БОРЬБА С ЧУМОЙ И ДРУГИМИ ЭПИДЕМИЯМИ — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

БОРЬБА С ЧУМОЙ И ДРУГИМИ ЭПИДЕМИЯМИ

2023-02-03 22
БОРЬБА С ЧУМОЙ И ДРУГИМИ ЭПИДЕМИЯМИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Глава 8

«Черная смерть»

 

Историк Гиббон, живший в конце XVIII века, утверждал: «Если бы меня попросили назвать тот период в мировой истории, в течение которого человечество было счастливым и процветающим, я бы без колебания назвал время, прошедшее от смерти Домициана до восшествия Коммода». Это время с 96 до 180 года н. э. Давайте присмотримся к некоторым аспектам тогдашней жизни и решим, согласились бы мы сегодня с Гиббоном. В 68 году в Риме разразилась эпидемия бубонной чумы. Через одиннадцать лет эпидемия повторилась. Болезнь с новой яростью обрушилась на Рим в 125 и 164 годах. Последняя эпидемия продолжалась без перерыва шестнадцать лет. Период наибольшего счастья и процветания начался с чумы, которая во время своего пика косила в Риме по десять тысяч человек в день. Тацит пишет: «Дома были забиты мертвецами, а улицы похоронными процессиями». Этот период завершился шестнадцатью годами такой свирепой чумы, что она грозила уничтожить всю римскую армию. Современник писал: «В то время по всей Италии свирепствовала чума, но с наибольшей силой она поразила Рим. По настоянию врачей император уехал в Лaуренциум».

В тот же период Италию поразила и малярия. Народ может оправиться от смерти и морального опустошения, причиненного чумой, но малярия не дает ему времени на передышку. Вспышки чумы перемежаются, и в перерывах между ними общество имеет возможность восстановиться; малярия же длится долго. Ее жертвы умирают не сразу, но эта болезнь понемногу высасывает из общества жизненные силы. Малярия преобладает в сельских районах. Заразившиеся малярией крестьяне перестают обрабатывать землю. Сельское население бежит в города, увеличивая скученность в и без того перенаселенных трущобах. Империю грабили и опустошали варварские племена, вышедшие из лесов Германии. Малярия и чума были таким же жестокими завоевателями, как все эти готы и вандалы.

В это счастливое время всеобщего процветания, в этот золотой век, нередко встречалась и проказа. Дифтерия находила свою дань среди молодых людей. Туберкулез убивал целые семьи. Сибирская язва не щадила ни людей, ни животных. Постоянными бичами были брюшной тиф и дизентерия. О стоматологии не было и помина; зубоврачебная практика ограничивалась удалением зубов, и методы его были грубыми и варварскими. Хирурги не оперировали аппендицит; если червеобразный отросток воспалялся, то это воспаление всегда приводило к смерти. Раковые опухоли не удаляли. Та хирургия, что существовала, отличалась невероятной грубостью. Для избавления от хирургической боли не существовало никакой анестезии. В обычае было выбрасывать детей, а приютов для сирот просто не существовало.

С нашей современной точки зрения высказывание Гиббона кажется таким же парадоксальным, как и утверждение Геродота о Египте, который, по его мнению, был очень здоровой страной, где жило великое множество врачей. Тем не менее Гиббон, который писал в 1776–1780 годах, то есть во время американской революции, был, по сути, прав. Всего за сто лет до этого Англия наконец выбралась из трех веков почти непрерывных эпидемий чумы; за пятьдесят лет до Гиббона этой болезнью был опустошен Марсель. Вовсю свирепствовали дифтерия, брюшной и сыпной тиф, чахотка. Росла заболеваемость рахитом. К этому скорбному списку можно добавить сифилис, холеру и оспу. Дженнер еще не доказал эффективность вакцинации. Аппендицит не оперировали, раковые опухоли удаляли при их поверхностном расположении. Об асептике и антисептике впервые услышали почти через столетие после Гиббона. Если хирурги конца XVIII века и превосходили римских врачей искусством «камнесечения» и ампутации конечностей, то это преимущество уничтожалось высокой вероятностью госпитальной инфекции. Анестезии не существовало. В стране свирепствовала родильная горячка, а Земмельвейс, который показал способ борьбы с ней, еще не родился. Профилактика эклампсии во времена Гиббона была ничуть не лучше, чем в эпоху заката Римской империи. Детоубийство было запрещено законом и строго наказывалось, но для массы женщин, производивших на свет незаконнорожденных детей в ту безнравственную эпоху, смерть часто была предпочтительнее, нежели пребывание в благотворительных учреждениях того времени.

