ДУХОВНОСТЬ И ЕЁ РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ                                               СИНТЕЗА НАУКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

ДУХОВНОСТЬ И ЕЁ РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ                                               СИНТЕЗА НАУКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

2023-01-16 25
ДУХОВНОСТЬ И ЕЁ РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ                                               СИНТЕЗА НАУКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пробуждение духовности – не новое научное веяние или желание определённо настроенного круга людей, - это космическое условие. Об этом сказано человечеству ещё в первой половине XX века в Учении Агни Йога. Более сурово уже в самом конце XX века нам напоминает об этом Учение Сердца: «Лишь духовностью не напускной, но внутренней, сохраните жизнеспособность свою…».Понимание чрезвычайной важности данного условия выражают и наиболее прогрессивно мыслящие учёные современности. Так, например, акад. РАЕН Акимов А.Е. подчёркивает, что именно Императив Духовности является единственным критерием выживания человека в третьем тысячелетии.

Какой же смысл сокрыт в понятии «духовность»? Поисками ответа на этот вопрос заняты многие умы человеческие. Анализ опубликованных научных материалов по обозначенной выше проблеме в философских и особенно в психолого-педагогических исследованиях позволяет автору констатировать основную (на её взгляд) тенденцию, доминирующую в интерпретации сущности понятий «духовность», «духовное», - выведение сущности данных понятий из категорий «нравственность», «нравственное». Определение духовности как результата нравственности, приобщения к общечеловеческим ценностям. При этом «дух» относится многими исследователями к культурологической, мировоззренческой категории. В большей части работ духовность отождествляется с развитием интеллекта, формированием мировоззрения, убеждений, с принципом саморазвития и самореализации личности. Так, например, проф. МПГУ, д.п.н. Пряникова В.Г. и акад. РАО Равкин З.И. утверждают, что высшим уровнем сформированности духовности личности, её сердцевиной являются мировоззрение и стойкие моральные принципы, идейные убеждения, идеалы, соответствующие общечеловеческим и национальным ценностям, составляющим в целом её ядро (Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике. – М., 2001, с. 6).

 Однако, изучение и анализ многочисленных работ из других областей знаний – религии, философии (особенно христианской, экзистенциальной, интуитивной), мировых духовных Учений и таких научных областей знания, как физика (с новыми её отраслями – биофизика, субъективная физика, психофизика, когнитивная физика), биология, квантовая генетика, биоэнергоинформатика, - показывает явную ошибочность такого понимания.

По убеждению автора, изучение наинасущнейшей на сегодняшний день проблемы не может оставаться в рамках очерченного некогда круга «дозволенных» советской науке источников познания, в рамках одного единственного диалектико-материалистического мировоззрения. Думается, что истинаскорее откроется нам не в отрицании (а порой и осмеивании) всего того, что не входило до сих пор в «круг» наших представлений, а в расширении его границ и вмещении в него всего неведомого нам, но ведомого другим. Только на пути синтеза, на пути вмещения и объединения порой абсолютно противоположных точек зрения, мы можем, пусть и не до конца постичь истину, но гораздо ближе приблизиться к ней. О расширении поля познанияговорил в своё время в трактате «О достоинстве и приумножении наук» Фрэнсис Бекон: «что же касается мнений древних философов, таких как Пифагор, Анаксагор, Платон, Аристотель и др., к которым обычно относятся пренебрежительно и невнимательно, то было бы весьма полезно проявить немножко больше скромности и повнимательнее изучить их… Будет полезно также познакомиться с разнообразными несогласными друг с другом философскими учениями, с различными толкованиями природы, из которых одно может быть ближе к истине в одном вопросе, другое – в другом» (Кн. 3, гл. 4).

 Именно «разграничение того, что существует тысячелетия, от того, что создалось столетиями»явило те заблуждения, которые так ускорили и усугубили проблемы человечества, сказано в Живой Этике. На необходимость синтеза обращает внимание наш современник, святой Индии, почитаемый миллионами людей разной веры Сатья Саи Баба: «Поиск истины заключается в соединении научных и духовных открытий. Ветви не могут существовать без корней. Но если нет ветвей, корни бесполезны. Те и другие взаимосвязаны. Так каждому нужно осознать неделимую взаимосвязь между внешним и внутренним. Только тогда можно постичь истину во всей её полноте и сделать её основой своей жизни».

