Мальчик, живущий на кладбище — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Мальчик, живущий на кладбище

2023-02-03 17
Мальчик, живущий на кладбище 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На юге Индии есть благословенная Буддой земля – Маленький Тибет. Построили его не какие-нибудь небожители или волшебники, а простые тибетцы, у которых китайские коммунисты отобрали Родину, землю и самое важное – свободный Тибет. Но веру в справедливость они не смогли отнять, и жители построили свою колонию на идеях буддизма, где создали самое процветающее сообщество беженцев в Индии. Заново отстроили величественные монастыри, там теперь учатся и молятся десятки тысяч монахов. Не теряя драгоценного времени, они повышают свое духовное образование и свято верят в то, что можно без насилия решить все проблемы. Верят, что терпимость, любовь и сострадание намного важнее импульсивности и агрессии.

Именно в этом поселении есть монастырь Ганден, где обучался и правил наместник на земле Майтреи, достопочтимый Цонкапа. Сейчас там живут пять тысяч монахов, которые прилежно изучают философские трактаты. Монастырь находится возле поселения номер три. Дорога к нему занимает чуть больше километра, и главная достопримечательность этой дороги – кладбище. В Индии кладбище – простая квадратная площадка для погребального костра. Так как индусы верят в переселение душ, для них не важно, что будет со старым телом, после того как человек переродится. Поэтому они просто сжигают трупы, чтобы не засорять землю. Если верить рассказам местных жителей и монахов, странное событие стало происходить во время Яр хайлана.

Яр хайлан переводится, как «летний зарок», он длится полтора месяца в тибетских монастырях, хотя по уставу монашеской дисциплины должен проводиться все три летних месяца. Во времена Будды, когда монашеская община постоянно разрасталась, приверженцы других религий порочили монахов тем, что те топчут посевы и, ходя по траве, убивают насекомых. С того момента Будда и учредил Яр хайлан.

Первые семь и последние семь дней монахи не должны пересекать определенные границы, а в течение остального времени можно выходить, если дело очень важное и только с разрешения старших монахов, от которых зарок был получен. Также во время Яр хайлана нельзя косить траву и ходить ней.

Если кто-нибудь идет ночью мимо кладбища во время Яр хайлана, к нему подбегает маленький индийский мальчик и берет за руку. Он ничего не просит, и ему ничего не нужно, это просто душа одинокого страдальца, который был обделен человеческим вниманием, а после смерти стал бродячим духом и теперь хочет восполнить то, чего ему не хватало при жизни. Если вы желаете острых ощущений, отправьтесь туда и почувствуете его холодные руки на своем запястье.

 

Мошенник с улицы Джанпад

 

Когда мой друг, калмык Санал, попросил меня показать улицу Джанпад, я и предположить не мог, что нас ждет маленькое приключение.

Джанпад – это улица, примыкающая к центру Нью-Дели, Канат Плейсу. Когда-то, в недалеком прошлом, по этой улице гуляли многочисленные группы туристов из бывшего СССР. Теперь же эта улица, распахнув свои объятия для гостей из Западной Европы, стала не по карману среднему российскому туристу.

 

Мы начали нашу прогулку по улице Джанпад с осмотра торговых рядов под названием «тибетан маркет», или тибетский рынок. В многочисленных ларьках здесь были выставлены старинные полотна и экзотические на вид товары, начиная со статуй и кончая всевозможными сортами благовоний. Здесь можно было недорого купить старинные китайские монеты с квадратной дыркой внутри, подвески фэншуй, призванные внести гармонию в дом и офис. Были здесь изделия из дорогих пород дерева: сандаловые слоники разных размеров, четки, декоративные шкатулки из того же ароматного сандала. Воздух был полон нереальным ощущением избытка антиквариата и разнообразных забавных безделушек, которые украсили бы стол в гостиной как простого труженика, так и преуспевающего бизнесмена.

Мы не спеша осматривали торговые ряды, как вдруг навстречу нам попалась группа «евротуристов». Выражения на их лицах были такие, словно им посчастливилось купить восьмое чудо света. Европейцы несли в руках пластмассовые куколки с подвижными руками и ногами, изображавшие женщин и мужчин, очень примитивного производства.

Нас тоже заинтриговали эти разнополые куколки, и мы направились в сторону, откуда явились туристы. По дороге нам стало попадаться все больше и больше таких же окрыленных счастьем иностранцев, которые целовали свои бесценные куколки. Может, это новая мода, а может, это волшебные куклы, исполняющие желания? Мы оставались на этот счет в неведении. Нас уже ничто так не интересовало, как происхождение этих кукол, и мы поспешили вперед.