 

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ЧУМНОГО ПАМФЛЕТА ТОМАСА ДЕККЕРА, НАПИСАННОГО В 1625 ГОДУ «ДЛЯ БЕГЛЕЦОВ»

Случаи чумы встречались в Лондоне постоянно вплоть до конца XVII века, но иногда, в так называемые чумные годы, болезнь принимала форму жестокой эпидемии. 1625 год был одним из таких чумных годов. В своем памфлете Деккер описывает положение в Лондоне во время эпидемии. На иллюстрации титульного листа показан гнев Бога, нисходящего с неба в виде молнии. В центре рисунка – смерть, изображенная в виде скелета. Слева видны лежащие в поле мертвые мужчины и женщины, над которыми видна надпись «Мы умираем». Справа видна группа людей, стремящихся убежать от чумы, а в ответ на их слова «Мы убегаем» смерть говорит: «Я иду за вами». Жители пригородов отчетливо понимают истинность этого ответа смерти и стремятся не пустить зараженных беглецов к себе. Справа показано, как вооруженные люди сдерживают беглецов со словами: «Ни шагу дальше»

 

Гиббон не видел того прогресса цивилизации, который позволил бы в будущем справиться с эпидемиями. Он смотрел на свое время и оглядывался на прошлое. С высот современной ему цивилизации он смотрел на болото Средневековья, за которым ему виделась сияющая вершина Рима в его золотой век. Гиббон был слишком далек от эпохи Средних веков, чтобы проникнуть взором сквозь висевший над ним густой туман невежества и болезней. За этим серым туманом дни Рима – со всеми его чумными эпидемиями – выглядели образцом чистоты и света высокой цивилизации. Оглядываясь же на Средние века, он видел ползущих по улицам прокаженных, умирающих от «английской потницы», видел людей, изуродованных «плясовым помешательством». Он видел времена, когда итальянцы называли дифтерию garotillo (душителем), он знал, что некоторые годы отмечались в хрониках как дифтерийные. Он видел людей, сгоравших от сухого красного жара чахотки, людей, сжигаемых «священным огнем» и искавших спасения у гробницы святого Антония, прикладываясь иссохшими конечностями к монастырским стенам. Когда Гиббон писал, он мог и имел право сказать, что римская эпоха, выбранная им в прошедших веках, воистину «была тем периодом в истории, когда род человеческий был счастливым и процветающим».

Теперь, когда эпидемии инфекционных заболеваний находятся под жестким контролем, нам трудно даже вообразить, как выглядели в прошлом их яростные вспышки. Мы способны представить себе лишь их бледное подобие. Единственное, чем мы можем питать наш опыт в этом отношении, – это эпидемии, обрушивающиеся на нас каждое поколение. Чума наших дней – грипп. С определенными промежутками эпидемии этой болезни зарождаются на Дальнем Востоке, откуда медленно и неотвратимо движутся по миру, приводя к пандемиям. Грипп поражает 400 человек из тысячи, но из заболевших умирают лишь двое. Это пустяк по сравнению со смертностью от бубонной чумы, которая поражала до ста процентов населения и убивала от 20 до 80 человек из 100 заболевших. Грипп – это относительно мягкая инфекция, приходящая и заканчивающаяся в течение шести недель. Но это означает, что из 150 миллионов человек заболевают 60 миллионов, и 240 тысяч из них погибают. Среди умерших много беременных женщин, ибо для них эта «чума», так же как и другие инфекции, часто оказывается смертельной. Пандемии гриппа в 1836, 1847, 1889 и 1918 годах дают слабое представление о том, как страдали наши предки от более грозных эпидемий чумы и других инфекций.

