Следовая работа. Боевое и спортивное обучение — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Следовая работа. Боевое и спортивное обучение

2023-01-16 67
Следовая работа. Боевое и спортивное обучение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Д. Фатин)

 

В предыдущих главах вы имели возможность ознакомиться с различными подходами к решению вопросов, связанных с дрессировкой собак. Дрессировка – это прежде всего обучение. В зависимости от конкретных задач, которые ставятся перед проводником и собакой, подбирается соответствующая подготовка. Я специально не стал в книге приводить методики спортивной кусачки, она нам абсолютно не подходит, поскольку полностью основывается на охотничьем инстинкте.

И напротив, следовая работа в спорте представляет определенный интерес как вспомогательный элемент в боевой подготовке розыскной собаки. Опять же надо ясно и четко представлять, для каких именно целей вы хотите подготовить собаку. Если стоит задача, как например, в Пограничных войсках, быстро настигнуть нарушителя, чтобы его обезвредить, тогда «ипошные», спортивные методики здесь не подходят. Если же это милицейская собака и необходимо на восьмичасовом трупе определить направление ухода преступника, тогда Ритци здесь будет вполне уместен.

Ведь посудите сами: ни одна охотничья собака не настигнет свою добычу, если будет идти по следу, как в спортивных испытаниях. Простой вам пример из практики. Мои собаки обучены находить членов семьи в лесу или в поле. Причем я прошу сына перед тем, как он спрячется, обязательно идти по коровьей (звериной) тропе и подошвы кроссовок вымазать в навозе. Скажите на милость, о каком нижнем чутье может идти речь при такой вводной? Для усложнения поиска сыну надо пройти по мелководной речушке несколько сот метров, а затем, выходя то на один, то на другой берег, путать следы, после этого побродить по лесу и залезть на дерево. Меня не интересует, каким чутьем собаки его найдут. Мне необходимо, чтобы задача по поиску была выполнена. Так вот, армейские собаки способны решать такие задачи, спортивные – нет. Но если конвойного пса пустить на соответствующие испытания по системе IPO, то он таких «чудес» там наворотит, что вовек не разгрести.

Прекрасные слова сказал В. М. Севодняев: «Если собака будет сидеть в вещевом мешке у проводника и лапами ему показывать, куда побежал злоумышленник, то меня, как начальника кинологической службы Внутренних войск МВД России, будут устраивать такие розыскные собаки!» Все правильно, важен результат!

Внимательно ознакомившись с разнообразными методиками, вы поймете, чем они так разительно отличаются.

Материалы по боевой подготовке собак почерпнуты из источников, закрытых для массового читателя. В этих главах вы узнаете, как обучали и обучают розыскной и досмотровой работе собак во Внутренних войсках МВД СССР, Пограничных войсках КГБ СССР, ВВ МВД РФ, ПВ ФСБ РФ.

 

Следовая работа

(методика Д. Фатина)

 

От воспитателя собаки следовая работа требует прилежания. Результат качества работы собаки по следу свидетельствует о том, насколько последовательно, прилежно и требовательно работал воспитатель/проводник со своей собакой.

Существует много методик постановки собаки на след, и любая из них чего‑нибудь да стоит, если с ее помощью можно достичь желаемого результата.

Занятия для собаки должны быть построены в интересном для нее ключе, чтобы она с воодушевлением шла на работу по следу, в полном объеме использовала весь имеющийся у нее инстинктивный потенциал обоняния и поисковой реакции.

Факторы, этому способствующие:

• стимулирование кормом;

• использование инстинкта добычи;

• принуждение. Его нужно применять к собакам, у которых не выражены или очень слабо выражены инстинкты. К принуждению следует прибегать как к крайней мере.

 

Вам необходимо найти тот путь, который приведет к успеху.

Работать с собакой начинаем со щенячьего возраста. Длина следа – примерно 20 м. Главная наша задача – добиться, чтобы собака интенсивно, с желанием нюхала след.

Чтобы заинтересовать собаку, вначале следует закладывать в след достаточно много корма. Затем количество корма уменьшается, конфигурация следа усложняется, а его длина увеличивается.

