Третий этап дрессировки – заключительный — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Третий этап дрессировки – заключительный

2023-01-16 58
Третий этап дрессировки – заключительный 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задача этапа: довести условный рефлекс «выборка вещи» до навыка.

 

Упражнение

Учебная обстановка. Участок местности, на котором постоянно проводятся занятия по выборке. Собака хорошо выгуляна. Рядом с дрессировщиком находится до 10 помощников с различными предметами (вещами), пригодными для апортирования и имеющими запах только того, в чьих руках они находятся (расчет: 8–12 вещей на подход). Один из помощников основной, а остальные – вспомогательные.

Практические действия. Дрессировщик сажает собаку у левой ноги и 3 раза выполняет с ней упражнение № 2 первого этапа дрессировки. При этом основной помощник бросает вперед не палочку, как это было раньше, а один из имеющихся у него предметов (вещь). На каждый бросок – новая вещь.

После выполнения данного подготовительного упражнения основной и двое вспомогательных помощников кладут на место выборки по одной своей вещи, раскладывая их на земле так же, как и палочки: на одной линии с интервалом в 300–330 мм друг от друга. Искомая вещь кладется второй или третьей (считая от собаки).

Дрессировщик, в очередной раз дав собаке обнюхать вещь основного помощника или его руку, подает животному команду «НЮХАЙ» и жестом направляет его к лежащим на земле предметам. Если собака безошибочно находит искомую вещь и, взяв ее в пасть, подносит к дрессировщику (а именно так, как правило, оно и происходит), последний поощряет ее командой «ХОРОШО» и поглаживанием. Если же собака все‑таки попытается взять вещь вспомогательного помощника, дрессировщик тут же подает ей команду «ФУ», а затем – «НЮХАЙ». Упражнение повторяется. При повторении все вещи, побывавшие в пасти собаки, с места выборки изымаются. На их место кладутся новые. При каждом повторении вещь основного помощника кладется на новое место.

Постепенно количество вещей вспомогательных помощников на месте выборки увеличивается до девяти. При этом каждый помощник кладет на землю только одну из своих вещей.

По мере того как при занятиях выборкой из 10 предметов в действиях собаки появится четкость и безотказность, а количество ошибок животного, как минимум в последних пяти занятиях, будет сведено к нулю, в систему занятий вносятся изменения. Теперь в каждом третьем занятии упражнение № 2 первого этапа дрессировки заменяется на простое трехразовое обнюхивание вещи или руки основного помощника. Делается это так. Дрессировщик берет помощника, как и прежде, за запястье правой руки и дает собаке обнюхать его ладонь или зажатую в его руке вещь. Затем он делает паузу в 35–40 секунд и вновь повторяет обнюхивание. Обнюхивание с указанной паузой повторяется трижды. После третьего обнюхивания собака сразу же посылается на выборку.

Добившись стабильных результатов в работе собаки на одном и том же месте, дрессировщик начинает планировать и проводить тренировки в самых различных участках местности, в том числе и с наличием на них отвлекающих раздражителей. Теперь собака пускается на выборку не только вдоль линии, на которой лежат вещи, но и поперек нее. Порядок раскладки вещей также периодически меняется. Вещи раскладываются то в линию, то беспорядочно в квадрате площадью 100х100 см.

Задачу можно считать решенной, если собака в любых приемлемых для работы условиях четко и безошибочно находит по запаху среди десяти положенных ей предметов искомую вещь основного помощника, аккуратно берет ее зубами и подносит к дрессировщику, в метре перед последним садится, удерживая вещь в пасти до команды «ДАЙ». При этом первоначальное знакомство собаки с искомым запахом осуществляется только путем обнюхивания ею руки или вещи основного помощника.

 

 

Для напоминания

Основные (ключевые) требования данной методики: 

• специальное приучение собаки к обнюхиванию предлагаемой дрессировщиком вещи;

• с первых же занятий работа с запахом помощника (отказ от работы с запахом хозяина);

• наличие в течение всего занятия только одного, несменного, основного помощника;

• 8–12‑разовое повторение каждого упражнения в каждом подходе;

• обязательная апортировка палочки (вещи) основного помощника в начале каждого занятия;

• наличие постоянного места для занятий;

• одноразовое использование палочек в занятиях;

• 3‑разовое обнюхивание руки (вещи) основного помощника, если в начале занятия упражнение «апортировка» не проводится.

