Методика и техника дрессировки — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Методика и техника дрессировки

2023-01-16 54
Методика и техника дрессировки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материальная база

 

Для качественной подготовки специальных собак необходимо иметь следующую материальную базу.

Апортировочный предмет с запахом искомого вещества. На рис. 1 представлены различные варианты предметов. Сложность заключается в том, что предмет должен выдерживать многократные воздействия зубов собаки, быть достаточно мягким, а также быть приспособленным для закладки в него запахоносителей. Апортировочный предмет должен иметь кусок веревки для быстрого закрепления на удочке. Запахоносители, закладываемые в апортировочный предмет, бывают первичные и вторичные. К первичным относятся наркотические и взрывчатые вещества. Неудобство таких закладок для апортировочных предметов заключается в сложности учета и списания наркотиков и взрывчатки, в большом риске намокания, механического повреждения, потери указанных веществ. Для сохранности НВ (ВВ) необходимо создавать герметичные, надежные контейнеры, однако для качественной работы собаки вещество должно свободно источать запах. Первичные источники запаха «работают» длительное время, дают устойчивый сильный запах. В любом случае предпочтительно использовать предметы с первичными источниками, но это возможно при наличии большого количества искомого вещества, при организации приемлемых условий учета и списания испорченных и утраченных веществ.

 

Рис. 1. Апортировочный предмет с запахом НВ

 

Обычно используют вторичные запахоносители, которые представляют собой полоски ткани 1,5х8 см, нарезанные в большом количестве и настоянные в течение 1–2 суток в герметично закрытых емкостях (3‑литровые банки) с искомым веществом. Такие запахоносители хорошо сохраняют запах в течение 15–20 часов. После занятия они заменяются новыми.

Ткань для вторичных запахоносителей необходимо подбирать шерстяную или полушерстяную, так как шерсть наиболее хорошо и быстро впитывает запах. В качестве материала для вторичных запахоносителей можно использовать вату. Веревочные апортировочные предметы, которые используются на практике, готовятся ночью накануне занятия. В каждый вплетается одна полоска ткани, активизированной запахом НВ (ВВ). После занятия предметы расплетаются, стираются с мылом, высушиваются в течение суток. Для того чтобы не путать веревки, предназначенные для НВ‑ и ВВ‑ предметов, на обоих концах шнуров цветными нитками делают метки. При плетении предмета оставляют свободный конец веревки длиной 20–30 см.

На занятии всегда необходимо иметь 1 запасной предмет на 3–5 дрессировщиков, так как предметы могут расплестись, потеряться, веревочный шнур собака может перегрызть.

Всего к курсу дрессировки необходимо заготовить такое количество апортировочных предметов (речь идет о плетеных апортировочных предметах), которое превышает количество обучаемых собак в 3 раза.

Контейнер с источником запаха для занюхивания (рис. 2). Контейнер представляет собой пластмассовую герметично закрывающуюся коробочку, в которой хранится первичный, а чаще вторичный запахоноситель. Всегда нужно иметь возможность легко и быстро одной рукой взять контейнер, открыть его, дать понюхать собаке и положить на место. Контейнер с источником запаха для занюхивания должен носить на занятия руководитель или помощник, но ни в коем случае не дрессировщик. Мы учим собаку реагировать в любое время и в любых условиях на источник искомого запаха, а если контейнер находится в кармане дрессировщика, он фактически приучает собаку спокойно реагировать на запах НВ (ВВ).

 

Рис. 2. Контейнер с источником запаха для занюхивания (идеально подходит футляр от киндерсюрприза)

 

Закладки. Закладки представляют собой зашитые и опечатанные мешочки из плотной ткани, в которых хранится разное количество искомого вещества – от 5 г до 1 кг. Все закладки желательно помещать в контейнеры, образцы которых представлены на рис. 3. Контейнер предназначен для защиты закладки от механических повреждений. В контейнере необходимо проделать отверстия для свободного распространения запаха.

 

Рис. 3. Образцы контейнеров с первичными источниками запаха

 

Закладки необходимо иметь разной массы в указанных пределах. Какие бы то ни было нормы количества вещества на одну собаку здесь бессмысленны, так как, даже дрессируя одну собаку, необходимо работать на разные количества вещества. Известны случаи, когда собака, отлично работающая на малые и сверхмалые закладки, пропускала закладку массой 2–3 кг. Поэтому чем больше диапазон применяемых объемов закладок, тем лучше.

Автотранспорт. Для приучения собак к досмотру автотранспорта необходимо иметь настоящие, «живые» машины, которые обладают всем комплексом запахов автомобиля. Чем ближе учебные условия подготовки к условиям применения, тем лучше. В идеальном варианте последний период подготовки собак необходимо проводить непосредственно на месте ее последующей работы. Если занятия проводятся в условиях воинской части, необходимо выстроить в колонну 8–10 машин разных типов.

