Чудо, показанное Еше Лодоем Ринпоче — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Чудо, показанное Еше Лодоем Ринпоче

2023-02-03 21
Чудо, показанное Еше Лодоем Ринпоче 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Природа Байкальского региона представляет собой уникальное сочетание разнообразных видов растительности, животного мира и геологических объектов, имеющих огромное значение для сохранения генофонда земли.

Конвенция ЮНЕСКО, 1972

 

На нашей земле нет источников чистой воды, подобных Байкалу. Подумайте только: это озеро содержит 19 процентов мировых запасов озерной пресной воды и 90 процентов всей пресной воды России! Среди озер земного шара он занимает первое место по глубине (1637 м). Для заполнения котловины озера понадобился бы годовой сток всех рек земного шара. Воды Байкала имеют сине-зеленый цвет и отличаются необыкновенной чистотой и прозрачностью. Весной, после того, как озеро освободится ото льда, брошенную монетку можно проследить до глубины 30–40 метров.

По богатству и разнообразию растительного, пресноводного и животного мира Байкал превосходит все озера в мире. В нем насчитывается 1085 видов и разновидностей водорослей, обитает более 1500 видов и подвидов животных. Из них 84 процентов – эндемики, то есть нигде, кроме озера Байкал, они не встречаются. В Байкале обитает 80 процентов всех известных беспозвоночных. Такое богатство органического мира с большим количеством уникальных и характерных только для Байкала форм – явление исключительное, и причины этого явления до настоящего времени не установлены.

В Байкале водится 58 видов рыб, среди них омуль, сиг, хариус, большая и малая голомянка, желтокрылка и длиннокрылка. Из отряда животных в Байкале обитает только тюлень, которого люди называют байкальской нерпой. Питается тюлень рыбой, в основном бычками и голомянкой. Это животное дышит воздухом и под водой может находиться не более 20 минут. Зимой, когда озеро покрывается льдом, нерпа делает во льду отдушины и всю зиму живет около них. Предками байкальской нерпы были арктические тюлени. Люди считают, что в древности эти тюлени могли приплыть сюда по Лене, Енисею и Ангаре.

Когда гуляешь по берегу Байкала, сознание становиться чистым, как вода в озере. Появляется стремление делать добро другим людям, вспоминаются слова известного русского деятеля В. Г. Распутина:

«У природы есть свои любимцы, которых она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал… Славен и свят Байкал – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества».

 

На северном берегу озера расположился чудесный город Северобайкальск. Он был основан в 1974 году и своим рождением обязан строительству Байкало-Амурской магистрали. Тогда это был главный поселок строителей Бурятского участка БАМа (510 км длиной) и назывался он Новогодний. За четверть века Северобайкальск приобрел свое лицо, неповторимый облик и внутреннее содержание. Он населен добродушными сибиряками, которые славятся гостеприимством, но главное богатство этого города – изумительная природа Северного Прибайкалья.

Однажды жители Северобайкальска, обеспокоенные загрязнением Байкала и прилегающего к нему региона, пришли к Еше Лодой Ринпоче, моему учителю, с просьбой о проведении на берегу озера очистительного ритуала Туйсол.

Еше Лодой Ринпоче родился в 1943 году в Литане, провинции Кхам, что в восточном Тибете. Его признали четвертым перерожденцем тантрического йогина, который потом воплотился в Учителя из традиции Ньигма, а тот в свою очередь в Учителя из традиции Кагью. С шести лет Еше Лодой Ринпоче получил у себя на родине буддийское образование. Среди первых его Учителей был Шивалха Лхарамба, бурят родом из села Судунтуй Агинского округа. Шивалха Лхарамба был выдающимся знатоком буддийской философии и тантры. Еще он был известен незаурядным умом и считался одним из самых образованных Учителей в Тибете того времени. Потом Еше Лодой Ринпоче переехал в Лхасу и стал изучать буддийскую философию у знаменитого бурятского ученого Тубден Чойжи Нима. В марте 1959 года он вместе с небольшой группой тибетцев бежал в Индию от китайских коммунистов.