 

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОТЧЕТА О СМЕРТНОСТИ В ГОРОДЕ ЛОНДОНЕ ЗА 1665 ГОД

То был год великой чумы. Городские жители с тревогой следили за колебаниями смертности от чумы, надеясь каждый раз увидеть резкое ее падение, которое – как они знали по опыту – говорит об окончании эпидемии. Когда намечалось падение смертности, в город возвращались беглецы – как правило, знать и богатые купцы. Смертность снова возрастала, ибо болезнь набрасывалась на новоприбывших. Чума 1665 года началась в июне, пик пришелся на сентябрь, снижение заболеваемости и смертности началось в октябре. Вторичный подъем смертности отметили в ноябре, а отдельные случаи болезни были зарегистрированы даже в марте следующего года

 

Начиная с самых ранних письменных источников по истории человечества они доносят до нас сведения об эпидемических болезнях, поражавших цивилизации. Эти эпидемии, доходившие до степени настоящего мора, уменьшали численность населения так же сильно, как войны и голод. Эпидемии шли рука об руку с высокой детской смертностью, характерной для прошлых эпох. В мирные времена, если не было эпидемий, население росло благодаря высокой рождаемости, но эпидемии иногда косили людей так, что болезнь начинала угрожать самому существованию целых народов. Периоды роста населения не могли компенсировать потери от повторяющихся эпидемий. В течение столетий население не росло, так как любое увеличение его численности предрасполагало к началу новой эпидемии. Только теперь наконец мы научились обуздывать эпидемии инфекционных заболеваний; следовательно, только теперь мы можем оценить всю глубину социального и культурного отставания, вызванного частыми смертоносными эпидемиями. Народы не имели возможности расти и развиваться; с большим трудом они могли лишь сохранять свою численность перед лицом грозных болезней. Средняя продолжительность жизни была коротка. Триста лет назад средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла всего двадцать лет. Короткая продолжительность жизни предрасполагает к быстрой смене населения, а это губительно для развития цивилизации. В жизни каждого человека много лет приходится на младенчество, детство и юность. В эти возрастные периоды человек зависим от старших и только по прошествии времени обретает способность сам производить блага и ценности. Колебания в средней продолжительности жизни не влияют на длительность этого первого периода зависимости, но сильно влияют на продолжительность продуктивного периода жизни. Так, зависимость от взрослых в течение пятнадцати лет, при средней продолжительности жизни в двадцать лет, оставляет человеку только пять лет активной жизни. При средней продолжительности жизни в шестьдесят лет, характерной ныне для большинства цивилизованных стран, человеку, после окончания такого же периода зависимости, остается еще сорок пять лет активной созидательной жизни. Таким образом, трехкратное увеличение продолжительности жизни приводит к девятикратному увеличению продолжительности активной, продуктивной жизни. Это увеличение продолжительности активной самостоятельной жизни является неоценимым вкладом в социальное и экономическое развитие цивилизации.

Блага от успешной борьбы с эпидемиями имеют большее значение для женщин, чем для мужчин. Бремя поддержания численности населения, тающего от войн, высокой детской смертности и эпидемий, ложится на плечи женщин. Число рождений, необходимое для компенсации потерь, варьирует в точном соответствии со средней продолжительностью жизни. Для поддержания равновесия женщина триста лет назад была вынуждена рожать в три раза больше детей, чем в настоящее время, при стабильном уровне численности населения. Когда‑то большие семьи были необходимым условием выживания рода человеческого. Многие действующие по сей день законы и религиозные предписания выражают эту отжившую потребность. В частности, верность этого положения подтверждается осознанным стремлением самих семей ограничить число детей.

Уменьшение числа детей, рожденных одной женщиной, ведет к уменьшению смертности от родов. Это уменьшение, однако, не улавливается статистикой числа матерей, умерших на тысячу рожденных детей, хотя именно ее используют для оценки смертности от родов. Такая статистика не показывает истинную материнскую смертность. Эта смертность зависит от числа рожающих детей женщин, и окончательная ее оценка зависит от числа детей, рожденных одной женщиной. Если на тысячу рожденных детей умирают пять женщин, то материнская смертность может составлять пять, десять или пятнадцать случаев смерти на тысячу женщин в зависимости от того, рожает женщина одного, двух или трех детей. Таким образом, для матерей число рожденных детей является таким же важным фактором опасности деторождения, как и число смертей на тысячу рожденных детей. Эпидемии, помимо того что они сами по себе уменьшают среднюю продолжительность жизни, косвенно повышают также и опасность деторождения, так как заставляют женщин рожать больше детей. Следовательно, борьба с эпидемиями является важным фактором снижения смертности от родов.