 Эту же мысль разделяют многие современные учёные (Акимов А.Е., Волченко В.Н., Владимиров Ю.С., Дмитриев А.Н., Иванов А.В., Московский А.В., Рыбаков Р.Б., Шадриков В.Д. и др.). Необходимо легализовать запрещённый во времена господства диалектического материализма необыкновенно богатый и глубоко содержательный Мир высшей реальности. Его признание, - считает Ю.И.Кулаков, - расчистило бы многовековые завалы на пути истинного объединения науки, философии и религии и явилось бы первым шагом к духовному обновлению науки.

В представленной вниманию читателей статье, автор, на основании изучения, анализа и последующего синтеза знаний по данной проблеме (конечно, далеко ещё не завершённого) предприняла попытку поделиться своими размышлениями (или некоторыми их результатами) о смысловом содержании понятия духовностькак базового компонента духовно-нравственного становления человека и путями развития духовности.

В исследовании использовались в основном труды по философии, религии, наследие подвижников и мистиков Востока, духовные Учения и работы представителей современной прогрессивной науки.

Итак, что же есть духовность?

 Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания, обозначенных выше, практически идентичны. Духовность здесь неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке (в Учении Живой Этики она названа психической); с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви. 

Так, Н.Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека. Именно духовность, идущая из глубины, по его убеждению, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

 Человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна, - говорил В.Франкл. В своей работе «Духовность, свобода и ответственность» он пишет: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия».

Созвучны этим взглядам и мысли И.А.Ильина. Так, в статье «Инстинкт духовности» философ подчёркивает: «…говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию… Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценнаяреальность, - самая драгоценная из всех… Дух есть дыхание Божиев природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; - начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным».

По мнению митрополита Сурожского Антония, духовность – не достижение, а путь. Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявления его таинственного действия.

Подвижник-аскет Феофан Затворник утверждал, что по своему естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную.

Философско-религиозной русской мысли удивительно созвучны мысли мистиков и подвижников Востока. Шри Рамакришна, почитаемый святой подвижник не только в Индии, но и во всём мире, также говорил, что сущность человека – Дух.

Основатель интергальной йоги Шри Ауробиндо настаивал на том, что духовность не есть интеллектуальность, не есть идеализм, не есть поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; что это не религиозность или страстный эмоциональный подъём духа. Духовность, по убеждению Ауродиндо, в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа.

Откровением божественного света, который сокрыт в каждой душе, открытием духа, - считал духовность философ-мистик, музыкант, поэт Индии Хазрат Инайят Хан.

Духовность означает, прежде всего, разрушение животной природы в человеке и раскрытие в нём его божественного сознания, разъясняет в своих многочисленных беседах Сатья Саи Баба. Духовность требует осознания того, что разнообразные способности человека происходят от Духа, а не от ума; она помогает проявить Божественность в самом себе, поскольку является выражением подсказок Внутреннего Духа.

Нравственность и честность, говорит Саи Баба, - основаны на духовном сознании. Только духовность может поставить человека на священный путь, который приведёт его к цели. Только духовность может возвысить человека и поднять его на более высокий уровень… Забывая о духовности, человек ведёт искусственную жизнь, в основе которой лежат земные удовольствия.

Особо святой обращает внимание на то, что духовность имеет отношение к духу любви; она подразумевает силу, исходящую от любви По его мнению, Эйнштейн интуитивно чувствовал, что та неизменная сила, что кроется за энергией, может быть определена как божественная.

