Несторианство: краткая история и суть ереси. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Несторианство: краткая история и суть ереси.

2023-01-16 21
Несторианство: краткая история и суть ереси. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Архиепископ Константинопольский Несторий (381-451). Антиохийская богословская школа - антитеза аполлинарианству.

Акцент в христологии делался на полноте человеческой природы во Христе. Иногда подчеркивалась с такой силой, что человечество часто рассматривалось как некий самостоятельный, отдельный человек, во всем подобный нам.

Диодор Тарсийский и Феодор Мопсуэстийский (360-428)

Смута началась зимой 428-429 гг. Пресвитер Анастасий на проповеди в Константинополе выступил против термина Богородица, так как Дева Мария не родила Бога, а человека, призывая Деву Марию называть Человекородицей, Несторий - Христородица.

Свт. Кирилл Александрийский

430 г. учение Нестория осуждено на Римском Поместном Соборе

430 г. послание Александрийского Собора (= третье Кирилла) к Несторию с анафематизмами вручено Несторию.

431 г. –Собор в Ефесе

Идеологом ереси был Феодор Мопсуэстийский. Парадигма «Слово-Человек» вместо «Слово-плоть» = полнота человечества во Христе.  Активное проявление человечества во Христе.  Человечество Христа обладает своей собственной жизнью и энергией.

Феодор приходит к заключению, что во Христе сосуществуют две природы, имеющие каждая свое конкретное частное бытие в одинаковой степени – симметрично.

Единство Христа и Человечества - концепция относительного соединения божества и человечества по благоволению = единое общее лицо, действие и волю.

Природы, имея каждая свое лицо (= ипостась), энергию и волю, соединены общими и едиными лицом, энергией и волей.

Христос предстает перед нами как единое Лицо только субъективно, но в Самом Себе Он заключает два лица – Божественное и человеческое.

Сын Божий и Сын Марии разделены, между ними существует только нравственная связь, подобная той, которая существовала между Богом и ветхозаветными праведниками, а, следовательно, путь к реальному обожению для человека по-прежнему закрыт.

Образы соединения у Несториан - соединению мужа и жены в плоть едину. Дом или храма, имеется в виду человек, в котором обитает Бог.

Это единство оказывается внешним, это единство власти, чести, силы или благоволения.

 

Обожение человека. Особые дарования благодати.

Благодати принадлежит первенство в деле спасения, собственно благодать наше спасение и совершает. Можно сказать, что благодать есть причина нашего спасения, ибо ею совершается обожение человеческого естества. А человек своей свободной деятельностью обеспечивает необходимые, но отнюдь не достаточные для спасения условия. Вот как, например, излагает сотериологическое учение преп. Максима Исповедника С.Л. Епифанович: «Сначала Господь, как семя, входит в душу и зачинается в ней по вере; потом воплощается в добродетели плотию Своей; затем поселяется и душой Своей в ведении; наконец, воплощается и Своим Божеством через существенное вселение в душу в таинстве Евхаристии. Живя так в человеке, Господь производит в нем все спасительные благодатные действия… объединение со Христом переносит на человека все плоды искупления и спасает и обожает его»[23].

Православие же понимает обожение человеческой природы Христа в том смысле, что она, хотя и находилась до Его Воскресения в уничиженном состоянии, претерпевая безгрешные страсти, но восприняла столько совершенств, сколько могло вместить.

Обожение человека, то есть приобщение его нетварной Божественной энергии, благодат и, надо отличать от обожения человеческой природы Христа, которое происходит в силу соединения ее с Божественной природой в единой Ипостаси Бога Слова.

 

Согласно православному сотериологическому учению, Дух Святой не просто оказывает на человека некоторое спасительное воздействие, но усваивает спасаемым именно то обожение, которое человеческая природа уже обрела во Христе[24]. «Сын стал подобен нам через Воплощение; мы становимся подобными Ему через обожение, приобщаясь к Божеству во Святом Духе…» В православной богословской и аскетической традициях «искупительный подвиг Христа или, в широком смысле Воплощение Слова… непосредственно связывается… с конечной целью, поставленной перед тварью, а именно — соединение ее с Богом. Если это соединение осуществлено в Божественном Лице Сына — Бога, ставшего человеком, — то нужно, чтобы оно осуществилось и в каждой человеческой личности, нужно, чтобы каждый из нас также стал богом по благодати, “причастником Божеского естества”, по выражению ап. Петра (2 Пет. 1:4)»

«С точки зрения нашего падшего состояния, — говорит В.Н. Лосский, — цель Божественного домостроительства называется спасением, искуплением. Это негативный аспект конечной цели, рассматриваемой по отношению к нашему греху. С точки же зрения конечного призвания человеков она называется обожением. Это положительное определение той же тайны, которая должна совершаться в каждой человеческой личности в Церкви и полностью раскрыться в будущем веке, когда соединив все во Христе, Бог станет всем во всем»

Востока считает конечной целью духовной жизни. Именно оно придает мистический характер византийской духовности. Обожение… есть… свободное и сознательное приобщение к божественной жизни… византийские духовные писатели утверждают необходимость личной встречи со Христом, которая ведет к обожению всего человека в предвосхищении всеобщего телесного воскресения»[40]. Исходя из этих слов православных богословов, можно определенно утверждать, что положительный аспект спасения в нехалкидонитской традиции осознается весьма и весьма ограниченно.

Сравнение двух сотериологий — православной и нехалкидонитской, убедительно свидетельствующее о наличие глубинной связи между нравственно-аскетическим и догматическим учением Церкви, полностью подтверждает известные слова архим. Софрония (Сахарова): «Догматическое сознание органически связано со всем ходом внутренней духовной жизни. Измените в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик и вообще образ вашего духовного бытия» Источник - http://www.bogoslov.ru/text/1245508.html

Особые Дары благодати. Отличаются от личной благодати: призывающей, освящающей, укрепляющей тем, что подается для Церковного служения. Дары ( – мн.ч. от – милость, дар) различны, но Дух один и mom же; и служения различны, а Господь один и mom же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос

Итак, дары даются для служения, нет дара без соответствующего служения, и нет служения, которому не соответствовал бы определенный дар.

Различают дары постоянные, которые всегда существуют в Церкви, и временные, которые отвечают временным потребностям церковной жизни.

Особые дарования благодати суть силы и способности, которые представляют собой либо усиленные и возведенные на особенную высоту естественные способности человека, либо совершенно новые, не имеющие оснований в природе и сообщаемые непосредственно Святым Духом не на личную пользу, а на общую, для служения всей Церкви.

.

 



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.