Последним Учителем в Индии, от которого Еше Лодой Ринпоче получил наставления по буддийским практикам, был настоятель монастыря Дрепунг Гоман Кенсур Агван Нима, который был также родом из Бурятии. Кенсур Агван Нима помог монахам монастыря Дрепунг выжить и укрепиться в тяжелых условиях эмиграции в Индии, помог воспрянуть духом и не терять надежды вернуться на свою родину в Тибет. Благодаря бесценному знанию Дхармы, которым обладал Кенсур Агван Нима, был возрожден и заново отстроен монастырь Дрепунг Гоман в штате Карнатака, а уровень образования в нем стал таким, каким был в Тибете до китайской оккупации. Кенсур Агван Нима заложил основание для обучения двух тысяч студентов, которые и сейчас изучают и практикуют буддийскую философию в монастыре Дрепунг Гоман на юге Индии. Этот выдающийся Учитель отдавал все свои силы и время, помогая монахам своего монастыря, обучая своих учеников, служа людям Земли. Кенсур Агван Нима в течение своей долгой жизни молился о благополучии живых существ. И теперь мы гордимся им, ибо он, будучи родом из Бурятии, принес тибетскому народу такую же пользу, как и лучшие сыны Тибета. Неслучайно карма привела в Бурятию его ученика – Еше Лодой Ринпоче, который десять лет был личным хранителем священных текстов у Его Святейшества Далай-ламы XIV.

Досточтимый Еше Лодой Ринпоче в 1993 году был приглашен Центральным духовным управлением буддистов России в Бурятию и с тех самых пор постоянно проживает в городе Улан-Уде. Он закончил строительство своего центра на Лысой Горе – самом высоком месте города. Сегодня Еше Лодой Ринпоче известен широкому кругу людей. Буряты знают и любят его, регулярно обращаются к нему за помощью при разрешении своих личных проблем. Многие его ученики продолжают обучение в монастыре Дрепунг Гоман в Индии. Многократно Еше Лодой Ринпоче передавал драгоценные наставления и посвящения светским людям в городах и селах по всей России. Благодаря деятельности Ринпоче повсеместно действуют объединения светских людей, называемые Дхарма-центрами. Восстановление дацанов и ступ, обучение монахов, просветительская работа среди светских людей; проведение обрядов по очищению и сохранению природы; помощь и даже спасение людей; необходимый и благородный труд по восстановлению утраченных традиций, возрождению и дальнейшему развитию буддизма в России – вот лишь небольшая часть той работы, которая ведется под руководством мудрого, спокойного и тактичного Еше Лодой Ринпоче.

Итак, в город Улан-Удэ прибыла делегация из Северобайкальска и пригласила к себе Еше Лодоя Ринпоче и попросила совершить очистительный обряд. Проявляя сострадание истинного Бодхисаттвы, он откликнулся на зов нуждающихся. Когда Еше Лодой Ринпоче приехал в город, собралось множество горожан, чтобы поприветствовать известного Учителя и посмотреть на редкий в этих местах буддийский обряд. Были среди них буряты, русские, якуты и эвенки.

Обряд Туйсол состоит из трех основных частей. Первая часть заключается в прошении об очищении грехов всех присутствующих, которые они могли совершить телом, речью и сознанием. Потом следует призывание Будд спуститься на землю и ради блага всех живых существ вселиться в объекты почитания. Вторая часть обряда включает в себя воспоминание о различных омовениях, начиная с того, которое провела Богиня Шакьямуни Будде при его рождении, а также перечисление могущественных способностей Будды с просьбой, чтобы посредством Амриты эти способности были переданы всем живым существам. В третьей части обряда излагается благодарность всем Буддам, перечисляются все подношения, приносимые в знак благодарности, и воздается хвала могущественным свойствам Амриты.

Перед началом проведения обряда Туйсол готовятся необходимые принадлежности: Мелон – Зеркало, Бумба – Ваза, Блюдо для Амриты, трава Куша, Хадак – Ритуальный Плат. После окончания первой части обряда четверо монахов встают со своих мест и, набросив на плечи Навса – Ритуальные Одежды, встают в круг. Затем один из них поднимает Зеркало перед статуями или изображениями Будд так, чтобы на лакированной поверхности отразились их лики. Другой берет Кувшин с чистой водой, лепестками шафрана и другими сокровенными ингредиентами, третий держит под Зеркалом Блюдо для Амриты. Четвертый монах держит Ритуальный Платок. Во время чтения второй части в конце каждого раздела держащий Кувшин льет воду на Зеркало, и вода, протекая через отражающиеся в зеркале лики Будд, получает спасительную и священную силу. После каждого возлияния монахи произносят мантры, а монах, держащий Плат, отирает им Зеркало. Так повторяется несколько раз до окончания молитвы.

