Последние годы жизни С. А. Нилуса — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Последние годы жизни С. А. Нилуса

2023-02-07 22
Последние годы жизни С. А. Нилуса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Чудо Преподобного Серафима Саровского. Смерть С. А. Нилуса

 

Хранимый Богом, С. А. Нилус и после революции продолжал жить в имении своих друзей, занимая небольшой двухэтажный домик в глубине тенистого парка. В верхнем этаже домика помещалась домовая церковь и покои схиархимандрита N[45], бывшего настоятеля одного из соседних монастырей, разоренных большевиками, в нижнем этаже жил С. А. Нилус с женою. Там же помещалась и сестра владельца усадьбы, вынужденная скитаться по разным местам России, спасаясь от преследований большевиков. О том, как протекала их жизнь, свидетельствуют письма С. А. Нилуса и его жены за это время. Так, 23 сентября (5 октября) 1921 года С. А. писал своей племяннице: «…Что мы пережили за время нашей разлуки, ты легко себе представишь, зная, что мы живем на пути всех катившихся чрез нас волн нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. По воле Божией и под покровом Божией Матери мы доныне не только целы, но даже благоденствуем. Ты подумай только: служит (когда может) и живет у нас второй год (в твоей комнате) схиархимандрит N, ему сослужит иеромонах о. С (из той же обители N), очень хороший и усердный священнослужитель, при них келейник Григорий, чудесный малый[46]. В доме у нас масса паломников (иногда заночевывает 30–40 человек), и мы ни разу ни в чем не имели нужды, несмотря на многократные посягательства на наше благополучие со стороны внешних… Но мы все внешние злоключения почитаем за ничто, так явно велика над нами милость Божия, в прах пометающая все козни вражии. Вот тебе вмале и вкратце вся наша жизнь, как явное и дивное свидетельство тому, что Христос вчера, днесь и во веки — Тот же…».

Того же дня его жена, Елена Александровна пишет: «…У нас бывает четыре раза в неделю обедня[47]. Много постоянно причастников, многие соборуются, одним словом, жизнь церковная полна. Это такая отрада. Бывает много священников, например, 19 июля, без всякого приглашения, явилось их четверо, и семь человек певчих, а народу — тьма. Такой себе батюшка Серафим устроил в свой день праздник!»

Как ярко отразились здесь не только неизреченная милость Божия, но и Божие всемогущество, пред которым ничтожны все сатанинские козни и ухищрения!..

В то время как держатели «Протоколов» расстреливались на месте, а книга, приобретавшая всё большую известность, переводилась на всевозможные европейские и азиатские языки, распространяясь по всему свету и скопляя вокруг себя бешеную ярость и сатанинскую злобу мирового еврейства, С. А. Нилус продолжал жить в усадьбе, захваченной евреями, в одном из ее флигелей, где, вдобавок ко всему, совершалась ежедневная Литургия благостным старцем-архимандритом, нашедшим там приют! Не только усадьба была захвачена евреями, но и все соседние помещичьи усадьбы находились в их руках, а в селе бушевал местный совдеп, состоявший из преступников, возглавляемых евреями, но никто из них не чинил С. А. Нилусу ни малейшего безпокойства, ибо, разумеется, не подозревал в нем издателя «Сионских протоколов», которого одни считали давно умершим, а другие считали даже мифическою личностью.

В том же 1921 году С. А. Нилус писал: «…Сейчас среди „избранного“ народа что-то происходит; на весь их народ начиная с восьмилетнего возраста наложен в каждый четверг пост, и „старцам“, 12-ти человекам на чреду, предложено неким великим раввином производить по синагогам и хедерам день и ночь моления о скорейшем явлении Мессии. Или у них „он“ уже есть и должен явиться в ближайшем будущем, или у них что-то не вышло, не выгорело, — одно из двух…»

Я не имею дальнейших подробностей, но их и нельзя было получить, ибо писал С. А. редко, так как вся корреспонденция перлюстрировалась, и требовалась величайшая осторожность при сношениях с людьми, жившими за границею. Подлинным чудом Божиим являлся самый факт пребывания С. А. Нилуса в насиженном месте, и притом в условиях исключительного благополучия.