Багаж. Необходимо иметь 35–40 мест багажа (ручной клади) – чемоданы, дипломаты, сумки. Для всех мест багажа необходимо иметь наполнители – личные вещи. Наполнители для багажа нельзя хранить в кладовке – нужно брать личные вещи, находящиеся в употреблении.

Грузы. Необходимо иметь 35–40 объектов различной величины: от посылочных ящиков до ящиков размером с бытовой холодильник. Грузы так же, как и багаж, должны быть наполненными.

Удочки. На 2–3 дрессировщиков должна быть одна удочка: жердь длиною до 3 м с веревкой. К концу веревки во время занятия привязывается апортировочный предмет, поэтому удочка должна выдерживать большую нагрузку.

Корзины (рис. 4). Корзины должны быть открыты сверху, чтобы дрессировщик (или помощник) имел возможность с помощью удочки опускать апортировочный предмет внутрь. Стенки корзины не должны давать собаке овладеть предметом.

 

Рис. 4. Корзина

 

Дифференцировочные установки (рис. 5) должны быть открытого типа (проветриваемые). При использовании закрытых дифференцировочных установок (ящик с перегородками для банок) запах искомого вещества не успевает выветриться, и собака часто срабатывает на отсек, в котором банка с искомым веществом стояла раньше. Размеры каркасов для банок должны позволять прочно их удерживать и в то же время легко их менять. Обычно делают установки на 5–7 емкостей, рассчитывая размеры на полулитровые банки. Крышки для банок используют полиэтиленовые, с просверленными отверстиями.

 

Рис. 5. Дифференцировочная установка

 

Так как дифференцировочные установки открытые, дрессировщик может свободно видеть все, что лежит в банке. Иногда это нежелательно, поэтому в банках вдоль стенок выкладывают кольцо из бумаги. Необходимо готовить 2 установки на группу из 5–10 обучаемых, но не менее двух, так как на занятии должна быть запасная дифференцировочная установка.

При работе на таких установках собака, активно дающая сработку, может выбросить банку из каркаса и разбить ее, поэтому необходимо иметь 2–3 запасные банки на занятии. Наполнители для банок (НВ, ВВ, источники отвлекающих запахов) готовятся и закладываются в зависимости от требований, предъявляемых методикой (см. раздел «Приучение собак к досмотру автотранспорта, грузов, багажа, дифференцировке запахов НВ (ВВ)»).

 

Подготовительные упражнения

 

Перед началом дрессировки собаки по специальному курсу у нее должны быть отработаны следующие навыки:

• контакт с дрессировщиком;

• условная связь на команду «ХОРОШО»;

• подход к дрессировщику по команде «КО МНЕ»;

• собака должна быть приучена к поводку, ошейнику, наморднику, передвижению на автотранспорте.

 

Следует еще раз подчеркнуть, что собака должна владеть апортировкой в объеме, описанном в разделе «Теоретические основы». Прежде всего, в коре головного мозга собаки должна установиться прочная связь между объектом применения инстинкта добычи и источником запаха НВ (ВВ). Проще говоря, собака должна запомнить, «знать» запах искомого вещества. Это достигается примерно в течение недели занятий отработкой следующих упражнений (упражнения выполняются только с апортировочным предметом с запахом НВ (ВВ)).

 

Упражнения по апортировке

 

1. Предмет брошен на 310 м. При выполнении этого упражнения нельзя давать выдержки. Все необходимо проводить в форме игры: привлечь внимание собаки видом апортировочного предмета, бросить его, поощрить активное стремление собаки найти и подобрать апортировочный предмет.

В любом случае за найденный собакой предмет с запахом искомого вещества животное следует активно поощрять, независимо, сделано это по команде дрессировщика или без нее. Если вы занимаетесь общей дрессировкой или работой на полосе препятствий, и собака неожиданно обнаружила и схватила предмет с запахом НВ (ВВ) или дала сработку (см. ниже) на источник искомого запаха, необходимо активно поощрить собаку.

Первое упражнение следует отрабатывать свободно, желательно – в движении. Дрессировщик должен пробегать в сторону брошенного предмета, побуждать собаку двигаться голосом, жестами, то есть стремиться возбудить нервную систему собаки воздействием на все органы чувств. Если собака подбирает и приносит в зубах палки, шишки и другие предметы, не имеющие запаха НВ (ВВ), поощрять ее не надо. Пресекать такие действия собаки тоже вредно, но поощрение в этом случае должно отсутствовать. Поощрение к специальной собаке применяется только за овладение предметом‑источником запаха НВ (ВВ) или за сработку на такой источник.

