Конституционно-правовое положение официальной денежной единицы и виды денег — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Конституционно-правовое положение официальной денежной единицы и виды денег

2023-02-07 19
Конституционно-правовое положение официальной денежной единицы и виды денег 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Что такое официальная денежная единица? На первый взгляд этот вопрос требует односложного ответа – рубль. Действительно официальной денежной единицей в Российской Федерации признается рубль. А что такое рубль? Законодатель не дает ответа на этот вопрос. В то же время российскому праву знакомо другое понятие – валюта. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» валюта Российской Федерации – это:

1) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые из обращения либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Следовательно, официальная денежная единица, лежащая в основе денежной системы государства, иначе называется валютой.

Введение на территории Российской Федерации других официальных денежных единиц, а также денежных суррогатов запрещено Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», подделка банкнот и монет Центрального банка РФ преследуется по закону[2]. Под другими официальными денежными единицами понимается валюта иностранных государств. Запрет осуществления на территории России эмиссии собственных денежных знаков распространен на все союзные республики еще декретом СНК от 13 октября 1922 г.[3] Денежные суррогаты – это заменители денежных знаков. В качестве денежных суррогатов могут быть использованы отдельные виды вещей либо заменители наличных денег. Среди денежных суррогатов специалисты выделяют векселя банков, администраций хозяйствующих субъектов, государственные облигации и иные ценные бумаги, предусмотренные ст. 143 и 912 ГК РФ. Однако ценные бумаги являются денежными суррогатами только тогда, когда они используются в роли заменителей денег. В этом положении получил отражение негативный опыт начала 90-х годов, когда под влиянием товарного дефицита (1989-1991), а затем дефицита наличности (1992) некоторые регионы (Свердловская область, Нижегородская область) предприняли попытку эмиссии собственных денежных знаков. Кроме того, данное положение фактически признает неправомерным как выпуск параллельной валюты (рекомендации такого рода со ссылками на опыт 20-х годов периодически поступают от экономистов – теоретиков), так и использование разного рода денежных суррогатов, получивших широкое распространение в середине 90-х годов. Существование денежных суррогатов объясняется, в том числе и недостаточной развитостью денежного обращения, а также нехваткой товаров и услуг.

Общие принципы установления и регулирования официальной денежной единицы в Российской Федерации определены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Цель, а также полномочия органов валютного регулирования и валютного контроля устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» был принят по инициативе Правительства РФ и Центрального банка Российской Федерации. Данные государственные органы являются специализированными органами валютного регулирования и валютного контроля и вправе консультировать Государственную Думу Федерального Собрания РФ по вопросам валютной политики. Валютная политика Российской Федерации разрабатывается в соответствии с целью экономического развития Российской Федерации, установленной Президентом РФ.

Видимо, цель регулирования официальной денежной единицы определяется Правительством РФ по согласованию с Президентом РФ. Центральный банк Российской Федерации осуществляет регулирование официальной денежной единицы в соответствии с требованиями этих государственных органов. Так основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год установлен планируемый уровень инфляции на период 2008-2010 г.г. 6-4%, в связи с этим Председатель Центрального банка Российской Федерации пообещал, что реальный эффективный курс рубля повысится в этот период от 3% до 10%. Таким образом, Президент РФ и Правительство РФ играют ведущую роль в определении денежной политики Российской Федерации.

Признание рубля в качестве официальной денежной единицы Российской Федерации означает, что все расчеты в Российской Федерации осуществляются без ограничений только в валюте Российской Федерации. Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен порядок приобретения и использования валюты Российской Федерации резидентами и нерезидентами. 

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законодательно не установлено. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и публикуется Центральным банком Российской Федерации. Особое значение для экономики Российской Федерации имел курс рубля, установленный по отношению к доллару США. Однако с февраля 2004 г. по инициативе Правительства РФ Центральный банк Российской Федерации перешёл к новой системе измерения веса рубля через бивалютную корзину (доллар, евро). Интерес к иным иностранным валютам обусловлен значением евро во внешней торговле России и его постоянным ростом. Переход к системе бивалютной корзины (доллар США 0,55 и евро 0,45) позволило Центральному банку Российской Федерации плавно изменять котировку рубля к евро на внутреннем валютном рынке. Центральный банк Российской Федерации должен проводить политику, направленную на сохранение покупательной способности рубля в соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики, взаимодействуя с Правительством РФ, Министерством финансов РФ. Так, в течение 2002-2003 годов реальный эффективный курс рубля укрепился на 27%; в 2004 год составило 5,7%; в 2007 – 4-5%. В 2008 – 2010 повышение реального эффективного курса рубля зависит от внутренних и внешних факторов и составит от 0 до 10%. Слишком быстрое укрепление российского рубля невыгодно российской экономике, так как понижает конкурентоспособность российских производителей. Следовательно, Центральный банк Российской Федерации и Правительство РФ в настоящее время принимают меры не к укреплению рубля, а к поддержанию его покупательной способности на прежнем уровне. Максимальное укрепление покупательной способности рубля, необходимое для реализации единой денежно-кредитной политики, не должно превышать в 2008 году 10%.