Итак, работаем по принципу от простого – к сложному:

1. Длина следа 20 м, малая давность, большая закладка корма.

2. Удлиняем след, делаем плавные повороты, закладываем меньше корма, увеличиваем давность следа.

3. Работаем в любую погоду и любое время суток.

4. Изучаем поведение собаки и приучаем ее работать самостоятельно.

 

На работу по следу влияют следующие факторы:

• длительность сезона (возможность заниматься с собакой работой по следу);

• почва (пашня – давность, состав, фракция; растительность – высота, кучность, разнотравье);

• возможные помехи на следу.

 

От чего зависит успех работы собаки по следу? От заинтересованности собаки к поиску (выраженность поисковой реакции) и от силы инстинкта – потенциала собаки.

Как можно развить потенциал собаки, ее инстинкты?

Это можно сделать с помощью трех составляющих:

• корма. Корм для голодной собаки является очень сильным раздражителем;

• добычи. Собака определяет на следу предметы, к которым стремится, чтобы получить поощрение за правильную работу от своего проводника и, следовательно, приятные ощущения;

• принуждение. Собаку надо корректировать и заставлять работать правильно.

 

Какие характерные ошибки встречаются при обучении собаки работать по следу?

Прежде всего, необходимо своевременно пресекать попытки собаки работать по следу быстро. Быстрая работа по следу чаще всего является результатом затянутых тренировок с применением корма и неправильной постановки собаки на след.

Первоначальная длина следа не должна превышать 20 м. Длина следа, как и его давность, должна увеличиваться постепенно, по мере усвоения собакой материала. Работать с собакой надо спокойно.

Итак, мы поставили собаку на след, развив ее инстинкты – потенциал собаки для работы по запаховому следу. Когда собака достигла минимум 10‑месячного возраста, мы приступаем к работе по нахождению предметов на следу. К этому моменту собака должно хорошо выполнять команду «ЛЕЖАТЬ», у нее должно быть сформировано социальное поведение. Проводник должен стимулировать работу собаки с помощью инстинкта добычи (апорта). Каждая собака может работать по следу с помощью носа, ведь она познает мир посредством запахов, так как сама является частью природы.

Постановка собаки на след состоит из двух этапов:

1‑й этап – прокладка следа по прямой короткой линии;

2‑й этап – прокладка следа по длинной прямой линии. Далее след прокладывается по диагонали, углами.

 

Когда можно применять принуждение?

Следовая работа требует прилежания, – в первую очередь, от проводника. У проводника с собакой должен быть контакт при помощи поводка. Проводник должен знать поведение своей собаки, это очень важно, особенно при работе собаки по следу.

Настрой собаки на работу по следу начинается с того момента, когда проводник ведет ее к начальной точке следа, и именно тогда возникает контакт между проводником и собакой. В этот момент надо только слегка придерживать собаку на поводке, чтобы у нее не пропало желание работать.

Обычно серьезные проблемы начинаются после первого угла – собака проходит угол и продолжает движение по прямой. В этом случае надо предоставить собаке возможность самой стать на след, давая ей отойти от угла не более чем на 1 м.

Если собака при работе по следу проходит угол не более чем на корпус (~1 м) и самостоятельно ищет след (кружит на углу), нужно дать ей возможность самостоятельно встать на след. Если же собака на след самостоятельно не становится, а, пройдя угол, хочет двигаться дальше, проводник должен пресечь эту попытку и направить собаку на первичный след, воздействуя на нее с помощью поводка и парфорса. Как только собака возобновит работу по первичному следу, проводник должен поощрить ее голосом.

Иногда при работе собаки по следу, если возникают проблемы, проводник инстинктивно старается приблизиться к собаке на 1–2 м, а порой и ближе. Стремясь воздействовать на нее, он слепо идет за собакой. Собака запоминает это и в дальнейшем будет стремиться как можно дальше уходить от угла, чтобы не испытывать дискомфорта от воздействия со стороны проводника. В этом случае мы рискуем тем, что собака так и не сможет самостоятельно работать по следу.

К принуждению также необходимо прибегать, если собака постоянно отклоняется от первичного следа.

