобретения данного товара.

На рисунке 1.6 отметим факторы, влияющие на конкурентное положение предприятия на рынке.

Рисунок 1.6 – Факторы, влияющие на конкурентное положение предприятия

Рассмотрим данные факторы более подробно.

Детерминация представляет собой неопределённость и риск при определении потенциальных возможностях рынка [73, C. 56].

Динамика спроса – это отслеживание потенциальных потребителей, для которых производится тот или иной продукт.

Технологические инновации подразумевают улучшение производства с технической стороны, то есть морально и физически устаревшее оборудования своевременно должно заменяться на новое.

Маркетинговые инновации подразумевают рекламу продукта, который выходит или уже находится на конкурентном рынке.

Динамика лидерства – это определение роли предприятия, другими словами, определение доли рынка, которую занимает организация.

Диффузия достижений подразумевает то, что соперники могут узнать новую разработанную технологию предприятия, из-за чего будет снижен барьер выхода в определенный сектор рынка.

Динамика эффективности – это рост или спад производительности и рентабельности производственных мощностей организации.

Предпочтение потребителей выступает главным фактором ориентира при производстве.

Государственное регулирование оказывает существенное влияние на развитие рыночных отношений, а также на возможность «завоевывать» различным организациям все большую долю конкурентного рынка.

Так, улучшая каждый показатель, предприятие будет иметь большой потенциал для того, чтобы улучшить свое конкурентное положение.

По мнению Панько Ю. В., конкурентное положение предприятия на рынке зависит от качества производимой продукции и соотношения его с ценой [46, С. 15]. Автор считает, что конкурентное положение не зависит от внешних факторов, которые оказывают влияние на рынок, только лишь сама фирма может обеспечить себе достойное место на конкурентном рынке. Также, Азаров отмечает то, что положение предприятия зависит от степени удовлетворения потребителя произведенным товаром, то есть в какой степени были удовлетворены запросы покупателя и насколько были оправданы его ожидания. Так, основные инструменты улучшения конкурентного положения, по мнению Панько Ю. В. представим на рисунке 1.7.

Так, на основе представленного рисунка, мы можем сделать вывод о том, что главным фактором в улучшении конкурентного положения предприятия является цена товара. При этом данная цена должна сравниваться с ценами на аналогичный или заменяющий товар на мировом рынке.

Конкурентное положение предприятия
Улучшение качества сырья
Улучшение технологий производства
Снижение себестоимости товара
Не теряя качества товара
Снижение цены
Мировой рынок
Поглощение, слияние

Рисунок 1.7 – Инструменты повышения конкурентного положения по Панько Ю. В.

 

При этом производитель обязан улучшать качество продукции с помощью улучшения качества сырья и совершенствования производства, что в свою очередь должно повлечь снижение цены, но уже без потери качества производимого продукта.

Р. Йенсен придерживается мнения о том, что конкурентное положение и конкурентоспособность предприятия зависит от внутренней организации трудовой деятельности [89]. То есть исходя из мнения данного автора, мы можем сделать вывод о том, что конкурентное положение организации на рынке будет зависеть от конкурентоспособности каждого работника, который задействован в процессе производства.

Воронцова А.М. в качестве инструментов, с помощью которых можно воздействовать на конкурентное положение предприятия, следующие:

– внедрение инноваций в производственный процесс с целью совершенствования производимого продукта/услуги или создания принципиально нового товара или услуги;

– участие в производственном процессе высококвалифицированных трудовых ресурсов, так как от знаний, умений, навыков работников, их заинтересованности в результате труда зависит конечный результат производства. Особого внимания требуют: вопросы мотивации и стимулирования персонала; проблемы, связанные с поддержанием благоприятного морально-психологического климата в рабочих группах, а также мониторинг степени удовлетворения работников результатами своего труда;

– создание системы менеджмента качества организации. Основополагающий принцип этой системы заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворение  потребителя. Причем главным показателем ее эффективности должна стать положительная динамика уровня конкурентоспособности коммерческой организации;

– обеспечение эффективной логистики, включающей построение оптимальной системы каналов сбыта произведенной продукции, рациональное использование инструментов маркетинга, а также формирование путей транспортировки продукции с минимальными затратами;

– совершенствование и расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции; ценовых факторов рыночной конъюнктуры.

