Рационально – идеалистический подход — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Рационально – идеалистический подход

2023-02-16 20
Рационально – идеалистический подход 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При помощи его право воспринимается как идеал, признается существование универсального определения права, выражающее его сущность.

Понятие «право» можно разделить на две категории:

1) Позитивистские

2) Непозитивистские,

в зависимости от трех критериев:

1) Соотношение права и закона;

2) Соотношение права и государства;

3) Восприятие естественных прав человека, как содержание права;

Позитивистское понимание права предполагает, что право и закон отождествляется, а под правом понимаются любые властные акты, исходящие от государства, правовые по формам и процедурам принятия (в позитивизме, право – это закон).

Государство, исходя из позитивизма, первично, так как именно оно создает и охраняет право. Причем само государство этим правом может быть и не связано.

Естественные права человека, если они не закреплены в законе, не признаются.

Непозитивизм различает право и закон. Закон рассматривается как форма, а право как содержание. Сущность права представляется как воплощение в законе справедливости. Право верховенствует из государства, которое должно искать право, найти его и зафиксировать в общеобязательном нормативном акте.


13. Функции, принципы и аксиомы права

Выделяют следующие функции:

- общесоциальные функции (экономические, политические, воспитательная);

- регулятивная - регулирование наиболее важных отношений, координирование и направление поведения их участников для достижения социально полезного результата.

- регулятивно-статическая – выражается в определении правового статуса различных субъектов права, определение границ прав и свобод (например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов);

- регулятивно-динамическая – определяет будущее поведение людей с помощью обязывающих норм (например, возложение обязанности уплачивать налоги);

- охранительная - заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

- оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

 

Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

Общепринятым является деление принципов права на: общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Для теории права наибольшее значение имеют общие принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения.

К числу межотраслевых относятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права:
- принцип равенства сторон — в гражданском и семейном праве;
- принцип неотвратимости ответственности;
- принцип состязательности и гласности судопроизводства.

Отраслевые правовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права:
- принцип равенства сторон в имущественных отношениях — в гражданском праве;
- принцип разделения властей — в конституционном праве;
- презумпция невиновности — в уголовном процессе;
- свобода труда — в трудовом праве;
- презумпция виновности — в гражданском процессе и т.д.

Правовые аксиомы, т. е. юридически значимые положения, принимаемые без доказательств в силу их очевидности и практической целесообразности. Примеры правовых аксиом: в споре должны быть выслушаны обе стороны; нельзя осуждать дважды за одно правонарушение; закон не имеет обратной силы. Правовые аксиомы имеют нормативное значение, т. е. закрепляются в нормах права.

Теории происхождения права

Теория естественного права

Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства.

Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за­ложенные самой природой человека.

На­пример, Цицерон говорил, что закон государства, противо­речащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Логически завершенную форму и распро­странение эта концепция получи­ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.

Фундаментальную разработку эта теория по­лучила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят­ственно осуществляться, источник прав человека находит­ся не в законодательстве, а в самой природе человека.

Основными положениями теории естественного права являются:

» право и закон - не одно и то же;

» законы (писаное, "позитивное" право) созданы законода­телями (людьми) и приняты государственными органами;

» право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

» право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

» фактически право и мораль едины, ос­нову права составляют нравственные ценности;

» не всегда законы соответствуют естественному праву;

» права человека имеют естественный характер, принад­лежат человеку от рождения и не зависят от воли зако­нодателя.

Достоинствами теории естественного права яв­ляются:

~ прогрессивность;

~ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

~ допущение, что официальные законы не всегда соот­ветствуют естественному праву (то есть, нормам справед­ливости).

~ обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.

К основным недостаткам теории естественного права относятся:

· прямое отождествление права и морали;

· противопоставление писаного (позитивного) и неписа­ного (естественного) права, то есть конкретных формаль­но-определенных юридических норм и абстрактных идей;

· преувеличение роли неписаного права;

· различное понимание людьми идей справедливости.

· отрицание роли государства в правотворче­ском процессе.

Историческая школа пра­ва

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народно­го духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы.

Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что:

» право возникает само по себе и формируется посте­пенно (подобно языку и нравам);

» основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

» официальные законы являются юридическим оформле­нием (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

К достоинствам теории права можно отнести те фак­ты, что:

~ обычай действительно предшествовал появлению права;

~ принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные осо­бенности;

~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на есте­ственность развития права.

Главным недостатком теории является ее обра­щенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.