 

…Подобно тому, как божества совершали омовение, лишь только вы, Будды, родились, точно так же совершаю и я омовение тел Будд чистой божественной водой. (Монахи декламируют мантры, и монах, держащий Кувшин, льет воду.) Хотя в телах Победоносных и нет ничего порочного, однако для очищения омрачений живых существ я подношу эту воду омовения для тел Победоносных. Да очистятся омрачения всех живых существ! (Монахи декламируют мантры, и монах, держащий Кувшин, льет воду.) Отираю тело их чистой материей, надушенной бесподобными благовониями. (Монахи декламируют мантры, и монах, держащий Плат, отирает им Зеркало…)

 

Так звучат священные строки текста очистительной молитвы Туйсол.

По окончании обряда Амрита сливается в Вазу, и потом монахи используют ее для освящения, окропления, подношений Буддам и Бодхисаттвам. Светские люди используют Амриту так же, как святую воду.

В трактате сказано: «Туйсол должен проводиться часто вследствие увеличения препон, или, помех к исполнению живыми существами добрых деяний». А о значении и свойствах Амриты сказано: «Амрита, ниспустившись по отражению тел всех Будд и основных Учителей, будучи воспринята живыми существами, освящает тело и душу, вследствие омовения ею очищаются грехи, совершенные от безначального времени, а также всякие препоны и болезни. Тело исполняется истинными свойствами чистейшего и ясного света, увеличивается продолжительность жизни, увеличивается стремление к добродетельности, а также увеличиваются достоинства сознания и все другие достоинства».

 

Один из присутствовавших на обряде поблагодарил Еше Лодоя Ринпоче и посетовал, что раньше здесь встречалась нерпа, но после того, как городская канализация и заводские отходы стали попадать в Байкал, нерпа практически исчезла. После этого Еше Лодой Ринпоче, взяв Амриту, подошел к берегу озера и освятил ею воду. Все стояли и обсуждали свои впечатления, Еше Лодой Ринпоче отошел в сторону и омочил руки в озерной воде. Тут неожиданно к нему навстречу выплыла нерпа. Ринпоче никогда раньше не видел таких животных, поэтому спросил: «Об этом ли животном вы только что говорили?» Все умолкли и, повернувшись, увидели голову нерпы у ног Ринпоче. Она была буро-коричневого цвета со смешными торчащими усами. Когда Ринпоче гладил нерпу по голове, она мурлыкала, словно домашняя кошечка.

Многие жители Северобайкальска в тот день впервые смогли увидеть это, очень чуткое к экологическому дисбалансу, животное. Появление нерпы было чудом и, конечно же, поводом для радости, что вода в Байкале стала чище и чуточку приблизилась к своей девственной, первозданной красоте.

За выдающиеся заслуги и бескорыстное служение народу в 2002 году бурятская национальная газета «Буряад Унэн» удостоила Еше Лодоя Ринпоче звания «Человек года» и присудила ему титул «Вершина мудрости». Это была лишь маленькая часть благодарности от всего народа, которую невозможно выразить словами или призами.

ОМ ХУНГ ДРАМ ХРИ АА ГАЯ ВИШОДХАНА Е СУОХА.

 

Рассказ про воробья

 

Когда я был в Агинском дацане, там как раз совершался обряд почитания Бодхисаттвы Майтреи, что в переводе с санскрита означает «Связанный с дружбой». Майтрея – грядущий Татхагата, пятый в Благой Кальпе, прихода которого ожидают после «Победителя в Истине» – Будды Шакьямуни. Часто Майтрея сидит в европейской позе на возвышении, похожем на стул или кресло. Зрачки глаз у него синего цвета, как у европейца. Будда Майтрея сейчас пребывает на Небесах Тушита – в «Саду Радости» в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для деятельности по Спасению всех живых существ. В буддийских писаниях говорится, что пришествие Майтреи произойдет в период, когда длительность жизни людей достигнет огромной продолжительности.

На следующее после своего приезда утро я намеревался принять участие в этой большой службе, однако не смог никуда пойти. У меня начались сильные боли в желудке, как это нередко случается при смене человеком обычной пищи на более жирную. Таблеток активированного угля, которые только и могли помочь в этой ситуации, у меня не оказалось, и я продолжал лежать в кровати, стоявшей неподалеку от печи. Я внутренне обратился к своим защитникам и попросил избавления от этих мучений. Хорошо понимая, что причины своих страданий создал своими поступками я сам, но желал тем не менее быстрого отсекания этих причин.