По мнению Воронцовой, устойчивое повышение конкурентоспособности среднего предприятия может быть обеспечено только при условии длительного, непрерывного и поступательного совершенствования вышеперечисленных инструментов – детерминантов конкурентоспособности.

Можно отметить тот факт, что маркетинговые инструменты играют важную роль при улучшении конкурентного положения предприятия на рынке. К инструментам, регулирующим данное положение можно отнести:

– инструменты товарной политики, создающие потребительскую ценность, которые в свою очередь предусматривают решение нескольких стратегически-важных вопросов: конкурентоспособности и качество самой продукции; востребованного потребителями; разработка оптимального товарного ассортимента, инновации и т.д.;

– инструменты сбытовой деятельности, нацеленные на сохранение ценности для покупателя, которые осуществляют сохранение ценности продукции. Сбытовые маркетинговые инструменты по повышению конкурентного положения предприятия заключаются в использовании оптимальных сбытовых каналов, инструментов формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;

– инструменты коммуникационной деятельности, повышающие ценность товара;

– инструменты ценовой политикиподдерживают потребительскую ценность товара в соотношении с достойной ценой.

Для улучшения конкурентного положения предприятию необходимо знать свои корневые компетенции, которые представляют собой знания и способности организации, которые позволят ей добиться успеха в конкурентной борьбе за лучшее место на рынке.

Корневые компетенции, другими словами, конкурентные преимущества должны иметь следующую характеристику:

– данные преимущества должны обеспечивать индивидуальную ценность для предприятия;

– сложная схема воспроизведения для конкурентов;

– данные преимущества должны иметь возможность применения в любой отрасли.

Так, если фирма знает свои корневые компетенции, то у руководства есть больше возможности разработать эффективную стратегию по улучшению конкурентного положения предприятия на рынке. Так как, каждый рынок имеет свои компетенции, необходимые для устойчивой работы на нем.

Корневые компетенции состоят из трех взаимосвязанных частей: технологические ноу-хау, системы, поддерживающие надежность процессов производства и сбыта, внешние контакты и связи.

BillSmith, выделяет концепцию «Шесть сигм», с помощью которой предприятие сможет улучшить свое конкурентное положение. С помощью данной системы, по мнению автора, организация может решать проблемы, которые связаны с качеством продукции, затратами на производство и поставками.

Основной целью введения данной системы в работу предприятия является повышение эффективности работы всех видов деятельности фирмы. Концепция «Шесть сигм» допускает лишь 3,4 дефекта на миллион изделий. На рисунке 1.8 представим виды работ, которые включает данная концепция.

 

Рисунок 1.8 – Работа концепции «Шесть сигм»

 

Таким образом, концепция «Шесть сигм» обеспечивает максимальную стоимость компании и максимальную ценность ее услуг для потребителей.

После введения данной концепции, по мнению Филипповой, предприятие сможет улучшить качество продукции, тем самым увеличить занимаемую долю рынка, что будет способствовать улучшению конкурентного положения и эффективности производства. Данные положительные тенденции будут давать предприятию преимущества, по сравнению с конкурентами,  в борьбе за лучшее место на рынке. 

Зарубежные компании, для повышения своего конкурентного положения на рынке, не редко приходят к слиянию с другой организацией, у которой на текущий момент положение устойчивее и выше. С помощью данного метода, обе компании остаются на рынке. Названия в данном случае могут объединяться, а могут создаваться новые. Примером может послужить компания Uber, которая объединялась с компанией Postmates. Другими словами, компания Uberприобрела вторую компанию за 2,65 млрд. долл. Компания Postmates специализируется на доставке еды, что в период пандемии стало востребованным. Таким образом, данное слияние объединило две компании США, работающие практически в одной сфере.