2. Борьба за предмет. Упражнение проводится в форме игры. Дрессировщик борется с собакой за предмет, перетягивает его на себя. Каждое упражнение должно заканчиваться тем, что собака овладевает предметом. Чтобы собака не грызла и не портила апортировочный предмет, но все же получала удовлетворение от реализации инстинкта добычи, необходимо после того, как собака схватила предмет, быстро с ней пробежаться метров 50.

Собака чувствует, что предмет находится в ее полном распоряжении, но в то же время не имеет возможности грызть его и играть с ним. Если собака не отдает предмет после пробежки по команде дрессировщика, то не следует применять угрожающих интонаций. Необходимо попытаться хитростью, показав другой предмет, отобрать первый. Нельзя для этой цели использовать лакомство, так как собака может снизить заинтересованность в апортировке и переключить свое внимание на руки и карманы дрессировщика.

Бывают случаи, когда собака ни за что не соглашается отдать предмет, даже проявляет агрессию. Не следует видеть в этом проблему, собака ведь делает главное – активно стремится овладеть предметом. У такой собаки можно легко отобрать предмет, переключив ее на другой вид деятельности. При этом дрессировщик должен делать вид, что не обращает внимания на апортировочный предмет в зубах собаки. Часто при досмотровой работе стоит такую собаку с предметом в зубах послать жестом или командой на объект досмотра, как она спустя несколько секунд бросает предмет и продолжает работать.

3. Бросок предмета на 15–20 м с выдержкой. Хоть мы и говорили о том, что всякие выдержки при апортировке недопустимы, выполнение упражнения № 3 является исключением. Здесь выдержка перед посылом собаки за предметом нужна для того, чтобы собака забыла точное место, в которое упал предмет. Как показывает практика, если собака один раз оторвала взгляд от места падения предмета, она уже вынуждена искать его, используя не только зрительный, но и обонятельный анализатор.

Обычно для выполнения этого условия достаточно выдержки 5–10 секунд – главное, чтобы собака в течение этого времени хотя бы один раз отвела взгляд. Эффект усиливается, если местность подобрана с небольшим искривлением, то есть предмет должен падать за бугорок, скрываясь из виду (с высоты взгляда собаки). Можно придерживать собаку за ошейник. После посыла собаки за предметом упражнение выполняется аналогично упражнению № 1. Если собака длительное время не может найти предмет, дрессировщик начинает медленно двигаться в сторону предмета и останавливается прямо перед ним. Если собака при этом находит предмет, дрессировщик поощряет ее и выполняет пробежку. Если же собака останавливается и теряет интерес к апортировочному предмету, дрессировщик должен быстро и активно схватить его, привлечь внимание собаки и выполнить упражнение № 1. Описанное упражнение хорошо развивает обонятельно‑поисковую реакцию собаки, тренирует обонятельный анализатор, заставляет собаку ориентироваться не только на вид, но и на запах предмета. Это упражнение хорошо выполняет основную задачу подготовительных упражнений: установление у собаки связи на источник запаха НВ (ВВ).

4. Игра с апортировочным предметом на удочке. Как указывалось в описании материальной базы, у каждого апортировочного предмета должен быть конец веревки 20–30 см длиной. При помощи этого конца предмет привязывается к веревке, идущей к концу удочки. Удочка – удобное приспособление для игры как с одной, так и сразу с несколькими собаками. Каждое упражнение должно заканчиваться отдачей предмета собаке и пробежкой, причем собака должна овладевать предметом с определенными трудностями, «завоевать» его, а не получить предмет из рук дрессировщика.

5. Предмет на удочке за сетчатым препятствием. Предмет на удочке помещается за сетчатую преграду (забор) и находится прямо перед носом собаки, но все же остается недоступным для нее. С помощью удочки «оживляем» предмет, заставляем его двигаться. При выполнении этого упражнения начинаем отрабатывать «поведение при сработке». Для каждой собаки это поведение нужно подобрать индивидуально.

Хорошо возбудимые собаки легко учатся облаивать предмет. Менее возбудимых собак легче научить царапать (копать) лапами место перед источником запаха НВ (ВВ). Если собака очень спокойна, ее целесообразно обучать посадке или укладке при сработке. При выборе «поведения при сработке» необходимо использовать и развивать индивидуальные наклонности собаки. Обычно собак учат «царапать», но, если собака устойчиво дает другое поведение, не следует его ломать, нужно его усиливать своевременным поощрением. После того как собака в течение 3–5 секунд продемонстрирует требуемое поведение, ей дают возможность овладеть предметом и унести его, выполняют пробежку.

6. Предмет на удочке помещается в корзине. Плетеная из проволоки корзина переворачивается вверх дном, причем в ее дне должно быть проделано достаточно большое отверстие, чтобы, манипулируя удочкой, можно было быстро опускать в нее предмет, «оживлять» его подергиваниями и вынимать его, отдавая собаке.