След надо прокладывать по направлению ветра, по мере того как работа собаки будет стабилизироваться, необходимо вводить усложнения – половину следа прокладывать против ветра и при боковом ветре.

Работали ли раньше собаки по следу лучше, чем сейчас? На этот вопрос я не могу ответить однозначно. Одно могу сказать точно: улучшились методики обучения собак, в том числе, и по постановке собаки на след. Соответственно, увеличилась конкуренция, и, как следствие, усилились требования к работе собак на испытаниях и соревнованиях. Требования возросли не только к работе по следу, но и по послушанию и по защите. Если раньше собака определенного уровня безоговорочно получала оценку «отлично», то сейчас за такую же работу она может получить только «очень хорошо».

 

Один спортсмен приобрел собаку, которая при выходе на пашню для работы по следу впадала в состояние ступора и отказывалась от работы. Скорее всего, у прежнего владельца собака испытала большой стресс при работе по следу на пашне, и поэтому с новым владельцем она отказывается от работы. Что в таком случае надо делать новому владельцу собаки, как вывести ее из стресса, как проводить с ней тренинг? Это очень сложный вопрос, и далеко не каждому по плечу его решить. В таких случаях надо продумать переходную модель для восстановления прежней рабочей кондиции собаки.

Дрессировщики оставили эту собаку на пахотном поле, но в отпечатки следа положили корм на всем протяжении прямой следа. Сделали это осознанно, хотя и знали, что корм на следу используется в работе с молодой собакой для развития инстинктов и приобретения навыков работы по следу, а дальше, с более взрослой собакой, корм необходим как поощрение и стимулирование работы собаки. Для расторможения собаки пошли от простого к сложному, вернулись далеко назад, чтобы на пройденном уже некогда собакой пути направить ее в несколько другое русло.

Для возобновления работы собаки применили и другой, не менее эффективный метод. Это молоко, которое брали с собой в небольшой емкости. Несколько капель молока капали на начальном участке следа и еще чуть‑чуть – на других участках следа. Какой эффект получается при использовании молока? Запах молока у собаки возбуждает аппетит (собаку перед работой по следу не кормят), а это заставляет собаку действовать – искать с помощью обоняния, работать по следу. Эта методика «подсказки» помогла данной собаке снять стресс и восстановить рабочую кондицию. В таких случаях нужно еще прилежание, терпение, спокойствие и время.

Если через использование различных переходных моделей работы с вашей собакой по следу вы найдете какой‑то свой путь к ее инстинктивным задаткам, он и должен стать основным при работе с ней.

Темперамент и заинтересованность собаки способствуют постановке ее на след и дальнейшей работе. Если появляются проблемы – собака начинает работать по следу в большем темпе, – надо отказаться от корма. Вообще работу собаки по следу нельзя слишком долго мотивировать кормом.

Корм применяется только на первоначальном этапе подготовки. Обычно этот метод (мотивация кормом) применяют к тем собакам, которых хотят как можно быстрее подготовить к сдаче испытаний для допуска к племенному разведению (получить керунг). Если же стоит цель подготовить собаку к участию в серьезных соревнованиях, тогда будет недостаточно применения на следу только корма. Необходимо прибегать к другим методикам.

 

В своей группе с собаками, которые имеют навык следовой работы, мы работаем при помощи обнаружения предметов на следу: в проложенный след закладывается 10–15 предметов. Делается это следующим образом:

1. Прокладывается след длиной 20–30 м, и через каждые 1–2 м следа кладется предмет.

2. Мотивируется собака на поиск предметов – именно нюхать след (почву) для того, чтобы найти эти предметы. Это является для собаки высшей целью.

3. Учитывая заинтересованность собаки в поиске предметов, корректируем ее поведение, при обнаружении предмета она укладывается.

 

Первоначально предметы укладываются прямо на следу. Они должна быть видимыми для проводника, чтобы можно было своевременно воздействовать на собаку.

Нахождение предмета для собаки является снятием стресса (уходом от стресса). За каждый найденный предмет собаку следует поощрять. И в дальнейшем, прокладывая след, предметы надо раскладывать не только строго на следу. Ведь прокладчик следа может положить предметы не строго на следу (не ровно), а ваша собака к этому будет не готова. Надо готовить ее к сложностям.

