Тема 13. Международное воздушное право — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 13. Международное воздушное право

2023-01-16 32
Тема 13. Международное воздушное право 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие и источники международного воздушного права

2. Правовой статус воздушного пространства

3. Режим полетов в суверенном воздушном пространстве

4. Режим полетов в международном воздушном пространстве

5. Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности

 

Рекомендуемая литература

Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев С.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.

Верещетин В.С. Международное воздушное право. Проблемы международно-правового регулирования воздушных сообщений. М., 1966.

Дежкин В.Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. М., 1987.

Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

Международное воздушное право / Под ред. А.П. Мовчана. Кн. 1 и 2. М., 1980—1981.

Международные транспортные организации. М., 1987.

Словарь международного воздушного права/Отв. ред. Ю.Н. Малеев. М., 1988.

Нормативные акты

Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция) // ДМП. Т. 3. М, 1997. С. 550-567.

Протокол, касающийся изменения Конвенции о международной гражданской авиации 1984 г. // Там же. С. 568-570.

Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, 1963 г. // СМД СССР. М, 1990. Вып. XLIV. С. 218-225.

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. // СДД СССР. М, 1974. Вып. XXVII.  С. 292-296.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. (Монреальская конвенция) // СДД СССР. М, 1975. Вып. XXIX.  С. 90-95.

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1988 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 584-586.

Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г. // ДМП. Т. 2. М., 1997. С. 587-591.

Соглашение о практическом использовании положений статьи 83bis Конвенции о международной гражданской авиации 1994 г. // Там же. С. 591-593.

Решение о Концепции охраны воздушного пространства государств — участников СНГ 1996 г. // БМД. 1996. № 7. С. 34-41.

Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. // СЗ СССР. 1934. № 20. Отд. 2.

Протокол о поправках к Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г., от 28 сентября 1955 г. // ДМП. М., 1997. Т. 2.  С. 608-615.

Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую 1971 г., от 24 февраля 1988 г. // СМД СССР. М., 1991. Вып. XLV.  С. 434-436.

Воздушный кодекс РФ 1997 г. // Российская газета. 1997. 26 марта.

Специальные термины

Регулярные воздушные полеты, нерегулярные воздушные полеты, «права и свободы воздуха», эксплуатант воздушного судна.

Задачи

1. Изучите ст. 5 и 6 Конвенции о международной гражданской авиа­ции 1944 г.

Статья 5. Право нерегулярных полетов

Каждое Договаривающееся государство соглашается, что все воз­душные суда других Договаривающихся государств, не являющиеся воздушными судами, занятыми в регулярных международных воздуш­ных сообщениях, имеют право, при условии соблюдения положений настоящей Конвенции, осуществлять полеты на его территорию или транзитные беспосадочные полеты через его территорию и совершать посадки с некоммерческими целями без необходимости получения предварительного разрешения и при условии, что государство, над тер­риторией которого осуществляется полет, имеет право требовать со­вершения посадки. Тем не менее каждое Договаривающееся государст­во сохраняет за собой право по соображениям безопасности полетов требовать от воздушных судов, которые намереваются следовать над районами, являющимися недоступными или не имеющими надлежа­щих аэронавигационных средств, следовать по предписанным маршру­там или получать специальное разрешение на такие нолеты.

Статья 6. Регулярные воздушные сообщения

Никакие регулярные международные воздушные сообщения не мо­гут осуществляться над территорией или на территорию Договариваю­щегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Под действие какой статьи подходят следующие случаи:

а) Три самолета перевозят болельщиков футбольного матча между Россией и Белоруссией из Москвы в Минск.

б) Пять самолетов перевозят участников промышленной выставки из Москвы в Ганновер.

в) Самолет еженедельно в течение лета совершает полет из Новоси­бирска в Мехико и обратно с целью обслуживания туристических групп.

г) Самолет-малютка совершает рейсы в целях обслуживания состо­ятельных людей.

При решении задачи учтите, что в 1952 г. Совет ИКАО дал следую­щее определение регулярных полетов: Регулярный рейс — серия поле­тов, обладающая следующими характеристиками:

полеты носят интернациональный характер;

услуги перевозчика носят открытый публичный характер;

полет осуществляется между двумя одними и теми же пунктами:

полет осуществляется в соответствии с публикуемым расписанием;

или же настолько регулярно или часто, что проведение этих поле­тов обладает признанной систематичностью.

2. Выделяются следующие основные коммерческие «свободы воз­духа».

1. Право на транзитный беспосадочный полет через территорию иностранного государства.

2. Право на транзитный полет через территорию иностранного го­сударства с посадкой на его территории.

3. Право высаживать на иностранной территории пассажиров, вы­гружать грузы и почту, взятые на территории государства, которому принадлежит воздушное судно.

4. Право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы и почту, направляющихся па территорию государства, которому при­надлежит воздушное судно.

5. Право принимать на иностранной территории пассажиров, грузы и почту, направляющихся на территорию любого третьего государства и право высаживать пассажиров и выгружать грузы и почту, следую­щие с территории любого третьего государства.