При отработке этого упражнения мы также вырабатываем у собаки «поведение при сработке». От предыдущего упражнения упражнение № 6 отличается тем, что собака имеет большую свободу передвижения (не вдоль забора, а вокруг корзины).

При отработке этого упражнения, побуждая собаку жестом и голосом проявлять «поведение при сработке» (в дальнейшем будем употреблять выражение «давать сработку»), отходим от собаки, находящейся возле корзины (предмет лежит внутри), на 5–6 м, увеличивая время до подхода (до 10 сек.). В дальнейшем на занятиях следует увеличить дальность отхода от корзины до 20 м, однако время выполнения сработки увеличивать не надо. Собака должна сохранять активность и возбужденность до момента, когда ей позволят овладеть предметом. Когда у собаки возникнет устойчивый динамический стереотип (собака начнет активно рваться к корзине и четко давать сработку до момента, пока ей не достанется предмет), упражнение следует видоизменить. Теперь дрессировщик с собакой находится на расстоянии 20–30 м, а помощник с удочкой привлекает внимание собаки и опускает предмет в корзину. После этого дрессировщик, дав команду «ИЩИ», пускает собаку, оставаясь на месте. Задачу сработки собака поощряется. Если собака не проявляет должной активности, помощник «оживляет» предмет легкими подергиваниями. После выдержки 5–10 секунд дрессировщик подбегает, поощряет собаку и дергает за веревку вверх, позволяя собаке овладеть предметом. Выполняется пробежка.

7. Подвешивание предмета. Помощник или сам дрессировщик подвешивает предмет на свисающие над головой ветки, используя свободный конец веревки, отходящей от предмета.

Собака должна обнаружить его и дать сработку, после чего предмет отдается собаке. Каждое упражнение по апортировке должно заканчиваться тем, что собака овладевает предметом. Нельзя применять команды в угрожающей интонации, нельзя жестко воздействовать на собаку.

Описанные упражнения выполняются только с предметами, имеющими запах НВ (ВВ). При отработке этих упражнений применяются команда «ИЩИ» и жест рукой: подъем правой руки открытой ладонью вниз в сторону объекта досмотра.

8. Помощник уносит предмет. Апортировка. Привлекая внимание собаки апортировочным предметом, дрессировщик бросает предмет помощнику в руки. Помощник в это время стоит в 2–3 м от собаки. Поймав предмет, он размахивает им перед собакой, привлекая ее внимание, быстро отбегает спиной вперед и кладет предмет на землю. Сделав еще 3–4 шага, помощник остается спокойно стоять. Дав команду и жест, дрессировщик пускает собаку.

Дрессировщик не должен отпускать из рук поводок до тех пор, пока собака не начнет устойчиво идти только на предмет. Необходимо четко контролировать действия собаки, особенно агрессивной, и пресекать проявление злобы на помощника. Упражнение имеет основную цель – пресечение агрессии собаки, направленной на помощника, – и готовит собаку к работе в группе людей.

При выработке у собаки в дальнейшем навыков обыска грузов, багажа, транспортных средств помощник своими действиями перед пуском собаки должен будет вызвать на объектах досмотра активный поиск, но не агрессию, направленную на человека. Это вырабатывается во время выполнения описанного упражнения. После того как агрессивная реакция затухнет, нужно видоизменить упражнение. Помощник уже не подходит к дрессировщику с собакой. Он привлекает внимание собаки видом апортировочного предмета с расстояния 15–20 м, работая дальше по прежней схеме. На этом этапе мы начинаем использовать предмет с запахом НВ (ВВ), к которому не прикасался дрессировщик. Таким образом, собака ищет предмет с «чужим» запахом при отвлекающих движениях помощника.

9. Помощник уносит и прячет предмет, выполняя отвлекающие движения. Помощник размахивает предметом, привлекая внимание собаки. В каждом случае применения отвлечения собаки помощник начинает выполнять движения от дальнего конца участка местности (объекта досмотра) к ближнему. Если делать наоборот, собака будет бежать сразу туда, где помощник опускал руку в последний раз, то есть к дальнему концу участка местности (объекта досмотра). При обработке участка местности помощник должен свободной рукой касаться травы в нескольких местах (на свободной руке нет следов запаха НВ (ВВ)).

Это необходимо для исключения возможности ориентации собаки на индивидуальный запах помощника.

 

Еще раз напомним подготовительные упражнения: 

1. Поднос собакой брошенного предмета на 3–10 м.

2. Борьба за предмет.

3. Бросок предмета на 15–20 м с выдержкой.

4. Игра с апортировочным предметом на удочке.

5. Предмет на удочке за сетчатым препятствием.

6. Предмет на удочке помещается в корзине.

7. Подвешивание предмета.

8. Помощник уносит предмет. Апортировка.

9. Помощник уносит и прячет предмет, выполняя отвлекающие движения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.