Все стало проясняться, когда мы, растолкав толпу собравшихся в круг зевак, увидели индуса, показывающего двух уже знакомых нам куколок. Они смешно отплясывали по расстеленной прямо на тротуаре белой клеенке. Честно признаться, вначале и я был заворожен этим зрелищем: куколка-мужчина обнимал свою супругу и подпрыгивал примерно на высоту локтя. Затем оба они забавно падали обратно на землю. Как ваньки-встаньки, куклы безостановочно плясали на радость собравшимся. Затем началась распродажа. Индиец-кукловод клал куклы по двое в полиэтиленовые мешочки и продавал по пять долларов за пару. Как оказалось, у него была еще целая большая сумка таких вот танцоров.

Я взял в свои руки одну пару и при близком осмотре понял, что там, внутри, не было ни механизма, ни пружины, да и на вес куклы были подозрительно легкими. Мужская кукла имела набедренную повязку и пеструю шапку на голове, а женская была одета в короткое платье.

– Если я куплю этих кукол, долго ли они у меня будут плясать? – спросил я, озадаченный увиденным.

– Все время, пока она у вас! – заверил нас индус.

У нас зародились сомнения насчет вечных танцев, поэтому мы отошли за ближайший углом и стали скрытно наблюдать за продавцом индийских Буратино. То, что произошло дальше, поразило нас еще больше…

Когда туристы, довольные своими покупками, удалились, куклы, поплясав еще немного, упали на клеенку и застыли в неловких позах. Однако как только к ним начала приближаться новая парочка туристов, куклы начали очередной танец, со стороны похожий на своеобразный вид борьбы. После подсечек друг другу партнеры падали, а затем вновь подпрыгивали всегда головой вверх.

После того, как очередные покупатели удалились и куклы, пользуясь моментом, принялись отдыхать, мой непредсказуемый друг Санал вдруг бросился к индусу и устроил у него настоящий обыск. Я стал его поддерживать и спросил, что нам искать?

– Ищи дистанционное управление, он простой шарлатан! – на ходу бросил мне Санал и стал обыскивать карманы продавца. Я же заглянул под клеенку, на которой танцевали куклы, в надежде увидеть магнитную пластину. Но под клеенкой ничего не было. Куклы же неподвижно лежали в обнимку и, казалось, прикрывали друг дружке ладонями глаза. Наверное, они были на стороне своего хозяина, Карабаса-Барабаса, и не одобряли наш налет. Правую руку наш кукловод подозрительно прятал в своей накинутой через плечо котомке. Заметив это, Санал забрал у него эту котомку и принялся шарить в ней, запустив туда руку, но там также ничего не оказалось. Через несколько минут тщетных поисков мы поняли, что кукловод не простой шарлатан. Я посмотрел на него, и он виновато отвел свои глаза, словно уличенный в чем-то преступном, хотя у нас и предъявить-то ему было нечего.

Мы были в тупике, видно, из нас не получились бы хорошие сыщики. Я стал прокручивать свои действия в обратном порядке и старался понять, где мы совершили ошибку и как нас обвели вокруг пальца. Карабас-Барабас из сказки про Буратино пользовался палочками и веревками, привязанными к ним. Здесь, на улице Джанпад, веревками и не пахло. Индус стал ворчать. Видя нашу растерянность, довольный нашим фиаско, он жестом указал нам убираться восвояси. Когда мы уже решили извиниться и покинуть поле действия, я вспомнил, что, когда индус, смущенно отмахиваясь от Санала, вытащил свою руку из котомки, его безымянный палец был загнут вовнутрь. Потом еще Санал просил показать индуса, что у него в руке, но, кроме неестественно загнутого пальца, там ничего не было.

– Держи ему руку! – закричал я и стал выпрямлять ему безымянный палец. Торговец сопротивлялся в меру своих сил, но нам уже было не до церемоний. Санал, доверившись мне, держал его руку мертвой хваткой, а я стал выгибать торговцу палец. По тому, как он туго выпрямлялся, у меня появились опасения, что я сломаю ему этот, возможно, засохший или врожденно уродливый палец. Вдобавок индус истошно вопил. Вид того, как два здоровых двадцатилетних парня, зажав между собой щупленького индуса, прямо посреди улицы стараются вывихнуть ему палец, не мог не привлечь внимания посторонних. Вокруг нас мигом образовалась толпа любопытных.

– Надеюсь, ты знаешь, что мы творим! – заявил Санал и кивком указал на собравшихся. Хоть и была опасность, что нас могут не так понять, наш азарт сыщиков было не так просто унять.