На территории Российской Федерации законную платежную силу имеют только банкноты и монеты Центрального банка Российской Федерации. Он самостоятельно устанавливает внешний вид и достоинство банкнот и монет. Объем и соотношение банкнот и монет различного номинала Центральный банк устанавливает самостоятельно в зависимости от потребной экономики[4]. Информация о введении в обращение новых банкнот и монет должна содержать признаки платежеспособности денежных знаков, включая указания на их размер, фактуру бумаги, способы защиты от подделок, используемую цветовую гамму. Такая информация распространяется Центральным банком Российской Федерации в виде писем и сообщений[5]. В обязанности Центрального банка Российской Федерации входит предварительное информирование Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Правительства РФ о введении в обращение новых банкнот и монет. Предварительное информирование не означает, что Центральный банк Российской Федерации должен получить согласие на выпуск в обращение новых денежных знаков. Однако выпуск новых банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации должен соответствовать общей денежно-кредитной политике Правительства РФ. Размещение в средствах массовой информации решения Совета директоров о выпуске в обращение новых банкнот и монет является обязательным для Центрального банка Российской Федерации. Однако он вправе размещать эту информацию в любых официальных средствах массовой информации. Анализ актов Центрального банка Российской Федерации в области введения банкнот и монет в обращение показал, что большинство сообщений размещены только в «Вестнике Банка России», а ряд сообщений вообще официально не был опубликован. Отсутствие полной информации о вносимых изменениях во внешний вид банкнот и монет не позволяет гражданам Российской Федерации с достаточной степенью уверенности отличать поддельные банкноты и монеты. Это является нарушением конституционного права человека и гражданина на возможность знакомиться с информацией, которая затрагивает его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ). Поэтому мы предлагаем обязать Центральный банк Российской Федерации информировать о выпуске в обращение или об изменении внешнего вида банкнот и монет не только Государственную Думу Федерального Собрания РФ, но и граждан РФ через официальные средства массовой информации, широко распространенные в Российской Федерации, например, «Российская газета».

Банкноты и монеты Центрального банка Российской Федерации являются его безусловными обязательствами и обеспечиваются всем имуществом Центрального банка Российской Федерации, включая уставный капитал и золотовалютные резервы. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что банкноты и монеты Центрального банка Российской Федерации не могут быть объявлены недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Государственные органы не могут устанавливать ограничения по сумме или субъектам обмена. При изъятии банкнот и монет срок изъятия не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет (ст. 31).

Безусловность банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации означает, что банкноты и монеты Центрального банка Российской Федерации обязательны к приему по нарицательной стоимости для всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода по всей территории Российской Федерации (ст. 30). Центральный банк Российской Федерации гарантирует всем участникам, что выпущенные им банкноты и монеты без каких-либо оговорок и ограничений используются на территории Российской Федерации как средство платежа по всем видам товарных и нетоварных операций. Отказ в приеме денежных знаков Центрального банка Российской Федерации любого номинала может рассматриваться как нарушение их безусловности. Думается, безусловность банкнот и монет не может быть обеспечена силами только Центрального банка Российской Федерации. Правительство РФ должно обеспечивать безусловность банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации путем проведения экономической политики, направленной на поддержание национальной денежной единицы.

Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам Центрального банка Российской Федерации (ч. 2 ст. 2). Однако думается, что это не так. Имущество Центрального банка Российской Федерации является федеральной собственностью. Центральный банк Российской Федерации отвечает по обязательствам, в том числе и этим имуществом. Поэтому банкноты и монеты Центрального банка Российской Федерации обеспечиваются Российской Федерацией в размере переданного Центральному банку Российской Федерации имущества (уставного капитала – 3 млрд. руб. и золотовалютных резервов – 506,974 млрд. долларов). По мнению ряда ученых, государство является единственным субъектом, который может обеспечить покупательную способность официальной денежной единицы. Так, эмиссионный департамент Банка Англии выпускает банкноты и монеты под государственные ценные бумаги, находящиеся в его портфеле. Таким образом, государство обеспечивает выпускаемые Банком Англии банкноты и монеты своими ценными бумагами. Такую практику можно применить и в деятельности Центрального банка Российской Федерации для обеспечения банкнот и монет не только имуществом Центрального банка Российской Федерации, но и обязательствами государства. В любом случае обеспечить покупательную способность банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации возможно только при условии тесного взаимодействия государственных органов. Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ должны создать условия, обеспечивающие платежеспособность банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации и защиты их от подделки.

 

  Контрольные вопросы:

1. Что понимается под «официальной денежной единицей»?

2. Что означает принцип безусловности банкнот и монет Центрального банка РФ?

3. Безусловным обязательством какого органа являются банкноты и монеты в Российской Федерации?



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.