Конституционно-правовые особенности эмиссии денежных знаков — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Конституционно-правовые особенности эмиссии денежных знаков

2023-02-07 19
Конституционно-правовые особенности эмиссии денежных знаков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективное установление и регулирование официальной денежной единицы невозможно без реализации функции в деле эмиссии денежных знаков. Эта функция должна выполняться исключительно Центральным банком Российской Федерации (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ). «Денежная эмиссия – это, главным образом, выпуск в обращение обязательств эмиссионного учреждения (центрального банка) строго против указанного вида резервов».

Думается, денежная эмиссия относится к сфере ведения таких государственных органов как Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и Центральный банк Российской Федерации (п. «ж» ст. 71, ч. 1 ст. 75, п. «в» ст. 106, п. «б» ст. 114 Конституции РФ). Полномочия между этими государственными органами имеют достаточно четкое разграничение. Так, Федеральное Собрание РФ обеспечивает законодательное регулирование вопросов денежной эмиссии, а также порядок распределения полномочий между Правительством РФ и Центральным банком Российской Федерации в деле эмиссии денежных знаков. В то же время С.А. Авакьян отмечает, что «в законодательстве отсутствует нормативно закрепленный порядок предоставления и учета заключений Центрального банка Российской Федерации на законопроекты по вопросам денежной эмиссии. Поэтому отсутствие заключения либо его отрицательный характер не препятствуют рассмотрению законопроекта»[6]. В связи с этим следовало бы предусмотреть порядок направления законопроектов на заключение Центральному банку Российской Федерации и порядок их учета при подготовке законопроекта.

Денежная эмиссия состоит из следующих этапов:

1) проведение эмиссионной политики;

2) выпуск банкнот и монет в обращение;

3) осуществление денежной эмиссии в наличной и безналичной форме.

Эмиссионная политика разрабатывается в соответствии с целью и задачами единой государственной денежно-кредитной политики и федеральным бюджетом. Так, принятие Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (о замене льгот денежными выплатами) привело к тому, что Центральный банк Российской Федерации в течение 2005 года дополнительно выпустил в обращение 300 млрд. руб. Центральный банк Российской Федерации самостоятельно не определяет объемов денежной эмиссии. Сроки и объемы денежной эмиссии определяются в соответствии с единой государственной денежно-кредитной политикой. Эмиссионная политика Центрального банка Российской Федерации в течение финансового года должна соответствовать единой государственной денежно-кредитной политике, получившей экспертную оценку Национального банковского совета при Центральном банке Российской Федерации, в состав которого также входят представители Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ. Объём денежной эмиссии должен соответствовать уровню, позволяющему обеспечить устойчивость рубля, реализацию прав граждан и их объединений на государственные гарантии путём сохранения покупательной способности рубля. Дополнительная эмиссия денег снижает покупательную способность рубля и тем самым, по мнению О.В. Берг, нарушает права граждан и их общественных объединений[7]. Таким образом, денежную эмиссию сверх объемов, компенсирующих вывод из обращения изношенных денежных знаков и необходимых для нужд экономики, следует также признать нарушающей права и свободы граждан РФ. Можно предположить, что недостаточная эмиссия денежных знаков также влечет за собой неблагоприятные экономические последствия. Это предположение основано на негативном опыте начала 90-х годов, когда под влиянием товарного дефицита (1989-1991), а затем дефицита наличности (1992) некоторые регионы (Свердловская область, Нижегородская область) предприняли попытку эмиссии собственных наличных денежных знаков. К этому шагу регионы подтолкнул недостаток денежных средств в экономике. Централизация денежной эмиссии является необходимым условием реализации принципа единства экономического пространства. Следовательно, действия Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов РФ, способствующие созданию иных эмиссионных центров, нарушают ст. 8 Конституции РФ.

Денежная эмиссия осуществляется в наличной и безналичной формах. Нормы Конституции РФ не устанавливают, в какой форме Центральный банк Российской Федерации осуществляет денежную эмиссию (ч. 1 ст. 75). Однако эмиссия в наличной форме выполняется исключительно Центральным банком Российской Федерации. В этой связи в науке существует спор о праве на денежную эмиссию. Ряд ученых считает, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет денежную эмиссию исключительно только в наличной форме. Другие же, исходя из ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, указывают на исключительное право Центрального банка Российской Федерации осуществлять денежную эмиссию как в наличной, так и в безналичной форме. Поскольку нормами Конституции РФ не установлена форма денежной эмиссии, то, видимо, Центральный банк Российской Федерации должен иметь исключительное право на денежную эмиссию в наличной, и в безналичной форме. Бесконтрольная эмиссия наличных и безналичных денежных средств может привести к несоразмерному увеличению денежной массы, увеличению инфляционных процессов и потери контроля над объемами эмиссии. Государственным органом, координирующим общий объем денежной эмиссии как в наличной, так и в безналичной форме, является Минфин РФ. За счет совместных усилий Минфина РФ и Центрального банка Российской Федерации удается обеспечить устойчивость рубля. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он наделен исключительным правом на эмиссию лишь денежных знаков в наличной форме. Это связано с нежеланием органов государственной власти отказаться от права эмиссии денежных знаков в безналичной форме в виде государственных обязательств, например, ГКО (государственных краткосрочных обязательств). Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ не желают передавать слишком много полномочий по вопросам регулирования денежной системы Центральному банку Российской Федерации. По-видимому, это связано с тем, что финансовый рынок в Российской Федерации развивается более быстрыми темпами, чем реальная экономика. Центральный банк Российской Федерации не является универсальным органом финансового регулирования. Поэтому передача дополнительных полномочий Центральному банку Российской Федерации может привести к увеличению этого разрыва. Передача полномочий по эмиссии денежных знаков в безналичной форме Правительству РФ позволяет Минфину РФ перераспределять денежные средства в пользу реальной экономики и нужд государства. 

Осуществление эмиссии в наличной форме осуществляется за счет резервных фондов РКЦ, в которых хранится запас денежных средств, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребностей хозяйства какого либо субъекта Российской Федерации. Хранящиеся в РКЦ деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из неё выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

Функция эмиссии денежных знаков должна быть реализована, исходя из конституционных прав граждан, прежде всего, экономических и социальных, как в наибольшей степени зависящих от экономического благополучия государства. Позиция Центрального банка Российской Федерации по вопросам необеспеченной эмиссии денежных знаков отражена, например, в Заявлении Центрального банка Российской Федерации от 19 ноября 1996 г. «О возможных последствиях необеспеченной эмиссии денег в экономику»[8]. Инфляционный эффект возникает только в случае эмиссии денежных знаков сверх необходимых потребностей. Если же эмиссия восстанавливает равновесие, то ее эффект является, по мнению экономистов, скорее положительным, чем отрицательным. Следовательно, эмиссия денежных знаков должна увязываться с уровнем благосостояния государства.

Таким образом, эмиссия денежных знаков в Российской Федерации осуществляется в двух формах в наличной и безналичной. При этом количество субъектов обладающих правом на эмиссию в безналичной форме законодательно не ограничено. Следовательно, Центральный банк РФ осуществляя наличную эмиссию денежных знаков должен учитывать объемы безналичной эмиссии.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под эмиссией денежных знаков?

2. Какие вы знаете формы денежной эмиссии?

3. В чем особенности эмиссии денежных знаков в безналичной форме?



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.