– Ааааааууу… Хелпппп! – кричал индус. По фальшивому тону его голоса, я понял – мы на верном пути. Когда мы выпрямили ему палец, он оказался нормальным и довольно легко двигался, но вместе с этим куклы начали шевелиться, как если бы к пальцу была подвязана невидимая леска. Малейшее движение пальца заставляло двигаться куклы, находящиеся на другом конце несуществующей нити. От увиденного открылись рты не только у толпы зевак, но и у нас с Саналом. Это было невозможно! Этот уличный экстрасенс продал полмешка кукол, и при этом приводить их в движение мог только он! Родился индус таким или специально натренировался для этого, мы так и не узнали. Одно было понятно – благодаря движению пальца куклы оживали и, радуясь этому, плясали свой необычный танец.

Вот такие бытовые кудесники путешествуют по Индии! Наверно, можно встретить и более интересных представителей уличного искусства, поэтому пишите нам об увиденных вами «чудесах», и заранее спасибо вам за ваши рассказы.

 

Музей в Дели

 

Мы с Навангом как-то посетили в Дели большой национальный музей, где хранятся самые значительные экспонаты из истории Индии. Находится он как раз напротив Индийских ворот, где горит вечный огонь в память о девяноста тысячах солдат, воевавших в английской королевской армии в годы Первой мировой войны.

В центре одного из залов на большой золотой подставке находится Чинтамани. Размером он с голову лошади, только идеальной яйцевидной формы и цветом похож на лунный камень. Раньше камень принадлежал индийскому махарадже, который не расставался с ним ни в походах, ни на прогулках. Он, как верный слуга, охранял его и оберегал. Теперь камень стал достоянием народа полуострова, и потому Индия развивается невиданными темпами.

 

Музей прикладного искусства

 

Когда мы с монахами из монастыря Дрепунг Гоманг были в Москве во время благотворительного тура по регионам России, то обратились к директору Музея прикладного искусства. Они договорились, что в одном из пустующих залов проведут для буддистов города представление тибетской Мистерии Цам.

Программа состояла из восьми номеров. Первым был танец Таши Шогба. Красочный тибетский арлекин приветствует всех присутствующих и показывает красивый танец. Вторым – Шанак. Йогин при медитации властных и жестких действий исполняет ритуальный танец Цам, облачившись в тантрическое одеяние и черную шапку. Третьим – Туйсол. Ритуал подношения омовения божествам. Практика для приготовления святой воды. Четвертым была практика Чод. Это превосходный глубинный путь объединения метода и мудрости, или быстрый путь порождения плода всеведения в собственном потоке сознания. Чод можно перевести с тибетского как «отсечение». Корень неведения и всех ошибочных представлений отсекается в процессе практики Чод. Ведь посредством любви, сострадания и Бодхичитты отсекается помышление о собственном благе. Пустотным воззрением отсекается корень сансары. После антракта Дуртак – танец кладбищенских хранителей. Затем Дамжа – тибетский диспут. Процедура ведения дебатов имеет единственную цель – развить потенциальные способности участников, помочь им сделать следующий шаг на пути к высшей цели – Просветлению. Омрачения, застилающие наш ум, копились с безначальных времен, и если мы хотим удалить их, наше знание должно быть нерушимым. Уклад монастырской жизни и техника ведения диспута – все это направлено на то, чтобы достичь несгибаемой мудрости, которая поможет одолеть нашего злейшего врага – неведение. Затем Шарок – танец тибетского ворона, защитника всех добрых людей. Предпоследним номером было обертонное пение – уникальное исполнение буддийского ритуала монахами из Тибета. И завершал представление Танец Снежного Льва – мистический зверь спускался со снежных гор Тибета и исполнял веселый танец.

Через пару дней директор позвонил мне и спросил: «Почему они больше не двигаются?» Сначала я не понял, о чем идет речь. Потом догадался, что речь шла о стульях. Совершено спокойно я ответил, что они и не должны двигаться.

Оказалось, что в годы репрессий здание было обкомовским, и именно в нем были подписаны указы о депортации чеченцев, калмыков и крымских татар. После тех событий в здании поселился полтергейст, и стулья ночью двигались, а двери хлопали. Партийцы быстро съехали и отдали помещение музею. Но в музее ни один сторож не мог оставаться больше одной ночи. Пришлось запирать здание на замок и ставить сигнализацию.

После выступления монахов все это прекратилось, возможно, из-за практики Чод. Эта практика известна тем, что заставляет бродячих духов перерождаться и вновь продолжать жизнь. Директор захотел пригласить монахов и на следующий год, пообещав не брать аренду за зал. Поживем – увидим, правду ли он сказал.