 

 

Работа собаки по обнаружению взрывчатых (ВВ) и наркотических (НВ) веществ

(методика А. Сидельникова)

 

 

Введение

 

Большая часть существующей литературы по данной теме является оригинальными разработками специалистов‑кинологов, имеющих большой опыт практической работы. Однако данные разработки зачастую не содержат подробного описания программы дрессировки, количества занятий и системы ввода усложнений. Предлагаемая работа по возможности восполняет эти пробелы.

В данной брошюре рассматриваются только вопросы подготовки специальных собак, хотя, приступая к курсу дрессировки, необходимо учитывать особенности дальнейшего применения собак. Немаловажным является также вопрос технической и тактической подготовки дрессировщиков.

Настоящая методика основана на использовании интенсивного метода дрессировки. Он предполагает отработку приемов и навыков в жестком режиме и с большой нагрузкой. Чтобы предотвратить передрессировку, занятия организуются целенаправленно, по видам дрессировки. В различные дни недели, нагружая разные нервные центры, дрессировщик переключает собаку на разные виды деятельности.

Описанная методика основана на использовании «инстинкта добычи» – стремления собаки овладеть апортировочным предметом. Существуют иные методики, основанные на вкусопоощрительном методе или на развитии активно‑оборонительной реакции, но все они имеют определенные недостатки и применяются только для дрессировки отдельных собак, чей тип высшей нервной деятельности и преобладающая реакция поведения не позволяют использовать общепринятые методики.

Подготовка специальных собак – дело дорогостоящее и требующее серьезной организации. Большое количество помощников, дороговизна материальной базы, сложность учета наркотических и взрывчатых веществ, требования приближения условий дрессировки к условиям применения – все это предполагает вложение больших средств. Подготовленная собака для поиска наркотических веществ в США стоит 30 тысяч долларов.

Учитывая вышесказанное, в дрессировку по спецкурсу необходимо отбирать только собак, от которых можно ожидать максимальный результат. Излишняя экономия или спешка при комплектовании группы может привести к тому, что большая часть собак по окончании курса дрессировки окажется недостаточно подготовленной для практического применения. Иными словами, для получения отличного результата необходимо отбирать только лучших собак.

 

Выбор собаки для специальной подготовки

 

К дрессировке по специальной службе пригодны собаки многих пород, однако предпочтение следует отдавать немецкой овчарке. Спаниели, кокер‑спаниели, доберманы, шнауцеры, терьеры тоже могут успешно применяться для поиска и обнаружения НВ (ВВ). Но собаки этих пород имеют свои общие недостатки.

Спаниели и кокер‑спаниели обладают ограниченной работоспособностью в сложных погодных условиях, да и общая их работоспособность значительно уступает выносливости немецкой овчарки. У собак этих пород сложно выработать навык активного, заинтересованного поиска. Следует также учитывать, что терьеры, шнауцеры, доберманы в основном обладают легко возбудимой нервной системой и холерическим типом высшей нервной деятельности (ВНД), что затрудняет проведение сложной дифференцировки.

Современный стандарт немецкой овчарки предполагает наличие крепкой, уравновешенной нервной системы сангвинического типа ВНД, с достаточно подвижными процессами возбуждения и торможения. Собаки такого типа наиболее приспособлены для специальной службы, так как в них сочетаются активность в работе и выносливость.

Для дрессировки следует отбирать собак в возрасте 8–16 месяцев. Более молодые собаки обладают хорошей обучаемостью, но у них значительно снижена способность переносить длительные тренировочные нагрузки, какие предполагает интенсивная методика обучения.