Печь в это время года уже не топилась и была холодной. Совершенно неожиданно в печи послышались шорохи и писк: это в трубу влетел воробей и делал теперь отчаянные попытки выбраться на волю! Какими шустрыми ни были эти крылатые озорники, они не умеют взлетать вертикально вверх, как космическая ракета. Поэтому простая вертикальная трубка для них – настоящая западня. Воробей изо всех сил махал своими крыльями, стараясь набрать нужный разгон, но все было напрасно, а только копоть и зола стали разлетаться из печных щелей по всей комнате и всюду оседать. Попало это как нельзя кстати и в мой открытый рот, когда я лежал в бессознательном состоянии, и заменило собой таблетки активированного угля. Вскоре я почувствовал себя значительно лучше, а спустя какое-то время и вовсе встал с постели.

Такие случайности у нас, конечно, могут изредка происходить сами по себе, но по закону нераздельности микрокосмоса и макрокосмоса не существует разницы между окружающей нас безмерной вселенной и ограниченной внутренней вселенной человека. Индивид является живым микрокосмосом вселенной, а вселенная, наоборот, его живым макрокосмосом. Вселенная каждое мгновение оказывает влияние на нас, и каждый человек своими поступками влияет на весь космос в хорошую или в плохую сторону.

Когда я, преодолевая сильную слабость во всем теле, поднялся со своей кровати, то первое, что я увидел вокруг себя, сильно напомнило мне кадр из фильма ужасов. Вся мебель, которая находилась в этой комнате – стол, стулья, шкаф для священных предметов и книг, а также вся моя одежда были покрыты толстым слоем копоти. В окна почти не проникал солнечный свет, до того они были темными. Но я ничего этого не замечал, поскольку был полон благодарности к воробью, вылечившему меня от страшной болезни!

Я позвал послушника, и тот, разобрав в одном месте печную кладку, извлек несчастного воробья. Воробей был до того испачкан сажей, что невозможно было его узнать. Он сильно напоминал лист копировальной бумаги, сжатой в комок. Вместе с послушником мы раскрыли обе створки окна, и радостный воробей вылетел наружу. Наверное, он еще долго чихал, перелетая с дерева на дерево, а я про себя пожелал ему «крепкого здоровья».

 

Обряд Момо туган

 

В буддийских монастырях иногда проводят обряд Момо туган. Он служит для того, чтобы йети не вредили людям. Считается, что эти существа очень развиты и имеют достаточный уровень интеллекта. Они обладают высоким уровнем восприятия и экстрасенсорными способностями. Когда-то давно на одной из ступеней эволюции часть снежных людей поняла, что научно-техническое развитие ничего хорошего не принесет человечеству, и йети сделали выбор в пользу родства с природой. Они интуитивно поняли, что в будущем это будет большой соблазн для неподготовленного сознания – использовать технику в корыстных целях. Понимая, что человек не самое безопасное существо на планете и имеет к ним серьезный интерес, йети полагают, что современные люди хотят отнять у них накопленные драгоценности. Хотя своих детей они людьми не пугают, но человек для них – как чудовище для нас. Поэтому йети создают аномальные зоны, в которые человек не попадет при всем желании. Тот, кто живет в местности, граничащей с ареалом йети, получает послания на подсознательном уровне: «Здесь тебе не стоит жить, здесь небезопасно». После этого у человека начинаются проблемы с психикой, здоровьем и, конечно, начинает болеть домашняя скотина. Если этот человек обратится к буддийскому астрологу, то он быстро определит влияние йети, а монахи совершат обряд устранения проблем. Сначала делается подношение угощения для йети, затем просьба к йети не вредить. После ряда процедур весь вред, причиненный ранее, нейтрализуется. Есть еще охранные пентаграммы, которые ставятся с четырех сторон жилья или земельного участка.

В буддизме считается, что все живые существа имеют право на счастье и все хотят одного – не страдать. Так давайте найдем путь к гармоничному сообществу людей и йети.

 

Дух предка

 

Эту историю мне поведала тетя Зоя, в её словах нет сомнений. Как-то ночью она, лёжа рядом со своим мужем, не могла заснуть. Отворачиваясь от раскатистого храпа мужа, она в полудреме перевернулась на другой бок. Взмахнув правой рукой, она хотела опустить её вдоль кровати, но рука остановилась на чем-то теплом и мягком, напоминающем детские волосы. Тут она полностью проснулась, распахнула глаза и в полутьме увидела, что её рука покоилась на голове седого старичка ростом с метр. На вид он был довольным: на лице его сияла широкая улыбка. Вид у него был очень интересный: вся одежда на нем была дорогая, добротная – шелковая, со старинным поясным набором, как у предков бурят.

Тетя Зоя одернула руку, и, затаив дыхание, повернулась к мужу. Она хотела его незаметно разбудить, но тот упорно продолжать спать. Так она и пролежала до утра, боясь шелохнуться.