Когда‑то болезни считались Божьим наказанием человека за его грехи. Даже сегодня в законодательных актах некоторые виды катастроф и бедствий определяются как «деяния Бога». Это определение относится обычно к таким бедствиям, как ураганы или извержения вулканов. Точно так же моровые поветрия и губительные эпидемии рассматривались как излияния гнева мстительного божества. Эпидемии считались, как уже было сказано, воздаянием за грех, и церковь учила, что эпидемии следовало принимать со смирением. Иов приписывал свои бедствия стрелам Всевышнего. Боккаччо, описывая чуму 1348 года во Флоренции, выразил преобладавшую в то время веру в причину такого мора. Боккаччо пишет: «Такова была жестокость Неба, а возможно, и людей, что в городе погибло до ста тысяч душ». Мартин Лютер говорил: «Мор, лихорадка и другие тяжкие болезни суть не что иное, как козни дьявола». В 1495 году император Максимилиан обнародовал эдикт, в котором утверждал, что «новая французская болезнь», сифилис, была Божьим наказанием за грехи. Два века спустя в Новой Англии Коттон Матер увидел в той же болезни наказание, «которое справедливый суд Божий приберег для нашей эпохи». В предыдущей главе уже было сказано, что шотландское духовенство считало оспу «наказанием от Бога».

При вере в божественное происхождение эпидемий средствами профилактики, естественно, служили молитвы, заклинания, колдовство и принесение в жертву животных и даже людей – для того, чтобы умилостивить разгневанное божество. По мере развития цивилизации вера в божественное происхождение эпидемий постепенно уступает место убеждению в том, что эпидемии возникают благодаря космическим катаклизмам. Даже в Новое время такие события, как лунные и солнечные затмения, кометы, землетрясения и мощные приливы, рассматривались как предвестники грядущих эпидемий. Только сравнительно недавно мы поняли, что не болотные испарения и не ночной воздух являются причинами болезней. Так как космические катаклизмы неподвластны человеку, единственное спасение от эпидемий люди снова искали в религии. Если религиозное рвение не помогало, то люди, естественно, пытались просто бежать прочь от заразы. Эти попытки, несмотря на свою массовость, были плохо организованы. Люди бежали и прятались от чумы, как бегут и прячутся от бури. Люди избегали больных, так как они были осязаемым свидетельством того, что в этом месте пролился губительный дождь болезни, или того, что из этого места дует удушающий ветер заразной болезни.

 

 

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И СМЕРТНОСТЬ В ЧУМНОЙ ГОД

Отчет о смертности за неделю с 15 по 22 августа 1665 года. За эту неделю был крещен 171 новорожденный младенец, а умерло 5568 человек, из них 4237 от чумы. Причины смерти определяли в каждом случае пожилые женщины, которые по поручению приходских властей осматривали каждый труп. Можно себе представить, какой произвольной была такая «диагностика». В большинстве случаев это были не более чем догадки. Во времена чумы единственная надежная статистика причин смерти касалась несчастных случаев и казней. В данном отчете, однако, нет данных о казнях, так как судьи и палачи во время эпидемии остались без работы, ибо все заключенные – и те, кто ждал суда, и те, кто был приговорен к смерти, – умерли от чумы

 

Вера в сверхъестественное происхождение болезней с неизбежностью ограничивала профилактику сферой религии. Медицина не была профилактической, ее уделом оставалось лишь искусство врачевания. Медицина играла вспомогательную роль, выступая помощницей богословия. Медицина пыталась облегчить страдания тех, кого священники и монахи не смогли уберечь от заразы. Часто одни и те же люди совмещали религиозные и медицинские функции. Это соединение медицины и богословия существовало с древнейших времен. Это сочетание – в той или иной форме – было характерно и для египетских жрецов, и для шаманов североамериканских индейцев. Мистер Уорд, викарий Стратфорд‑он‑Эйвона, писал в XV веке: «… во времена Ричарда II врачи и священники не разделялись, ибо Тайдмен, епископ Ландафа и Вустера, был одновременно врачом Ричарда II». Томас Тэчер, первый священник Старой Южной церкви Бостона, написал первый медицинский трактат, опубликованный в Соединенных Штатах. Фанатичный Коттон Матер не был врачом, но тем не менее занимался, помимо богословия, лечебной практикой в Массачусетсе. Будучи в первую очередь священником, он, естественно, видел причины болезней в наказании за грехи. Матер пишет: «Болезнь на деле есть бич Божий за грехи человеческие». В своих заметках по поводу лечения детей он так подбадривает убитую горем мать больного ребенка: «Подумай, какое прискорбное воздействие греха! Это увечное дитя не достигло еще возраста познания и не могло содеять грехопадения, подобного Адамову. Но, несмотря на это, грехопадение Адама навлекло вину и на ребенка. Яд древнего змия, отравивший Адама, когда тот поддался искушению, поразил весь род человеческий и посеял семя болезни, от коей страдает дитя. Господи, кто мы и кто наши дети, как не колено змиево?» Рецепт, которым Матер сопровождает этот панегирик, заключается в приеме настойки из мокриц и сороконожек. Матер пишет: «Бедная мокрица! Возьми их полфунта и залей их живыми пинтой или двумя вина». Доза этого «лекарства» – две унции два раза в день.

