Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2023-01-16 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Геката упоминается во многих комедиях Аристофана, и, хотя это юмористические произведения, в них можно увидеть реальный быт и культ древних греков. Здесь я привожу не все упоминания, но лишь самые основные.
Комедия «Осы»:
«Недаром слышал я, что все дела суда
Со временем в домах мы будем разбирать,
И каждый гражданин построит у себя
В сенях судилище размеров небольших,[73]
С часовенку Гекаты. В каждом доме суд! «
Комедия: «Лисистрата»:
«А когда Гекатин праздник справить захотелось мне
И товарища к детишкам от соседей пригласить,
Благонравного ребенка, беотийского угря, –
Нет! – сказали мне…»
Комедия «Женщины на празднике Фесмофорий»:
«Клянусь пресветлою Гекатой, шельма ты.»
Комедия «Лягушки»:
«Кто за золотом едет в чужие края, на отчизну врагов призывая,
Кто в часовню Гекаты зайдет за нуждой, хороводную песню мурлыча,
Кто в отместку за шутку[37] на играх святых, на веселых пирах Диониса,
На собранье потребует хлеба кусок у поэтов отгрызть комедийных»
Там же:
«Артемида!
Поспеши, приведи своих псиц,
Обыщи дом и двор!
И ты, дочь Зевса, смолистые факелы
В руках подымая,
Геката, явись, озари
Глики дом! Я войду,
Все добро перерою».»
Комедия «Плутос»:
«Что ж! У Гекаты самой нам об этом теперь остается
Разузнать: что же лучше – богатым ли быть или бедным? Пускай она скажет,
Как богатые люди в указанный день каждый месяц приносят еду ей
И как бедные сразу всю эту еду похищают, не дав и поставить…
Однако – сгинь! Не хрюкай ты
Ни словечка больше!
Не убеждай – не убедишь!»
Аргонавтика, Аполлоний Родосский (III до н.э.):
Аргонавтика - произведение III века до нашей эры, хотя это и не самое раннее (самая ранняя - трагедия «Медея» 5 века), оно, в отличие от трагедии 5 века (в которой про Гекату одно упоминание всего) наиболее подробно повествует про связь Медеи и Богини.
Первые фрагменты, где упоминается Медея как раз прямо говорит, что она жрица Трехликой:
«249. Как из чертогов своих к сестре направлялась Медея.
250. Гера ее удержала в дому: бывала нечасто
251. Дома Медея дотоль, но бессменно в храме Гекаты
252. Службу несла, ибо жрицей она состояла богини.»
Второй фрагмент:
«474. Apг обратился тогда к Эзониду с такими словами:
475. «Ты, Эзонид, отринешь совет, который подам я,
476. Но в неудаче не след нам от всех отступаться попыток.
477. Сам ты и прежде слыхал от меня, что некая дева
478. Здесь, научаема дщерью Персея Гекатой, колдует.
479. Если б ее убедить удалось, то, я мню, не придется
480. Нам опасаться, что сломлен ты будешь в борьбе.»
Третий фрагмент.
«529. И научила богиня Геката ее в совершенстве
530. Зелья варить из всего, что земля производит и море:
531. Ими смягчить она может огня неустанного пламя,
532. Шумное вмиг задержать струенье рек и потоков
533. Или пути преградить и священной луне, и светилам»
В следующем фрагменте намек на известную связь Гекаты и магии зелий и растений:
«842. Быстро они отвезли ее в храм дивнозданный Гекаты.
843. Начали тут для Медеи служанки повозку готовить,
844. Тою порой из резного ларца Медея достала
845. Зелье, — оно, говорят, «Прометеевым цветом» зовется.
846. Если кто-либо, склонив единородную Деву
847. Жертвой, свершенной в ночи, тем зельем тело омоет,
848. Ни для ударов железа не может он быть уязвимым,
849. Ни пред пылающим он не отступит огнем. Но и силой
850. Будет в тот день он, и мощью своей пред всеми отличен»
Дополнительно о том же, Медея инструктирует Ясона. Ценнейшие античные свидетельства о ритуалах богини:
«1025. И наконец через силу промолвила вот что Медея:
1026. «Слушай с вниманьем теперь, как тебе уготовлю я помощь.