Утром, когда она развернулась, дедушки уже не было, и тогда она, захлебываясь, все рассказала мужу. К ее удивлению, тот довольно спокойно отреагировал на её рассказ: «Это твои родовые духи! В следующий раз, пожалуйста, предложи ему чай, как хорошая хозяйка!»

 

Невестка и домовой

 

В одну монгольскую семью привели молодую невестку. Жили они в юрте, вход которой смотрел на юг. Потихоньку она начала заниматься хозяйством. Когда наварила она ароматного супа с домашней лапшой, вся семья собралась за обедом.

– Когда ты готовила еду, случайно не заметила никаких странностей? – спросила обеспокоенная свекровь.

– Нет, уважаемая, а что должно было быть?

– К тебе никто не приставал?

– Да что вы такое говорите? – испугалась невестка.

– Ты меня не поняла, я имела в виду, такой человечек маленький, размером с мизинец, в грязной такой одежонке?

– Так вы про то вонючее существо?

– Да, воняет он отменно. Так ты его все-таки видела?

– Проходил он тут, выклянчил у меня архи, напился в стельку и заснул на коровьем кизяке возле печи. Так я потом забыла про него и не заметила, как стопила им печку.

– Ой, какой ужас! Он мне жизни не давал, то ему дай попить, то дай поесть. Тебе не жалко было его?

– Я же не специально! Что он тут путался под ногами?

Так, волей случая избавились они от барабашки, который когда-то прижился у них. Не надо его жалеть, а проявите к нему сострадание и помолитесь за него.

 

Мы в жизни часто произносим слово «жалость», не понимаю его глубокого смысла. Сострадание отлично от жалости. Жалость – это очень гордое и снисходительное отношение: «Я такой добродетельный, раз помогаю этим бедным попрошайкам, чья жизнь разваливается на куски». Сострадательный же считает всех равными себе, так как все этом мире одинаково хотят счастья и не желают страдать. С уважением и скромностью, не стремясь к признанию своих заслуг, мы будем помогать, чем можем. Мы будем помогать другим с такой же радостью и отсутствием ожиданий, как при помощи себе.

 

День поминовения усопших

 

В Агинской степи произошел однажды такой случай. Один молодой человек в пьяной потасовке убил двоих. Зарезал он их ножом, а вскоре сам погиб в тюрьме. Через год в семье его брата родился ребенок с двумя родимыми пятнами. Когда он вырос, он стал рассказывать знакомым, что когда-то был грешным человеком и должен это искупить.

Однажды в темном переулке он заступился за женщину, и в этой драке его два раза ударили ножом. Он лежал в больнице при смерти, и когда родителям позволили навестить умирающего, он с облегчением сказал им: «Наконец я искупил свою вину: теперь могу и умереть спокойно». Так он умер, и его родственники до сих пор заказывают молитву для усопших. Может он уже обрел более удачное и счастливое рождение.

 

День поминовения усопших проводится в конце лета.

Этот обряд проводится всеми буддистами, но особенно популярен он в странах Махаяны, где существует с VI века. Он посвящен поминовению умерших предков и отмечается с первого по пятнадцатый день седьмого месяца лунного календаря (этот день по европейскому календарю приходится на июль или август).

В основе праздника лежит предание об ученике Будды Маудгальяяне и его матери. Однажды Маудгальяяне было видение: образ матери, страдающей в царстве голодных духов (на санскрите «претов»). Она переродилась среди претов после смерти из-за того, что съела мясо в постный день, а потом отказалась покаяться в содеянном.

Маудгальяяна спустился в царство голодных духов, отыскал там свою мать и первым делом попробовал накормить ее, так как она была крайне истощена. Но пища во рту грешницы сразу превращалась в горящие угли. Будда объяснил ученику, что его мать нуждается в особых молитвах, которые обеспечат ей в будущем лучшее перерождение. В 15-й день седьмого месяца Маудгальяяна преподнес монашеской общине щедрые дары, и благодаря молитвам монахов его мать была избавлена от мучений. После этого Будда призвал всех своих последователей совершать в этот день обряд поминовения усопших предков (санскр. «уламбана»).

Считается, что на 15 дней, в течение которых отмечается этот праздник, врата загробного мира открываются, и души усопших (до семи поколений предков) посещают своих живущих родственников. Поэтому обряды праздника включают в себя три последовательных этапа: встречу душ умерших предков, их чествование и проводы.