 

Мой друг Бандар

 

В джунглях прекрасной Индии обитала очень сильная и многочисленная стая желтых обезьян. Как и у всякой уважающей себя стаи, у нее был вожак, мощный и свирепый. Вожака отличали огромные клыки и крепкие когти. Он не боялся встретиться на узкой тропе ни с тигром, ни с пантерой.

В стае также была разведчица. Разведчица заранее искала легкую добычу, обезьяны грабили кукурузные поля, обрекая местных крестьян на голодное существование. Однажды стая вновь осталась без пищи, и отважная обезьяна, оставив своего любимого трехмесячного детеныша, отправилась на разведку. Пробираясь сквозь джунгли, на вершине засохшего дерева разведчица заметила трех ворон. Одна из них смотрела на север, а две другие – на юг. Это была плохая примета, которая заставила обезьяну быть вдвойне осторожной.

Деревья постепенно редели, и сквозь просветы между стволами уже можно было разглядеть кукурузное поле, простиравшееся до самого горизонта. Животный инстинкт заставлял ее прислушиваться к звукам, доносившимся отовсюду. Именно из-за своего чуткого слуха обезьяна и была удостоена столь высокой чести – быть разведчицей.

Она имела свою долю от всех добытых стаей продуктов. Наряду с этой привилегией ее ремесло сулило множество опасностей – разведчица не имела права на ошибку. Это была опытная обезьяна, многое повидавшая на своем веку, о чем говорило множество шрамов на ее теле. Убедившись, что поблизости нет ничего подозрительного, обезьяна решила подобраться к краю поля. Для начала она постаралась сделать свою походку как можно более развязной и бесшабашной. С шумом пробираясь сквозь заросли, она специально сотрясала высокие стебли, чтобы затаившиеся сторожа выдали свое присутствие. Но все вокруг было тихо, только вороны подозрительно долго кружили вдалеке.

Казалось, все крестьяне попрятались от летнего зноя в своих тростниковых домиках. После тщетных попыток выявить охрану обезьяна решила, что здесь безопасное место. В тот год местные жители усерднее обычного приносили жертвы богам. И, видимо, поэтому урожай выдался невиданно богатым. Толстые стебли с трудом удерживали воздетые к небу початки. Еще несколько дней, и можно будет убирать кукурузу.

По условному сигналу, поданному разведчицей, оголодавшие обезьяны набросились на кукурузу, словно туча безжалостной саранчи. Наконец-то после нескольких неудачных дней стае привалило счастье! Все, от самых маленьких до старых и больных, ринулись на добычу. Почувствовав безнаказанность, молодняк шумно резвился, ломая стебли и разбрасывая их в разные стороны, а старики, не спеша, как истинные гурманы, выбирали самые спелые и вкусные початки. Со стороны разбушевавшаяся стая напоминала беспорядочную неуправляемую стихию, своего рода танец Шивы. В один миг огромные заросли кукурузы были практически уничтожены.

В самый разгар пира, когда бдительность уже изрядно наевшейся стаи притупилась, из убежища выскочили крестьяне-охотники с ружьями. Звуки выстрелов вселили ужас в сердца обезьян. Картечь с шипением рассекала воздух, пронзая беззащитные тела. Оставляя за спиной убитых и раненых сородичей, еще совсем недавно грозная, а ныне жалкая стая бросилась в спасительные джунгли.

К вечеру оставшиеся в живых обезьяны собрались на лесной поляне зализывать раны. Потерявшиеся детеныши, которым посчастливилось остаться в живых, встречались со своими матерями. Вожак лично проверил окрестности и убедился, что опасность миновала. Сверкая глубоко посажеными глазами, он приказал своим помощникам привести разведчицу. Та, признавая свою вину, даже не пыталась сопротивляться. Вожак издал клич хозяина джунглей и, схватив лапами голову разведчицы, вырвал ее так, что обезглавленное тело долго билось в конвульсиях, забрызгав все вокруг черной кровью…

Преподанный вожаком урок заставил стаю присмиреть и затихнуть, а затем послушно разойтись. Все понимали жестокий поступок вожака, и лишь детеныш разведчицы, в один миг ставший сиротой, не смог перенести смерти матери. Волны смертельной тоски, которым, казалось, не будет конца и края, захлестнули его. В тот же день малыш бежал из стаи с поселившейся в его сердце ненавистью к своим жестоким сородичам.

Однажды я, возвращаясь с ежедневных молебнов в Дрепунг Гомане, во время которых происходил прием пищи, увидел такую картину. Монахи столпились рядом с кирпичным забором, на котором сидела маленькая обезьянка. Каждый пытался сунуть ей в лапку что-нибудь вкусное – кто конфетку, кто банан. И я, недолго думая, присоединился к ним, протянув свою тарелку с остатками риса и далла – чечевичной похлебки. Проголодавшаяся обезьянка взяла тарелку и начала, выбирая пальчиками комочки еды, уплетать ее с явным удовольствием. Так между нами завязалась дружба.

