Князь Николай Давидович Жевахов — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Князь Николай Давидович Жевахов

2023-02-07 19
Князь Николай Давидович Жевахов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Видный церковный деятель Николай Давидович Жевахов (1872–1947) по отцовской линии происходил из грузинского княжеского рода, мать была из знатной черниговской фамилии Горленко, славной святителем Иоасафом, чудотворцем Белгородским. Юрист по образованию, Николай Давидович долгие годы служил чиновником в Государственной канцелярии, одновременно глубоко интересуясь православной жизнью России. В августе 1916 года князь Жевахов был назначен товарищем обер-прокурора Святейшего Синода — оставался на этом ответственном посту вплоть до начала Февральской революции. После ареста и допросов над ним нависла угроза тюремного заточения. Лишь по милости Божией Николай Давидович избежал узилища. Начались горестные скитания по стране. Одно время князь нашел себе приют на Монастырщине, под Киевом. Но и сюда докатился погром.

В середине января 1920 г. Николай Давидович вместе с беженцами отплыл на пароходе «Иртыш» в Константинополь. Но жить возле Святой Софии пришлось недолго, в феврале 1921 года он переехал в Сербию, где и обосновался. Сербский период жизни Николая Давидовича отмечен значительным творческим взлетом — здесь он написал три тома своих воспоминаний. К сожалению, напечатаны из них только два («Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода». T. I. Мюнхен, 1923; T. II. Новый Сад, 1928). В его книгах с убедительной прямотой отображена церковно-общественная жизнь России перед началом Первой мировой войны, во время той войны, а также в пору революционного лихолетья, когда страна подверглась жертвенному уничтожению. Перед читателем предстал не просто свидетель трагических событий, а ревностный защитник веры православной, инициативный государственник и безстрашный разоблачитель врагов Отчизны. «Воспоминания» князя Жевахова — один из самых ярких документов эпохи. Вместе с тем его книги — подлинная сокровищница образов, включая Государя, Государыни, церковных деятелей и духоносцев. Несколько незабываемых страниц автор посвятил Оптиной Пустыни, ее подвижникам, сострадавшим народному горю и молитвенно звавших Россию встать на пусть спасения.

В начале 1930-х годов князь Н. Д. Жевахов переехал на жительство в Италию. Обосновался на Никольском подворье в Барграде (Бари), выстроенном тщанием Императорского Палестинского общества в первые годы XX века. В строительстве Подворья в свое время непосредственно участвовал и сам Николай Давидович. Но теперь у Подворья уже не было никаких средств. Перед эмиграцией возникла труднейшая задача сохранить в неприкосновенности святыню, не допустить ее передачи в собственность безбожникам, изыскать необходимые средства к существованию православной общины. Князь Н. Д. Жевахов, как глава Никольского подворья, обращается за помощью к известной благотворительнице русского зарубежья княгине Марии Павловне Демидовой (ск. 1954), неустанно помогает многим изгнанникам из России. И на этот раз княгиня на просьбу русского прихода откликнулась пожертвованием. Жизнь Подворья продолжалась.

В Италии князь Жевахов пишет обширный очерк «Сергей Александрович Нилус» — издан отдельной книжкой в сербском городе Новый Сад в 1936 году и вскоре переведен автором на итальянский язык (Рим, 1939). Тогда же князь Жевахов перевел на итальянский язык «Беседу преп. Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о цели христианской жизни», открыв для итальянцев драгоценную жемчужину старческого духовного опыта. Благодаря усилиям Жевахова Никольское подворье в Бари оставалось неприкосновенной святыней вплоть до окончания Второй мировой войны. Умер Николай Давидович в 1949 году, похоронен в Барграде.

А. Н. Стрижев.

 

Александр Стрижев . По следам Сергея Нилуса

 

Двадцать лет тому назад, в самом начале 80-х годов XX века, имя Сергея Александровича Нилуса не произносилось на родине — так прочно изгладилось из памяти лихим временем. И когда начинались мои разыскания, то первое, что надо было отыскать, так это его книги. Доставались они с неимоверным трудом. Потом их тайно копировали и читали в узком кругу приятелей. Занимаясь еще и биографией писателя, мне посчастливилось тогда же посетить места, связанные с жизнью и творениями Сергея Александровича. Радуясь каждой такой встрече, я тут же припоминал и некоторые подробности его занятий в тех или иных местах, и соответствующие отметинки в творческой биографии. Освоение материала велось как через прочтение текстов, так и через зрительные образы. Публикуемые ниже очерки писались мною тогда совсем не для печати (о ней и не помышлялось), а лишь бы с ними ознакомить моих друзей. Оттого-то и форма изложения выбрана произвольная — позволяла забытые, совершенно новые для той поры, сведения вживлять в ткань изложения, причем вживлять возможно естественнее.

Впоследствии путевые очерки в нетронутом виде, как сложились когда-то, публиковались в альманахе «К свету!» (№ 3, 1993), а также были изданы и отдельной книжкой, в 1999 году. Не подгоняя написанное к нынешнему, возросшему уровню нилусоведения, я оставил очерки ровно такими, какими когда-то давал их на прочтение своим приятелям. Ведь всё запечатленное тут — тоже отметинки, только принадлежат они другому времени. Но и оно подвигало людей дорожить учительной и духовной литературой, вечно живым Православием.

