Живопись русского барокко: творчество И. Никитина, А. Матвеева, И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Живопись русского барокко: творчество И. Никитина, А. Матвеева, И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова.

2023-02-16 122
Живопись русского барокко: творчество И. Никитина, А. Матвеева, И.Я. Вишнякова, А.П. Антропова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В России развитие барокко падает напервою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, характерных для католических стран, и обладало рядом национальных особенностей, таких как чувство гордости за успехи государства и народа.

Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена), город Москва.

«Живописец Иван» был основоположником нового времени в русской живописи.

И.Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами. Петр I говорил о нём: «…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры»

Долгое время И.Н. Никитин связан с именем и творчеством его однофамильца. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И.Н. Никитина, круг его работ.

Судьба художника сложилась трагически. Иван Никитич происхождением из семьи священников, близкой ко двору. Детство русского художника прошло в имении Романовых, в Измайлове. Ремесло живописца И.Н. Никитин освоил в Оружейной палате, однако точно это не установлено, так как даже в самых ранних картинах видно влияние европейской живописи. Наставником И.Н. Никитина был голландский гравер А. Шхонебека.

В 1711 г. Оружейная палата переведена из Москвы в новую столицу г. Санкт-Петербург. Так русский портретист уже в Питере работает при типографии. Обучался письму самостоятельно, копируя работы известных иностранных мастеров. Когда была основана рисовальная школа, одним из преподавателей которой стал И.Н. Никитин.

В это время он написал первые работы, принёсшие известность – "Портрет царевны Прасковьи Иоанновны", 1714; "Портрет царевны Натальи Алексеевны", "Портрет царицы Прасковьи Федоровны", 1716. Колорит работ схож с портретами предыдущего века, достаточно тёмный фон, насыщенные цветовые пятна. Плоскостное изображение, отсутствие глубины, условность света и тени. Однако картины отличаются превосходным композиционным решением. Никитину чужда лесть, обычная для парадных портретов того времени.

И.Н. Никитин обучался живописи в Италии, Венеции и Флоренции. По возвращению на Родину он признан мастером живописи, получил звание гофмалера.

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе"). Редкое по живописной силе и свободе полотно, написанное единомышленником, ошеломленным величиной утраты. С этого времени судьба художника развивается трагически, но в это время были созданы лучшие работы. Тёмный и насыщенный колорит приобретает тёплые оттенки. "Портрет канцлера Г. И. Головкина" (1720-е), "Портрет Петра I" (начало 1720-х). Рококо, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1725 г.

Лучшим произведением Никитина является "Портрет напольного гетмана" (1720-е) – образ человека эпохи Петра I.

Портрет решён очень просто. Немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Хотя по костюму видно, что изображенный человек – высокопоставленное лицо, должно быть глава Украины. На самом деле личность его не известна.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток Никитина вместе с братом отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Наверное, он умер где-то на пути к Москве.

Основоположник светской живописи в России. О жизни Андрея Матвеева (отчество его точно не установлено), немного известно, трудно установить, что было правдой, а что легендой. Считалось, например, что талантливого мальчика, рисующего в соборе во время обедни набросок портрета Петра I, приехавшего в Новгород и заметил царь, направил на обучение в Европу, откуда юноша уже вернулся известным русским художником. Если говорить о фактах, то Пётр Великий не был в Новгороде во времена юношества Андрея Матвеева. Известно же, что дарование мальчика было замечено императрицей Екатериной, когда тот с отцом подьячим Матвеевым был призван в Петербург из старых новгородских земель, из Кексгольмского уезда. Андрей был отправлен в Голландию.

Дарования Андрея привлекли внимание государыни, решившей отправить его для обучения в Голландию зимой 1717 года в амстердамскую мастерскую Арнольда Боонена, портретиста, написавшего портрет царской четы. С 16 лет за 100 гульденов в год Андрей обучается как царский протеже. Он был достойным учеником и получал стипендию Екатерины. Андрей Матвеев не дворянского происхождения, но в годы учёбы он не знал нужды, которую испытывали другие пенсионеры в Петровскую эпоху.

Отчёты Андрея Матвеева государыне Екатерине: "Посылается до Вашего царского величества для объявления нечто от учения моего. А именно - портреты Вашего величества, которые я, нижепоименованный раб Ваш, списывал от мастера моего. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Амстердам, октябрь 1720 г.".

Из чего следует, что художник обучался вначале рисованию с оригиналов, копированию.

Затем он пишет самостоятельно – портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекуна петровских пенсионеров. Среди них и живописцы, и граверы, и столяра, и даже корабельные мастера.

Из Амстердама Андрей Матвеев переезжает в Ротердам, затем в Саардам, в Гаэгу (здесь он обучается у Карла Моора) здесь он выполнил копию портрета Моорского Петра I.