Также, в практике зарубежных компаний по улучшению конкурентного положения существует поглощение. Данный инструмент обозначает то, что компания с более высоким статусом в рыночной среде, покупает другую. То есть, технологии или какие-либо формулы и т. д., будет иметь во владении уже не та компания, которая это «изобрела», а та,  которая приобрела данную технологию. Примером такого поглощения стала компания Amazon, которая приобрела Zoox. Данное приобретение позволило компании Amazon вступить в прямую конкуренцию с Google, а точнее с холдингом Alphabet, которая владеет лидером рынка беспилотников компанией Waylmo. В данном случае используется инструмент коммуникационной деятельности, повышающий ценность товара. Это говорит о том, что данный инструмент по улучшению конкурентного положения достаточно эффективен на конкурентном рынке.

Примером российского метода по повышению конкурентного положения является компания «ЛУКОЙЛ». Данная организация стала скупать зарубежные добывающие и перерабатывающие активы. Данный способ довольно положительно сказался на конкурентном положении предприятия на рынке. То есть, компания «ЛУКОЙЛ» самостоятельно определяла свое положение на рынке. Также, данная компания начала свое распространение на зарубежном рынке, что позволило ей выйти совершенно на новый уровень.

Также, российские компании пользуются способом по освоению инновационного корпоративного управления. В данном случае, основной инструмент – это создание системы менеджмента качества организации. Так как не только за рубежом, но и в России, считается то, что внутренняя составляющая организации является фактором, который влияет на улучшения конкурентного положения. Так, компания «Алтимо» основала в Лондоне консультативный комитет с целью внедрения международных стандартов корпоративного управления с использованием опыта западных экспертов. Компания «ЛУКОЙЛ», сформировала собственную систему корпоративного управления совместно с компанией ConocoPhilips.

Российские компании расширяют свое производства и заполняют зарубежные рынки. Примером такого способа по улучшению конкурентного положения на рынке является компания «Северасталь». Хотя стоит отметить, что данная организация, прежде чем выйти на мировой рынок, первоначально вкладывала капитал в собственные производительные активы. Уже после освоения на европейском рынке, «Северасталь» приобрела компанию LucchiniGroup, и получила в распоряжение 20 предприятий в странах Европы.

Таким образом, при анализе инструментов по улучшению конкурентного положения на рынке, можно сказать о том, что не существует единого плана по реализации данной цели. Каждое предприятие, исходя из своих финансовых и технических возможностей, определяет конкурентные преимущества, после чего разрабатывает план по улучшению текущего положения на рынке. Как было отмечено, что авторы расходятся во мнении на счет того, какие показатели брать за основу по повышению конкурентного положения. Но, все же, на основе представленных мнений можно отметить то, что определяющими факторами при улучшении конкурентной позиции являются: качество и цена продукции, а также потенциал предприятия. При анализе способов по повышению конкурентного положения предприятия на рынке, стоит отметить то, что компании как в России, так и за рубежом пытаются расширить свое влияние на рынке и завоевать новейшие технологии для того, чтобы занять большую долю на рынке и быть лидером в своей отрасли.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкурентное положение – это совокупность действий фирмы, которые направлены на изменение или удержание занимаемой позиции на рынке. На конкурентное положение оказывают значительное влияние конкурентоспособность организации и присущие ей конкурентные преимущества. Все эти факторы организуют процесс конкуренции между фирмами на рынке за лучшее место. В процессе конкуренции определяется конкурентное положение, которое может быть оценено с точки зрения занимаемого положения на рынке, с точки зрения имеющихся преимуществ у фирмы, а также с выбранной предприятием тактики деятельности среди конкурентов.

Конкурентное положение предприятия можно оценивать, сравнивая фирму с конкурентами, то есть оценивая конкурентные преимущества, и с помощью анализа доли рынка, которую занимает организация. Также Белоусовым был предложен подход по определению конкурентного положения, в основу которого легло разграничение отраслей деятельности предприятия и оценка каждого показателя.

при анализе инструментов по улучшению конкурентного положения на рынке, можно сказать о том, что не существует единого плана по реализации данной цели. Каждое предприятие, исходя из своих финансовых и технических возможностей, определяет конкурентные преимущества, после чего разрабатывает план по улучшению текущего положения на рынке.