 

Предисловие 1993 года

 

Готового жизнеописания Сергея Нилуса покуда нет. Но оно возможно: свежа память о внешнем бытии этого человека, пробужден живейший интерес к его внутреннему деланию и, наконец, сам он оставил о себе многочисленные подробности. Стоило бы сесть и осмыслить год за годом многотрудную жизнь и достопамятные постижения духовного писателя. И будет так, несомненно.

А вот пока — на подступах к теме. Ниже представлены дневниковые записи, веденные мною при посещении мест, связанных с Нилу-сом, некоторые рассуждения о Саровских находках Сергея Александровича (очерк написан первым, в августе 1985 года, когда мне мало что было известно из биографии столь близкого по настроению человека). Теперь материал скопился и поступления будут ещё. Не дожидаясь более благоприятной поры и не рассчитывая на скорое создание всеобъемлющего жизнеописания Сергея Нилуса, предложу вниманию благочестивого читателя пока что эти фрагменты.

Помоги, Господи, начать!

 

Дивен Бог во святых Его! По молитвенному предстательству перед Господом Преподобного Серафима Саровского с сонмом других угодников ныне на Руси происходит пробуждение нашего долготерпеливого народа, всё более осознающего промыслительный путь своей истории, страдальческий и горький. Как признак осознания своего исторического пути, следует рассмотреть заглавное явление последнего времени — возрастающую тягу к духовным сокровищам Отечества. Совершенно отчетливо определилась и линия на возвращение отнятых у народа имен. Среди них в первом ряду имя Сергея Александровича Нилуса (1862–1929).

Это был выдающийся духовный писатель, оставивший в назидание потомству шесть томов своих произведений. Скоротав молодые годы по стихиям мipa, он уже в зрелом возрасте припал к живительным источникам Православия, принял обращение в стенах величайших русских святынь — сперва у раки Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре, затем в Саровской обители, излучавшей святость во все пределы земные. Огромное влияние оказал на него Кронштадтский пастырь Иоанн Сергиев, Всероссийский молитвенник и Чудотворец. Всё это проникновенно описано самим Нилусом в книге «Великое в малом», выдержавшей при жизни автора четыре издания; первое было в 1903 году.

А затем — Оптина, «Калужский Саров». Здесь Сергей Нилус, как рыбарь, сидящий на берегу Божьей реки и улавливающий в свои сети дары благодати Духа Святаго. Два тома сочинений так и называются — «На берегу Божьей реки». Разбирая богатейший Оптинский архив, писатель бережно извлекает из него свидетельства прозорливцев, богомысленных странников и учительных старцев. Эти материалы составили ещё две книги — «Сила Божия и немощь человеческая» и «Святыня под спудом».

После отъезда из Оптиной в мае 1912 года — Валдай, с его Иверским монастырем, воздвигнутым стараниями Патриарха Никона. Обитель славилась подвижниками и тайнозрителями. Здесь Нилус продолжил разрабатывать основную тему своего творчества — апокалипсические события грядущего времени. «Сынами погибели» назовет он людей, идущих путем гордыни и идолослужения. Чтобы спастись, надо вернуться от нечестия к чистоте, воскресить в себе величие Богосыновства. Всё это, и надвигающаяся кара искупления описаны в «Близ есть, при дверех» — самой провидческой книге писателя, вышедшей в свет в январе 1917 года.

Революция застала Нилуса на Украине, подвергнув его жесточайшим испытаниям. Гонения, преследования, обыски — всё было, и что ни год, то строже. Но не пресеклись писания, не впал в уныние одухотворенный человек. За чтение и хранение его книг расстреливали, а он, создатель их, укрепляясь молитвою, продолжал писать о чудотворениях, как проявлении Воли Божией; о спасительной силе покаяния при тяжких несвободах, в каких оказался народ; о Церкви — водительнице совести. Эти писания впоследствии составят вторую часть книги «На берегу Божьей реки».

Кончина Сергея Александровича Нилуса последовала 14 января 1929 года, в канун дня блаженной памяти Преподобного Серафима Саровского, к всенародному почитанию которого он так много сделал. Останки писателя почивают в селе Крутец, в четырех верстах от Александровской слободы — вотчины Грозного.

Казалось бы, какие ещё новые страницы Сергея Нилуса можно отыскать, если и все старые его, известные, тщательно уничтожались? Прополка библиотек чаще всего как раз и велась на уничтожение такого рода изданий. Пропалывали и архивные фонды. И всё же уцелели пророческие письмена Нилуса, не исчезла и живая память о нем. По следам Сергея Нилуса привелось мне пройти в самую раннюю пору поисков сведений об этом замечательном человеке. В путевых записках как раз и запечатлены вдохновения, радости и горести, испытанные мною тогда на просторах России. Самой большой удачей надо считать отыскание могилки Сергея Нилуса. Как это было — читатель узнает из очерка «Могилка найдена!».

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.