А. П. Сумароков и театр. Драматургия А. П. Сумарокова. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

А. П. Сумароков и театр. Драматургия А. П. Сумарокова.

2023-02-07 45
А. П. Сумароков и театр. Драматургия А. П. Сумарокова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777). Из старинного дворянского рода, получил отличное дворянское образование от учителя, который занимался Петей вторым. В 1732г. поступает в сухопутный кадетский шляхетный корпус.Там создаёт и возглавляет первый профессиональный театр в России, организует первый частный литературный журнал «Трудолюбивая пчела». Он один из первых в России профессиональных писателей. Оппозиционно настроен по отношению к императорской власти. Творчество Сумарокова и теория, взгляд на литературный язык <-> Ломоносову, хотя первые пару лет они дружили; возникает полемика («Вздорные оды» - пародии на стиль Ломоносова).Для С. слово – точный термин.Синтаксис – неукрашенная речь; мало тропов; в основе композиции принцип рациональности. В лирику вводит тему личных индивидуальных переживаний человека. Создает школу последователей. Они развивают его поэтическую систему и создают новое направление.

В 1756году создаётся первый в России профессиональный театр, приглашена труппа из Ярославля, глава – актёр Фёдор Волков. Елагинский кружок – группа переводчиков западно-европейских пьес. Но всё же основной репертуар театра – пьесы Сумарокова.

Профессиональному театру предшествовали народный балаганный, школьный в духовных семинариях и публичный светского характера, перешедший в частные дворянские.

Театр середины 18 в:

v - условный (почти лишён декораций, костюмы – современная богатая одежда или стилизованный римский костюм)

v - актёры обращаются в зал, стихи декламируются нараспев;

v - знаковое выражение эмоций (позы, жесты)

v - режиссёра нет, постановку осуществляет сам драматург или первый актёр труппы

v - в один вечер дают две постановки: большая пьеса и что-то мелкое;

v - антракты после каждого действия

Театр воссоздаёт образцы французского классицизма и античности. Закон трёх единств (места, времени, действия). Впервые правило сформулировано в 16 в в итальянских поэтиках Николя Буало – «Поэтическое искусство». В России – у Сум. в “Эпистоле о стихотворстве”.

Сумароков перенёс общую схему классицистической трагедии на русскую почву:

1. 5 актов

2. героическая трактовка персонажей

3. патетика речей персонажей

4. правдоподобие характеров

5. шестистопный ямб (эквивалент александрийского стиха)

6. правило трёх единств

Но сам он в трагедиях отклонялся от жанрового канона:

Ø - структура проста, пьеса небольшая. Экономичность и простота выразительных средств

Ø - сумароков использует минимальное число персонажей (5-6)

Ø - возможна счастливая развязка

1747г – «Э пистола о стихотворстве» - Сумароков пишет в т.ч. о правиле трёх единств. Вытекает из античности: пьеса разыгрывается в течение дня, зритель – участник, должен испытать катарсис в режиме онлайн. Правило действует на композицию: монолог преобладает над диалогом, разговоры преобладают над действием, часто применяются самохарактеристики героев.

Трагедии и высокие комедии пишутся александрийским стихом, в маленькой комедии допускается проза. Трагедия построена на неразрешимом конфликте главного героя и высших начал (в античности – судьба, в христианское время – бог, в классицизме – долг).Классицизм: конфликт разумного долга (одобряем автором) и страсти (порицаема автором).

Начало – ложный выбор главного героя. Завершение – гибель главного героя или другого персонажа, это должно привести к катарсису. Аристотель: у гг должны быть достоинства+он должен быть виновен и вместе с тем вызывать сочувствие. В 18в такого уже нет.

Характеры персонажей однолинейны, устойчивы, либо положительные, либо отрицательные. Имена условны, могут быть говорящими.Персонажи: Гг – правители и приближённые. Трагический злодей, у него две жертвы: пара влюблённых. Наперстники царя– служебная роль (рассказать то, что произошло за сценой). Действие происходит в отдалённой стране и эпохе. Обращение к историческимсюжетам, но они становятся художественными (+достоверности в себе не несут).