Первый шаг по новому пути - портрет Иоганна Ван дер Вурха, опекавшего русских пенсионеров - живописцев, граверов, столяров, фонтанных и корабельных мастеров. Матвеев покинул Амстердам и переехал в Роттердам, затем Саардам, Гаагу, где некоторое время обучался у Карла Моора, подтверждением чему служит исполненная Матвеевым копия мооровского портрета. В антверпенской Академии его награждают.

Вернувшись в Россию Андрей Матвеев становится гофмалером государыни Екатерины. В XVIII веке два придворных художника: И.Н. Никитин и А. Матвеев.

После смерти государыни Екатерины окончилась и благополучная жизнь русского художника. Все ученики возвращены в Санкт-Петербург, в Россию.

Андрей Матвеев рекомендован Меншиковым в Канцелярию от строений. Художник Лул Каравакк даёт задание написать портрет. Он говорит о том, что Андрей Матвеев имеет «большую силу в красках, а не в рисунках». Только после свидетельства Трезини и Земцова, известных архитекторов, признано, что «и в рисунках гораздо искусен». Благодаря чему в 1731 году Матвеев получает звание «живописного мастера». Матвеев приступает к руководству живописной командой Канцелярии от строений.

Но всё же любимым жанром А.М. Матвеева остаётся портрет. В 1728 году им написан портет А.П. Голицыной.

Близкий художнику тип человека, запечатлён на портрете И. А. Ацаретти (1728-32?), итальянского врача, для которого Россия стала второй родиной. Лёгкая и изысканная живопись художника, свободная и непринуждённая.

В 1729 г. Андрей Матвеев женился, и этому событию русское искусство обязано появлением уникального для XVIII в. произведения – «Автопортрета с женой». Воспоминания о подобных портретах Рембрандта и Рубенса, несомненно, вдохновляли Матвеева. Первый в русской живописи парный портрет и автопортрет. Впервые предметом изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами. В Петровскую эпоху этот портрет стал символом всего доброго, что она принесла.

Художник свободно владел принципами создания композиций в барочном духе, его картины отражают теплоту, серьёзность, сдержанность. Такая манера письма характерна для живописи XVIII века.

Педагогический труд русского художника заложил основы новой русской художественной школы.

 

ВИШНЯКОВ
Иван Яковлевич


1699, Москва - 1761, Петербург

И. Я. Вишняков был учеником Л. Каравакка, французского живописца, приглашенного Петром I в Россию. В 1730-е гг. работал в "живописной команде" Канцелярии от строений под руководством А. М. Матвеева, место которого занял после его преждевременной смерти в 1739 г. Из обширного наследия Вишнякова до нас дошли лишь некоторые портреты.

Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную среду, как его современники И. Н. Никитин или А. М. Матвеев, поэтому традиции русского искусства еще допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи с новыми для России западноевропейскими принципами. Вишняков знает об анатомии, но спокойно идет на нарушение ее правил, как в знаменитом "Портрете Сарры Элеоноры Фермор" (ок. 1750); ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермера чрезмерно длинными руками. Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это совершенно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность ("Портрет Сарры Элеоноры Фермор"; "Портрет императрицы Елизаветы Петровны", 1743; "Портрет Вильгельма Георга Фермора", вторая половина 1750-х). Он знает, что узоры на одежде должны следовать за ее складками, но тяга к декоративности побеждает, и растительный узор и цветы на костюмах его персонажей распускаются зачастую как бы поверх складок, не желают полностью подчиняться их изгибам (портреты С. С. и М. С. Яковлевых, ок. 1756; И. И. Коцарева, до 1759, и др.).

Вишняков - мастер психологической характеристики. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Но и костюмы, в которые они облачены, эти изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями различных расцветок и фактур, с их тончайшими вышивками и кружевами, узорами и складками, создающими сложный и изысканный ритм, важны для Вишнякова-живописца ничуть не меньше. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар. Даже руки, столь значимые для большинства портретистов, зачастую становятся у него как бы элементами костюма, подчиняются общему ритму, прячутся в складки.

Это сочетание объемно написанной головы и несколько более плоскостно и декоративно трактованной фигуры в изукрашенном наряде, выступающей чаще всего из темного фона, придает портретам Вишнякова особую прелесть. Он относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность - с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор - одетой во "взрослое" платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками - стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.