Человечество имеет в настоящее время и ещё один Источник, проливающий свет на суть рассматриваемого вопроса – это данное в первой половине XX века Учение Живой Этики, а в конце века – Учение Сердца. Какова же сущность понятия «духовность» с этих позиций? В первую очередь – это проявление тончайшей, всеначальной, высшей психической энергии в человеке. Отложения психической энергии являются тем веществом, посредством которого проявляется дух. Более того, сам дух есть энергия сознания, или Психическая энергия. Психическая энергия не является собственностью человека в прямом смысле этого слова, поскольку «именно всеначальная энергия не может быть присвоена. Она вибрирует и постоянно космически изменяется. При израсходовании она восполняется не изнутри, но извне.

Зерно духа одето в сияющую психическую энергию. Это одеяние может быть убого или прекрасно, но оно менее всего принадлежит человеку. Он одарён щедро, ибо микрокосм является конденсатором психической энергии » (Надземное, 697). Учение Живой Этики поясняет, что «называя её психической энергией, говорим о той же Софии мира эллинов или Сарасвати индусов. Святой Дух являет признаки психической энергии так же, как созидающий Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи» (Агни Йога, 416). Оказывается, что и «благодать вполне реальное вещество высшей психической энергии» (Иерархия, 229). Кроме этого, Учение обращает внимание на особое светоносное соединительное вещество, идущее из сердца: «эманации сердца постоянно творят светлое вещество, которое назовём как бы смыслом психической энергии» (Сердце, 374).

Духовность, как тончайшая энергия, является своеобразным «мостом», связующим человека с Высшим Миром: «…только психическая энергия, вступив в общение с Высшим Миром, может направить суждение на путь Истины…. Только мысль о Надземном Мире может помочь отличить частицу Абсолютного, доступного человеку» (Надземное, 755).

Много внимания вопросам духовности и ее развития уделяла в своих многочисленных письмах Е.И.Рерих. «Все аппараты будущего для собирания и конденсации тонких энергий будут нуждаться в наличности психической энергии высшего качества, или духовностив операторе, - отмечала Елена Ивановна. - Многие тончайшие соединения возможны лишь в присутствии ауры определённого напряжения и состава» (25.10.36 г.).

«Духовность есть основа всякого Бытия, вечного или бессмертного… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, - великая мощь в Космосе. Высокая духовность есть ярая любовь ко всему Прекрасному» (15.10.53 г.).

Грани Агни Йоги, дополняя данное в Учении знание, ещё раз дают нам понять, что «духовность не имеет ничего общего с явлением интеллекта. Духовность и личность можно противопоставить друг другу как высшее и низшее начало в человеке…

Духовность – неотъемлемое достояние человека. Это ценность, превыше которой нет ничего на Земле… Признаки духовности скрыты глубже и остаются с человеком всегда, порою выявленными, порою скрытыми!» (ГАЙ, VI, 516; X, 284).

«Энергия всеначальная слагает все виды существ живых. Так в потенциале каждая тварь Божья имеет некий спектр огней непроявленных, процесс оживления которых зависит только от деяний носителей их», - говорится в Учении Сердца (Молитва Сердца, 250).

О том, что в глубине недр Пламенного сердца человеческого имеется «семя духовности, Рукою Творца Вседержителя брошенное на почвы благодатные», «зерно свойства Божественного, токами Любви Вселенской пронизанное», «Дух живородящий семени Бессмертия» открывает нам и Огненная Библия (С. 58, 84, 223).

Что же говорят о духовности учёные, идущие по пути синтеза знаний, а потому и нескованные старыми догмами? Приведём несколько разных определений, данных представителями современной науки:

«Дух – неделимая, неизменяемая божественно идеальная тонкоматериальная сущность, которой человек наделяется Богом от зачатия, дающая человеку возможность стать богоподобным и обеспечивающая человеку связь с Небесами. Через Дух Бог следит за нами. Через Дух наши обращения достигают Небес.

Духовность – это оболочка Духа, нарабатываемая человеком по жизни.

В содержательном смысле Духовность – это состояние человека, принявшего в качестве основы своей сущности, - Творца, Иерархию и Любовь, и устремленного к ним, живущего с открытым сердцем, руководствующегося в своих действиях нравственностью и добром, ориентированного на расширение сознания, творческое созидание и самосовершенствование, следующего законам Космоса» (доктор физико-математических наук, академик РАЕН Акимов А.Е.).

