Сущность, значение конкурентоспособности как фактора экономического роста предприятия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сущность, значение конкурентоспособности как фактора экономического роста предприятия

2023-02-16 30
Сущность, значение конкурентоспособности как фактора экономического роста предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В связи с развитием рынка каждое предприятие пытается завоевать большую долю на рынке и завоевать доверие большего количества потребителей, то есть увеличить спрос на производимый товар или услугу.

Поэтому из-за изменяющейся экономической политики все больше возрастает конкурентоспособности в различных отраслях рынка. Именно с помощью конкурентоспособности выявляется лидирующая фирма, которая завоевывает больший потребительский спрос и тем самым максимизирует прибыль.

конкурентоспособность, на сегодняшний день, является важнейшим аспектом, который демонстрирует все наилучшие качества организации и производимого продукта или услуги, потому что только «сильная» организация сможет противостоять фирмам-конкурентам в текущих условиях конкурентоспособности в определенной отрасли.

Благодаря существующей конкурентоспособности, производитель старается ориентироваться не только на получаемую прибыль от реализации товаров или услуг, но и ориентируется непосредственно на самого потребителя – учитывает его интересы, то есть всего общества в целом.

Для определения понятия «конкурентоспособность» выделяется четыре подхода, а именно:

- функциональный;

- институциональный;

- поведенческий;

- структурный.

Исходя из этих подходов можно сказать то, что конкурентоспособность определяется набором каких-то определённых факторов, присущих фирме, с помощью которых она может конкурировать с другими хозяйствующими субъектами.

Более подробно каждый подход рассмотрим в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Подходы к понятию «конкурентоспособность»

Автор Определение
Лазарев А. В. [32, С. 7] Конкурентоспособность – это категория, которая характеризует положение предприятия по отношению к другим хозяйствующим субъектам на конкурентном рынке.
Носова М. Ю. [43, С. 41] Конкурентоспособность – это отношения между субъектами рыночного пространства по поводу достижения преимуществ во внешней среде.
Завьялов П. С. [25, С. 314] Конкурентоспособность – это выражение всех возможностей предприятия, которые реализуются при производстве товаров и услуг, при этом успешно противостоят конкурентам.
Мигранян А. А.[39, С. 15] Конкурентоспособность – это совокупность факторов конкурентных преимуществ, которые выражаются через востребованность произведенного продукта.
Авторская позиция Конкурентоспособность – это взаимодействие факторов, с помощью которых организация имеет возможность занять более выгодное положение на рынке, а также завоевать большую долю потребительского спроса.

 

По мнению Лазарева А. В., конкурентоспособность представляет собой характеристику текущего положения организации на рынке. Можно согласиться с данным мнением, так как конкурентоспособность действительно показывает именно способность фирмы работать в текущих условиях конкуренции. Похожее определение дает Завьялова П. С, автор считает, что конкуренция – это экономическая, маркетинговая и другие возможности предприятия, которые реализуются при работе фирмы. Носова М. Ю. считает, что конкуренция – это отношения хозяйствующих субъектов на рыночном пространстве по вопросам достижения преимущественного положения. Мигранян А. А. дает обратное определение, то есть по мнению данного автора, конкурентоспособность – это уже результат действий фирмы, который выражается через востребованность произведенного блага со стороны потребителя. На основе данных мнений, было предложено авторское определение конкурентоспособности, которое заключается в том, что конкурентоспособность – это факторы, которые определяют положение организации на рынке, с помощью которых возможно максимизировать прибыль и занять большую долю в конкуренции среде.

Также, на основе определение Сусловой Ю. Ю., мы можем сделать вывод о том, что главным фактором, который определяет конкурентоспособность организации, является наличие у нее конкурентных преимуществ.

Далее рассмотрим взгляды различных авторов на понятие «конкурентное преимущество».

