Технологии формирования экологической грамотности — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Технологии формирования экологической грамотности

2023-01-16 36
Технологии формирования экологической грамотности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следует понимать, что в условиях угро­жающей деградации природной среды экологическое образование должно стать приоритетным в общей системе образования и, конечно же, формирование экологической культуры человека не может быть привилегией какой-то одной и даже нескольких дисциплин. Прин­цип междисциплинарности экологического образования обязывает включить в этот процесс почти все учебные дисциплины. Дру­гой принцип — комплементарности — предполагает формирование экологических отношений не только в рамках собственно экологиче­ского воспитания, но и в других направлениях воспитания.

В Пример­ной основной образовательной программе образовательного учрежде­ния — экологическое воспитание выделено в качестве самостоятель­ного и поставлено в один ряд с другими направлениями воспитания, определены его цели, содержание. Одним из требований является освоение школьниками основ экологической грамотности.

Понятие «грамотность» означает наличие знаний в какой-либо области. Соответственно «экологическая грамотность» предполага­ет знания в области экологии. Экологические знания формируются у школьников главным образом в процессе изучения специальных экологических тем, таких как «Природные сообщества», «Эколо­гические системы», «Человек и природа», «Что такое экология?», «Мир глазами эколога» и т.п. Однако только подобными темами экологическое образование не может ограничиваться. Любая тема «Окружающего мира» в той или иной степени может включать эко­логические аспекты.

Формирование экологической грамотности не должно осуществляться в «чистом виде», то есть ограничиваться только знаниями. Принятый в Стандарте деятельностный подход акцентирует внимание на умениях использования полученных знаний в решении учебных и практических задач. В конечном счёте, речь идёт о формирова­нии грамотного поведения детей на природе.

Общепредметная экологическая грамотность выполняет онтологические, ориентационные и ценностные функции по формированию нового типа экологической культуры цивилизации – для устойчивого развития.

Онтологическая функция включает формирование представлений о принципах организации экологически устойчивых сообществ, экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы.

Ориентационная функция общепредметной экологической грамотности включает освоение общенаучного экологического метода познания, трехмерного мышления и их использованияв исследовательских и жизненных ситуациях, включая способы контроля своего экологического следа, сохранение природного и культурного наследия.

Ценностная функция общепредметной экологической грамотности выстраивается вокруг нравственных императивов, вытекающих из экологического императива, ценностно-смысловых установок деятельности на основе идей устойчивого развития[9; с.15-17].

Формирование экологической культуры как непременная часть деятельности всей системы образования возможно при наличии таких элементов в ее структуре, как система знаний о взаимодействии общества и природы, ценностные экологические ориентаций, система норм и правил отношения к природе, умения и навыки ее изучения и охраны. Личность же становится «экологически культурной» при решении ряда задач:

1) усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами;

2) понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека;

3) овладение практическими знаниями и умениями изучения и оценки состояния среды, принятия решений по ее улучшению, способности предвидеть последствия своих действий на природу во всех видах деятельности;

4) развитие потребности общения с природой, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;

5) сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда, загрязнение или разрушение окружающей среды;

6) активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде идей охраны природы [11; с.265].

Можно выделить следующие предпосылки в развитии школьников

младших классов к формированию у них экологической культуры, учитывал, что детство считается наиболее благоприятный периодом для осуществления данного процесса:

1) природа еще максимально близка ребенку, так что он самостоятельно

способен проникать в гуманистическую сущность экологических норм.

2) результат психического развития ребенка представлен в некоторой

идеальной форме, н определенных социальных образах. Внушаемость,

склонность к подражанию, мотивация детей на учение обусловливают максимальную предрасположенность данного возрастного периода к формированию экологической культуры;

3) у детей младшего школьного возраста отмечается значительный приоритет наглядно-образного мышления в сочетании с теоретическим. Все еще сильна потребность и игровой деятельности.

4) максимальный эмпиризм (чувствительность), сензнтнвность (восприимчивость к внешним воздействиям), доминантный деятельностный подход в развитии детей позволяют знакомиться с нравственными образцами в практике конкретных человеческих поступков и отношений с последующей самостоятельной организацией и мотивацией личной деятельности [11; с.263-264].

Таким образом, процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый. Это осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Кроме того, ученик должен рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, делать аргументированные выводы о правилах поведения в природе, воплощать свои знания, умения и чувства в различной деятельности — игре, рисунке и другой практической деятельности[1; с.54].

Наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры периодом является младший школьный возраст, когда в развитии ребенка преобладает эмоционально-чувственный способ освоения мира, интенсивно формируются свойства и качества личности. В сознании ребенка складывается наглядно-образная картина мира, происходит формирование нравственно-экологической позиции личности, определяющей отношение школьника к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций, глубина н устойчивость получаемых ребенком впечатлений позволяют ему воспринимать мир как единое целое, а себя рассматривать как органическую часть природы [11; с.257].

Процесс формирование экологической грамотности младших школьников происходит с помощью следующих форм и методов: 

 

 

Таблица 1

Формы Методы
Экология при изучении темы «Удивительный мир растений и животных» Ознакомление детей с растениями и животными Красной книги своего региона – урок путешествие
Экология при изучении природных сообществ Умение находить и изображать графически природные связи
Экология при изучении вопросов ориентирования в пространстве и во времени Опыты
Изучение рельефа, горных пород, полезных ископаемых, воздуха, воды в природе, почвы. Экскурсии к оврагу, по городу, в музей, на родник, на природу

 

Повышению эффективности становления и развития экологической культуры учащихся способствует чередование разнообразных форм экологической работы. Это стимулирует самостоятельную деятельность школьников, поддерживает интерес к предмету и реализует системно-деятельностный подход в обучении.

Наблюдения, проводимые ребенком, позволяют накопить, а впоследствии расширить его представления о явлениях и процессах, происходящих п природе и обществе. В ходе наблюдений уточняются признаки предметов и явлений, при этом существенные признаки отделяются от менее существенных, устанавливаются причинно-следственные связи. Так результаты наблюдений становятся основой для формирования у младших школьников естественнонаучных представлений и понятий. Велика роль наблюдений н формировании эмоционально-целостного отношения к природе, развитии эстетических чувств ребенка. Наблюдения за жизнью природы и человека являются основой для формирования экологической грамотности младшего школьника. Наблюдения можно проводить во время экскурсий, прогулок, на экологической тропе (в течение учебного года). Это позволяет проследить за сезонными изменениями в природе, более ярко показать взаимосвязь неживой и живой природы [11; с.109].



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.