Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2023-01-16 | 18 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В XXI веке всем нам доступно много книг, где в сказочной форме ребенку предлагают решить какую-либо задачу формата ТРИЗ, но мы научились искать необычные «албанские» вопросы в любой сказке. Есть ли в обычных сказках изобретательские, творческие вопросы? Обязательно, в обычной детской сказке можно найти задачи, которые затем обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности, но и просто веселым времяпрепровождением. Вот как эти изобретательские решения описывает одна креативная мама.
«Читаю сказку для Марка «Котик, петушок и лиса». Глеб тоже слушает. В момент, когда лиса уносит петушка, а кот далеко, я останавливаюсь и спрашиваю у ребят: «А что может придумать сам петушок, чтобы выбраться из лап лисы»? Сначала дети выдают обычное решение, которое они запомнили. Ведь сказка знакомая и читаем ее не в первый раз. «Надо кричать громче, чтобы кот услышал», «Петушку надо ждать кота». Да, но ведь ждать – это не активное действие, а что если все-таки попробовать выбраться самому? – подсказываю я. В какой-то момент ребята забывают «как было в сказке», так начинается творчество и в размышлении поиск собственных идей.
«Можно клюнуть больно-больно лису» – предлагает один.
«Или отвлечь лису. Например, сказать: смотри, там за кустом жирный заяц. Беги посмотри, а я тебя тут подожду» – решение похитрее.
«А, может, предложить лисе поиграть в догонялки. Лиса будет убегать и думать, что петух ее догоняет, а он, на самом деле, домой убежит!»
«Может, петушку начать так громко кукарекать, что у лисы уши заболят, и она сама его отпустит?»
«Или рассказать историю о том, как одна лиса хотела съесть петуха, да косточкой подавилась и умерла».
|
Направив детей на интеллектуальную активность, размышления, правильно и четко определив задачу, эта мама несомненно достигла хорошего эффекта. Дети предложили целый кластер вариативного решения одной и той же задачи. Это простая иллюстрация того, как сказки могут стать незаменимым помощником в деле развития творческого мышления и умения решать открытые задачи.
Внимание, важно!
Во многих сказках есть зацепки, которые можно превратить в интересные вопросы для будущих изобретателей. Как это сделать? Практически объясните ребенку, что нет лишь одного правильного ответа. Главное – придумать как можно больше вариантов. На первом этапе можно даже не обсуждать, какое решение лучше и почему. После, когда будет найдено по 5-10 решений, можно рассуждать, какие плюсы и минусы есть у каждого варианта, а затем и открыть обсуждение со всеми – дискуссию. И, тем самым, стараться найти наиболее выгодное решение. Этот метод называется коллективным интеллектуальным штурмом.
Приведу некоторые примерные упражнения формата ТРИЗ в разных сказках. Сказка об Аленушке и братце Иванушке. Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя – станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь.
Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.
Бременские музыканты. Друзья – осел, петух, собака и кот хотят переночевать в доме. Как им прогнать из дома разбойников? В размышлении дети могут вспомнить решение, которое предлагает автор – испугать разбойников. Постарайтесь вместе придумать другие решения. К примеру, кричать: «полиция, полиция, есть картофельное пюре» либо как-то иначе внести сумятицу и перессорить разбойников между собой.
Сказка «Серая шейка». Примерные вопросы и размышления могут быть такими: наступила зима, пруд застыл и теперь лиса может съесть уточку; что серая шейка может придумать, чтобы не попасть в зубы лисе?
|
Сказка «Храбрый портной» тоже может стать основой для ТРИЗ. Портной обманул великана, несколько раз. Великан задал ему еще одну задачку, например, выпить реку, перенести гору, превратить горы в равнину. Какое хитрое решение придумает портной на этот раз?
Много сегодня говорят о сказке Маша и медведь. И много спорят. Но само по себе обсуждение объекта интеллектуальной собственности уже говорит о том, что он состоялся, не оставляет равнодушными пользователей и читателей.
Задайте малышу вопросы: что делать Маше, если бабушка с дедушкой не научили Машу готовить. Не умеет она пирожки печь. И как выбраться из домика медведя?
Не забывайте и о других сказках. Золушка хочет пойти на бал, но у нее нет доброй тети-волшебницы. Что она может придумать, чтобы оказаться там?
Когда утенок улетел с хозяйского двора, то попал на озеро, где вскоре началась охота. Как утенку не стать добычей охотников?
Крокодил украл солнце. Как его заставить вернуть солнышко, не прибегая к силе? Или другой вопрос: как медведю найти своих медвежат в темноте?
Внимание, важно!
Список для каждого может быть свой и в качестве примера его можно продолжать до бесконечности. Любая ситуация в жизни или в сказке может стать интересным решением в формате
ТРИЗ и полезным уроком для ребенка. Определенно важно уметь родителям видеть эти возможности самим, не манкировать ими, уметь показать и объяснить детям, то есть научить их вариативно размышлять.
Для многих родителей – в силу ряда причин – сегодня актуальным вопросом является недостаточное внимание к духовности и преобладание материалистических идей и веяний. Действительно, надо признать, что в XXI веке все мы живем в гедонистическом обществе, ориентированном на потребление и удовольствие, и духовность теряем. Многие испытывают трудности в сопереживании, сострадании, аналитическом размышлении. Отсюда актуальная и сложная задача – как взрослым научиться видеть вокруг что-то интересное, чтобы делиться этим с детьми?
Внимание, пример!
Одна мама на форуме пишет: мне все видится серым и обыденным. И никак не могу пробудить в себе какой-то творческий взгляд на жизнь и очень переживаю, что и дети мои будут видеть радость лишь в материальных ценностях. Понимаю-что простого решения нет, надо просто не лениться и работать над собой! Количества общения с детьми у меня много, но вот качество… Самой знаний не хватает.
|
Это довольно распространенная ситуация. Начинайте с малого. Постепенно приручайте привычку находить в сказках вопросы. Их можно обсудить уже после чтения и даже придумать после чтения, необязательно прямо на ходу. Потом научитесь находить что-то интересное на прогулке. Поставьте цель прежде всего для себя: «найти что-то удивительное сегодня на прогулке». Когда уже освоите эти простые «упражнения», возьмите за правило хотя бы раз в день играть в ассоциации или придумывать сказку вместе или прогнозировать «что будет если…». Через 1–2 месяца общение выйдет на новый качественный уровень.
Другой непростой вопрос – как увлечь ребенка в беседу. Есть дети, которые буквально погружаются в сказку, не желают отвлекаться, размышлять – им больше всего хочется непрерывно слушать дальше. Даже если сказку им читают восьмой раз. Это такой характерный тип личности. И если такой малыш не включается сразу в беседу-обсуждение, это еще не значит, что он не сопереживает. Он проигрывает прочитанное в ролевых играх – молча. Но – размышляет. А вопросы для ТРИЗ, разумеется, можно находить не только в сказках, но всегда в жизни, дома, на улице, в магазине – «на каждом шагу».
Чтобы продвинуться вперед важно начать применять на практике описанные рекомендации. Сначала самому избавиться от шаблонного мышления, чтобы научить этому детей. Пока дети открыты разнообразным решениям – надо их желание к поиску нового вводить в привычку.
Помните, что чем старше ребенок, тем сложнее его искренне заинтересовать. Опыт, этот сын ошибок трудных оказывает свое влияние уже в детстве. Вот почему иссякает вера в волшебников и деда мороза. Во время прогулки и в бытовых играх в ассоциации и ее дополнение сюжетно-ролевые игры нужно практиковать постоянно.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!