 

 

«ИЗОБРАЖЕНИЕ СТРАШНОЙ КОМЕТЫ»

Иллюстрация из «Хирургии» Амбру аза Паре. Кометы, особенно окруженные облаком из мечей, кинжалов, гробов и человеческих голов, считались непременным предзнаменованием чумы. Пипс в своем «Дневнике» упоминает появление кометы в декабре 1664 года. Эту комету король Карл II и королева наблюдали из окна Уайтхолла. Об этой комете было «множество толков». Комета снова появилась в феврале, а затем в марте. После этих предвестников, в июне 1665 года, в Лондоне разразилась чума

 

Всего два поколения назад дети носили на шеях мешочки, наполненные асафетидой. Эти мешочки были своего рода компромиссом между суеверием и медициной; мешочек носили как амулет, но заполняли лекарством. В соответствии с господствовавшей традицией лекарства выбирались самые неприятные и дурно пахнущие – они должны были отпугнуть болезнь или, по крайней мере, тех, кто эту болезнь разносил.

Медицина не могла развиваться до тех пор, пока она была подчинена религии. Медицина наиболее эффективна в профилактике, но почти неэффективна в лечении эпидемических заболеваний. Даже сегодня самое искусное лечение больных не сможет справиться с эпидемией, если она разразится в каком‑нибудь современном американском городе. Борьба с эпидемиями инфекционных болезней стала возможной только после того, как медицина избавилась от своего подчиненного положения и заменила религию как средство профилактики. Молитвы во здравие больного уступили место пилюлям и эликсирам, а эти – в свою очередь – карантину и другим методам профилактики. Разительный контраст между лечением и профилактикой особенно отчетливо виден при сравнении двух отраслей врачебной науки – хирургии и терапии. Хирурги лечат реально существующую болезнь и часто ее излечивает; хирургия исправляет повреждение, но только после травмы. Хирургия борется с врагом, с болезнью. Эта борьба начинается только после того, как противник уже нанес удар, уже атаковал. Блага хирургии распространяются только на отдельных индивидов. Терапия, напротив, мало что может сделать для устранения урона, нанесенного болезнью. За исключением очень немногих заболеваний, терапевтическая медицина не умеет излечивать. Она может лишь поддерживать силы больного и облегчать его страдания, а в лучшем случае может поддержать жизнь больного до тех пор, пока организм не исцелится сам, справившись с болезнью. Наибольшее благо терапии – профилактика болезни; это благо касается как отдельного индивида, так и всего общества.

 

 

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ ПЕРЕД ВСПЫШКОЙ ЭПИДЕМИИ ЧУМЫ

Природные катаклизмы всякого рода в прежние времена считались предзнаменованиями чумы. Перед чумой Юстиниана в 543 году был страшный неурожай, а в Антиохии случилось землетрясение, унесшее жизни 25 тысяч человек

 

Современная урбанистическая цивилизация основана на профилактической медицине. В наши дни в развитых цивилизованных странах не свирепствуют массовые эпидемии, но тот факт, что их нет, не означает, что исчезли сами инфекционные болезни. Для того чтобы в стране не было эпидемий, необходима постоянная бдительность и выполнение трудоемких профилактических мер. Если бдительность ослабнет, а санитарные службы перестанут работать, то моровое поветрие может поразить любую цивилизованную страну с такой же силой, с какой оно поражало средневековую Европу. Скорость, с какой стала бы распространяться эпидемия, ее размах, деморализация населения – все это намного превзошло бы своим масштабом бедствия, происходившие в Средние века. Железные дороги и другие средства быстрого сообщения привели бы к стремительному распространению инфекции. Городская скученность еще более усугубила бы этот процесс. Жизнь городского населения всецело зависит от систем торговли и транспорта; торговля и средства доставки жизненно важны для снабжения людей продовольствием и водой. Эти системы в условиях эпидемии просто перестанут работать. Голод, нехватка воды, пожары и темнота принесут не меньше смертей, чем сама болезнь. Успешная борьба с эпидемиями и их предупреждение – несомненное благо, принесенное человечеству развитием и практическим приложением науки.