Таблица 1.2 – Взгляды авторов на понятие «конкурентное преимущество»     

Автор Определение  
М. Портер [49, С. 214] Конкурентное преимущество – это методологическая основа для определения конкурентоспособности предприятия на рынке.  
Суслова Ю. Ю. [4, С. 89] Конкурентное преимущество – это превосходство в какой-либо функциональной принадлежности организации над соперниками.  
Ламбен Ж. Ж. [86, С. 314] Конкурентное преимущество – это превосходство, которое устанавливается путем сравнения с конкурентным субъектом в определенном сегменте рынка.  
Сафиуллин Л. Н., Сафиуллин Н. З. [58,  С. 84] Конкурентное преимущество – это превосходство организации над соперником на конкурентном рынке.
Авторская позиция Конкурентное преимущество – это фактор превосходства предприятия на рынке среди фирм-конкурентов, которое выражается применении специальной и эффективной тактики при производстве.

 

По мнению М. Портера, конкурентное преимущество – это основа, которая определяет конкурентоспособность фирмы на рынке. Суслова Ю. Ю. дает похоже определение, где конкурентное преимуществ представляет наличие какого-либо преимуществ у организации по сравнению с конкурирующими субъектами одной отрасли. Определение Сафиуллина Л. Н. и Сафиуллина Н. З., на наш взгляд, обобщает определения предыдущих авторов. Конкурентное преимущество, по мнению данных авторов, представляет собой превосходство фирмы над фирмой-соперником в конкурирующей среде. Ламбен Ж. Ж., определяет конкурентное преимущество, как превосходство фирмы, которое установилось путем сравнения на рынке. На основе данных определений, было сделано собственное. Конкурентное преимущество – это фактор, который определяет превосходство фирмы над конкурентами, выражающийся в применении специальной методики функционирования.

Так, конкурентную среду создают конкурирующие между собой фирмы. Возможность конкурировать наступает с момента обретения организацией конкурентоспособности, которая в свою очередь определяется конкурентными преимуществами. На основе всего этого, в условиях конкуренции определяется конкурентное положение предприятия.

Далее представим схему взаимосвязи, конкуренции, конкурентоспособности, конкурентного преимущества и конкурентного положения организации.

Конкуренция
Конкурентоспособность
Наличие
ИЛИ
Отсутствие
Конкурентное преимущество
Конкурентное положение

Рисунок 1.1 – Определение конкурентного положения фирмы

 

На основе представленного рисунка можно сделать вывод о том, что конкурентное преимущество – это совокупность факторов, определяющих конкурентоспособность организации и условия, которые выделяют конкурентные преимущества фирмы по сравнению с фирмами-конкурентами на рынке. Так, по мнению Рубина Ю. Б., конкурентное положение – это позиция, которую занимает фирма на рынке по отношению к конкурентам [12, C. 64]. Яшин Н. С. считает, что конкурентное положение представляет собой обобщенное выражение конкретного положения, занимаемого организацией на конкурентном рынке [59, C. 292].

Бабошин А. В. дает следующее определение конкурентному положению, которое заключается в положении фирмы до определённого момента времени, относительно конкурентов. По мнению автора, конкурентное положение формируется в процессе осуществления хозяйствующим субъектов конкретных действий на рынке, в ходе которых и происходит реализация конкурентных преимуществ, определяется конкурентоспособность и обозначается конкурентное положение фирмы.

Данные определения схожи. Так как само по себе «положение» определяет место, которое занимает тот или иной хозяйствующий субъект на рынке. В понятие «конкурентное» входит конкурентоспособность и конкурентное преимущество.

Исходя из анализа, мы пришли к выводу о том, что нет обилия определений конкурентного положения, но на основе мнений Бабошина, Яшина и Рубина, автором работы было выдвинуто собственное мнение. Так, конкурентное положение представляет собой особую позицию, которую занимает предприятие на рынке, благодаря имеющимся у нее преимуществам среди конкурентов.

Конкурентное положение предприятия или фирмы определяется в процессе взаимодействия участников рынка. Конкуренция, как раз и является данным процессом взаимодействия. В процессе конкуренции каждая организация пытается укрепить свое положение относительно потребителей, поставщиков и фирм-конкурентов. Данное положение формируется на основе интересов и задач деятельности организации.

