Хромой, расслабленный и слепой — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Хромой, расслабленный и слепой

2023-02-03 22
Хромой, расслабленный и слепой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На первый взгляд для лечения болезней используются весьма многочисленные и самые разнообразные методы, но если разобраться, то все они являются вариациями трех основных, базовых методов. Первое: лечение верой; второе: гигиеническое лечение; третье: лекарственная терапия.

В случае лечения верой врач пытается устранить болезненное состояние средствами воздействия на разум и сознание больного. Ранние и средневековые христиане практиковали лечение верой, когда изгоняли дьяволов и бесов, которые, по их мнению, были причиной болезни, и в практике этой христиане следовали принципам, известным еще первобытным народам. Тот же принцип взят сегодня на вооружение христианской наукой и другими школами религиозного исцеления. Тем же, по сути, занимаются психоаналитики и последователи первооткрывателя самовнушения Эмиля Куэ.

Второй метод, гигиеническое лечение, основан на признании того факта, что организм излечивает себя сам; если процесс идет успешно, то больной выздоравливает. При таком подходе задачей врача является создание условий, способствующих самоизлечению организма больного или облегчению его состояния. К таким методам относится отдых, солнечные ванны, купания, свежий воздух и диета; кроме того, сюда же можно отнести введение антитоксинов и сывороток.

Третье средство лечения, лекарства, является реликтом традиционных знаний о свойствах ядов. Как медикаменты лекарственные средства могут использоваться с несколькими разными целями. Врачи назначают лекарства как противоядия или как средства, специфически противодействующие развитию болезни. В наши дни, например, для лечения малярии применяют хинин, а для лечения сифилиса – сальварсан. Лекарства можно давать также для устранения симптомов. Например, опий используют для устранения боли. Лекарства можно применять также для стимуляции ослабленных функций – например, каломель, как слабительное, при запорах.

В разные времена, на различных стадиях цивилизации, по преимуществу использовался один из этих трех методов. На низших ступенях цивилизации, как правило, первостепенное значение имеет лечение верой, в то время как на высших ступенях развития цивилизации чаще прибегают к гигиеническому лечению, дополняя его лекарственной терапией. Лечение верой характерно для первобытных, пропитанных суевериями обществ, и за пять веков до наступления нашей эры это был основной способ лечения самых разнообразных недугов. В V веке до н. э. к гигиеническому лечению стали прибегать греки, сочетая его с назначением лекарств. Когда же стала влиятельной христианская религия с ее мистицизмом, преобладающим снова стало лечение верой. Оно обладало преимуществом перед другими способами лечения в течение тринадцати столетий. В тени лечения верой продолжала сохраняться и лекарственная терапия, которая получила толчок к дальнейшему развитию в эпоху Возрождения. Религиозные способы лечения верой постепенно уступили место лекарственной терапии, но приход гигиенических методов лечения запаздывал. При этом лекарственная терапия, появившаяся в эпоху Возрождения, не была рациональной. Применявшиеся в то время лекарства были по большей части бесполезными, а зачастую и просто вредными. Растущая вера в лекарственное лечение и, соответственно, угасание надежды на лечение верой шли рука об руку с падением уважения к религии. Однако не основанный на логике выбор лекарств и иррациональная вера в их эффективность соответствовали эпохе фанатизма, из которого очень медленно вырастала современная цивилизация с ее свободой личности.

Постепенно накапливались знания, позже организованные в систему, которую мы сегодня называем наукой. Снова возобладало гигиеническое лечение, а лекарственная терапия заняла по отношению к ней подчиненное положение. Такого состояния дел наша цивилизация достигла лишь к концу XIX века. Но, несмотря на прогресс науки, несмотря на ее успехи, лечение верой сохранялось и сохраняется до сих пор в некоторых немедицинских культах. Крупицы содержащейся в лечении верой истины постепенно включаются в современную медицину. Со временем все три метода лечения сольются, и возникнет рациональная практическая медицина, обладающая комбинированными средствами лечения человеческих недугов и страданий.