 

 

ПОГРЕБЕНИЕ ЖЕРТВ ЧУМЫ

В 1665 и 1666 годах были напечатаны афиши, иллюстрировавшие события чумного года в Лондоне. На приведенной здесь картине изображен вырытый в поле ров, в котором хоронили жертв чумы. Трупы – некоторые в гробах, но большинство в грубой ткани или обнаженные – привозили к местам захоронения на телегах

 

Прогресс медицины позволил добыть знания, которые можно было использовать для предупреждения заболеваний. Но одна медицина не может приложить эти знания к практике; для этого необходима цивилизация. Но прежде чем цивилизация становится способной к приложению добытых медициной знаний, она должна освободиться от веры в сверхъестественное происхождение болезней. Массовые эпидемии происходили тогда, когда богословие пользовалось высочайшим авторитетом. В те времена человеческая жизнь ценилась невысоко. Главный признак прогресса цивилизации – умение добыть знания и приложить их к практической жизни. Если знание применяют для прогресса цивилизации, то сам прогресс начинает умножать знание. Не случайно Гиппократ, придавший медицине форму, сохранившуюся на протяжении двадцати веков, жил в одно время с Периклом, Сократом, Платоном и Фидием. Гален, оказавший на медицину громадное влияние, отчасти сохранившееся до наших дней, был современником и другом императора Марка Аврелия. Везалий и Паре – основоположник анатомии и реформатор хирургии – жили в одно время с Мартином Лютером. Гарвей, описавший систему кровообращения, жил в золотой век Шекспира и королевы Елизаветы. Учителем и пациентом Гарвея был Бэкон. Пастер, Листер, Симпсон и Земмельвейс внесли свой вклад в медицину в эпоху внедрения паровых двигателей, пароходов, паровозов, телеграфа, телефона, электричества и автомобилей.

Знание – основа развития цивилизации, но сама цивилизация может существовать только при условии приложения знаний к практике. Греки и римляне оставили в наследство настоящий кладезь знаний, но средневековая Европа ими не воспользовалась, не сумев их применить. Знание свойств электричества позволяет освещать дома, но сам этот факт не поможет осветить ни один дом, если его обитатели довольствуются масляными светильниками и свечами. Продемонстрированное Земмельвейсом знание о причинах и механизмах передачи родильной горячки само по себе представляло исключительно академический интерес, но, приложенное к практике, оно позволило спасти тысячи жизней.

Мера приложения знания к практике является главным признаком любой стадии цивилизации. Так, в разных странах степень использования знаний на практике может сильно отличаться. В случае родильной горячки степень использования знаний проявляется уменьшением опасности деторождения и снижением материнской летальности. С другой стороны, широкое распространение таких эпидемических инфекционных заболеваний, как оспа, свидетельствует о том, что имеющиеся в наличии знания не применяются на практике. Значит, высокая заболеваемость оспой говорит о культурной отсталости данной цивилизации. Пятая часть всех случаев оспы в мире регистрируется в США. По этому показателю они уступают только Индии.

 

 

МАССОВЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ НА ЦЕРКОВНОМ КЛАДБИЩЕ

Плакат чумного года. Во время чумы умерших хоронили в братских могилах, и, когда волна эпидемии спадала, выяснялось, что грунт на церковном кладбище поднимался на один‑два фута

 

