Характеристика экологической экскурсии — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Характеристика экологической экскурсии

2023-01-16 36
Характеристика экологической экскурсии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения и изучение различных предметов, явлений и процессов и естественных условиях. Экскурсию можно рассматривать как внеурочную деятельность учащихся по предмету, если ее цели согласуются с учебным планом, или как внеклассную работу, если она проводится и дополнение к обязательной программе, а ее цели и содержание не связаны напрямую с изучением программы курса. Экскурсия по предмету «Окружающий мир» проходит вне стен школы: на пришкольном участке, на территории микрорайона, на экологической троне, на особо охраняемой природной территории, и музее — в этом состоит ее главное отличие от урока. Кроме того, экскурсия не ограничена во времени академическим часом (45 мин), а ее продолжительность может варьироваться[11; с.153].

Естествоведческая экскурсия - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет изучать предметы, явления, процессы и ситуации природы в их естественной обстановке или в специально созданных искусственных условиях. Для этого предусматривается выход младших школьников из классной комнаты в природу, в том числе преобразованную человеком, а также передвижение их от одного изучаемого объекта к другому [12; с.108].

Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п.[4; с.2].

Экскурсии вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач, способствуют всестороннему развитию младшего школьника, в значительной степени помогают достижению предметных результатов обучения. В процессе экскурсий дети накапливают опыт общения с естественной средой, получают представления о процессах, явлениях и объектах живой и неживой природы. Это служит фундаментом для формирования естественнонаучных и обществоведческих понятий, так как при изучении предмета «Окружающий мир» проводятся экскурсии и обществоведческого содержания. Организация познавательной деятельности и совместная групповая работа школьников во время экскурсии способствуют достижений, планируемых метапредметных результатов обучения.

Экскурсии предполагают проведение наблюдений, практических работ, что тесно связано с формированием исследовательских у умений младших школьников, в том числе в ходе проектной деятельности.

Неоценима роль экскурсии для духовно-нравственного воспитания школьников. Общение с природой, наблюдения за жизнью животных и растений развивают эмоциональную сферу ребенка, способствуют эстетическому воспитанию. Экскурсии реализуют краеведческий принцип образования. При изучении родного края у учащихся складываются представления о многих объектах, явлениях и процессах, недоступных для непосредственного наблюдения. Современная учебная краеведческая экскурсия должна иметь исследовательский характер и экологическую направленность.

Особенность экскурсий при изучении предмета «Окружающий мир» заключается в том, что их география, как правило, ограничивается пришкольным участком или парком, расположенным недалеко от школы. Согласно программе н центре внимания учащихся находятся сезонные изменения в живой (жизнь растений, животных): и неживой природе (погода, снежный покров, формы рельефа, почвенный покров). На протяжении учебного года школьники изучают природные сообщества, наблюдают и фиксируют изменения в природе и деятельности человека. Кроме того, проводятся экскурсии и социум (посещение библиотеки, почтового отделения, медицинского кабинета). В рамках внеклассной деятельности могут быть организованы дальние экскурсии, предполагающие посещение достопримечательностей (исторических, природных). Большое впечатление на младших школьников оказывает посещение мест художественных промыслов [11; с.153-154].

Экологические экскурсии, помимо образовательных задач и целей формирования экологической грамотности, направлены на выработку навыков оценочной деятельности, совершенствование ценностных ориентаций, развитие навыков экологически сообразного поведения в окружающей среде. На экологических экскурсиях происходит становление навыков природоохранной деятельности, решаются посильные младшим школьникам экологические проблемы своей местности, т.е. приобретается первоначальный опыт участия в охране природы. Например, учащиеся могут выполнить какие-либо работы, связанные с обнаружением нарушений н природной среде: выявлением загрязнения территории парка, сквера, двора, пришкольного участка, последствий негативного воздействия человеческой деятельности на растительный покров и т.п. Учащиеся могут также провести посильную природоохранную работу: уборку мусора (соблюдая гигиенические правила), расчистку муравейника, сбор семян и плодов для зимней подкормки птиц, ремонт и развешивание кормушек для птиц, уход за деревьями и кустарниками и др. [11; с.269].

Экскурсии по естествознанию могут быть урочными и внеурочными, а по месту в системе других занятий — вводными, текущими и обобщающими.

Экскурсии также можно разделить на предметные и комплексные. На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-либо одного компонента природы или же ряда близких компонентов. На комплексных экскурсиях изучается комплекс разнородных компонентов природы, связанных между собой [12; с.109].

Следует иметь в виду, что любую экскурсию в природу можно назвать еще и экологической, если в ходе ее младшие ученики выявляют связи, существующие между компонентами природы, сообщества, выявляют и оценивают антропогенное влияние, участвуют в несложной природоохранной деятельности, усваивают экологически и нравственно обоснованные правила поведения в природе.

Экскурсионная работа заключается прежде всего в том, что полученные на экскурсии знания, умения, впечатления, а также собранный природный материал учащиеся используют на последующих уроках в классе, причем не только на уроках естествознания, а и по другим предметам. Собранный на экскурсии природный материал можно поместить в краеведческом уголке, а также для изготовления наглядных пособий, в групповой внеклассной работе, на уроках труда [12; с.111].