Первобытный человек видит в болезни проявление сверхъестественных сил. Для него причиной болезни является демон; в некоторых случаях враги рода человеческого насылают на людей болезни, пользуясь магией и колдовством. Болезнь может возникать под влиянием злых духов – иногда это духи мертвецов, иногда животных, а подчас и растений. Делом знахарей и шаманов было изгнание демонов, нейтрализация колдовства вражеских сил и умилостивление мертвых. Для достижения этой цели шаманы отвлекали внимание больного от страданий, внушали ему веру в выздоровление, а затем вручали ему амулет для того, чтобы он постоянно напоминал об эффективности исцеления. Для того чтобы поразить воображение больного и привлечь внимание к лечению, шаман часто наряжался в фантастические одеяния. Иногда шаман наряжался в шкуры животных. Например, целитель становился похож на огромного медведя, стоящего на задних лапах. Одетый в шкуру целитель или шаман неистово плясал, размахивал трещотками. После окончания сеанса шаман вручал больному амулет или талисман, отгонявший демонов. Шаман сообщал больному о каком‑то фетише, о предмете, которого следовало избегать, о какой‑то определенной пище, которую следовало исключить из диеты. Кроме того, шаман мог предписать исполнение каких‑то ритуалов при входе или выходе из хижины. Амулеты, фетиши и гротескные формы поведения были призваны укреплять уверенность в эффективности лечения. Методы, использовавшиеся для лечения больных шаманами, знахарями и первобытными целителями, по сути ничем не отличаются от поведения любящего отца, увидевшего, что его дитя ударилось головой об стол. Отец может потрясти перед глазами малыша своими карманными часами, состроить уморительную гримасу или сделать какое‑нибудь смешное движение, чтобы отвлечь ребенка и заставить его забыть о боли.

 

 

ВРАЧЕБНЫЙ КОСТЮМ 20 000 ГОДА ДО Н. Э.

Рисунок на стене пещеры Труа‑Фрер в Арьеже (департамент Пиренеи, Франция), сделанный кроманьонским художником двести веков назад. Это первый, из известных, портрет врача

 

Лечение верой в том виде, в каком его практикуют в наши дни, отличается от лечения верой среди первобытных народов только своей формой. Воющий и пляшущий шаман далекого прошлого и тихий современный целитель из христианской науки используют в лечении одни и те же базовые принципы. Этот принцип заключается в привлечении внимания больного, завоевании его доверия и внушении ему веры в выздоровление или даже веры в отсутствие болезни. Надо честно признать, что таким способом действительно можно исцелить одни болезни или, по крайней мере, временно облегчить симптомы других. Больного побуждают к самоизлечению или избавлению от неприятных симптомов, как избавляется от боли, забывая о ней, ребенок, наблюдающий забавные выходки папы. Ключевой момент здесь – внушение уверенности больному, он должен искренне уверовать. Никакое лечение верой не может быть эффективным для больного, находящегося в бессознательном состоянии или страдающего умственной отсталостью. Только самые грубые формы лечения верой оказываются эффективными у детей. До какой степени может быть эффективной вера в таком исцелении, можно проиллюстрировать тем фактом, что, как говорят, святой Иларион в IV веке отважно исцелил взбесившегося верблюда, а епископ Лозанны однажды отлучил от церкви всех майских жуков своего прихода.

У лечения верой множество названий. Противники называют его суеверием; сторонники – психотерапией, наложением рук, хиропрактикой, психоанализом или христианской наукой. К этому списку можно добавить «веру во врача», внушавшуюся старыми семейными врачами два поколения назад. Большая часть их лекарств служила амулетами и фетишами, напоминавшими больным о вере в исцеление. Независимо от названия, все формы лечения верой схожи между собой по сути, и все они берут начало в медицине первобытных дикарей.