Конкурентное положение определяется на основе конкурентных преимуществ, присущих фирме или предприятию. То есть конкурентное положение может определяться как со стороны наличия ресурсов, а также с рыночной стороны. Таким образом, проанализировав понятия «конкурентное преимущество», мы пришли к выводу о том, что конкурентные преимущества могут быть разделены на ресурсные и рыночные.

К рыночным конкурентным преимуществам относят внешние факторы. То есть именно способность адаптироваться к специфической среде дает возможность определять конкурентные преимущества фирмы [79, C. 40].

Ресурсная среда определяет внутренние факторы, которые включают в себе компетенцию предприятия, другими словами, внутреннюю структуру работы.

Конкурентные преимущества
Ресурсные
Рыночные
Демографические Социальные Экономические Политические Нормативно-правовые
Структурные Ресурсные Технические Управленческие Рыночные  
Конкурентное положение
Внутренние
Внешние

Рисунок 1.1 – Влияние преимуществ на конкурентное положение организации

 

На основе представленной схемы, мы можем сделать вывод о том, что конкурентное положение может определяться многими факторами, которые в первую очередь влияют на конкурентные преимущества организации, и только после этого оказывают влияние на конкурентное положение.

На текущем этапе экономического развития рынка, существует достаточно обширный список типологий конкурентоспособного положения организации на конкурентоспособном рынке.

Так, Ф. Котлер выделяет следующую типологию конкурентоспособного положения участников рынка:

– лидер, который занимает более 40% всего рынка;

–претендент на лидерство, который занимает около 30% рынка;

– последователь – занимает около 20% рынка;

– окопавшейся в рыночной нише, который занимает примерно 10% всего рынка.

Представленная типология характеризует хозяйствующие субъекты непосредственно уже по «завоёванной» доле рынка в определенной отрасли.

Фокин С. А. выделяет типологию конкурентоспособного положения с точки зрения конкурентоспособных преимуществ, которые присуще фирме, основываясь уже на текущем положении [16, C. 86]. Данная типология имеет следующий вид:

– прочное;

– слабое;

– заметное;

– сильное;

– ведущее;

– жизнеспособное.

Данная типология подразумевает то, что положение на рынке определяют конкурентоспособные преимущества. Именно их наличие и эффективное применение организацией определяет положение от сильного и прочного до слабого и жизнеспособного. Также, по типологии Фокина А.С., конкурентоспособное положение определяется исходя из потребительского спроса на товар, а также соотношения «цена-качество» продукции [4, C. 76]. 

Шустов В. В. выделяет конкурентоспособное положение предприятия, исходя из ответа на вопрос: «Почему именно данное предприятие занимает данное положение на рынке?», позиция определяется с точки зрения того, какую тактику выбрала данная организация. Данная типология имеет следующий вид:

– лидер рынка – оборона. Поведение предприятий на данной позиции заключается в отслеживании и атаке конкурентов.

– догоняющий – наступление. Организация на данном положении старается найти слабую сторону в лидере.

– компания 3-его ряда – фланговая. Фирма создает собственную категорию на рынке, которую сама же и занимает.

– партизан рынка. Фирмы, занимающее данное положение всегда готовы свернуть свой бизнес и заняться другим делом или же перейти в другую отрасль.

Таким образом, на конкурентное положение оказывают значительное влияние конкурентоспособность организации и присущие ей конкурентные преимущества. Все эти факторы организуют процесс конкуренции между фирмами на рынке за лучшее место. В процессе конкуренции определяется конкурентоспособное положение, которое может оценено с точки зрения занимаемого положения на рынке, с точки зрения имеющихся преимуществ у фирмы, а также с выбранной предприятием тактики деятельности среди конкурентов. На основе анализа содержания конкурентоспособного положения, мы пришли к выводу о том, что конкурентоспособное положение – это совокупность действий фирмы, которые направлены на изменение или удержание занимаемой позиции на рынке.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.