Эпидемии удается держать под контролем только в той мере, в какой прогресс цивилизации допускает использование знаний, добытых медицинской наукой. Возникновение массовых эпидемий говорит о том, что в обществе – пусть и в латентном состоянии – сохраняется вера в сверхъестественное происхождение болезней. Вне сферы защиты, которую цивилизация может обеспечить перед лицом массовых эпидемий, эти древние враги человечества тихо дремлют, ожидая своего часа. Когда‑то эпидемии возникали и распространялись совершенно беспрепятственно. Поколение за поколением платило им страшную дань человеческими жизнями и страданиями, несмотря на молитвы, заклинания, заступничество мощей и все тщетные попытки теологов умилостивить разгневанного Бога. Настоящим испытанием для способности цивилизации обуздывать эпидемии становятся войны. Во время войн цивилизация приходит в упадок, профилактика ослабевает и инфекция сразу поднимает голову. На памяти ныне живущих людей профилактика сделала огромный шаг вперед. В прежние времена брюшной тиф часто принимал форму массовой эпидемии, мора, настоящего бедствия. Эпидемии брюшного тифа известны со времен Гиппократа. Чаще всего он свирепствовал в расположениях войск воюющих армий. Ежегодно в течение Гражданской войны в Соединенных Штатах из каждых 100 тысяч умерших и погибших тысяча человек умирали от брюшного тифа, и в этих показателях не видели ничего чрезвычайного. Во время войны с Испанией (1898) эпидемия брюшного тифа рассматривалась как позор, хотя на 100 тысяч смертей приходилось лишь 100 случаев смерти от брюшного тифа. Во время мировой войны от тифа умирали 5 человек из 100 тысяч. Такое снижение смертности от брюшного тифа стало возможно благодаря профилактической медицине, а не теологии. Очистка питьевой воды сменила произнесение заклинаний. Очистка выгребных ям и вывоз экскрементов стали привычными ритуалами. Профилактические прививки заняли место ношения талисманов и реликвий. Еще в XVI веке Паре заподозрил, что разносчиками инфекции могут быть мухи. В XX веке было обнаружено, что уничтожение мух более эффективно предотвращает заболевание брюшным тифом, чем молитвы благочестивых.

Эпидемия проказы стала первой, которую удалось подавить в Европе. Эту болезнь можно было легко взять под контроль даже грубыми средневековыми методами. Недопущение контакта с больными практиковалось еще древними евреями и упоминается в Библии. Проказа отличается низкой заразительностью (контагиозностью); для того чтобы ею заразиться, необходим длительный тесный контакт с больным. Изоляция больных постепенно приводит к исчезновению эпидемии. Когда средневековые европейцы принялись искоренять проказу, они делали это с характерной для той эпохи жестокостью. В 1313 году король Филипп Красивый распорядился сжечь во Франции всех прокаженных. Выполнить эту радикальную меру оказалось невозможно, и вместо этого убежищем для прокаженных стали монастыри Святого Лазаря. Эти учреждения были названы лазаретами. В эти лазареты толпами загоняли «бедных овец Христовых», как называли тогда прокаженных. За ними ухаживали священники, сами болевшие проказой (лепрой). В одной только Европе было 19 тысяч таких лазаретов. По сути, прокаженные были живыми мертвецами. Когда их отрывали от семей и друзей, чтобы заточить в лазарет (лепрозорий), их отпевали как умерших. Для государства они считались мертвецами, как и для жен и детей, считавших их погребенными заживо. Выползая из своих жалких убежищ, прокаженные должны были носить определенную одежду, а в руках держать колокольчик или трещотку, чтобы предупреждать здоровых людей о своем приближении. На лицах они носили маски, чтобы скрыть уродство, вызванное болезнью. Покупая что‑либо на рынке, они должны были палкой указывать на нужную им вещь и палкой же подтягивать ее к себе. Разговаривать со здоровыми людьми прокаженные имели право только шепотом. Унижения, которым подвергались больные проказой, были необходимой мерой для искоренения болезни в западной цивилизации. Расчетливая жестокость в отношении больных обернулась благом для страны, так как к концу XVI века проказа в Европе практически исчезла. Людовик XIV закрыл последние лазареты во Франции в 1656 году. Лазареты были проданы, а на вырученные деньги построили госпитали.

 

 

ПРОКАЖЕННЫЙ (С КАРТИНЫ РЕМБРАНДТА)

 

Но все эпидемические болезни бледнели перед страшным бедствием, каким была бубонная чума. Чума существует и сегодня, хотя теперь она ограничена узким ареалом на Дальнем Востоке. Оттуда она время от времени совершает вылазки, поражая те страны, которые не готовы к отпору. В таких случаях число жертв достигает нескольких тысяч человек. В прежние времена не было средств держать чуму под контролем. Единственное, что мешало ее продвижению, – это низкая скорость, с какой совершались в те времена путешествия. Но если эпидемия начиналась, то она неизбежно охватывала весь цивилизованный мир, и тогда жертвы чумы исчислялись миллионами. Против чумы оказывались бессильными и гигиена древних евреев, и высокая культура греков и римлян. Говорят, что Гален позорно бежал из Рима, когда там началась чума. Гален в то время был призван в армию императоров Марка Аврелия и Луция Вера. В армии вспыхнула чума, убившая Вера. Армия повернула назад, не приняв сражения, и, отступив, доставила в Рим мертвого императора и саму болезнь.