Сумароков написал 9 трагедий: Хорев, Мстислав, Гамлет, Синав и Трувор, Аристона, Семира, Димида, Вышеслав, Димитрий Самозванец.И 12 прозаических комедий низкого жанра.

Сумароковская школа.

Херасков — поэт, вокруг которогосплотилась так называемая сумароковская школа (А. А. Ржевский, В. И. Майков, И. Ф. Богданович, Я. Б. Княжнин и др.) — литераторы, сотрудничавшие в журналах «Полезное увеселение» (1760—1762), «Невинное упражнение» (1763), «Свободные часы» (1763), «Доброе намерение» (1764).Театр: Херасков написал 8 трагедий, ставил проблему нравственного усовершенствования, писал мещанские драмы, был связан с масонством. Княжнин– “тираноборческая” трагедия “Вадим Новгородский”, была под запретом на печать и распространение; завершающий этап зарождающегося историзма. Конец XVIII в. – спад трагедии и оды.(по конспекту)

Отдавая дань традиционной похвальной оде, Херасков и его приверженцы с большим энтузиазмом и несомненно с большим результатом взялись за разработку иных жанров. Сам Херасков выступил создателем нового типа оды — «нравоучительной», написанной, в отличие от анакреонтической, рифмованным ямбом и, в отличие от похвальной, не разделенной на строфы.

Постепенно формальные признаки одического жанра начинали все заметнее размываться. Одновременно и темы «философических» од (восхваление добродетели, сетования на скоротечность и суетность жизни, размышления о счастии и т. п.) перекочевывали в стансы, сонеты, рондо, даже в эпитафию и эпиграмму, если она сохраняла исконное значение краткой надписи, вовсе не обязательно сатирического характера, н-р эпиграммы Богдановича. Вместе с тем особый интерес стали вызывать всевозможные поэтические эксперименты, блестящим мастером которых выступил Ржевский: его ода из односложных слов, сонеты на заданные рифмы, сонеты, рассчитанные на три способа прочтения и т. д. Такие эксперименты не только демонстрировали богатые метрические и ритмические возможности русского стиха, но по-своему помогали отказаться от той категорической однозначности и строгой регламентации, к которой обязывала теория классицизма. Превознося красоту в одной оде (лишенной, кстати, ужеформальных жанровых признаков), Богданович опровергает эти мысли в другой, используя те же самые рифмы. У Майкова, а затем и других поэтов появляются оды, обращенные, подобно посланию, к определенному адресату: «Ода Платону о бессмертии души» и другие. У Я. Б. Княжнина ода оказывается посвящена пейзажной зарисовке, соприкасаясь с идиллией: «Утро. Ода». Подобные попытки обновления жанра были, несомненно, плодотворны.

(Информация взята с сайта Пушкинского дома)

История русской притчи (басни):у Сумарокова это низкий жанр, простой стиль, шутливость, речевая маска. Другие, с учениками (Ржевский) - равностопный ямб, меньше грубости и комизма. 2-я пол. 18 в - нейтрализация басенного стиля, абстрактная дидактика ("Нравоучительные басни" Хераскова). И. И. Дмитриев - сентименталист, конец 18 в., басня - "салонная игрушка", однородность стиля, сглаженный вольный ямб. Сумароковская и дмитриевская басни соединяются в басняхКрылова. (Из конспекта по лекции Матвеева)

Ученики Сумарокова самостоятельно продолжали его труд (перерабатывали, что-то убирали/добавляли).Элегия не была популярная уже. Они не стремились развивать разнообразные ритмические формы русского стиха. Стансы и медитативные оды появились. Появилось стремление упорядочить слово, ввести организацию в построение фраз. Необходимость усилить выразительность речи –>медитативная ода – стремление к симметричному расположениюсинтаксическихэлементов. Пытались усилить ритмическую насыщенность речи. От Сумарокова переняли и сохранили организацию словаря, семантического и синтаксического строев.(Из статьи про Ломоносова и Сумарокова)


Русская ода XVIII в.


Русская трагедия XVIII в.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.