Как вы уже догадались, это был не кто иной, как детеныш той самой разведчицы, растерзанной жестокими соплеменниками. Я взял обезьянку на руки и под всеобщее ликование понес домой. Монахи, которые приходили ко мне, нарекли обезьянку именем Бандар.

С тех самых пор Бандар жил у меня. Он беспрекословно слушался меня и даже не стал протестовать, когда его вымыли специальным шампунем, избавляющим от насекомых. Ели мы из одной тарелки. Когда я брал Бандара на руки и гладил его по голове, тот в знак благодарности начинал по врожденной обезьяньей привычке искать несуществующих насекомых в моих волосах.

Со временем, привыкнув ко мне, Бандар даже начал проказничать в мое отсутствие. Он забирался на крышу дома и, взяв засохший плод манго, кидал его в прохожего. А когда попадал, шумно радовался, вереща и катаясь на спине. Раздраженные прохожие никак не могли заставить обезьянку слезть с крыши и, досадуя, шли на маленькую хитрость. Они угощали Бандара бананами, обернутыми в прозрачный скотч. Сколько бы тот ни старался снять такую «шкурку», у него ничего не получалось. Кончалось все тем, что обезьянка раздраженно рвала и грызла зубами коварный подарок.

Порой Бандару давали жвачку в конфетной обертке. Бандар старался, как мог, но не никак не получалось прожевать злополучную сладость. Он кривлялся, строил всевозможные гримасы, вытягивал жвачку пальцами. В конце концов Бандар устало выплевывал ее на издевающихся зрителей. Так, по сей день и живет Бандар на юге Индии, в штате Карнатака.

 

День в зоопарке

 

В Индии очень много зоопарков. Некоторые из них, такие как в городе Майсор, знамениты на весь мир. Только здесь можно увидеть представителей исчезающих видов животных: щетинистого зайца, дикую карликовую свинью, хангула, тамина и большую индийскую дрофу.

Однажды я с другими монахами поехал в монастырь Сера. Там мы собирались получить учения по Гухьясамаджа-тантре от Его Святейшества Далай-Ламы.

Название монастыря Сера произошло от тибетского слова «сера», что в переводе означает «град». Сера является одним из трех самых крупных университетов по изучению буддийской философии. Сейчас там обучается более четырех тысяч монахов.

Этот монастырь находится в штате Карнатака на юге Индии, недалеко от города Майсор. Поддавшись любопытству, мы решили поехать в этот город, чтобы посетить знаменитый майсорский зоопарк.

 

И вот мы купили недорогие билеты и вошли в самый большой в Индии зоопарк. По территории он занимает около сорока гектаров. Здесь можно увидеть 450 видов птиц, 564 вида рептилий и 89 видов животных. За прошлый год в зоопарке побывало 15 миллионов человек. Обо всем этом мы прочли на рекламном щите у входа в зоопарк.

Мы вдвоем с моим другом, Нинда-Цыреном – монахом из Внутренней Монголии, сначала направились к панголину. Панголин – чешуйчатый ящер, напоминающий большого броненосца. Это ночное существо. На воле панголин обитает в кроне деревьев, карабкаясь по ним с помощью цепкого хвоста и когтистых лап. Его привезли в зоопарк с востока Индии.

Оставив панголина, мы подошли к большим клеткам с редкими птицами. Здесь были птицы-носороги, пестрые попугайчики, колпицы, фламинго и чирки. Вдоволь налюбовавшись красотой пернатых, мы последовали дальше.

Вскоре мы увидели жирафа. Он был один в большом вольере, окруженном рвом. Казалось, что до него очень далеко, метров пять. Нинда-Цырен сказал, что хотел бы посмотреть на жирафа вблизи. Тогда я сорвал растущий рядом листочек травы и нежным голосом позвал жирафа. Мне было его жалко, ведь у него в неволе совсем нет друзей!

Жираф, не сходя с места, наклонился, перегнулся через ров, и его голова оказалась рядом с нами, так что жираф без усилий понюхал мой зеленый листок. Вблизи голова его оказалась огромной, с большими глазами навыкате. В них даже можно было разглядеть собственное отражение!

Глаза у жирафа были очень добрые и дружелюбные, но от неожиданности, увидев рядом с собой огромную жирафью голову, Нинда-Цырен опешил и отбежал на безопасное расстояние. Оттуда он стал осторожно наблюдать за нами. Я, конечно, понял его опасения: до этого Нинда-Цырен не видел жирафов даже издали!

