ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2023-01-16 41
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников

 

Выполнил:

Кулишова Виктория Викторовна

группа 210, II курс

школьного отделения

Научный руководитель:

Волошина Зинаида Николаевна

Оценка_________________

 

Норильск, 2022

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1. Сущность понятия «Экологическая грамотность». 5

1.2.Технологии формирования экологической грамотности. 11

ГЛАВА II .ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 17

2.1. Характеристика экологической экскурсии. 17

2.2. Методика проведения экологической экскурсии. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 33

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на освоение младшими школьниками основ экологической грамотности. В последние годы экологическое образование в России и в мире рассматривается как важная составляющая и даже основа образования для устойчивого развития. Актуальность темы исследованияопределяется тем, что, находясь в суровых условиях проживания крайнего севера у многих обучающихся несформированно понимание об экологической грамотности.

Программа формирования экологической культуры, должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры периодом является младший школьный возраст, когда в развитии ребенка преобладает эмоционально-чувственный способ освоения мира, интенсивно формируются свойства и качества личности. В сознании ребенка складывается наглядно-образная картина мира, происходит формирование нравственно-экологической позиции личности, определяющей отношение школьника к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций, глубина и устойчивость получаемых ребенком впечатлений позволяют ему воспринимать мир как единое целое, а себя рассматривать как органическую часть природы. Достичь наивысших результатов в формировании экологической грамотности можно с помощью экскурсии.

Проблема исследования: каковы педагогические условия для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников.

Цель исследования: раскрытие и описание педагогических условий для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования экологической грамотности.

Предмет исследования: экскурсия как средство формирования экологической грамотности младшего школьника.

Задачи исследования:

1) изучить педагогическую литературу и раскрыть сущность понятия экологическая грамотность;

2) осуществить педагогический анализ технологии формирования экологической грамотности младших школьников;

3) дать характеристику организации экскурсий экологической направленности;

4) выявить методику проведения экологической экскурсии.

Исследования основаны на базе анализа научной литературы в области методики преподавания естествознания, авторы которой, Смирнова Юлия Владимировна и Цюпка Вячеслав Павлович, а также специальных периодических источников области естествознания.

Теоретическая значимость исследования: раскрытие значения экскурсии для формирования экологической грамотности.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитание экологической грамотности и осознанного отношения к окружающему миру – это долгий и целенаправленный процесс, в основе которого лежат дидактические принципы педагогики и законы природы. Процесс воспитания экологически грамотной личности обеспечивает развитие у младших школьников морально-ценностных ориентаций, нравственных качеств, соответствующего отношения к природе как к универсальной ценности.

Экологическая грамотность является важной составляющей всесторонне развитой, гармоничной личности. Человек должен осознавать значимость природы и беречь природные ресурсы, действовать с опорой на знание принципов и законов в области экологии. Высокий уровень экологической грамотности – это есть осознание личностью себя как части окружающего мира, единства с миром природы, принятия на себя ответственности за развитие цивилизации.

В изучение исследования, была поставлена цель раскрытие и описание педагогических условий для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников, цель была достигнута. Таким образом, работа по формированию правильного взаимодействия человека и природы у младших школьников является естественным направлением для решения обозначенной ФГОС НОО проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к экологии и окружающей среде осмысленным и привлекательным, она является актуальной для младшего школьника.

Цель формирования экологических представлений младших школьников заключается в воспитании основ экологической культуры личности. Первичные элементы экологической культуры формируются, основываясь на взаимодействии учащихся под руководством учителя с предметно-природным миром, окружающим их; растениями, животными, средой обитания, предметами, которые изготовлены человеком из природных материалов.

Решая первую задачу, мы изучили учебную литературу и разобрали понятие экологической грамотности. Экологическая грамотность направлена на осознание природы как ценности, на формирования бережного к ней отношения, желания заботиться и сохранить её. Таким образом, успешность педагогической деятельности в области формирования экологической грамотности зависит от того, насколько в результате заинтересован сам учитель, и сможет ли он заинтересовать ученика.

Решая вторую задачу, мы выяснили методику формирования экологической грамотности младших школьников.

Решая третью задачу, мы как проанализировали характеристику экологической экскурсии.

Решая четвертую задачу, что мы выяснили методику проведения экологической экскурсии. 

Экскурсии в природу имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями, научатся бережному отношению к природе. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны.

Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у младших школьников интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств - своей Родины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля [Электронный ресурс] http://pedlib.ru/Books/6/0380/6_0380-87.shtml(дата обращения: 13.12.2021)

2. Апокина Л.Ю Особенности формирования экологической культуры и экологической грамотности старших школьников // Человек-природа-общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии – 2018. – №3 [Электронный ресурс] Особенности формирования экологической культуры и экологической грамотности старших школьников (elibrary.ru)(дата обращения: 13.12.2021)

3. Биран С.В. Формирование экологической грамотности [Электронный ресурс] –3.5.1.БИРАН_Формирование эколог_грамотности_ дошкол-11.pdf (bspu.by)(дата обращения: 13.12.2021)

4. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы / Н.Ф. Вино­градова. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 192 с.

5. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун – та, 2015. – 283 с.

6. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб, пособие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина,
Г. Н. Аквилева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

7. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360с.

8. Нестерова И.А. Экологическая грамотность // Энциклопедия Нестеровых [Электронный ресурс] https://odiplom.ru/lab/ekologicheskaya-gramotnost.html(дата обращения: 13.12.2021)

9. Педагогика. 2017. №8. Общепредметная экологическая грамотность школьников Е.Н.Дзятковская, А.Н. Захлебный [Электронный ресурс]Obshhepredmetnaya-e`kologicheskaya-gramotnost-shkolnikov.pdf (bsu.by)(дата обращения: 13.12.2021)

10. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.

11. Смирнова М.С. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата/  
Д.Ю. Добротин, М.С. Смирнова, Н.А. Рыжова [и др.]; под общ. ред.
М.С. Смирновой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 306с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.

12. Цюпка В.П. Методика преподавания естествознания в начальных классах: учеб. пособие / В.П. Цюпка. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 172 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Экскурсия как средство формирования экологической грамотности младших школьников

 

Выполнил:

Кулишова Виктория Викторовна

группа 210, II курс

школьного отделения

Научный руководитель:

Волошина Зинаида Николаевна

Оценка_________________

 

Норильск, 2022

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5

1.1. Сущность понятия «Экологическая грамотность». 5

1.2.Технологии формирования экологической грамотности. 11

ГЛАВА II .ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 17

2.1. Характеристика экологической экскурсии. 17

2.2. Методика проведения экологической экскурсии. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 33

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 35

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на освоение младшими школьниками основ экологической грамотности. В последние годы экологическое образование в России и в мире рассматривается как важная составляющая и даже основа образования для устойчивого развития. Актуальность темы исследованияопределяется тем, что, находясь в суровых условиях проживания крайнего севера у многих обучающихся несформированно понимание об экологической грамотности.

Программа формирования экологической культуры, должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры периодом является младший школьный возраст, когда в развитии ребенка преобладает эмоционально-чувственный способ освоения мира, интенсивно формируются свойства и качества личности. В сознании ребенка складывается наглядно-образная картина мира, происходит формирование нравственно-экологической позиции личности, определяющей отношение школьника к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций, глубина и устойчивость получаемых ребенком впечатлений позволяют ему воспринимать мир как единое целое, а себя рассматривать как органическую часть природы. Достичь наивысших результатов в формировании экологической грамотности можно с помощью экскурсии.

Проблема исследования: каковы педагогические условия для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников.

Цель исследования: раскрытие и описание педагогических условий для проведения экскурсии как средства формирования экологической грамотности младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования экологической грамотности.

Предмет исследования: экскурсия как средство формирования экологической грамотности младшего школьника.

Задачи исследования:

1) изучить педагогическую литературу и раскрыть сущность понятия экологическая грамотность;

2) осуществить педагогический анализ технологии формирования экологической грамотности младших школьников;

3) дать характеристику организации экскурсий экологической направленности;

4) выявить методику проведения экологической экскурсии.

Исследования основаны на базе анализа научной литературы в области методики преподавания естествознания, авторы которой, Смирнова Юлия Владимировна и Цюпка Вячеслав Павлович, а также специальных периодических источников области естествознания.

Теоретическая значимость исследования: раскрытие значения экскурсии для формирования экологической грамотности.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы.


 

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

В первой главе проанализирована литература известных педагогов, которые посвятили свои труды данной теме, а также раскрыто и представлено содержание понятия и знания об экологической грамотности, а также технология формирования.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.