Чудесно хранимый Богом, С. А. Нилус прожил в усадьбе около 6 лет после революции, предаваясь обычным своим занятиям и даже переписываясь через третьих лиц со своими друзьями за границею. Затерянный в глубине большого тенистого парка усадьбы домик, приютивший в своих стенах С. А. Нилуса, мало кому был даже известен, обитатели его не имели никакой надобности отлучаться из него, ибо всё требуемое для жизни имели при себе, питаясь домашней птицей и огородными продуктами, плодами с деревьев и ягодами и не испытывая недостатка в продовольствии… Но враг не дремал. Тот факт, что в усадьбе оставались «паны», хотя и выселенные из главного дома, но продолжающие жить в одном из флигелей, мутил представителей местного совдепа, и на совещании злодеев было решено убить всех живущих в садовом домике.

Такое решение отнюдь не имело в виду личности С. А. Нилуса, о существовании которого, повторяю, злодеи даже не знали, а было направлено против «господ», как таковых, сделавшихся для крестьян вследствие еврейской пропаганды до того ненавистными, что одно упоминание о них, хотя бы то были и их бывшие благодетели, уже вызывало бешеную ярость, требовавшую выхода. Возможно, что и помянутое решение было продиктовано пароксизмом такой ярости.

Нужно сказать, что в описываемое время почти каждое село было переполнено беглыми каторжанами и дезертирами с фронта. Красноармейцы являлись хозяевами села, и пред ними трепетали не только запуганные крестьяне, но и те сельские «власти» из юрких еврейчиков и бандитов, которые никому не подчинялись и никого не боялись.

В назначенный час, в темную ноябрьскую ночь 1921 года, банда из восьми красноармейцев под предводительством местного бандита, вооруженная ружьями и ножами, забралась в парк и, крадучись в кустах и озираясь по сторонам, стала медленно приближаться к садовому домику, решив в первую очередь убить престарелого схимника-архимандрита.

Но чем более они приближались к дому, тем явственнее слышали звуки колотушки ночного сторожа, который ходил вокруг дома и усиленно колотил деревянной рукояткой, с привязанным к ней шариком. Злодеи решили выждать, пока сторож уйдет, и были весьма озадачены встретить в лице сторожа охрану, существования которой не предполагали.

Было ветрено и холодно, злодеи прождали свыше часа и, сидя в кустах, окоченели от холода, то и дело согреваясь водкой… Прошел еще час, а старичок сторож всё не уходил, а как бы с новыми силами, всё усерднее колотил своей колотушкой и ходил вокруг дома. Перепившиеся злодеи окончательно захмелели и проснулись лишь на рассвете, когда приведение в исполнение их преступного замысла казалось уже рискованным. Они решили повторить попытку следующею ночью… Казалось, всё благоприятствовало им. Вместо вчерашнего ветра и мороза стояла чудная погода, было тихо, почти тепло, ярко светила луна, всё вокруг было погружено в глубокий сон, но… ненавистный старик-сторож и на этот раз продолжал безстрашно ходить вокруг дома и усиленно колотил своей колотушкой, точно сзывая на помощь, точно издеваясь над преступниками..

— Чего смотреть, — вдруг скомандовал главный вожак, теряя терпение, — нас десять, а он один, идем!..

И злодеи, с ружьями на плечах, ободренные командою и уверенные в победе, направились к старику, не считая более нужным прятаться от него. Они были уже на расстоянии нескольких шагов от него и могли хорошо рассмотреть его. Это был тщедушный сгорбленный старик с белой бородой, уверенно ходивший вокруг дома и не проявивший ни малейшего смущения и робости при их приближении.

— Хватай его, — скомандовал раздосадованный атаман шайки злодеев и, приблизившись к старцу, со всего размаха ударил его топором по голове…

Удар пришелся по воздуху, старец исчез, а злодей замертво упал на землю, потеряв сознание… Смертельно перепуганные товарищи-злодеи бросились к своему атаману, не подававшему признаков жизни, и унесли его домой.

Прошло несколько дней, но никто из обитателей дома даже не догадывался о своем чудесном спасении от угрожавшей каждому из них смерти. Никто бы, верно, и не узнал о покушении, если бы к схимнику-архимандриту не явилась жена злодея и не рассказала о преступлении. Бросаясь на колени и заливаясь слезами, несчастная женщина взваливала всю вину на черта, попутавшего ее мужа, взывала о помощи лежавшему в параличе мужу и просила вымолить у Бога прощение его страшному греху.