А.П. Антропов

Русский живописец Алексей Петрович Антропов родился 14 марта 1716 года в Петербурге в семье народных умельцев. Его дед, Яков Савинов, и отец, Петр Яковлевич, состояли мастерами Оружейной палаты. Позднее отец, прошедший солдатскую службу в лейб-гвардии Семеновском полку, участвовавший в походах Петра I, в том числе в Полтавской битве, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе в качестве слесарного и инструментального мастера, а с 1723 года - в Канцелярии от строений. Туда же, по примеру отца, поступили Алексей Петрович и его братья. В 1739 году будущий художник был переведен в штат Канцелярии от строений к вновь назначенному мастеру живописной команды И. Вишнякову. Вишняков высоко ценил Алексея, и когда понадобилось направить на самостоятельную работу кого-либо из учеников в Киев, то выбор преподавателя пал именно на Антропова. Будучи учеником Вишнякова, Антропов получал самое большое жалованье - 120 рублей.

В 1749 году Антропов был произведен в подмастерья. Художник участвовал в декоративных росписях Зимнего (1744-1745), Летнего (1748), Царскосельского (1749), Петергофского, Аничкова (1750) и других дворцов. Живописные работы Анропова этого периода не сохранились, но существует гравюра Г.Ф. Сребреницкого с портрета купца И.С. Чиркина, которая была сделана с оригинала Антропова. Только она может дать представление о ранних портретных произведениях.

В 1752 году Антропов был переведен в Киев для росписей Андреевского собора. Этой работе художник отдал около четырех лет (1752 - 1756). Антропов писал образы для иконостаса, росписывал купола и стены. При загруженности работой в соборе Антропов находил время и для портретной живописи, выполнив несколько портретов, два из которых - императрицы Елизаветы Петровны.

Закончив работу над росписью Андреевского Собора, Антропов уезжает в Москву, где в течение месяца делает роспись плафонов в Головинском дворце. В это же время Антропов познакомился с фаворитом императрицы графом И.И. Шуваловым и с тех пор всегда пользовался его поддержкой.

В 1758 году Антропов находится уже в Петербурге, имея при себе учеников, одним из которых являлся Дмитрий Левицкий.

Одна из известных работ Антропова - портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урожденной Нарышкиной, с утвердившейся датой исполнения 1754 года. Но многие исследователи творчества художника предполагают, что работа была выполнена во время проживания Антропова в Петербурге.

Несмотря на свою известность, художник продолжал свое образование в области портретной живописи, Он прибегнул к частным урокам приехавшего в Петербург итальянского живописца Ротари. Обучение продолжалось два года. В конце 1759 года Антропов сдает своеобразный экзамен на звание портретиста. Экзаменационная работа - портрет Измайловой.

Позднее художник создает серию портретов: архиепископа Сильвестра Кулебяки, грузинского царя Теймураза Николаевича, атамана Краснощекова, княгини Трубецкой, духовника императрицы Елизаветы Дубянского и других.

В 1962 году Антропов получает должность надзирателя за живописцами и иконописцами с обязанностями писать и поправлять иконы, рисовать чертежи для иконостасов и прочих церковных украшений, писать портреты. В этот период написал множество произведений. Среди них насчитывается несколько копий с Ротари, но в основном это оригинальные работы, исполненные на высоком профессио-нальном уровне, среди которых - портреты княгини А.М. Воронцовой, Павла I в детстве, австрийского посла Лобковича. Антропов приобретает широкую известность в придворных кругах и получает все новые заказы. Для сената Антропов пишет портрет недолго правящего Петра III, причем повторяет его множество раз. К коронации Екатерины II Антропов в числе других живописцев был отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в изображении эпизодов коронования.

В период с 1764 по 1766 год Антропов написал множество копий с портретов Екатерины II и юного Павла, исполненных в основном иностранными авторами. Особое место среди парадных портретов занимает портрет графа Вилима Вилимовича Фермора (1765) - видного государственного деятеля.

С начала 1760-х годов художник работает над серией камерных портретов. Среди них семейные портреты Бутурлиных, статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1764), матери прославленного полководца, портреты неизвестных людей (1765).

Известно, что в этот период Антропов написал 18 икон в иконостасе Златоустовской церкви в Александро-Невской лавре. К сожалению, эти иконы не сохранились. Для анфилады комнат Екатерининского дворца художник написал четырнадцать образов. Из портретных работ второй половины 1760-х известны «Портрет неизвестного в синем кафтане», портреты четы Колычевых (1767-1768), портрет генерал-аншефа И. С. Гендрикова - одного из родственников Екатерины II.

Из фактов личной жизни художника известно, что у него была жена, Елена Васильевна, и поздний, и к тому же единственный, сын Василий, но его судьба неизвестна. 25 декабря 1789 года Антропов организовал частное училище, в котором сам же и преподавал и которому завещал все свое имущество. Умер А.П. Антропов в Петербурге 12 июня 1795 года.

46. Архитектура русского классицизма: творчество И.Е. Старова, Ч. Камерона, Д. Кваренги, В.И. Баженова, М. Казакова.