В течение всего золотого века чума периодически опустошала Рим. Потом на какое‑то время эпидемии прекратились, так как Рим пал под натиском варваров и люди перестали путешествовать. Империя возродилась в Константинополе, в восточной части, в которой времена процветания и дальних путешествий начались в царствование Юстиниана Законодателя. При нем начались бедствия, в которых суеверные люди видели признаки надвигавшейся чумы и предвестие Божьего гнева, кульминацией которого станет чума. Христианские суеверия были тогда сильны, ибо религия была еще молода и энергична. За несколько мгновений землетрясение стерло с лица земли город Антиохию, убив при этом 25 тысяч человек. В небе появилась комета. Солнце померкло на целый год. В Италии разразился голод, от которого умерло множество людей. После этой прелюдии в Нижнем Египте вспыхнула чума. В 542 году она медленно спустилась по течению Нила и вползла в Малую Азию. Сначала болезнь бушевала в прибрежных районах, где было много караванных путей, но постепенно чума пришла и во внутренние районы и вскоре достигла Константинополя. На пике эпидемии в городе ежедневно умирало от 5 до 10 тысяч человек.

Беспощадное шествие чумы распространилось на Грецию и Италию; чума пришла в Галлию, а оттуда перекинулась на Рейн. Этот путь чумы продолжался пятнадцать лет. Потом она медленно вернулась назад и снова, с прежней силой, поразила Константинополь. Болезнь осталась такой же смертоносной, как и раньше. Долгий путь не смягчил ее. Для того чтобы куда‑то деть горы трупов, в Константинополе снимали крыши со стенных башен, забивали их мертвыми телами и снова настилали крышу. Гиббон пишет об этом менее «счастливом и процветающем времени»: «Со временем первоначальная злокачественность чумы уменьшилась и рассеялась; болезнь то отступала, то снова возвращалась, но прошло целых пятьдесят два года, прежде чем человечество полностью оправилось, восстановило свое здоровье, а воздух снова стал чистым и целебным». Из этого отрывка явствует, что во времена Гиббона концепцию божественного происхождения болезней сменила теория об их космических причинах. Думали, что болезни возникают от миазмов и гнилостного воздуха. Гиббон продолжает: «Нет никаких фактических данных, на основании которых можно было бы, пусть даже приблизительно, подсчитать число погибших от болезни со столь ужасающей смертностью. Я нахожу, что в течение трех месяцев в Константинополе ежедневно умирало четыре, а временами и десять тысяч человек. Многие города на Востоке запустели, а в некоторых районах Италии так и остался неубранным урожай пшеницы и винограда. Подданных Юстиниана поразило тройной бедствие – война, голод и эпидемия. Правление Юстиниана омрачилось уменьшением численности рода человеческого, которое так и не было восполнено в самых лучших странах земного шара».

 

 

ЛОНДОН ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

Сцена с чумной афиши. На рисунке показана лондонская улица. Красными крестами помечены двери домов, обитатели которых больны чумой. На улице стоит вооруженная стража, не выпускающая никого на улицу. Слева видны фигуры двух женщин, одежда которых говорит о роде их занятий. В их обязанности ходит посещение домов и установление причин смерти. В середине изображен человек, убивавший всех встречных собак. Его помощник увозит тележку, набитую собачьими трупами. Считалось, что собаки переносят заразу, но в то же время никто не обращал внимания на крыс – истинных ее разносчиков. Перед каждым шестым домом горел костер, чтобы пламя очищало воздух

 

Словно насытившись урожаем смертей VI века, чума заснула на целых восемь столетий. Мохаммед бежал из Мекки в Медину; чума не тревожила халифат «Тысячи и одной ночи» Харуна ар‑Рашида. Карл Великий без помех создал на Западе свою империю. Иерусалим пал к ногам воинов пророка, а потом начались Крестовые походы, продолжавшиеся два века. В XIII веке ученый Роджер Бэкон, богослов Фома Аквинский и поэт Данте Алигьери создали свои бессмертные труды. За все это время не случилось ни одной вспышки чумы. В XIV веке в Любеке городские власти учредили должность городского врача. Этот первый чиновник здравоохранения честно зарабатывал свои четыре доллара в год без вмешательства чумы. В 1330 году на Западе в военном деле был впервые использован порох. В 1336 году началась Столетняя война, а в 1345 году в Лондоне была открыта первая аптекарская лавка. В том же году в Африке и Азии разразилась чума. Два года спустя она пришла в Константинополь, откуда распространилась на Италию и Грецию, после чего ме<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.