— Если бы не сторож, — говорила она, заливаясь слезами, — то злодеи поубивали бы вас всех; только он, спасибо ему, спас и вас от смерти, и душу злодеев от вечной гибели…

— Какой сторож? — в недоумении спросил архимандрит.

— Да тот, что всю ночь не смыкая глаз ходил вокруг дома и колотил стуколкой…

— Что ты, Господь с тобою, — ответил архимандрит, — какие теперь сторожа и кто их теперь держит?! Мы прячемся от людей, скрываемся от них, боимся, чтобы большевики не добрались до нас, а ты говоришь о стороже, какой всю ночь колотил стуколкой… Никакого сторожа у нас нет и не было…

— А он, когда покаялся, так только и говорит о стороже и сейчас то и дело вспоминает о нем… Да вы, батюшка, сами расспросите его, — просила женщина.

— А как же расспросить, если лежит разбитый? — спросил архимандрит. — Разве говорить может?

— Может, — ответила женщина, — он и видит, и слышит, и языком ворочает, и все понимает, только ни руками, ни ногами двигать не может и лежит как колода, так что и отойти от него невозможно, всех посвязывал и на работу не пускает, — рассказывала сквозь слезы готовая впасть в отчаяние несчастная жена злодея.

— Принесите его сюда, пусть исповедается и причастится, приложится к образу угодника Божия преподобного Серафима, и Господь развяжет его, — сказал архимандрит.

В тот же день разбитый параличом злодей был принесен на носилках в храм и, прежде чем приступить к исповеди, архимандрит подошел к нему с иконою святого Серафима, прося приложиться к ней.

Глаза злодея встретились с глазами благостного старца Божиего угодника Серафима, и… истерический крик огласил маленькую церковь.

— Он, он! — кричал несчастный злодей, узнав в лике преподобного Серафима старичка-сторожа, ходившего с колотушкой вокруг садового домика и охранявшего его. Слезы умиления градом покатились из его глаз, а любовь Божия не только исцелила его мгновенно, но и совершенно его преобразила. После Литургии, удостоившись причастия Святых Таин, он еще долго оставался в храме и подробно рассказал всем присутствовавшим о чуде преподобного Серафима, после чего был совершен благодарственный молебен Преподобному за чудесное спасение от смерти живущих в доме. С. А. Нилус подробно описал это чудо.

Это потрясающее свидетельство безмерной милости и близости Господней к грешному человеку быстро распространилось по всей округе, передавалось из уст в уста и не только не обострило отношения местного совдепа к С. А. Нилусу и прочим обитателям садового дома, а, наоборот, надолго обуздало зверские инстинкты черни.

В другой раз злодеи подговорили местных крестьян разгромить усадьбу, но также потерпели неудачу. Об этом факте мне сообщила гостившая в то время у Нилусов их племянница, письмом от 21 мая 1922 года, описывая загробное явление своей матери.

«Когда зимою в усадьбу должны были явиться крестьяне громить нас, о чем нас известили, она накануне этого извещения предупредила свою кузину (Е. А. Нилус) и сказала, чтобы мы не безпокоились. Мы тогда все причастились и оделись потеплее в ожидании, что нас всех выгонят и убьют. Но в последнюю минуту погром был отменен…».

К этому времени относится и письмо С. А. Нилуса к своей племяннице от 16/29 июля 1922 года.

«… Писал ли я тебе про массовое обновление старых икон, чему мы были сами многократно изумленными свидетелями?! Весь прошлый год прошел у нас в Малороссии в этом сплошном чуде. Обновлялись целые церкви, кресты и купола позолоченные на храмах и колокольнях… В Ростове-на-Дону обновился собор и много церквей. У нас по деревням и хуторам не было почти дома, где бы не совершилось подобное чудо, где бы по крайней мере о нем не говорили; становились в тупик пред ним даже самые ярые гонители Христовой Церкви, даже жиды предпочитали умолкнуть…».

Невероятно, чтобы такого рода письма доходили в целости за границу, но, поистине, всё возможно Богу, и из России, несмотря на чрезвычайную бдительность и перлюстрацию, получались письма еще более откровенного содержания, но… Европа им не верила, — до того невероятными они казались.