На время праздника принято возвращаться в родные места и проводить его вместе с членами семьи. В первый день или накануне праздника все посещают кладбища, приводят в порядок могилы родственников и обязательно оставляют на них еду, а также кормят нищих и дают им милостыню. Для «встречи» душ предков вечером зажигаются фонари – их вывешивают перед домом, чтобы они освещали и указывали дорогу душам усопших. «Возвращение» душ предков отмечается совместной молитвой всех членов семьи у домашнего алтаря, перед которым выставляются поминальные таблички с именами предков и жертвенное угощение (блюда, установленные местным обычаем, либо то, что любили покойные). В храмах в дни праздника совершаются молебны о спасении душ всех усопших. С помощью огромных фонарей, вывешиваемых у входа, и длинных шестов к храмам привлекаются все голодные духи (преты). Перед храмами на специальных помостах раскладывается угощение для неупокоенных душ, которое по окончании молебна раздается беднякам и нищим. Здесь же устраиваются театральные представления, воспроизводящие сцены из жизни Маудгальяяны. Монахи некоторых школ тантрического буддизма совершают в эти дни сложный обряд «насыщения голодных духов».

Несмотря на то что праздник посвящен поминовению усопших, он всегда отмечается красочно, шумно и весело. Это объясняется верой в то, что души предков, приходя домой из загробного мира, хотят отблагодарить Будду за свое благополучное «возвращение». Но поскольку они не могут сделать это сами, Будду должны благодарить родные усопших. Кульминацией праздника является исполнение благодарственных танцев Уламбаны, которые устраиваются на площадках перед храмами, на улицах, в парках и в других публичных местах.

В последний день праздника совершается обряд «проводов» душ предков в загробный мир. Вечером повсюду вновь зажигаются фонари, чтобы осветить душам путь назад. Люди идут к берегу реки, озера или моря, опускают на воду зажженные бумажные фонарики, на которых пишут молитвенное заклинание и имя усопшего родственника. Плывущий по течению фонарик символизирует возвращение души в загробный мир.

 

Мастер спорта

 

Приехал к себе на родину молодой спортсмен, недавно ставший мастером спорта по вольной борьбе.

Много лет он упорно шел к этой цели. Теперь можно было вволю нагуляться, отметить достижения. Тем более, что был он горд собой и считал, что нет у него на родине соперников, с кем стоило бы силой помериться. Пригласил он своего лучшего друга Баясхалана разделить с ним радость.

Взяли водочки, сели на новенький мотоцикл и поехали на природу обмывать звание мастера.

Только приехали они на обоо, гору для подношений и, забыв угостить духа местности, выпили по сто грамм.

– Дай-ка я отойду ненадолго, – сказал борец.

Но стоило ему немного отойти, он начал вести себя очень странно: кричать, подпрыгивать и взлетать в воздух на высоту человеческого роста.

– Баясхалан, заводи мотор! – только успел он выпалить.

Того не надо было долго упрашивать, он уже почувствовал неладное. Только завел он двигатель и приготовился, как сразу же его запыхавшийся и испуганный друг запрыгнул к нему на заднее сиденье: «Если тебе дорога жизнь, жми на газ!»

Приехав домой, он объяснил свое поведение: «Представляешь, только я подошел к наваленным камням, как ко мне пристал невидимый человек и начал бороться со мной! Ну и силища же у него – кажется, мне с ним не тягаться». С тех пор никто не слышал от спортсмена бахвальства, какой он крутой борец.

 

Четки

 

У одной ученой дамы в Москве есть большая коллекция буддийских четок. Каких только там нет! Есть среди них и одни священные. История их такова.

Как-то во время экспедиции в монгольскую пустыню Гоби она забрела в одинокую юрту. Там лежал при смерти старый буддийский монах-отшельник. Некому было ухаживать за ним. Она приготовила ему еды и стала присматривать за стариком. Последние свои дни он провел в комфорте и тепле. В знак благодарности он отдал ей свои четки, на которых он начитывал мантры большую свою жизнь. Бусинки четок стали гладкими и маленькими от многолетнего перебирания в руках. Это очень большое благословение, и место, в котором такие четки хранятся, находится под защитой божеств.

Перед смертью монах объяснил, что эти четки могут вылечить от недуга. Надо просто ударить ими больного человека и побранить его: «Не болей, вставай!» А ещё можно на них погадать и это предсказание обязательно сбудется.