Из западной Европы классицизм распространяется в Россию, где уже на грани XVIII—XIX вв. принимает своеобразный характер. Наступление классицизма находится в прямой связи с политическими, хозяйственными и культурными реформами, которые начались при Петре I и продолжались в период царствования Екатерины II. Основной чертой русского классицизма было создание многочисленных градостроительных комплексов, использование крупного пространственного ордера, который применялся с необычным чувством, и условий местной среды, и масштаба человека.

В русском классицизме отдаленно проявились отзвуки древнерусской и византийской культуры, а одновременно и русского барокко, который был первой ступенью связи русской архитектуры с европейскими течениями. Примером служит носящая черты и барокко, и классицизма архитектура резиденций в окрестностях Петербурга — Царское село (ныне г. Пушкин) и Петродворец, в сооружение которых, включая обширные окружающие парки, большой вклад внесли итальянцы Б. Растрелли (автор проекта Зимнего дворца в Петербурге) и Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и русский архитектор И. Старов. Главным представителем классицизма в Москве был М. Ф. Казаков — автор проекта зданий Московского сената в Кремле, Голицынской больницы (1801), Московского университета (1785) и ряда летних резиденций в окрестностях Москвы.

Своей вершины русский классицизм достиг в архитектуре новой столицы — Петербурга, который был заложен Петром Великим в 1703 г. Первый (неосуществленный) план города, еще «свернутого» в овальную ренессансную звездчатую систему (1717), разработал А. Леблон. Первыми строителями Петербурга стали Еропкин, Земцов и Коробов. Сегодняшний образ города определился, однако, только в начале XIX в., когда возник основной композиционный скелет города в форме трезубца и многочисленные комплексы на Невском проспекте, Васильевском острове с Биржей (1805—1816) по проекту Тома де Томона, большое здание Адмиралтейства, архитектор которого А. Д. Захаров относится к наиболее значительным представителям русского классицизма, и комплекс Казанского собора (1801 —1811) по проекту А. Н. Воронихина. Развитие классицизма в Петербурге достигает своей кульминации в работах К. И. Росси, который завершает Дворцовую площадь дугой здания Главного штаба (1819—1829) и Сенатскую площадь — зданием сената и синода. Он также автор проекта Михайловского дворца и ансамбля Театральной улицы и Александровского театра. Примерами последнего этапа развития классицизма здесь служат монументальные и стройные Триумфальные ворота, созданные архитектором В. П. Стасовым, и Исаакиевский собор, построенный по проекту А. А. Монферрана во второй четверти XIX в

Старов Иван Егорович

Иван Егорович Старов родился в 1744 году в семье московского дьякона. Начальное образование будущий основоположник русского классицизма получил в школе для детей духовенства, а затем, в 1755 году, его отправили в гимназию при Московском университете. Однако уже через 2 года, в 1757 году, проявившего недюжинные способности к изобразительному искусству Ивана, отправляют учиться в Петербург, в только что образованную Академию художеств, где он постигает азы архитектуры под руководством А. Ф. Кокоринова и Ж.Б.М. Валлен-Деламота.
В 1762 году Старов в числе первых выпускников-золотых медалистов покидает стены альма-матер, затем живет в Париже, где работает в мастерской известного в Европе зодчего и автора выдающихся построек Шарля де Вайи. После художник изучает итальянскую архитектуру, в особенности его интересуют памятники эпохи Ренессанса и античности.
В 1769 году Иван Егорович выполняет свой первый частный заказ – ему было поручено строительство дачи для генерал-прокурора князя Долгорукого. Уже в следующем году архитектор занимается дачей Демидова на Петергофской дороге, а следом по распоряжению императрицы Екатерины Второй проектирует дворцы для усадеб в Бобриках и Богородицке, которые, к сожалению, постигла печальная участь: Богородицкий дворец был сожжен в 1941 году, а Бобринский оказался весьма странной затеей – он практически постоянно пустовал, требовал значительных капиталовложений, а затем и вовсе был разобран на кирпич графом Бобринским, побочным сыном императрицы Алексеем.
С середины 70-х архитектор систематически выполняет строительные заказы Григория Потемкина, работает над реконструкцией Александро-Невской лавры, принимает участие в строительстве Троицкого собора, перестраивает Аничков дворец и возводит в нем парковые сооружения.
Однако наиболее известной постройкой Старова в Питере является Таврический дворец – архитектор не только спроектировал его, но и руководил ходом работ по его возведению и отделке внутреннего убранства.
В 1784 году Иван Егорович назначается главным архитектором «Конторы строения ее императорского величества домов и садов». На этом посту художник работает в Мраморном, Зимнем, Чесменском и Аничковом дворцах. Последней крупной работой Старова стало проектирование большого собора для Казанского женского монастыря.
В 1796 году, после смерти Екатерины Великой, на престол вступает Павел Первый, который своим указом освобождает Старова от занимаемой должности. Так, Иван Егорович остается не у дел.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.