Прошло еще два года после описанного чудесного спасения С. А. Нилуса. Завоевания революции всё более углублялись. Дорезывались последние остатки интеллигенции. Обитатели садового домика, будучи принудительно выселены, разбрелись в разные стороны. Старичок схиархимандрит вернулся простым послушником в свой бывший монастырь, разграбленный и опустошенный, и вскоре Господь призвал его к Себе. С. А. Нилус очутился в соседней губернии, где продолжал жить никому не известным бездомным старцем, терпевшим нужду и лишения, в то время как «Протоколы», переведенные к тому времени на все существующие языки и расходившиеся в миллионах экземпляров по всему свету, обогащали издателей, наживавших на них огромные деньги.

Осенью 1924 года С. А. Нилус был арестован и заключен в тюрьму. Подробностей этого ареста нет, но из кратких частных писем можно было заключить, что большевики или не установили прикосновенности С. А. Нилуса к «Протоколам», или не решилась предъявить к нему обвинения в их издании, дабы не рекламировать книги, какую они тогда особенно упорно замалчивали. Из письма Е. А. Нилус видно, что большевики не нашли у С. А. ни контрреволюционных преступлений, ни вмешательства в политику и что прокурор дал благоприятное заключение по делу. И, действительно, чудо совершилось, С. А. Нилус был выпущен из тюрьмы и вскоре выехал в другой город.

В 1927 году, в первый день Святой Пасхи, С. А. Нилус был вновь арестован. На этот раз, казалось, не было надежды на спасение, однако Господь снова помиловал Своего верного раба и по освобождении от ареста С. А. Нилус вынужден был вновь переменить свое местожительство, уехав в одну из северные губерний. Это было в 1928 году.

Как сложилась его жизнь в этот период времени, неизвестно, но в конце 1928 года С. А. Нилус опять был на новом месте, вблизи Москвы[48]. К этому моменту его здоровье было уже окончательно разрушено. Периодические аресты, коим предшествовали всякого рода обыски и выемки, вечный страх не столько за себя, сколько за близких, физические лишения и гнетущая борьба за существование — всё это настолько надломило здоровье С. А. Нилуса, что обмороки и сердечные припадки стали чуть ли не ежедневным явлением.

1 января 1929 года С. А. Нилус, перемогая себя, с великим трудом, отправился в церковь, где удостоился причастия Святых Таин. По возвращении домой его постиг обморок, после которого он с трудом пришел в себя. В пять часов пополудни, в тот самый момент, когда начали звонить ко всенощной по случаю памяти преподобного Серафима Саровского, обморок повторился, и С. А. Нилус скончался.

Господу Богу было угодно призвать к Себе Своего смиренного раба как раз накануне дня преподобного Серафима Саровского, которого так горячо любил и благоговейно почитал почивший.

Скончался С. А. Нилус вблизи Москвы, не подозревая о том, что изданные им «Сионские протоколы» уже распространились по всему свету и дали ему мировую известность и славу.

Мир праху твоему, честный и смелый защитник гонимой Правды, и да будет вечная память о тебе источником вдохновения в борьбе с мировым злом международного еврейства!

В заключение настоящей главы приведем воспоминание о супругах Нилусах одной близко стоявшей к ним женщины.

 

«Великий молитвенник Земли Русской, отец Иоанн Кронштадтский лично знал и любил супругу С. А. Нилуса. Когда он их встретил на Волге после их свадьбы, он поклонился ей и сказал: „Благодарю тебя, что ты за него вышла замуж“. Это был, кажется, единственный человек, который ее поблагодарил. Остальные так злобно относились, так глумились над ними и их браком, что им нельзя было оставаться в Петербурге[49]. Про него говорили, что он безнравственный проходимец, который на ней женился, чтобы пробраться во дворец, а про нее, — что она на старости с ума сошла. Оба были жертвами страшных и злобных клевет. Даже родственники не бывали у них в доме. Одна я постоянно у них гостила и спорила со всеми остальными, стараясь их защитить. Сколько я огорчалась и скорбела, когда их при мне поносили. Ведь я знала, что они не только просто хорошие, но праведные люди.