Основная дидактическая цель экскурсии формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными социальными, производственными объектами явлениями. На экскурсии дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя. Экскурсия выполняет те же функции, что и уроки: обучающую, воспитательную, развивающую. Вместе с тем экскурсии по сравнению с классными занятиями имеют ряд преимуществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы научного исследования экскурсии можно рассматривать как аналог научной экспедиции. Неоценима роль экскурсий в экологическом о6разовании школьников, именно на экскурсиях представляется возможность непосредственно показать школьникам как негативные - так и позитивные последствия деятельности человека, привлечь их к выполнению несложных природоохранительных мероприятий способствовать формированию умений вести себя на природе. Большие возможности предстают экскурсии для формирования эстетических отношений, развития мышления, наблюдательности. Не случайно многие прогрессивные методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность экскурсий в школьном о6учении [7; с.235].

Большое значение экскурсионной форме обучения придавали К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель, А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородов, В.В. Половцов, Н.Г. Тарасов и другие педагоги того времени[4; с.72].

Методические рекомендации к проведению экскурсий были впервые даны А.Я. Гердом, а впоследствии известный методист К.П. Ягодовский широко пропагандировал экскурсии с целью изучения местной природы.

Выделяют вводные, текущие и обобщающие экскурсии. На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление о природных объектах и явлениях, которые им предстоит изучать на последующих уроках. Главная цель вводных экскурсий – формирование образных представлений, на основе которых будут в дальнейшем развиваться новые понятия.

Текущие экскурсии предполагают знакомство непосредственно в природе с конкретными объектами и явлениями, которые изучаются на текущих уроках.

Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или раздела. На них дети наблюдают и исследуют те природные объекты и явления, которые изучались на предыдущих уроках. На обобщающих экскурсиях конкретизируются и систематизируются знания, полученные учащимися в процессе изучения темы[5; с.226].

На экскурсиях изучается как природа местности, так и различные стороны человеческого быта и знаний.

Во внеурочное время можно также организовать экскурсии: к доске почёта города, в городской музей, к памятнику погибшим в Великой Отечественной войне. Во время экскурсий дети записывают важнейшие сведения, чтобы использовать их в своих исследованиях, по возможности делают фотографии.

В обучении естествознанию накоплен большой опыт проведения экскурсий, что позволяет провести их классификацию по различным основаниям

Рисунок 1

 

При организации экскурсий используют различные методы и приемы обучения, учитывающие характер познавательной деятельности школьников, так, вводная экскурсия скорее всего будет проведена с использованием объяснительно-иллюстративного метода с включением проблемных вопросов или проблемного изложения. Итоговая экскурсия может предусматривать самостоятельную работу учащихся, в том числе практической направленности, исследовательского характера

При разработке содержания и методики проведения экскурсии следует учитывать, какой характер она будет носить — иллюстративный или исследовательский. При проведении иллюстративной экскурсии учитель описывает, показывает, характеризует явления и процессы, задает по ходу объяснения вопросы и т.п. Исследовательская экскурсия предполагает самостоятельное изучение школьниками объектов и явлений. Однако такой вид экскурсии требует особой подготовки со стороны учителя. Экскурсия будет иметь исследовательский характер, если при руководящей роли учителя в процессе наблюдения акцентируется внимание школьников на решении проблемных вопросов, выполнений практических работ. Знание и владение методикой проведения экскурсии обеспечит ее успех.

Организация экскурсии предусматривает реализацию трех этапов:

1) подготовка учителя и учащихся к экскурсии;

2) проведение экскурсии;

3) подведение итогов.

Эффективность экскурсии во многом зависит от успеха первого этапа, который включает научно-теоретическую, практическую и организационную подготовку.

При организации экскурсии в природу задачей учителя является выбор места проведения, разработка маршрута и содержания экскурсии. Район проведения экскурсии должен обладать транспортной доступностью иди располагаться недалеко от школы; быть разнообразным в физико-географическом отношении и в то же время типичным для данной местности. Для детей младшего возраста экскурсии, как правило, проводятся на пришкольном участке, в ближайшем парке или лесном массиве. Многие школьники проживают и крупных городах[11; с.155-156].

В последнее время получила распространение близкая к экскурсии форма занятий на природе - занятие на учебной экологической тропе. В окрестностях школы намечается постоянно действующий маршрут с посещением объектов природы, в том числе преобразованной человеком, интересных с точки зрения формирования экологического сознания эксцентрического типа и экологической культуры. Это могут быть родник, муравейник, овраг, участок леса или луга, участок естественного или искусственного водоема, остатки костра или пожарища, терриконы, оставленный строительный мусор, заброшенный котлован и т.п. [12; с.111].

После изучения местности учитель приступает к разработке содержания экскурсии в соответствии с предполагаемыми целями: определяет перечень объектов природы для научения, живописные места для об юра, точки на маршруте, где будут производиться практические работы, и др. Особое внимание следует обратить на объекты и процессы, иллюстрирующие влияние человека на природу. Необходимо наметить места для отдыха и проведения игр. Далее технологией предусмотрена работа со школьниками.

Теоретическая подготовка детей к экскурсии заключается в актуализации знаний и умений, которые получены ранее, но будут активизированы в ходе экскурсии. Эта работа проводится в классе перед началом экскурсии, гак как малолетние учащиеся не способны длительное время находиться на маршруте, да и погодные условия могут помешать. Практическая подготовка детей заключается в обучении тем приемам работы, без овладения которыми они не смогут выполнять задания во время экскурсии, ведь при проектировании экскурсии учитель может предусмотреть проведение ряда практических работ.

В условиях малокомплектной школы большое затруднение вызывает проведение экскурсий. Чаще всего совмещение экскурсий во всех классах невозможно потому, что несовместима их тематика. Поэтому учителю чаще всего приходится проводить экскурсии с учениками одного класса во внеурочное время[12; с.149].

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.