От лечения верой нельзя отмахнуться, как от пустяка. Оно может быть опасным, но оно же может оказаться и целительным. Опасность возникает в тех случаях, когда лечение верой начинают применять при тех болезнях, при которых оно не приносит никакой пользы, при которых опоздание с квалифицированным вмешательством может привести к инвалидности или к смерти. Если же лечение верой применяют разумно и в меру – что случается, к сожалению, очень редко, – то оно может принести несомненную пользу. Основа лечения верой – влияние психической деятельности на телесные функции. Психическая деятельность – функция головного мозга, и посредством его психическая деятельность сообщается со всеми частями тела посредством нервных путей, идущих от мозга к телу и от тела к мозгу. Деятельность каждого органа контролируется и направляется нервной системой. Она управляет движениями рук и ног, секрецией слюны, колебаниями органного кровотока, частотой дыхательных движений и сердечных сокращений, температурой тела и всеми прочими функциями. Болезни проявляются нарушениями тех или иных телесных функций. У больного поднимается температура; но это лишь симптом болезни. Температура повышается оттого, что определенный участок мозга заставляет сузиться кожные кровеносные сосуды. Тем самым уменьшается теплоотдача и в организме сохраняется больше тепла, что и приводит к лихорадке. Из‑за сужения кожных сосудов кожа становится холодной; отсюда ощущение зябкости и озноб. Потом сосуды расширяются и озноб сменяется ощущением жара. Под воздействием токсинов болезни мозг и нервная система вызывают симптомы озноба и лихорадки так же, как они вызывают бледность лица у человека, испытывающего страх. Озноб при заболевании, по сути, ничем не отличается от дрожи и озноба, вызванных страхом. В обоих случаях «гусиная кожа» возникает вследствие сокращения мелких кожных мышц, поднимающих волосы на теле в попытке уменьшить потери тепла организмом. У человека подъем волос на теле не так заметен, как у животных; поэтому человек не ощетинивается, а покрывается гусиной кожей. При лихорадке происходит повышение частоты сердечных сокращений. Считая пульс, врач может оценить степень лихорадки. Сердце, кроме того, начинает биться чаще от сильных эмоций.

Паралич конечности может быть симптомом серьезного заболевания, но парализовать человека может страх; человек может онеметь или ослепнуть от ужаса. Понос – это тоже симптом заболевания, но и он может сопровождать сильные эмоции. Например, у английского короля Якова I понос возникал всякий раз, когда расстраивались государственные дела. Избыточное отделение слюны может быть симптомом болезни, в то время как при лихорадке возникает ощущение сухости во рту, а слизистая оболочка может потрескаться. Но избыточное выделение слюны может начаться, если человек просто подумал о вкусной пище, а пересохнуть во рту может и от страха. Об этом красноречиво говорит стакан воды, который обычно ставят перед человеком, выступающим с трибуны. Перед началом выступления он пьет, чтобы смочить рот, пересохший от страха, а потом пьет, чтобы смочить рот, пересохший от долгой речи. Сухость во рту, вызванная страхом, в прежние времена использовалась как тест на виновность. В рот подсудимому насыпали муку. Если он был невиновен и не испытывал страха, то слюна смачивала муку, она превращалась в комок и подсудимый легко ее глотал. Если же во рту было сухо от страха, то подсудимый давился мукой, которую не мог проглотить. Рвота может свидетельствовать о заболевании, но может возникать от страха или от отвратительного запаха. Давление крови может постепенно повышаться с возрастом из‑за склероза почечных сосудов, но может повыситься и от волнения, когда врач накладывает на руку больного манжетку, чтобы его измерить. В крови больного диабетом содержится слишком много сахара, который из‑за этого проникает и в мочу. Сильные эмоции при невозможности активного действия могут временно вызывать те же симптомы. Например, такое можно наблюдать у запасных игроков, сидящих за боковой линией во время матча, или у студентов во время трудного экзамена.

С симптомами многих болезней можно бороться с помощью влияния нервной системы на телесные функции. Раздражение или депрессия могут стать причиной нарушения пищеварения, желтухи или общего упадка. Испуг вызывает сердцебиение; деловые неприятности могут вызвать сердечную недостаточность. В разрушенных землетрясением городах находили трупы людей, не получивших никаких физических травм. Современные хирурги с большой осторожностью относятся к больным, которые уверены, что не смогут перенести операцию и умрут. Напротив, больной, страдающий неизлечимым раком, приходит в хорошее настроение и начинает набирать вес после назначения нового патентованного лекарства. Доходит до того, что такие люди выступают с сообщениями о своем исцелении, хотя вскоре снова худеют и умирают от рака. Известно множество случаев, когда люди, страдавшие одной лишь депрессией, точно предсказывали дату своей смерти. Так, например, доктор Джон Биллингс сообщает об одном офицере, получившем легкое ранение в сражении при Геттисберге. Этот сильный человек мощного телосложения впал в депрессию и с самого начала твердил, что умрет. Этот офицер действительно умер на четвертый день после ранения. На вскрытии обнаружилось, что все органы были в порядке, а рана была слишком легкой, чтобы причинить смерть.