Глядя на жирафа, оставалось только гадать, как природа создала такое чудо. Какое сильное сердце нужно иметь, чтобы подавать поток крови на такую огромную высоту! Давление внутри черепа должно увеличиваться во время наклона головы, когда вся кровь устремляется вниз. И как только он выдерживает такие нагрузки? Мы, люди, и то чувствуем головокружение, если резко наклоняемся с высоты своих неполных двух метров. А если представить наклон с шести метров высоты? Вот это да!

– Как ты его не боишься, у него же огромные рога! – сказал мой друг, когда мы направились дальше, а затем добавил: – Я тебя с ним сфотографировал, на память.

– Не рога у жирафа, а рожки, и они у него круглые и совершенно безопасные, – успокоил я его.

 

День обещал быть интересным, но что он оставит неизгладимое впечатление на всю мою жизнь, мы еще не знали. Впрочем, не будем забегать вперед, а расскажем все по порядку.

Далее, судя по звукам, находились крупные хищники. Мы направились по дорожке и увидели в большой клетке приземистого льва, который громко стонал. На вопросы у персонала зоопарка, что случилось с этим царственным зверем, нам ответили, что он заболел. Чем болел лев, так мы и не выяснили. Клетка у него была тесная, с проходом в искусственную пещеру из камней. Казалось, в таких условиях даже у домашних животных может развиться клаустрофобия.

Посочувствовав азиатскому льву, мы направились дальше. Обстановка с бенгальскими тиграми была уже лучше: они разгуливали по огороженному островку из зелени и наваленных кучками камней. Эти красавцы сразу напомнили мне о самом грозном персонаже сказки Редьярда Киплинга – Шер-Хане.

Писатель Редьярд Киплинг родился в семье англичан в Индии, в 1865 году. Получив образование в Англии, он вернулся к себе на родину и стал работать в провинциальной газете. Страна древней культуры, прекрасных легенд, экзотической природы, Индия захватила воображение молодого писателя. Неудивительно, что его первые произведения – рассказы, сказки и стихи – были посвящены именно ей. Разнообразные индийские животные, развалины древних городов, скрытые в чащах непроходимых лесов, сам дух древности и тайны вдохновили Киплинга написать свои «Книги Джунглей», в которые вошли рассказы про Маугли и его друзей – медведя Балу, пантеру Багиру и удава Каа. Благодаря Киплингу Индия – таинственная, полная разнообразия страна вошла в жизнь самых маленьких современников писателя. Рассказы о Маугли стали классикой мировой детской литературы. Ныне о приключениях мальчика, принятого в семью волков и живущего по Закону Джунглей, читают во всем мире.

 

Следующими в зоопарке были медведи: черные и бурые гималайские медведи, медведь-губач, получивший свое название из-за особого строения рта.

Когда мы подошли к той части зоопарка, где показывали больших азиатских носорогов, мы увидели одну представительницу этого племени. Она выглядела так, словно была закована в бронированные щиты. Представительница носорогов совершенно не двигалась. Подождав немного, мы начали строить догадки: может, она умерла, из нее сделали чучело и дурят теперь этим чучелом народ?

Терпенье у нас кончилось, и я решился на опрометчивый поступок. Полянка для обитания носорогов была окружена глубоким рвом, и по плану там должна была находиться вода. Но, видимо, из-за технических неполадок, ров был пуст. Я решился спуститься вниз по висевшей веревке и подойти прямо к стоящей у края рва самке носорога, чтобы расшевелить ее.

Самка казалась слишком громоздкой и неторопливой, чтобы представлять из себя опасность для человека. В своих ложных размышлениях по этому поводу я убедился, когда мой друг предостерегающе закричал. Обернувшись, я увидел, как по дну рва прямо на меня несется двухтонная туша другого носорога, уже самца. Носорог низко склонил свою голову, и его единственный рог ничего приятного мне не сулил. Я дал стрекача по кругу, так как подпрыгнуть и с разбегу забраться обратно на край рва я не смог.

Как во рву оказался носорог – сам ли спустился или упал, раздумывать у меня не оставалось времени. Но, видно, носорог был в великой ярости, потому что безостановочно преследовал меня. Мне пришлось сделать целый круг, пока я не увидел своего друга, подбежавшего с другой стороны и протягивающего мне конец своей одежды.

Уже с немалой одышкой (наверное, сказался тихий образ жизни или отсутствие практики общения с носорогами), не веря своему спасению, я вскарабкался наверх, а мой преследователь, чуть не подцепив меня своим рогом, остановился, недовольно пыхтя, и маленькими обозленными глазками уставился на нас.