Почему по поводу предоставления этих свобод до сих пор не заклю­чен многосторонний международный договор, а регулирование осуще­ствляется главным образом на двусторонней основе? В использовании каких свобод наиболее заинтересованы развитые государства? Разви­вающиеся государства?

Вы являетесь представителем российского авиапредприятия (г. Новосибирск). В получении какой из свобод вы в наибольшей сте­пени заинтересованы?

3. У гражданки государства А, находящейся па борту воздушного судна государства В, во время полета над территорией государства С родился ребенок.

Гражданство какого государства должен получить ребенок с учетом следующих обстоятельств:

Законодательство о гражданстве государства А построено на основе принципа «права крови», государств В и С — на основе принципа «пра­ва почвы»? Можно ли рассматривать воздушное судно в качестве части территории государства? В случае если на борту воздушного судна будет совершено правонарушение, какое государство вправе осуществ­лять юрисдикцию над правонарушителем?

4. Статья7 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздуш­ных судов 1970 г. гласит:

Договаривающееся государство, на территории которого оказыва­ется предполагаемый преступник, если оно не выдает его, обязано без каких-либо исключений и независимо от того, совершено ли преступ­ление на его территории, передать дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования. Эти органы принимают реше­ние таким же образом, как и в случае любого обычного преступления серьезного характера, в соответствии с законодательством этого госу­дарства.

Обязана ли Россия вернуть Северной Корее политического заклю­ченного, который захватил самолет и прилетел в Россию с целью избе­жать смертной казни за высказывания, осуждающие политику северо­корейского режима?

Если данное дело будет рассматриваться российским судом, может ли он расценивать политические мотивы деяния как смягчающее об­стоятельство и назначить наказание ниже минимального?

5. В декабре 1988 г., самолёт американской воздушной компании «ПанАм» разбился над Локерби в Шотландии, что повлекло гибель 270 человек. Причиной катастрофы была бомба, находящаяся на бор­ту самолета. Американские и английские власти подозревали, что вина за этот террористический акт лежит на двух ливийских гражда­нах и поэтому потребовали у ливийских властей выдачи террористов, в чем им было отказано. Параллельно французские власти представи­ли подобное требование вследствие катастрофы в идентичных обстоя­тельствах в сентябре 1989 г. самолета компании «Юта» над Нигером, повлекшего гибель 170 пассажиров. Французским властям было так­же отказано.

В январе 1992 г. Совет Безопасности ООН в резолюции № 731 осу­дил эти террористические акты, выразил осуждение ливийскому пра­вительству и потребовал от ливийских властей немедленного предо­ставления полного и ясного ответа на запросы США, Великобритании и Франции «с целью обеспечения полного уничтожения международ­ного терроризма».

В начале марта 1992 г. Ливия обратилась в Международный Суд ООН с жалобой на эти государства. Ливия утверждала, что она выпол­нила все свои обязанности, вытекающие из Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. и что как раз США и Великобритания не соблюдают положения Конвенции, относящиеся к процедуре урегули­рования споров (это действительно имело место). Кроме того, правите­льства этих государств обвинялись в нарушении суверенитета Ливии в связи с их требованиями выдачи ливийских граждан. Ливийское пра­вительство просило Суд указать обеспечительные меры, запрещающие этим двум государствам предпринимать какие-то действия с целью принудить Ливию выдать своих граждан.

31 марта 1992 г. Совет Безопасности ООН, учитывая упорный от­каз Ливии, решил применить положения гл. 7 Устава ООН (где гово­рится о принудительных мерах), считая, что «нежелание со стороны ливийского правительства показать посредством конкретных дейст­вий свое осуждение терроризма, представляет угрозу международному миру и безопасности».

Резолюция № 748 установила в отношении Ливии эмбарго на по­ставки оружия и воздушные сообщения, а также уменьшение важности дипломатических миссий.

Оцените позиции:

США и Великобритании;

Ливии;

Совета Безопасности ООН.

В конечном итоге ради снятия экономических санкций Ливия по­шла на выдачу своих граждан (пилотов), которые были осуждены.

6. В октябре 1985 г. четыре палестинских террориста, принадлежа­щие к одной из фракций Организации освобождения Палестины (ООП), захватили итальянское судно «Акилле Лауро». Около 450 пас­сажиров и членов экипажа были взяты в качестве заложников. Хладно­кровно убив американского пассажира еврейского происхождения, террористы сдались египетским властям, которые позволили им под­няться на борт египетского самолета, отлетающего в Тунис, где нахо­дится штаб ООП. Однако во время полета над международными вода­ми Средиземного моря этот лайнер был перехвачен американским во­енным самолетом и, с разрешения итальянского правительства, при­землился на итальянской территории. Итальянские власти задержали четырех террористов, которые впоследствии были осуждены.

Как можно расценить действия Египта, США, Италии с точки зре­ния их соответствия международному праву? Какие правовые основа­ния могут приводиться в оправдание действий США?

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.