 

 

ОДЕРЖИМОСТЬ БЕСАМИ

Миниатюра Ландсберга

 

Боль, являющаяся главным субъективным симптомом болезни, представляет собой всего лишь ментальное ощущение. Человек, впавший в неистовую ярость, не испытывает боли от ран и начинает чувствовать боль только после того, как утихает его гнев. Тот же человек может испытывать мучительный страх, сидя в приемной стоматолога. Ранние христиане, когда их жгли на кострах, спокойно показывали своим товарищам, ожидавшим своей очереди, обожженные руки, желая сказать, что не испытывают боли. Их анестетиком был религиозный экстаз, помогавший многим фанатикам безболезненно подвергать себя невероятным самоистязаниям.

Серьезнейшие расстройства телесных функций можно наблюдать при болезни, называемой истерией. «Гистерос» по‑гречески значит «матка». Древние греки считали, что первопричина болезни гнездится именно там. Таким образом, греки на двадцать пять веков опередили Фрейда с его взглядами на подавление полового влечения и вызванные этим неврозы. Классические примеры истерии можно наблюдать у женщин‑святых, подверженных демонической одержимости. В средневековой Франции разразилась настоящая эпидемия инкубов. Инкуб – это дьявол в образе мужчины, лишающий девственниц их целомудрия. Соответственно, суккуб – это дьявол в образе женщины, лишающий невинности мальчиков. Мужские демоны были более разнообразны и изобретательны, нежели демоны в женском обличье. На одного мальчика, сознававшегося в том, что на него напал суккуб, приходилось два десятка девочек, представлявших свидетельства изнасилования и довольствовавшихся объяснением, что это сделал дьявол. Папа Иннокентий VIII издал специальную буллу, в которой снабдил верующих эффективной молитвой, помогающей изгнать инкуба. Многие женщины, большинство которых – монахини, признавались в том, что были объектами скандального насилия со стороны дьявола, и от его прихода не помогали ни пост, ни молитва, ни духовные упражнения. В 1637 году в Париже состоялась публичная дискуссия на тему о том, могут ли инкубы оставлять по себе потомство. Главная причина такой дискуссии заключалась в том, что женщины, верившие в то, что на них напал дьявол (не считая тех случаев, когда женщина просто хотела скрыть более мирские отношения), демонстрировали зримые следы дьявольской бессердечности и жестокости. На грудях таких женщин появлялись синяки, напоминавшие формой копыта. Эти следы появлялись там, где дьявол наступал на тело. В то время эти следы считались бесспорным доказательством того, что женщины подвергались насилию, но дело в том, что такие же следы обнаруживаются и в наши дни на теле девочек, страдающих истерией. Больные истерией непроизвольно и непреднамеренно имитируют симптомы физических страданий, чтобы привлечь внимание, вызвать сочувствие или избежать неприятной ситуации.

Типичными симптомами истерии являются паралич конечности или хромота. Конечность может причудливо деформироваться вследствие непроизвольного сокращения мышц или, наоборот, безвольно повиснуть в вялом параличе. Истерики могут неметь и слепнуть, страдать извращением чувствительности. Часто таких больных преследует упорная рвота, они теряют аппетит и худеют. Истеричные женщины могут воображать себя беременными, и у них действительно появляются все признаки этого состояния. У них прекращаются менструации, появляется молозиво, по утрам их рвет, происходит увеличение живота. Все это продолжается до срока родов, а после этого психика больной переключается на какое‑либо иное проявление основной болезни. Говорят, что такая ложная беременность была у Марии Кровавой, дочери короля Генриха VIII, сестры королевы Елизаветы. Даже у женщин, не страдающих истерией, страх беременности может на короткое время задержать наступление очередной менструации. У некоторых, обладающих излишне развитым воображением людей может развиться ложное бешенство. Истинная водобоязнь развивается от вируса, содержащегося в слюне бешеных животных. Водобоязнь неминуемо заканчивается смертью, и некоторые люди испытывают перед ней невероятно сильный страх. При укусе даже здоровым животным воображение жертвы разыгрывается настолько сильно, что появляются симптомы страшной болезни при отсутствии самой болезни. Такие больные могут преувеличивать симптомы, впадают в неистовство, начинают лаять и кусаться, как собаки, хотя такие симптомы никогда не встречаются при истинном бешенстве. Настоящее бешенство невозможно вылечить никакими современными средствами, но ложное бешенство легко поддается лечению верой. Больная совесть может иногда вызвать симптомы гонореи, причем зачастую только микроскопическое исследование позволяет сказать, нужно ли в данном случае вмешательство венеролога, или можно обойтись исповедью.