Этот урок я запомнил надолго, и впредь к покою греющихся на солнце носорогов я стал относиться уважительно.

 

Долго еще мое сердце не могло успокоиться. Даже когда мы подошли к вольерам со слонами и мой друг начал кормить этих животных через сетку бананами, у меня перед глазами все еще мелькал бегущий носорог. Нинда-Цырен сунул мне банан и, подбадривая, похлопал меня по спине, но я все еще был в состоянии легкого шока.

Пришел я в себя, когда кто-то сзади вцепился в мой банан и стал упорно его тянуть. Каково же было мое удивление, когда, обернувшись, я увидел маленького слоненка! По всему было видно, что он родился лишь несколько недель назад. Ростом слоненок едва доставал мне до пояса. Я протянул ему банан, и когда слоненок взял его, я погладил его по голове. Она у слоненка была мягкая, и только легкий пушок волос начинал расти прямо на макушке. Получив свое, слоненок проворно метнулся мимо нас к сетке. Там я заметил дыру, в которую мог пролезть только этот маленький слоненок. Да, он был шустрый малый! И как только слоненок отыскал эту незаметную дыру и вылез через нее? Сейчас он уже находился внутри вольера и, забравшись под брюхо своей матери, добродушно посматривал оттуда на нас.

Попрощавшись с озорным слоненком, мы проследовали дальше, к оленям. Те паслись на полянках, похожих на огромные бассейны без воды: эти полянки были расположены на два метра ниже уровня дорожек для посетителей. Там паслись стада самбаров, а также читалов, или пятнистых оленей. Здесь можно было увидеть скромную антилопу-гарну и великолепного буйвола-гаура. Да, зоопарк – это какое-то чудо!

Впечатлений у меня уже было предостаточно для одного дня. Думая об этом, я шел мимо края оленьих полян и не заметил, как один из представителей вида барасинга, или болотного оленя, схватил меня за подол одежды и, с аппетитом жуя его, начал стягивать меня вниз. Память о том, как я бегал от носорога, заставила меня вцепиться двумя руками в бордюр дорожки и отбиваться двумя ногами от мощного высокого оленя с ветвистыми рогами. Кое-как я вырвал свою одежду из пасти оленя, на которой остались отчетливые следы от острых зубов. Видит бог, я не нарушал правила безопасности, но если олень все же стащил бы меня вниз, на свою поляну, я бы не поручился за свою сохранность: рогатых там паслось предостаточно!

Весь раскрасневшись от потуг спасения, с помятой и изжеванной одеждой я поскорее, пока опять кто-нибудь из животных не стал проявлять ко мне свой живой интерес, покинул зоопарк. И что бы произошло, представьте себе, если бы мы в тот день продолжили нашу экскурсию и пошли досматривать длинноруких хвостатых гиббонов и черную пантеру?

 

Ни я, ни мой знакомый Нинда-Цырен с тех пор ни разу не были в зоопарке, да и не было в том нужды. Достаточно только вспомнить те приключения, которые с нами произошли в тот памятный день, как снова возвращаются ощущения того дня, вставая перед внутренним взором намного ярче, чем те, которые я получил бы, увидев зоопарк воочию. Так и кажется, что я вновь посетил зоопарк и встретился со своими любимцами!

 

Второй Бандар

 

На поляне среди тропических джунглей паслась большая стая обезьян. Кто-то собирал спелые плоды с ближайших деревьев, кто-то грыз ветки кустарников, а кто-то лакомился муравьями. Чтобы собрать муравьев, обезьяна смачивала слюной веточку и просовывала ее в муравейник. Муравьи набрасывались на ветку, недовольные вторжением, угрожающим их жилищу. Обезьяне оставалось только ждать. Затем она вытаскивала ветку, которая превратилась в букет из муравьев, и с удовольствием слизывала их, будто ребенок, лакомящийся мороженым на палочке.

Здесь же, на поляне, промышляла старая обезьяна с двумя детенышами. Один из них был на год старше другого, и из-за небольшой разницы в возрасте малыши были сильно привязаны друг к дружке. Старший детеныш Баи заботился о братике, которого звали Бандар. Порой Баи, обняв Бандара, укрывал его от дождя и ночного холода. Это было счастливое время для Бандара. Все заботились о нем, приносили ему самые вкусные коренья и делились всем, что находили в лесу!

В тот ясный и солнечный день Бандар уже наелся, и его сытый животик округлился. Всем довольный, Бандар резвился и шалил, как вдруг по поляне пронесся сигнал опасности. Звери насторожились и поспешили к спасительным деревьям. Вскоре стало ясно, что по близости бродит леопард. Стая поспешно забралась на верхушки деревьев, очень уж обезьяны боялись леопардов – своих заклятых врагов.