исследование внутренних факторов, влияющих на конкурентное положение предприятий оказывают значительное влияние на работу ООО «Саранский завод точных приборов». Именно финансовые ресурсы, управленческое звено, инновационная деятельность и другие факты влияют на конкурентное положение предприятия на рынке. На конкурентное положение ООО «Саранский завод точных приборов» оказывает четыре группы факторов, к которым относятся: внешние, макроэкономические, факторы обеспечения и факторы развития. Поэтому, исследуемому предприятию необходимо определять свою деятельность, развивая свои внутренние факторы и подстраивая свою деятельность под внешние. С помощью PASTLE-анализа были выявлены некоторые сильно и слабо влияющие внутренние факторы конкурентного положения ООО «Саранский завод точных приборов». Где было выяснено, что политические факторы не препятствуют укреплению конкурентного положения на рынке, экономические факторы оказываю влияние со стороны изменяющегося налогообложения, падения курса рубля и роста инфляции, социальные факторы в большинстве свое ориентированы на потребителя, и, именно снижение потребительской обеспеченности оказывает негативное влияние на положение организации. Факторы окружающей среды оказывают незначительное влияние на конкурентное положение ООО «Саранский завод точных приборов» за исключением потребляемой энергии, так как данный фактор приводит к увеличению расходов. При этом правовые факторы повышают требования, как к поставщикам продукции, так и к изменению налоговой нагрузки.

Несмотря на это ООО «Саранский завод точных приборов» занимает третью позицию в рейтинге по такому показателю как выручка, вторую позицию по чистой прибыли, а по балансу оказывается на 4 месте. При этом заметна положительная тенденция у исследуемого предприятия за счет увеличения выручки и прибыли за исследуемый период с 2015 по 2019 гг. Так, можно сделать о том, что предприятию необходимо обеспечить качественную маркетинговую деятельность для того, чтобы своевременно отслеживать конкурентов на рынке. Также, предприятие нуждается в новых высококвалифицированных кадрах в области менеджмента, для разработки качественной ценовой стратегии на рынке.

Приоритетные направления и разработанные инструменты по улучшению конкурентного положения ООО «Саранский завод точных приборов» определены с учетом текущего финансового положения предприятия и с учетом существующей конкуренции на рынке в Республике Мордовия. Все мероприятия должны проводиться постепенно, так как объем финансовых ресурсов у ООО «Саранский завод точных приборов» ограничен, но несмотря на это, комплекс предложенных мероприятий должен быть проведен полностью для того, чтобы настоящий эффект соответствовал ожидаемому. Приоритетными направлениями улучшения конкурентного положения ООО «Саранский завод точных приборов» были выбраны: повышение эффективности коммуникативной политики (повышение заметности продукции с помощью улучшения рекламной деятельности, личная продажа, Public Relation, повышение качества обслуживания, повышение имиджа компании, повышение лояльности клиентов); совершенствование сбытовой политики (совершенствование путей (каналы), по которым товар будет доставляться покупателю, улучшение системы поиска покупателей, разработка системы поддержки отношений с клиентами, заключение контрактов с транспортными компаниями по перевозке грузов); повышение эффективности товарной политики (внедрение инновационной деятельности, улучшение качества продукции); развитие ценовой политики (внедрение новой методики ценообразования, развитие системы скидок). Автором работы были выделены основные инструменты по улучшению конкурентного положения ООО «Саранский завод точных приборов» на рынке: совершенствование корпоративного сайта ООО «Саранский завод точных приборов», продвижение сайта в сети Интернет.

Также важным инструментом является качество обслуживание, совершенствование которого происходит посредством разработанного стандарта качества обслуживания клиента, повышением квалификации персонала и повышение организационной культуры на ООО «Саранский завод точных приборов». Еще, важными инструментами являются: качество продукции, которое совершенствуется с помощью внедрения инновационного производства и участием в государственных проектах. Ценообразование и ценовая политика ООО «Саранский завод точных приборов» также являются важными инструментами по улучшению конкурентного положения предприятия на рынке.

Стоит отметить, что именно комплексное проведение мероприятий обеспечит улучшение деятельности предприятия и занятия им большей доли на рынке. При этом, работа ООО «Саранский завод точных приборов» в выделенных приоритетных направлениях с использование необходимы инструментов является экономически обоснованной.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.