Истерия встречается очень часто. Среди истериков масса хромых, парализованных и слепых; они ходят по врачам, не получая никакой помощи, но зато часто становятся разительными примерами блистательных способностей целителей, практикующих лечение верой. Исцеленные затем начинают воспевать своих целителей, увеличивая их популярность. Лишь сравнительно недавно медицина занялась пристальным изучением этой группы больных, которым не помогают ни таблетки, ни эликсиры, ни диета, ни физкультура. Лечение солдат, страдающих военными неврозами, являет собой пример ментальной терапии, проведенной по строгим медицинским правилам. В результате психологических исследований лечение верой переходит из рук шарлатанов и фанатиков в руки врачей. Лечение верой постепенно приобретает научную основу.

 

 

КОСОЛАПОСТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСТЕРИИ

Деформацию стопы исследовали пять хирургов, заявивших, что случай не поддается лечению (в XVIII веке такие деформации было невозможно исправлять хирургически). Стопа приняла нормальную форму после того, как женщина излечилась от истерии

 

Но не все больные, поддающиеся лечению верой, страдают истерией. Можно привести множество случаев, когда прикованные к постели больные ревматизмом, не способные сделать ни шагу, снова начинают ходить под влиянием сильных потрясений – например, если в доме случается пожар. Ревматизм, которым страдают эти калеки, поначалу был реальной болезнью, но, проведя в постели долгие годы, такие больные начинают искренне верить в свою инвалидность даже после улучшения состояния. Они потеряли веру в себя. Несколько лет назад незначительные аварии на железной дороге часто приводили к возникновению у жертв тугоподвижности в спине. Заболевание даже получило название «вагонной спины». Болезнь неизменно излечивалась, как только железнодорожная компания выплачивала ущерб. Никакие другие средства таким больным не помогали. В конце концов была выявлена чисто психологическая причина заболевания, компенсацию перестали выплачивать, и теперь эта болезнь больше не встречается. Люди, у которых от тревоги или неудовлетворенных желаний возникают нарушения пищеварения, застой желчи или меланхолия, немедленно излечиваются от этих телесных страданий, как только исчезает тревога или удовлетворяются желания. Ностальгия и любовные неврозы являются реальными заболеваниями, единственными средствами лечения которых является поездка домой в первом случае и женитьба – во втором.

Практически всякое воздействие на организм порождает ответную реакцию. Головной мозг влияет на телесную активность, а телесная активность, в свою очередь, оказывает влияние на головной мозг. Меланхолическое состояние души может привести к желчной колике, а желчная колика может привести к меланхолическому расположению духа. Болезнь может возникнуть в психике или в теле. Психика и тело связаны настолько тесно, что иногда трудно определить, где на самом деле гнездится болезнь. Целители, практикующие лечение верой, убеждены, что болезнь всегда начинается в психике, и часто доводят это убеждение до фанатизма. Врач обычно убежден в том, что любая болезнь имеет физическую природу, и с презрением смотрит на так называемые воображаемые болезни, которые тем не менее очень реальны для людей, страдающих ими.

Главная трудность возникает из факта произвольного различения телесных и психических функций. Но психика и тело – отнюдь не две отделенные друг от друга сущности. Головной мозг – это такой же телесный орган, как печень или сердце. Мозг, так же как и печень, зависит от слаженной работы всего организма, так же нуждается в тепле и питании. Печень после стимуляции вырабатывает желчь, сердце после стимуляции начинает сильнее качать кровь, а мозг после стимуляции секретирует мысли. Может показаться, что мозг и нервная система, поскольку они координируют функции всех частей тела, играют более важную роль, чем все остальные органы. Однако в действительности это не так. Функция головного мозга – сознание и разум – зависит от его внутренней работы, так же как функция любого другого органа зависит от происходящих в нем жизненно важных физико‑химических процессов.