Прошло много времени, но никто так и не показался. Но обезьяны знали, как коварен и хитер леопард. Затаившись в засаде, он мог ждать подходящего момента целый день! Обезьяны решили не рисковать и отправили на разведку шустрого молодого самца.

Вскоре разведчик заметил меж стволов пятна на шерсти хищника. На земле, ни от кого не таясь, лежал дымчатый леопард. Самец забрался на ближайшее дерево и стал наблюдать оттуда за странным поведением врага.

Леопард не проявлял никаких признаков жизни. Но обезьяна, успевшая повидать в жизни всякое, в предчувствии подвоха затаилась и стала ждать. Прошло довольно много времени – любопытство взяло верх над терпением, и разведчик спустился на землю. Он стал шумом и криками привлекать к себе внимание леопарда, но тот не реагировал, будто и вправду околел. После продолжительных стараний разведчик наконец издал победный клич, по которому все поняли, что страшный враг обезьяньего рода мертв. Стая поспешно спустилась с деревьев. Это был сладкий миг счастья: обезьяны с наслаждением щупали и щипали мертвое тело леопарда, некоторые даже поднимали его голову и, положив ее на свою макушку, с рычанием изображали некогда грозного и безжалостного хищника.

Тут глаза «мертвеца» неожиданно раскрылись, и леопард, быстрый, словно молния, стал рвать зубами и когтями беззащитные обезьяньи тела. От близости страшного зверя некоторых обезьян парализовал страх, они были неспособны бежать, что умножило добычу леопарда. Когда уцелевшие разбежались, коварный охотник сложил свою добычу в большую кучу. В ней было более десятка взрослых обезьян. Так леопард обеспечил себя и своих детенышей пропитанием на месяцы. Среди обезьян, которые стали добычей леопарда, оказалась мать Баи и Бандара.

Без мамы братьям пришлось несладко. Они не понимали, что же произошло и почему мама не нашла их после того, как все обезьяны, убежав от ужасного зверя, собрались в безопасном месте. Баи и Бандар уже лазили по деревьям, но им пока недоставало сил и опыта матери, чтобы прокормить себя. Жизнь их в корне переменилась.

Однажды голодные братья, сидя на дереве, увидели восхитительные вишни, лежавшие на земле. Баи, как старший, спустился вниз, чтобы их достать. Оказалось, что вишни лежат в большом стеклянном кувшине с узким горлышком. После нескольких неудачных попыток заполучить вишни Баи наконец догадался просунуть лапу в горлышко. Зажав вишни в кулаке, он хотел вытащить добычу, но не тут-то было. Его кулак оказался шире отверстия сосуда!

Разумеется, кувшин с вишнями оказался в лесу неспроста. Это была ловушка, устроенная ловцом обезьян. Старый охотник хорошо знал, как мыслят обезьяны. Он знал, добравшись до лакомства, обезьяна не сообразит, что ради спасения своей жизни нужно бросить его.

Услышав обезьяний визг, довольный охотник выскочил из своего укрытия. Испуганный Баи попытался спастись бегством, но его лапа, судорожно сжимавшая ягоды, по-прежнему была в кувшине. Кувшин был тяжелый, и хилый обезьяний детеныш потерял способность быстро передвигаться. Охотник без труда схватил Баи, а затем резко ударил его по локтю. От удара кулак Баи разжался, и он выпустил вишни. Бандару ничего не оставалось, как спуститься с дерева и добровольно сдаться в руки охотника. Оставшись без матери, он не видел смысла в жизни без брата.

Охотник был очень доволен. Из леса он отправился прямо на базар, где продал пленников бродячему циркачу за приличную сумму. Уличный циркач, повидавший многое на своем веку, был знаком с повадками как людей, так и обезьян. Ему нужен был помощник, но содержать он мог только одну обезьяну. Без злобы и без сожаления он, словно делая что-то повседневное и привычное, на глазах у маленького Бандара убил его брата. Циркач связал маленькие лапки Баи и одним ударом ножа отсек ему голову. Сердце Бандара готово было вырваться наружу от ужаса, весь воздух вокруг был пропитан запахом крови. Циркач оставил несчастного малыша с еще теплым трупом Баи. Бандар прижался к нему и всю ночь жалобно скулил. Смерть брата ужаснула Бандара, и он понял, что никогда в жизни не посмеет ослушаться своего нового хозяина.

С этой поры у Бандара началась тяжелая пора обучения. Его хозяин был талантливым артистом и строг<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.