Обнаружив предмет и выполнив установку проводника – обозначить его лежа, собака получает поощрение голосом с мягкой интонацией и поглаживанием. Появляется чувство комфорта и блаженства. Поэтому собака будет снова стремиться найти предмет, чтобы опять оказаться в таком приятном для нее состоянии. Постепенно она усваивает, что каждый обнаруженный ею предмет на следу будет отмечен поощрением и уходом от стресса, который она испытывает, работая по следу. Ценность этого метода заключается в том, что собака, чтобы найти предметы, приучается нюхать след. При работе по следу с одновременной закладкой корма и предметов каждый предмет, найденный собакой, снимет с нее стресс. Собака будет стремиться нюхать след, чтобы найти все предметы – от первого до последнего.

С собаками, у которых имеется выраженная поисковая реакция, хороший контакт с проводником и крепкая нервная система, можно сразу начинать работать по следу только с помощью предметов, без закладки корма.

В этом случае будут свои преимущества:

1. Собака сразу же учится нюхать след.

2. Учится обнаруживать и обозначать предметы.

3. Работает в спокойном, ровном темпе.

 

Когда собака научилась хорошо работать на следу длиной 20–30 м, можно вводить усложнения: удлинять след, изменять конфигурацию следа, на разном расстоянии друг от друга закладывать на следу предметы, класть их на самом видном месте. Собака приучается к тому, что следующий предмет она обнаружит, только найдя предыдущий. Если собака не хочет искать предмет, нюхать след «низким» чутьем, проводник должен заставить ее делать это с помощью поводка.

Врожденные, инстинктивные задатки собаки мы можем и должны развивать и по‑другому. Например, прокладывать след по кругу, делая на следу закладку корма или предметов. Главное, чтобы это способствовало развитию инстинктов у собаки.

Еще важный момент. Работу с предметами на следу начинают, когда собака достигла 10‑месячного возраста, не раньше. Это делается с одной целью – избежать при работе по следу обучения команде «ЛЕЖАТЬ».

 

Учебные следы

 

Прокладывая «учебные» следы, мы должны создать собаке определенные трудности, чтобы она с ними справилась. Конфигурация следа и количество предметов – вот те задачи, которые мы ставим перед животным. Делать нужно так, чтобы собака могла отработать проблемные элементы. И непременно надо поощрять собаку за правильную работу.

Очень часто проводники при обучении и тренировках, прокладывая след своим собакам, сами создают будущие проблемы.

Во‑первых, обозначая начальную точку, вытаптывают ее, будто это взлетно‑посадочная полоса, а сам след прокладывают, как траншею. Этим они не способствуют хорошей работе собаки. При прокладке следа нужно лишь слегка вдавливать ступни, а не «пахать» поле ногами, как землеройная машина. Собака должна учиться работать по следу (отпечатку) с помощью носа, а не глаз. Поэтому, особенно для взрослых собак, след нужно прокладывать обычным шагом и вводить усложнения: например, прерывание следа. Проводник прыгает вперед или делает очень широкий шаг, прерывая тем самым цепочку стандартных следов. Может получиться ситуация: собака доходит до того места, где след прерывается, начинает волноваться, кружиться. В этот момент очень важно дать ей самой найти продолжение следа и снова начать работать. Для этого через 2–3 м после прерванного следа закладывается предмет, который будет для собаки, с одной стороны, подкреплением правильной ее работы по следу, а с другой стороны, снятием стресса, в котором она находится, работая по следу. После того как собака обнаружит этот предмет, нужно ее поощрить – дать корм. Нельзя, чтобы она видела, как проводник достает корм из кармана, она будет отвлекаться. Лакомство, предварительно нарезанное кусочками, лучше всего дать (выплюнуть) изо рта, куда его следует положить заранее.