«Духовность – реальная феноменологическая величина. Духовность – принцип работы духа с человеком» (доктор медицинских наук Казначеев С.В.)

«Через духовность осуществляется связь энергии Космоса с полем живого вещества человека. Духовность – это способность человека трансформировать энергию Космоса и направлять её на других людей с целью дальнейшего развития вселенской любви, добра и саморазвития. …духовность – изнутри имманентно присущее» (доктор психологических наук, профессор, академик РАО Пономаренко В.А.).

Как путь вертикального самосозидания человека, духовного движения к Богу (или Сверхразуму, Космосу); как оплодотворённость души духом и постоянную тягу к вершинам бытия, - рассматривает духовность В.И.Андреев (автор инновационного курса «Педагогика творческого саморазвития»).

Из анализа других научных взглядов на духовность, когда авторами не даётся точное определение данного понятия, всё же можно достаточно ясно отметить – ведущим (в смысловом аспекте) для большей части авторов в характеристике духовности выступает «дух», сущее в человеке. Характерной особенностью здесь является обозначение исследователями принципиального различия духовности и знаний, как результата овладения культурой. Так, например, В.Д.Шадриков подчёркивает, что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. По его мнению, духовным может быть и человек со средними способностями. 

 Итак, подводя итог, можно заключить, что духовность – это тончайшая духовная энергия, связывающая человека с Высшим Миром. Именно эта энергия (которую можно назвать и психической, и огненной, и энергией сознания, и сердечной энергией) даёт возможность нашему духу проявлять себя в земном мире, одухотворяя («осеняя», «оплодотворяя») всё, что производит человек «своими руками и ногами». Духовность, как божественная по своему происхождению энергия, теснейшим образом связана с Любовью. Я бы даже сказала, что в своём высшем проявлении она, по сути, и есть проявление высочайшей, тончайшей энергии Любви, энергии Огненного сердца,  которое на этом уровне и есть Высшее сознание человека.

Носители высокой духовности – своего рода Светочи мира сего, поскольку своим светом (невидимой глазу смертного Огненной мощью, которая многократно превосходит даже атомную энергию по своей утончённости) они воистину освещают и преображают наш мир, «испивая своими сердцами» чашу яда земного. Именно они своими Огненными сердцами (потоком своей сердечной энергии, наполненной Любовью) способны зажигать и в других сердцах Веру, Надежду и Любовь. Такие люди – вдохновители, целители, духовные Учителя с большой буквы. Это те, которые не стремятся учить сами, а те, к которым идут учиться. Человек, накопивший «кристалл» духовности (называемый в Агни Йоге Рингсэ) и достигший своей самоотверженностью высокого духовного потенциала становится духовным магнитом, проводником, привлекающим и проводящим через себя Высшие энергии на Землю. По сути, такими проводниками на сегодняшний день должны стать все люди. Почему? Потому что в настоящее время Земля выходит в своём эволюционном развитии на новый виток.

 На Землю проливаются огненные космические энергии, которые в Учении Сердца названы токами Любви. Именно о приближении Огня и подготовке к его принятию предупреждало нас Учение Агни Йога. Теперь настало время, когда Огонь – ток наивысочайшей частоты – лавиной идёт на Землю. Проявление этого Огня уже отмечено учёными (так, например, см. Дмитриев А.Н. Огненное пересоздание климата Земли. – Новосибирск – Томск, 2002). Ассимилировать, принять эти токи можно только Огненным сердцем, которое и есть носитель истинной духовности – огненной энергии Любви. Ничто другое не способно принять потоки лучей из сфер Огнедышащих, потому и сказано в Учении Сердца: «Лишь сердце любящее спасёт вас!» (Зов Сердца, 10.12). Да, только сердце, - этот «великий трансмутатор материи и энергий, текущих через оболочки духа» (ГАЙ, IV, 371).

Духовность, как своего рода потенциал, «зерно», - имеется, в принципе, у каждого, но оно может так и остаться в непроявленном, «спящем состоянии», если его не пробудить и не помочь «пойти в рост».

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.