Виды святоотеческого толкования Св. Писания (буквальное, типологическое, тропологическое, аналогическое). Использование и толкование ветхозаветных библейских текстов в православном богослужении. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Виды святоотеческого толкования Св. Писания (буквальное, типологическое, тропологическое, аналогическое). Использование и толкование ветхозаветных библейских текстов в православном богослужении.

2023-02-07 33
Виды святоотеческого толкования Св. Писания (буквальное, типологическое, тропологическое, аналогическое). Использование и толкование ветхозаветных библейских текстов в православном богослужении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Экзегетика – толкование.

Способы толкования:

1) Буквальный. Если речь идёт о прошедших событиях, то это толкование буквально-историческое; если говорят о событиях грядущих – например, сообщается, что какой-то город будет разрушен, - то речь идёт о буквально-пророческом смысле.

2) Аллегорический (иносказательный, символический). Используется там, где буквальное прочтение невозможно или нелепо. (псалом 68: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]» - в смысле скорби и бедствия)

3) Типологический (прообразовательный) – история ВЗ рассматривается как длительный процесс приготовления к пришествию в мир Спасителя. Повествования о различных событиях Церкви Ветхозаветной подразумевают и раскрывают в себе события Церкви Новозаветной. Например: Мелхиседек, царь Салимский и священник Бога Всевышнего, вышел на встречу Аврааму, возвращавшемуся после победы над союзными царями, вынес ему хлеб и вино и благословил Авраама. Со своей стороны Авраам пожертвовал Мелхиседеку десятую долю из добычи. Ап. Павел: Мелхиседек – прообраз Иисуса Христа. Переход израильтян через Красное море – прообраз крещения.

4) Тропологический (нравственный) – делается акцент на нравственном и догматическом смысле Писания, проповедь святых отцов как способ толкования

5) Аналогическое (мистическое, духовное) - Духовное осмысление текста становится уроком в оценке прошлого и для созидания будущего. Понимание военных поражений и порабощений народа Израиля как следствие отпадения от Бога.

 

Книги Ветхого Завета звучат в Церковном богослужении в качестве паремий, которые поются на великих вечернях в праздники с полиелеем или бдением, на часах в дни св. Четыредесятницы, на Царских часах на кануне праздников Рождества, Богоявления и Пасхи и также на некоторых молебнах. Эти чтения помогают раскрыть смысл события и его значение, напоминают его ветхозаветные прообразы, а иногда воспринимаются, как наставления от лица воспоминаемого святого.

В великий пост на вечернях прочитывается почти вся книга Бытия.

Также на всех службах мы обязательно читаем псалтырь.

Творение Богом мира духовного и материального. Шесть творческих дней. Создание Богом человека. Образ и подобие Божие в человеке. Человек до грехопадения. Грехопадение, его причины и следствия. Первоевангелие.

 

 

1 день СВЕТ (не зависящий от солнца) 1. В начале сотворил Бог небо и землю. «Берешит бара Элогим». Бара – с евр. сотворил что-то новое, толкователи указывают что означает «из ничего». Сотворил в един. числе, Элогим – Боги во мн. числе. Под небом – понимают сонм ангелов, под землей – некую материю, из которой потом творил дальше. 2. Дух Божий носился над водою. Дух божий оживотворял безжизненную материю. «вода» - обозначает неустойчивость, неуплотненность первосотворенного вещества. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. «Сказал – рече» -1. Мысль, намерение, хотение Божие, 2. Слово Божие, вторая ипостась Бог. 4 день СВЕТИЛА (Солнце, Луна, Звезды) Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать землю, полагать различие между днём и ночью, таковы, в частности, солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить "знамениями" т.е. указателями тех или других естественных яв­лений и перемен в природе
2 день ТВЕРДЬ (видимое небо) 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. во второй день творения является наша планета Земля, называвшаяся в библейском тексте "водою", "которая под твердью" и видимое небо "твердь". 5 день ВОДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ и ПТИЦЫ В пятый день творения являются первые живые обитатели земли. Творение первой живой души. Здесь во второй раз употребляется глагол "бара", т.е. творение без готового материала, творение животной жизни "из ничего". В этот день явились пресмыкающиеся и птицы. Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
3 день СУША образуются - океаны, моря, озёра, реки и является суша с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр. Затем, по слову Господа, земля производит рас­тения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: "былие травное" (зелень, трава), растения, "сею­щие семя по роду и по подобию" и "деревья плодовитые" (высшие роды растений). 6 день ЗЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ЧЕЛОВЕК 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. Затем был создан (бара) человек. Человек был создан особым образом. Рыб произвела вода, животных – земля, а человека Бог сотворил сам из праха земного. Перед этим был внутритроичный «совет Божий».«Сотворим человека по образу и подобию Нашему». Образ – в свойствах и силах человеческой души. Подобие – в направленности сил человеческих к Богу, в свободном развитии до уподобления Богу. Но далее говорит, что сотворил человека по образу, толкователи понимают, что человек должен достигнуть подобия своими силами. После сотворения Бог дает человеку первые заповеди.