В доме у них царила прямо благодать Божия; это чувствовалось при входе в дом. Всегда царствовала радость, никто не ссорился. У С. А. Нилуса был пламенный дар любви ко всем и каждому. При мне был случай, когда явился какой-то большевицкий комиссар, с нахальным видом осматривал дом. Конечно, шапки не снял и имел вид очень грубый. С. А. повел его по всему дому и завел в церковь, которая помещалась наверху. Долго они оттуда не выходили. Супруга С. А. решила заглянуть туда и увидала большевика, который плачет в объятиях С. А. И у самого С. А. слезы текут… Видно, он сумел сказать большевику несколько таких слов, от которых сердце растопилось…

С. А. мне читал то, что он писал. Мы всегда были с ним единомысленны. Если я не могла чего понять умом, то чувствовала сердцем так же, как он. Мы с ним до конца переписывались, и некоторые письма его сохранились у меня, мне все хочется начать записывать свои воспоминания о нем…

Он был такой яркий человек по пламенности своей души! Он все время горел любовью к Богу, к святым и к людям. К нему приходили иногда издалека разные люди. Иногда приплетется какая-нибудь старушонка, безобразная на вид, от нее запах неприятный. А С. А. находит для нее самые нежные слова… И это без усилия над собой, а потому, что он полон любви ко всем.

Случалось, что он раздевался и в окно подавал свою одежду нищему…

С. А. с супругой при большевиках никогда не голодали. Но были бедны. После революции жили прямо чудом Божиим. И чудо это был неизменное. При мне было, что раз нечего было есть. И вдруг приходит неизвестная женщина и приносит огромную миску вареников и сметаны. Оказывается, что ей кто-то приснился и строго приказал сделать вареники и их нам принести… В этот день буквально нечего было есть.

Чудо повторялось в разных видах тысячекратно по вере моих стариков.

А вера у них была твердая…».

 

Я заканчивал уже свои воспоминания о С. А. Нилусе, как получил от одного любимого мною иерарха, ныне уже почившего, письмо с кроткими увещаниями не осуждать своих ближних, не делать между ними различия и предоставить суд Господу Богу. Глубоко ценя высокие побуждения доброго иерарха, я в то же время недоумевал, какими способами возможно и позволительно бороться со злом, если запрещается даже только осуждать его?! Не потому ли мировое зло и свило себе такие прочные гнезда в каждой щели человеческой жизни, что не только не встречало ни с чьей стороны ни малейшего противодействия, распространяясь и вширь и вглубь, но и культивировалось как теми, кто ему служил, так и теми, кто с ним не боролся? Ведь должна же быть разница между неосуждением и непротивлением злу, и эту грань необходимо сделать ясной и отчетливой; иначе неосуждение сведется к попустительству злу, которое, быть может, именно по этой причине и господствует в мipe, — к квиетизму, который противоречит не только духу христианства, но и осужден его наилучшими представителями.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей… (1 Пет. 2, 15).

Если делаешь зло, бойся, ибо он <начальник> не напрасно носит меч: он Божий слуга, мститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 4).

Кто защитит обиженного, тот пособником себе обретет Бога (Исаак Сириянин).

«Ты не усердствовал в дерзости виновных. Хвалю это и одобряю, но ты не воспрепятствовал тому, что случилось, а это достойно осуждения. Такие же слова мы услышим и от Бога, если будем молчать в то время, когда против Него раздаются хулы и поношения» (Св. Иоанн Златоуст).

«Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, однако только со своими врагами, а не с врагами Божиими» (Св. Феодосий Печерский).

«Кто не наказывает зла, тот приказывает, чтобы оно совершалось» (Леонардо да Винчи).

 

«Потворствовать греху есть то же преступленье,

Карая одного, спасаю многих я»

 

(Пушкин).

«Когда милосердие не действует, то строгость тоже есть милосердие» (Лесков).

«Насилие над людьми, вынужденная борьба даже с преступником есть грех и выражение нашей слабости; но истинно свободен от этого греха не тот, кто равнодушно смотрит на преступление, а лишь тот, кто в состоянии силою Божьего Света просветить злую волю и остановить преступника; всякий иной меньше грешит, применяя насилие к преступнику, чем равнодушно умывая руки пред лицом преступления» (Франк. Смысл жизни).

Мне думается, что эти глубокие мысли подчеркивают только одно основное положение: «Христианство есть борьба и в области внутренней и в области внешней». Как нравственное совершенствование немыслимо без невидимой брани со страстями и греховными помыслами, так немыслимы ни мир, ни благоденствие на земле без борьбы с государственным и общественным злом. Эта же последняя борьба неминуемо выдвинет пред нами еврейскую проблему и поставит нас пред лицом международного еврейства как источника мирового зла.

1935 год.

Нови-Сад, Сербия.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.