Степин В.С. Теоретическое знание – М., 2000 — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Степин В.С. Теоретическое знание – М., 2000

2023-02-07 57
Степин В.С. Теоретическое знание – М., 2000 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В книге показано, как возникает и развивается в культуре ее особый фено­мен - теоретическое знание. Анализируются типы и структура теоретических знаний. Рассматриваются механизмы порождения теорий Показано, что эти механизмы исторически развиваются, зависят от типов системных объектов, ос­ваиваемых наукой, а также от особенностей присущих той или иной культуре ценностей. Анализ проведен на конкретном материале истории естественных и социальных наук Особое внимание уделено современным способам и формам теоретического освоения мира и его судьбам на переломном этапе развития ци­вилизации.

Согласно В. С. Степину «переход современной науки к постне-классической стадии развития создал новые предпосылки формирования еди­ной научной картины мира». Эти новые предпосылки В.С.Степин видит в ста­новлении в современной науке «концепции глобального (универсального) эво­люционизма, принципы которого позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе» В свою очередь, универсальный эволюционизм, согласно В.С.Степину, представляет собой соединение идеи эволюции (прежде всего в том ее виде как она разрабатывалась в рамках биологии со времен Дарвина) с идеями системного подхода. В контексте «встречи» названных идей возникла синергетика - новое междисциплинарное направление, ставящее своей стра­тегической целью открытие (конструирование) закономерностей (принципов), лежащих в основе процессов самоорганизации, изучаемых различными наука­ми. Возникает предположение, что синергетика сама становится одним из основных инструментов формирования новой единой научной карти­ны мира. Теоретического знание возникает как результат историче­ского развития культуры и цивилизации. Его первичные образцы были пред­ставлены философскими знаниями, которые являлись единственной формой теоретического на этапе преднауки. Переход от преднауки к науке привел к возникновению научного теоретического знания, которое в дальнейшем разви­тии культуры становится репрезентантом теоретического. Развитая наука в от­личие от преднауки не ограничивается моделированием только тех предметных отношений, которые уже включены в наличную практику производства и обы­денного опыта. Она способна выходить за рамки каждого исторически опреде­ленного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами массового практического освоения лишь на бу­дущих этапах развития цивилизации. Идеальные объекты, высту­пающие элементами таких моделей, создаются не за счет абстрагирования свойств и отношений объектов реальной практики, а конструируются на основе оперирования ранее созданными идеальными объектами. Создаваемые таким путем модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснова­ние, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Именно теоретическое исследование, основанное на относительно самостоя­тельном оперировании идеализированными объектами, способно открывать новые предметные области до того, как они начинают осваиваться практикой. Теоретизация выступает своеобразным индикатором развитой науки.

Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они ока­зывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни и трансформиру­ют их. В этом процессе постоянно появляются новые приемы и способы теоре­тического исследования, меняется стратегия научного поиска.

В развитой теории можно обнаружить фундаментальную теоретическую схему, относительно которой формулируются базисные законы теории, и част­ные теоретические схемы, относительно которых формулируются законы меньшей степени общности, выводимые из базисных. Эти схемы и соответст­вующие им законы образуют уровневую иерархию.

В эпохи глобальных научных революций, когда перестраиваются все компо­ненты оснований науки, происходит изменение типа научной рациональности Можно выделить три их основных исторических типа: классическую, некласси­ческую и постнеклассическую науку. Классическая наука полагает, что услови­ем получения истинных знаний об объекте является элиминация при теорети­ческом объяснении и описании всего, что относится к субъекту, его целям и ценностям, средствам и операциям его деятельности. Неклассическая наука (ее образец -квантово-релятивистская физика) учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности, в которой он обнару­живается и познается объект. Постне-классический тип научной рационально­сти расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесен­ность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и опе­раций деятельности, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Возникнове­ние нового типа рациональности не уничтожает исторически предшествующих ему типов, но ограничивает поле их действия. Каждый новый тип научной ра­циональности вводит новую систему идеалов и норм познания, что обеспечива­ет освоение соответствующего типа системных объектов.


 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.