Обычно мы ставим собаку на след на траве, но можно ставить и на пашне. В этом случае для контроля должен быть виден отпечаток следа. При переходе с луга на пашню может случиться, что собака будет отказываться от работы. Тогда необходимо найти промежуточную фазу работы. В ней для работы собаки по следу (с луга на пашню) необходимо использовать корм. Для облегчения работы собаки в конце луга (пашни) на следу оставляем корм, таким образом, стимулируем собаку к поиску следа. Корма не должно быть много, и не надо закладывать его слишком часто. Для молодой собаки корма должно быть больше, для взрослой собаки – меньше. Иногда в таких случаях можно применять корм с каплями молока, запах которого привлекает собаку. Вместо молока может быть кровь животных или бульон.

При проработке контрольных следов, видимых для проводника, важно знать, где проходит след, углы и предметы. Собака может быть экипирована двумя поводками, одним поводком корректируется темп, а вторым – своевременность укладки и повороты на углах. В этом случае проводник полностью контролирует ситуацию и может своевременно осуществлять подкрепление и корректировать работу собаки.

Если собака мотивирована на мяч, то, ставя ее на след методом работы на предметы, время от времени, как подкрепление, можно давать ей мяч.

 

Работа по следу на пашне

 

Проводник работает с собакой на коротком поводке, корректируя с его помощью работу: темп, укладку, направление движения. Работая по следу, собака может ошибиться – потерять след. Что делает в этом случае проводник? Чаще всего он пальцем показывает собаке – вот здесь находится точка, где она потеряла след. Собака очень быстро это усваивает и при потере следа приучается работать за счет подсказки проводника, зачем ей напрягаться? От такой практики (подсказки собаке) следует категорически отказаться. Надо подвергнуть собаку стрессу – рывком поводка заставить ее искать потерянный след. Обычно при этом твердым голосом подается команда «ИЩИ СЛЕД», подкрепляемая механическим воздействием через поводок и ошейник. Она старается избежать стресса и приучается искать след самостоятельно.

Еще одна проблема, которая встречается при работе собаки по следу. Некоторые собаки, потеряв след, не ищут его, а только имитируют поиск – движутся в сторону, не делая никаких попыток найти потерянный след. Или совсем уходят со следа, особенно на углах. Это происходит из‑за того, что собаке не привито чувство самостоятельной работы по следу, она не научилась преодолевать трудности. Очень важно, чтобы собака могла самостоятельно справляться с проблемами, возникающими при работе. Собака должна уметь самостоятельно найти след.

И еще. Проводник обязательно должен дать собаке время, чтобы она без посторонней помощи отыскала потерянный след. В этом случае проводнику необходимо учитывать направление и силу ветра, почву, рельеф местности и другие факторы. При потере собакой следа проводник должен с пониманием воспринимать тот факт, что след оказался сложный и что собаке нужно какое‑то время, чтобы справиться с задачей – отыскать потерянную запаховую точку. И здесь очень важно, чтобы собака искала след «нижним чутьем», с большой концентрацией. Если же собака ищет след без должного внимания, поднимает голову или вообще возвращается к своему проводнику, то он должен самым решительным образом воздействовать на собаку.

 

Работа собаки против ветра

 

Для работы собаки по следу большое значение имеет направление ветра. Прокладывая след для молодых собак, следует помнить, что они не должны работать по следу против ветра. Причина этого кроется в следующем: когда работают с молодой собакой, на следу закладывают много корма и предметов, встречный ветер доносит до собаки их запахи. Собаке нет необходимости искать след и предметы – их запах доносит ветер. Она чует запах предмета за 2–3 м до того, как подошла к нему, и поэтому преждевременно их обозначает. Это штрафные баллы. Кроме этого, собака, чувствуя запах, начинает нервничать и, как следствие, мечется по следу из стороны в сторону. Она также начинает поднимать голову и старается как можно быстрее добежать до предметов. В этом случае собака будет привыкать искать след с высоко поднятой головой.

Неправильное направление ветра – очень серьезное препятствие в тренинге собаки. Работа собаки против ветра вводится как усложнение, когда собака уже наработала определенный опыт и у нее хорошо сформировался навык работы по следу. В этом случае необходимо начать комбинировать: 1–2 прямые линии следа проложить по ветру, одну – против ветра. Необходимо прокладывать след и с боковым ветром. Но ни в коем случае при проработке одного «учебного» следа нельзя все это делать одновременно.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.