 

Краденый идол

 

Жил в Советском Союзе один геолог, работавший на Крайнем Севере. По привычке коллекционера он собирал всё необычное. Однажды ему приглянулся идол с алтаря в чуме местных жителей. Они поклонялись деревянному божеству, стоявшему на почетном месте в доме, и каждый день смазывали рот идола медвежьим жиром. Если кто-то болел, то они били деревянного идола специально приготовленной плеткой.

В один прекрасный день, когда хозяева отправились на охоту, геолог, недолго думая, забрался в чум и украл их святыню. После экспедиции он привез идола к себе в Москву и долгое время держал под кроватью. Но однажды он решил, что такое добро пылиться под кроватью не должно, вытащил статуэтку и прибил гвоздем к стене. Никакие уговоры жены ему не помогли: он был очень своенравным человеком.

Через неделю после этого у него на теле появилась опухоль именно в том месте, в которое он забил гвоздь идолу. Вскоре он умер от этой опухоли, а доктора только разводили руками.

Вдова после смерти мужа вытащила гвоздь из идола и обработала ранку йодом. Поставила в доме алтарь и, водрузив туда идола, стала делать ему подношения. С тех пор все у неё ладится и дорога всегда удачная.

 

Любовь сироты с кладбища

 

Худая собака свою живность облаивает,

Худой мужчина свою жену притесняет.

Бурятская мудрость

 

Ехали мы с Аюром в поезде из Москвы в Улан-Уде в плацкартном вагоне, а это ни много ни мало четверо суток. Впереди была долгая ночь, нам совсем не хотелось спать, и мы скучали. Тут к нам подсел новый пассажир, и мы принялись его разглядывать. Молодой человек, одет скромно, но со вкусом. Самым удивительным в его внешности были волосы. Наш новый попутчик оказался совсем седым. Он заправил свою постель и просто представился: «Меня зовут Саша». Наше любопытство заставило нас спросить о причине его седины, и он рассказал нам свою историю.

 

Саша рос сиротой. Его рано ушедшие родители оставили ему дом, который находился вдали от деревни. Между его домом и деревней было кладбище. Саша нисколько не боялся и каждый день, поздно возвращаясь со школы, проходил через кладбище. Так как, кроме дома, родители ему ничего не оставили, дети в классе его не жаловали. Пугали их и его кладбищенские прогулки. Был он безответно влюблён в свою одноклассницу Машу, дочку самого богатого человека в деревне.

Однажды по неизвестным причинам Маша заболела и умерла. Когда Саша возвращался с похорон своей единственной любви, он вспоминал последние моменты общения с ней. Маша была любимой и единственной дочерью своего отца, поэтому тот не поскупился на похоронное платье. Лежа в могиле во всех своих украшениях, она все еще была очень красива.

В день после похорон Саша при ясной луне пришел к её свежей могиле и положил цветы. Он готов был отдать свою жизнь, лишь бы она восстала из мёртвых. Он знал немало молитв, да и проводить ночь на кладбище было ему не впервой, так как он часто приходил к могиле своих покойных родителей.

Оказалось, что на похоронах также присутствовали двое бандитов. В ту же ночь они решили прийти и украсть драгоценности покойницы. Как же они обрадовались, завидев её одиноко сидящего одноклассника. Совести у них не было, но всё же мертвецов они опасались, а на живых и сами любили навести страх. Они дали ему заранее приготовленную лопату и заставили рыть могилу.

Когда Саша раскопал гроб, грабители заставили мальчика открыть его. Маша была всё такой же красивой, словно она просто заснула, а не умерла.

– Давай, снимай брюлики, чего стоишь?!

Саша снял кольца со всех пальцев, серьги с ушей и увесистое ожерелье с шеи. Но, видимо, грабителям этого оказалось мало. Они задумчиво посмотрели на добычу и продолжили: «А ну-ка, давай, снимай с неё платье. Кажется, мы и его сможем хорошо продать!».

– Как вам не стыдно издеваться над мёртвыми?

– Вот-вот, она уже мёртвая! А если ты не будешь нас слушаться, мы и тебя самого рядом с ней закопаем! – рассвирепели грабители и вытащили ножи.

Саше ничего не оставалось, как обнажить мёртвое тело. Он передал платье грабителям, и те, довольные, стали набивать добычей мешки. Но посмотрев на Сашу, переглянулись и бросились наутёк. Саша совершенно не ожидал такой развязки. Обрадованный, он развернулся и встретился лицом к лицу со своей мёртвой одноклассницей. Очнулся он от того, что его воскресшая одноклассница трясла его за плечи.

«Саша, Саша, очнись! – кричала Маша. – Мне же холодно!»