О высоких преимуществах природы человека сви­детельствует то, что во-первых, создание человека совершает­ся после особого божественного совета, во-вторых, человек творится по образу и подобию Божию, и наконец, поставляется господином и владыкою всей земли и всех сотворенных тварей.

О самом акте творе­ния сказано: "И сотвори ("бара") Бог человека (евр. "адам"), указывая этим, что создание человека было новым творческим актом: подобно первоначальному творению и животной жизни вообще.

«вдохнул дыхание жизни» - человеческая душа божественна по естеству, но по природе тварна; даровал благодать.

«и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.» Выражение "Бог почил от дел Своих" нельзя понимать бук­вально. Покой, по отношению к Богу, означает окончание дел творения. Но если дела творения закончились шестым днем, то не кончились дела промысла Божия о мире. Только промыслительная божественная деятельность проявляется не в созидании но­вых видов творения, а в сохранении сотворенного и в премуд­ром устроении его дальнейшего существования. Седьмой день - день покоя Творца, выделяется из среды других дней тем, что Господь благословляет и освящает его.

Для обитания человека Господь назначил рай, прекрасный сад, созданный особенным действием всемогущества Божия.

Среди многочис­ленных прекрасных райских деревьев были насажены Богом два особенные дерева - древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого древа были предназначены для поддержания в че­ловеке бессмертия по самому телу. Древо же познания добра и зла были избраны Богом как орудие и средство испытания и вос­питания человека в послушании Богу. «Добро и зло» - идиома «всё», «познание» - обладание. Тот, кто вкушает – обладает всем. Изучая предметы и явления природы, человек мог опытно познавать со­вершенства Творца, Его премудрость и благость и тем научать­ся благоговеть пред Ним и любить Его. Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил, Бог преподал человеку заповедь не вкушать от древа познания добра и зла.

При искушении жены через змия, хитрейшего из всех жи­вотных, действовал диавол и змий был только ору­дием искушения. Змей, диавол – «отец лжи», не сразу открыто лжет он, по капли примешивает ложь к правде, тем самым запутывая жену. «Не смертию умрете» - змей выставляет Бога лжецом. «И будете вы как Боги, познавшие Добро и Зло» - змей пробуждает в жене гордость, желание сравниться с Богом. Жена видит, что «Дерево хорошо для пищи и вожделенно для глаз – похоть плоти, очей, страсть к наслаждению. Диавол приводит к тому, что богами (научил многобожию) можно стать без Бога и без труда, сразу здесь и сейчас посредством какого-то дерева. Грех не послушания. Змей искажает образ Бога в сердце человека, представляя его лживым и ревнивым.

Бог создал человека, чтобы человек постепенно развивался и достигал подобия Божиего в труде и саморазвитии. Грех состоял в том, что человек решил достичь этой цели без труда, сразу же, не путем Бога, а своим путем. Он усомнился в авторитете самого Бога. Люди хотели стать как Боги, но ощутили свой позор (увидели, что они наги). Они отделились не только от Бога, но и от друг друга, а взгляд чужого человека приводит к стыду.

И воззвал Господь к Адаму: «Где ты?». Бог по любви своей, дает возможность человеку открыться и раскаяться. Но Адам пытается оправдать себя, сваливая всю вину на жену, и косвенно на самого Бога «Жена которую ты мне дал». А жена обвиняет змея. Не услышав раскаяния, Бог осудил всех участников.

Собеседование Бога: «Адам стал как один из Нас зная добро и зло» - сожаление Бога о человеке, ирония (Максим Исповедник), напоминание об искушении змея.  «..как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил и не стал жить вечно…». Поскольку Адам уже некоторым образом утвердился во зле, причастие вечной жизни для него будет губительным, потому что тогда он вполне уже может идти по пути не богоуподобления, а диаволоуподобления, все более и более совершенствуясь в делании зла.

«Кожанные одежды» - ограждённость человека от общения с духовным миром. По буквальному толкованию, была принесена первая жертва после изгнания из рая, которой Адам был научен Самим Богом, и из шкур жертвенных животных была сделана одежда.

ПЕРВОЕВАНГЕЛИЕ: обетование о спасителе. «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». «Семя жены» - Спаситель. Семя змия – бес и злые люди. « И оно будет поражать тебя в голову» - окончательное поражение. « А ты будешь жалить его в пяту» - Дьявол не может принести большой урон человеку.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.