Издревле люди ложно приписывали определенным органам несвойственные им метафизические качества. У героев гомеровских поэм душа находилась в печени, героини романтической литературы прятали душу в сердцах, современные верующие христиане считают вместилищем души головной мозг. Даже в шекспировские времена источник половой страсти помещали в печени. Когда Форд спрашивает Пистоля: «Любишь мою жену?» – тот отвечает: «Люблю всей печенью, сгорающей огнем». В современной литературе вместилищем нежных чувств является сердце. Отсюда «разбитое сердце», «мое сердечко», «святое сердце» и вся символика Дня святого Валентина. Несмотря на это аллегорическое возвышение, сердце – это всего лишь полый мышечный орган, качающий кровь, – и ничего более.

В представлении многих людей кровь обладает особым значением для человека. Кровь – это реальное и окончательное связующее звено, объединяющее людей «одной крови». В обыденном сознании возникновение болезней ошибочно связывают с «дурной кровью». В действительности единственная особенность крови состоит в том, что это жидкая ткань, причем, если можно так выразиться, наименее живая из всех тканей. Это всего лишь среда, которая разносит газы и питательные вещества от одних частей тела к другим. Врачи, первыми занявшиеся переливанием крови, задавались вопросами, которые отчетливо показывают, какие особые свойства приписывали крови. Бейль, например, очень хотел знать, не изменится ли темперамент реципиента после переливания и не превратится ли собака в овцу, если перелить собаке овечью кровь. Один немецкий хирург предлагал переливание крови между супругами, чтобы примирить их в случае ссоры. Хирург предполагал, что если несовместимым супругам взаимно перелить кровь, то они приобретут общие личностные черты и общие интересы.

 

 

СВЯТОЙ ГВАЛБЕРТ ОСВОБОЖДАЕТ БОЛЬНОГО МОНАХА ОТ ВСЕЛИВШЕГОСЯ В НЕГО ДЬЯВОЛА

 

Даже телесным выделениям приписывали аллегорические свойства. Например, пот, выступающий на лбу, – благороден, а пот на ногах – омерзителен. По сути и слезы и слюна секретируются однотипно устроенными железами, но слезы проливают из нежных чувств, а слюной презрительно плюются.

Ни один орган тела не является исключительным или независимым; все они зависимы и работают в согласии друг с другом. При расстройствах функций тех или иных органов возникают характерные нарушения, и эти нарушения затрагивают все органы, которые зависят от функции пораженного органа. Если развивается сердечная недостаточность, то у больного возникает одышка и отеки ног, нарушается кровоснабжение мозга, что может привести к потере сознания. Ни один из этих симптомов прямо не указывает на болезнь сердца как на их причину. Утрата сознания, одышка и отеки могут возникнуть и при поражениях, затрагивающих только головной мозг. Разницу может уловить только опытный врач. Врач исследует функцию сердца, выслушивает тоны и шумы, определяет размеры и конфигурацию органа, оценивает правильность и регулярность пульса. Если врач обнаруживает отклонения в деятельности сердца, то он начинает лечить этот орган. Но может случиться и так, что больной уверен, что у него болит сердце, хотя на самом деле симптомы обусловлены заболеванием желудка. В таком случае воспаленное воображение может породить и дополнительные симптомы. Опытный врач после обследования может сказать больному, что с сердцем у него все в порядке. Если больной верит врачу, то все симптомы могут исчезнуть. В таком случае установление диагноза само по себе уже является излечением. Чаще, однако, пациент сохраняет уверенность в том, что у него болит именно сердце. Это убеждение лишь укрепляется после консультаций у многочисленных врачей, которые не хотят с ним соглашаться. Наконец, больной попадает в руки целителей верой или вступает в члены последователей какого‑либо исцеляющего культа. После этого «болезнь сердца» проходит как по мановению волшебной палочки.