На самом деле она не умерла, а впала в летаргический сон и, возможно, задохнулась бы уже в гробу от нехватки кислорода, если бы не случайные грабители.

Саша снял с себя старый потрёпанный отцовский пиджак и накинул на её голые плечи. Время было позднее, и вести девушку обратно в деревню было неправильно. Поэтому он отвёл её к себе домой спать. Каково же было его удивление, когда он увидел своё отражение в зеркале – все его волосы были седыми. На следующий день он одел её из своего небогатого гардероба, и они пошли к родителям девочки. Когда они пришли, по обоюдному согласию Маша осталась на улице, так как она сомневалась в том, что родители поверят, что она ожила, и примут её обратно в семью, а Саша зашёл в дом один. Отец одиноко сидел за столом и пил самогонку.

– А, Саша, это ты. Садись, помянем мою дочку.

– Дядя Вася, а что бы вы сделали, если бы ваша дочка вдруг волшебным образом ожила, пришла сюда и сейчас стояла бы у порога дома?

– О таком счастье я даже не мечтаю… Конечно же, обнял бы её!

– Можно, я на память возьму её любимое зелёное платье?

– Конечно, бери, – и указал на шкаф в комнате дочери.

Саша вынес платье, и девочка переоделась перед встречей с родителями. Отец не сдержал своего слова и при виде ожившей дочери упал в обморок. Потом прибежала мать из соседней комнаты. Каково же было её удивление, когда она обнаружила свою только что похороненную дочь живой, а рядом мужа, лежащего, словно мертвый.

С тех пор жизнь Маши изменилась. В школе её стали сторониться и за глаза прозвали «зомби». Бывшие женихи разбежались, а подруги отвернулись. Раньше она была весёлой и ветреной, но теперь стала молчаливой и задумчивой. И всё чаще она стала ходить в гости к Саше. Со временем они поженились.

Тут Саша достал фотографии и показал нам свою жену. Она и вправду была так красива, как Саша нам её описывал.

 

Обида сахюсана

 

Буряты после перестройки начали возрождать свои забытые традиции. Так как знающих людей было мало, наделано было много ошибок.

Решили создать всебурятский праздник почитания Гэсэра. Но никто не знал, когда именно он жил и что сделал для бурят. На самом деле он был великим воином, воспетым в тибетском эпосе. К бурятам он, впрочем, отношение имеет: Гэсэр добрался до берегов Байкала и усмирил всех хозяев местности, в том числе и Жамсарана, которого почитает половина населения бурят, после чего неустанно помогал и присматривал за бурятским народом. Он отвечает за благополучие, здоровье, успех, плодородие и продолжение рода, а также оберегает от несчастных случаев и нападения грабителей. Так как сахюсаны не вышли за круг сансары и не стали ещё Буддами, они очень ревнивы. Поэтому опасно дружить с врагами своего защитника, такими как Гэсэр, а также прославлять или же устраивать праздники в их честь. При этом наши почитаемые сахюсаны, как Жамсаран, не причиняют вреда, они просто отворачиваются от вас.

Когда это течение началось, решили сделать трон Гэсэра. Пригласили троих лучших резчиков по дереву в Улан-Удэ. Все они были из Аги, потому что когда они согласились резать трон, то остались без своего хранителя. Домой ни один из них не вернулся, так и умерли молодыми. Народ не придал этому значения. Но когда флаг Гэсэра решили привезти в Агу, попутно устраивались бурятские игры «Эрын гурбан наадан» – «Мужские игрища трех видов» – скачки, национальная борьба и стрельба из лука. Я, предчувствуя неладное, обратился к своему настоятелю Жанчип-ламахай:

– Может, предупредим людей, ведь это не наш праздник, как на это защитник посмотрит?

– Да уже обращались, бесполезное дело, все мероприятия поддерживает администрация, а мы для них не указ.

Организатор всех танцев в тот же вечер, возвращаясь с праздника, погиб в автокатастрофе вместе со своим помощником. Сам заместитель Главы администрации по культуре тоже умер сразу после этого.

В Агинском монастыре было 5–6 пожилых монахов, все они ушли в нирвану, покинули этот мир все до единого. Так осталось только молодое поколение. Стало тяжело, все равно что головы лишиться. Когда через год отвозил флаг Гэсэра, появилось чувство, будто наш защитник вернулся – на играх все призы забрали наши борцы, и все дистанции на скачках выиграли наши лошади.

Так буряты праздновали игры Гэсэра, но со временем энтузиазм пропал, и народ перестал проводить эти праздники.

 

Шаман рода шарайд

 

Б


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.