1027. Только лишь явишься ты и отец тебе даст для посева
1028. Страшные зубы, что были изъяты из челюстей змея,
1029. Подстережешь ты, когда середина ночи наступит,
1030. И струями реки, неустанно текущей, омывшись,
1031. В черной одежде, один, отдалясь оттоварищей прочих,
1032. Круглую выроешь яму. Потом в этой вырытой яме
1033. Должно зарезать овцу и, на части ее не рассекши,
1034. В жертву принесть, разложив костер на дне этой ямы.
1035. К дочери единородной Персея, Гекате, взмолившись,
1036. Вылей из чаши ей в честь работу пчелиного улья.
1037. После, помянешь когда и к себе преклонишь ты богиню,
1038. Прочь от костра поскорей уходи. Но вспять обернуться
1039. Шум случайный шагов или лай собачий нежданный
1040. Пусть не заставят тебя, а не то ты всему помешаешь,
1041. Да и к друзьям не вернуться тебе тогда невредимо.
1042. Встанет заря,— распусти ты зелье мое и, как маслом,
1043. Им до блеска натри, обнажившись, все тело. И будет
1044. В нем беспредельная мощь и грозная сила»
И описание самого действа.
«1201. Место герой отыскал, что вдали от дороги лежало
1202. Торной, средь чистых поемных лугов расстилаясь спокойно,
1203. Нежное тело омыл, блюдя обычай священный,
1204. В водах чистых реки перво-наперво он и облекся
1205. В черное платье затем, что ему Гипсипила-лемнийка
1206. В память о нежной любви в былые дни подарила.
1207. Яму он вырыл в земле, глубиною в локоть, и в яму
1208. Дров наложил; над ними овце перерезал он горло;
1209. С тщаньем ее на дровах распростер и, огонь подложивши,
1210. Хворост зажег, и из смеси потом сотворил возлиянье,
1211. Громко на помошь в борьбе Гекату-Бримо призывая.
1212. К ней воззвав, устремился он вспять. Заклинаниям внемля,
1213. Из сокровенных глубин поднялась она, ужас-богиня,
1214. К жертвам Язоновым. Всю кругом ее обвивали
1215. Страх наводящие змеи, ветвями увенчаны дуба;
1216. Факелов вмиг засверкали огни без числа; залилися
1217. Сразу подземные псы вкруг богини пронзительным лаем;
1218. Затрепетали луга придорожные; подняли вопли
1219. Нимфы речные, средь топей живущие, что постоянно
1220. Там у болотистых мест Амарантского Фазиса кружат.
1221. Страх тут объял Эзонида, но все же несли его ноги,—
1222. Не обернулся ни разу назад он, пока не сошелся
1223. Снова с друзьями...»
Дополнительно:
«246. Здесь им велела Медея на берег сойти и Гекату
247. Жертвой к себе преклонить. А о том, что делала дева,
248. Жертву готовясь принесть, пусть никто узнать не желает,
249. Пусть об этом петь и меня душа не неволит!
250. Боязно мне говорить! Но с тех пор еще и поныне
251. Храм, что тогда для богини воздвигли на бреге герои,
252. Неколебимо стоит, так что зреть его могут потомки.»
Орфические гимны (~IV-II в до н. э. точная датировка под вопросом).[1].
«Я придорожную славлю Гекату пустых перекрестков,
Сущую в море, на суше и в небе, в шафранном наряде,
Ту, примогильную, славлю, что буйствует с душами мертвых,
Ту нелюдимку Персею, что ланьей гордится упряжкой,
Буйную славлю царицу ночную со свитой собачьей.
Не опоясана, с рыком звериным, на вид неподступна,
О Тавропола, о ты, что ключами от целего мира
Мощно владеешь, кормилица юношей, нимфа-вождиня,
Горных жилица высот, безбрачная — я умоляю,
Вняв моленью, гряди на таинства чистые наши
С лаской к тому волопасу, что вечно душою приветен!»
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!