Все болезни можно разделить на три категории: первая – это болезни исключительно ментальные; вторая – болезни телесные, но склонные к самостоятельному излечению; и наконец, третья – это телесные болезни, которые не проходят самопроизвольно. От восьмидесяти до девяноста процентов всех болезней принадлежат к первой и второй категориям. Человек с истерическим параличом конечности, насморком, люмбаго или с болью в животе от переедания может вылечиться после визита к целителю верой, к хиропрактику или в результате приема какого‑либо патентованного средства, состояние больного улучшится, если не считать его психической неустойчивости. С другой стороны, такие болезни, как дифтерия, малярия, сифилис, рак, диабет, туберкулез, пернициозная анемия, не поддаются ни исцелению верой, ни хиропрактике, ни психоанализу. Для их излечения необходимо вмешательство квалифицированного врача. Обычно у опытного врача из всех его больных насчитывается десять – двадцать процентов пациентов, которым он реально может спасти жизнь. Эти больные умрут, если обратятся к целителям верой. Но для остальных восьмидесяти – девяноста процентов исцеление верой будет эффективно. Более того, когда приверженцы исцеления верой серьезно заболевают, то они, как правило, забывают о своих убеждениях и обращаются к врачу.

Убежденность в возможность исцеления верой основана на свидетельствах. Нет ничего более ложного и ошибочного, нежели рассуждения, приводящие к выводам, которые делают несведущие в медицине наблюдатели. Они, как правило, впадают в логическую ошибку, которая в философии называется post hoc ergo propter hoc. Аргумент таков: я болел, прошел курс лечения, и болезнь прошла, следовательно, я исцелился в результате курса. От восьмидесяти до девяноста процентов болезней и недомоганий при благоприятных условиях проходят сами, но люди в большинстве своем убеждены, что это выздоровление – результат проведенного лечения. Исцеление приписывают любой процедуре, которую использовали для лечения. Одно из крупнейших достижений научной медицины – это система установления диагноза. В процессе диагностики врач отбирает из ста больных десять или двадцать тех, кто умрет без лечения. Шарлатаны и целители верой излечивают, таким образом, от восьмидесяти до девяноста процентов больных просто в силу того, что при любой процедуре болезнь пройдет самостоятельно.

Когда‑то существовала ныне забытая форма исцеления верой, сеансам которой предшествовало некое подобие медицинского обследования. Это «королевское прикосновение» при золотухе и эпилепсии. Золотуха – это воспаление шейных лимфатических узлов туберкулезной этиологии. Со временем, однако, золотухой стали называть любую припухлость в области шеи, каковая считалась придворными врачами достойной лечения королевским прикосновением.

Согласно преданиям, практика лечения прикосновением восходит к английскому королю Эдуарду Исповеднику. О нем рассказывают следующее: «Одна молодая женщина вышла замуж за человека одного с нею возраста, но так как брак оставался бесплодным, то соки, накапливаясь, привели к отеку на шее, где появились язвы и ужасная припухлость желез. Во сне женщина увидела, как король омывает ей больное место. Она явилась во дворец, и король исполнил свое служение любви, прикоснувшись омытыми водой пальцами к шее больной женщины. Исцеляющая рука короля привела к радостному выздоровлению, припухлости вскрылись, из них истек гной и гнездившиеся в язвах черви. Но устье язвы осталось открытым и уродовало красоту женщины. Король велел женщине остаться во дворце на содержании королевской казны до полного выздоровления. Не прошло и недели, как язва заросла новой гладкой кожей, не оставив и следа изъязвления. В течение года женщина родила близнецов, преисполнившись восхищения перед святостью короля Эдуарда». Другими словами, женщина представила свидетельство своего исцеления.

Эта чудесная способность излечивать наложением рук, как полагали в то время, была унаследована потомками Эдуарда, но позже эти действа стали считать частью божественного права королей. Практика прикосновения к золотушным язвам превратилась в разработанную до мелочей церемонию. Собравшихся больных осматривали придворные врачи, отправляя прочь тех, кто не годился для августейшего лечения. Больных, отобранных для лечения, заставляли поклясться, что никогда прежде они не лечились прикосновениями, – очень важный факт для придания королевскому прикосновению уникального характера. Страдальцы, допущенные к королю, получали церковное благословение, король касался их язв, а потом на шею исцеленным вешали золотую монету. Эта монета была аналогом дикарского амулета и, вероятно, мощным фактором сохранения практики. Расходы на такие монеты временами доходили до 50 тысяч долларов в год, и при королеве Елизавете достоинство пожалованных больным монет был уменьшено.