На собак старше 16 месяцев меньший эффект оказывает подражательный метод дрессировки. Да и следует учитывать, что все первоначальное приучение собак к поиску и обнаружению источника запаха НВ (ВВ) проводится в форме игры, а как известно, на таких занятиях наиболее активно ведут себя молодые собаки. Кроме того, в возрасте более 16 месяцев агрессия собак начинает быстро возрастать. Чрезмерно злобных собак нельзя допускать к дрессировке по спецкурсу, так как агрессивное поведение затрудняет выполнение многих упражнений с помощником, где основное внимание собаки должно быть направлено на апортировочный предмет в руках человека, на объекты досмотра.

Одна из собак, готовившаяся по описанной методике, в течение двух недель занятий после того, как помощник прятал предмет, бросалась на помощника и лишь после жесткого воздействия дрессировщика переключалась на объект досмотра. Такое поведение устранимо, но процесс переучивания занимает длительное время, которое может быть использовано для отработки различных усложнений. Особенное место занимает вопрос выбора пола собаки. При массовой подготовке инструкторов более высокий процент хорошо работающих собак – среди сук. Отношение количества отлично работающих сук к количеству работающих на таком же уровне кобелей обычно составляет 3:1 и выше. Суки имеют только один недостаток – течку, когда их практически невозможно использовать на службе. Но, в противоположность вышесказанному, замечено, что иногда встречаются «гениальные» собаки, которые при любых методиках, при любых инструкторах работают активно, четко и в любых условиях. Практически всегда такими собаками оказываются кобели.

 

Теоретические основы

 

Навык поиска и обнаружения источника запаха НВ (ВВ) необходим для проверки транспортных средств, грузов, багажа и ручной клади, обыска местности и помещений с целью выявления наличия провозимых контрабандой НВ (ВВ) в условиях автомобильных и железнодорожных пунктов пропусков, аэропортов, портов и вокзалов.

Условные раздражители:

• основные: команда «ИЩИ», жест‑показ рукой в сторону объекта досмотра;

• дополнительные: команды «АПОРТ», «НЮХАЙ», «ДАЙ», «ГОЛОС», «ЛЕЖАТЬ», «ХОРОШО», а также: вид объектов досмотра, запах искомого вещества.

Безусловные раздражители:

• апортировочный предмет, лакомство, поглаживание.

 

Навык вырабатывается на базе инстинкта добычи – стремления собаки овладеть предметом, унести и спрятать его.

Инстинкт добычи – один из важнейших инстинктов в жизни собаки. Он проявляется со щенячьего возраста до старости животного. Объектом такого поведения собаки становится не только пища, но и все, что можно взять в зубы. На базе этого безусловного рефлекса вырабатываются многие навыки служебной и спортивной дрессировки, причем выработанное поведение отличается высокой активностью и желанием животного работать.

Наличие ярко выраженного инстинкта добычи является основным условием отбора собаки для подготовки к поиску и обнаружению НВ (ВВ). Собака должна активно искать и хватать апортировочный предмет, бороться за него. Выработка торможения здесь абсолютно недопустима. «Классическая» апортировка, с выдержкой у ноги дрессировщика перед пуском за брошенным предметом, с запретом грызть и играть с апортировочным предметом, с выдержкой перед дрессировщиком и с четкой отдачей предмета, вредна. Собака должна срываться сама, только увидев полет предмета, должна играть с ним, стремиться овладеть им и унести его, активно сопротивляться попыткам кого бы то ни было отобрать любимую вещь. Только собак, проявляющих описанное поведение, необходимо отбирать в дрессировку по специальному курсу.

Важное значение в любой дрессировке имеют четкие и уверенные действия дрессировщика. Поэтому перед вводом каждого усложнения нужно отработать все действия инструктора без собак до автоматизма. Этот момент является наиболее важным, так как эффект любой, самой прогрессивной современной методики легко сводится на нет неправильным применением раздражителей.

Очень важна запаховая дисциплина на занятиях. Необходимо постоянно анализировать, на какой комплекс запахов срабатывает собака. Если при анализе возникает подозрение, что собака ориентируется не на искомый запах, а на комплекс – запах НВ (ВВ) + посторонний запах (запах помощника, ткани и т. д.), – сразу проводится работа на дифференцировочной установке, где создаются условия, в которых собаке придется ориентироваться только на запах НВ (ВВ).

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.