 

 

КОРОЛЬ ЭДУАРД ИСПОВЕДНИК ЛЕЧИТ НАЛОЖЕНИЕМ РУК И МОЛИТВОЙ

С гравюры по рисунку Ганса Бургкаймера. Согласно преданиям, именно этот король начал лечить золотуху – язвы туберкулезной этиологии на шее – королевским прикосновением

 

Не все короли верили в эффективность своих прикосновений. Яков I хотел отменить эту практику, но его убедили не делать этого из политических соображений. Вильгельм III выразил свое отношение к действу словами, которые он произносил, накладывая руки на больного:

«Пусть Бог наградит тебя здоровьем и здравым смыслом». В конце концов он отказался от наложения рук, за что прослыл жестоким. Последней августейшей особой, занимавшейся прикосновениями, была королева Анна. После ее смерти практика эта была оставлена. Одним из последних больных, удостоившихся королевского прикосновения, был Сэмюель Джонсон; в то время ему было четыре года, и, по свидетельству Босуэлла, золотухой Джонсон страдал всю жизнь.

Королевские прикосновения практиковали не только в Англии; этим занимались и французские короли. Так, Людовик XIV однажды во время Пасхи прикоснулся к язвам 1600 больных. Правда, один честный комментатор утверждал, что ни один из этих больных не исцелился. Так же как и в Англии, каждый больной получал за королевское лечение плату. С практикой королевских прикосновений во Франции было покончено незадолго до французской революции.

Чем более распутным был король, тем большую исцеляющую силу приписывали его прикосновениям. Карл II был одним из самых занятых целителей. Даже в тот период, когда он находился в изгнании в Нидерландах, его постоянно осаждали больные. В один из дней 1684 года толпа жаждущих исцеления была так велика, что в толчее насмерть задавили шесть или семь человек. Стоит по этому поводу заметить, что в эпоху Карла II от золотухи умерло больше больных, чем когда‑либо в английской истории.

Кроме того, английские короли раздавали «противосудорожные кольца», которые использовались как средства против судорог и припадков. Генрих VIII сохранил эту практику даже после своего отложения от католической церкви. Сохранилось письмо Анны Болейн, в котором говорится о раздаче колец: «Господин Стивенс, я посылаю противосудорожные кольца для Вас, господина Грегори и господина Питера. Молю вас раздать их так, как вы сочтете наилучшим. Анна Болейн». Практика раздачи противосудорожных колец была прекращена королем Эдуардом VI. У королевы Елизаветы было освященное кольцо, которое она носила на груди. Считалось, что это кольцо обладало силой «отводить дурной воздух». Кольцо в данном случае было аналогично мешочку с асафетидой более позднего времени.

В эпоху Средневековья лечение верой достигло такого размаха, какого оно не знало с первобытных времен. То была эпоха веры, период строительства грандиозных соборов, но одновременно период грязных домов, богословского фанатизма и опустошительных эпидемий. Христианские суеверия распространились по всей Европе. Во время и после упадка Римской империи искусство лечения болезней, разработанное греческими врачами, было забыто под влиянием христианства. Грекам удалось покончить с жреческими исцелениями и убедить римлян отвернуться от множества исцеляющих богов и домашних средств и обратиться к рациональной медицине. Однако под влиянием христианства рациональная терапия, основанная на наблюдениях у постели больного, сменилась лечением верой, столь же грубым и суеверным, как у первобытных народов.

Ранние и средневековые христиане приняли учение об участии демонов в жизни людей; сила демонов выражалась в том, что они могли причинять болезни. Люди верили в чудеса и в чудесные исцеления от недугов. Демонологические верования христиан были унаследованы от евреев, которые были твердо убеждены в существовании демонов и в возможности «одержимости» ими. Логическим следствием явилось лечение с помощью изгнания бесов. Такое лечение практиковал и сам Иисус. Следуя его примеру, христиане повсеместно изгоняли бесов. Иудейская демонология сохранилась среди евреев, принявших христианство, что способствовало широкому распространению веры во вмешательство сверхъестественных сил в человеческие дела. Ничто так не замедлило развитие научной медицины за последние две тысячи лет, как железная хватка богосло<


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.