Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2023-01-16 | 23 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема 1
Методологические основы менеджмента (4 час.)
Предмет изучения науки менеджмента
Менеджмент — это профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.
Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Производственная деятельность должна изменяться таким образом, чтобы она могла удовлетворять индивидуальные потребности, обеспечивать заинтересованность работников в наивысших конечных результатах с одновременным регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием достижений научно-технического прогресса.
Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.
Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой — самоуправления группы. Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента — особого вида экономической деятельности.
|
Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных и целенаправленно их использует. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня.
Руководитель высшего звена управляет производством не непосредственно, а через аппарат управления, нередко очень сложный и многозвенный, поэтому, прежде чем ответить на вопросы о том, как руководитель должен организовать свой труд, необходимо определить его функции, изучить его деятельность по формированию и организации работы аппарата управления.
Ключевые понятия теории управления. Объект и субъект управления
Управление представляет собой воздействие. Но не всякое воздействие — управление. Управление — это движение к поставленной цели. Целенаправленность — это то, что отличает управление, это его сущность.
Управление — это организация такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое состояние.
Объект управления (ОУ) — часть окружающей среды, на которую оказывают управляющее воздействие.
Субъект управления (СУ) — часть окружающей среды, которая оказывает управляющее воздействие. СУ является источником целей, реализуемых управлением.
При полном удовлетворении потребностей субъекта управления управление не требуется.
Система управления — это все необходимые алгоритмы обработки информации и средства их реализации, объединенные для достижения поставленной цели.
Факторы системы управления:
— цель управления;
— СУ и ОУ;
— информация;
— воздействие на ОУ;
— алгоритм управления.
Различают три вида управления:
— в живой природе;
— в неживой природе;
|
— в человеческом обществе.
Функции управления
Функция управления — ориентированность управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Функции управления выражают содержание управленческого воздействия — сущность управленческих отношений. Функция управления подвержена логическому алгоритму, строгой последовательности регламентированных действий.
Особенности функций управления:
1. Выделение в управлении отдельных функций — объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления.
2. Естественнонаучной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда в целом и в сфере управленческой деятельности в частности.
3. Движущей силой изменения функций управления является необходимость повышения эффективности управленческого труда и управляемой системы.
4. Функции управления обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.
5. Организация управления и разделение управленческого труда, выбор и улучшение организационной структуры управления, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. происходит с учетом состава и содержания функций управления.
6. Любая функция управления реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.
Общие функции управления
Разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления. Так, А.Файоль выделил: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль.
К основным «отечественным» функциям относят: целеполагание, организацию, регулирование, активизацию, контроль.
Другие авторы выделяют три группы функций менеджмента: общие функции (формирование целей, планирование, организация и контроль); социально-психологические — связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе (делегирование и мотивация); технологические функции — виды деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера (принятие решений, коммуникация).
Наиболее популярной классификацией считается классификация, данная М.Месконом. Автор считает, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений, а руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность.
|
Общие функции управления являются обязательными для любой организационной системы, но выделяют еще и конкретные (специальные) функции управления. К ним относят: функции управления ресурсами (управление запасами, персоналом, финансами); функции управления процессами (управление производством, сбытом, маркетингом, материально-техническим снабжением); функции управления результатами (управление производительностью, качеством, затратами).
Планирование — управленческая деятельность, которая совмещает в себе функции принятия решений, целеполагания, прогнозирования (включая анализ).
Планирование (в узком смысле) — процесс по разработке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование на микроуровне (в рамках конкретной организации) включает совокупность бизнес-планов, краткосрочных программ, которые должны содержать предполагаемые плановые показатели и необходимые меры для их достижения.
Планирование на макроуровне — это основная форма государственного регулирования объектов управления.
Цикл планирования развития объекта управления состоит из следующих звеньев: 1) анализ внешней среды; 2) определение сильных и слабых сторон развития; 3) использование имеющихся преимуществ; 4) разработка плана достижения цели; 5)корректировка целей и отклонений; 6) определение целей.
Организация. Эта функция направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Организация — управленческая деятельность, направленная на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой как распределение функций исполнения управленческих решений, так и функций управления. Организация позволяет обеспечить основу целесообразного построения определенного органа управления, нахождения компетенции его структурных подразделений.
|
Задачи организации: 1. Обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальными, информационными, человеческими). 2. Утверждение определенных параметров, режимов работы подразделений организации, отношений между ними. 3. Формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.
Основные этапы функции организации: 1. Создание организационной структуры. На этом этапе осуществляется деление организации на блоки в соответствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений. 2. Установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с нижестоящими уровнями управления и персоналом организации и обеспечивают возможность распределения и координации задач.
Принципы, которые необходимо учитывать в процессе выполнения функции организации: 1) единство цели; 2) неразрывная связь с целями предприятия, определяемыми в ходе планирования; 3) поручение различных задач работникам и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения; 4) координация различных видов деятельности.
Мотивация (стимулирование) — управленческая деятельность, процесс побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздействия стимулов, мотивов и от ожидаемых результатов.
Возможности мотивации: позволяет раскрыть потенциальные возможности персонала управления и увеличить степень их использования.
Основные принципы мотивации: 1. Установление целей и задач. 2. Гласность и наличие обратной связи. 3. Взаимоувязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки. 4. Единство моральных и материальных методов стимулирования. 5. Создание благоприятных условий для эффективной работы. 6. Использование преимущественно положительных стимулов. 7. Учет личных качеств работника.
Контроль — управленческая деятельность, направленная на выявление, исправление и предупреждение отклонений достигнутых результатов от намеченных установок, параметров, целей.
Возможности контроля: позволяет осуществлять исправляющие воздействия на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели.
Объектами контроля являются предприятия и организации. Субъектами контроля могут быть руководители организаций, отделы технического контроля, государственные органы.
Предмет контроля — это процессы, проходящие в организации или ее элементы.
Инструменты выполнения функции контроля — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.
Этапы функции контроля: 1. Выработка стандартов. 2. Сопоставление со стандартами реальных результатов. 3. Принятие необходимых корректирующих действий.
|
Школы управленческой мысли
В первой половине 20 века получили развитие четыре школы управленческой мысли. Каждая из этих школ внесла что-то новое в теорию управления. В рамках современных организаций до сих пор используются приемы и концепции этих школ.
Научное управление (1885-1920 г.г.).
Представители школы: У.Тейлор, чета Гилбертов, Генри Гант.
Позиция школы: используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения.
Методология научного управления включает три этапа:
1. Анализ содержания и компонентов работ.
2. Устранение лишних операций.
3. Стимулирование труда.
Классическая или административная школа управления (1920-1950 г.г.).
Представители: Анри Файоль, Линдал Урвик, Джеймс Д.Муни.
В отличие от научного управления представители школы искали эффективные методы управления не просто производством, а всей организацией в целом. Целью классической школы было разработать универсальные принципы управления. Принципы затрагивали два аспекта:
— разработка рациональной системы управления организацией;
— построение структуры организации и управления работниками на основе выделения основных функций.
Главный вклад А.Файоля: впервые рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
Школа поведенческих отношений (1930-1950 г.г.).
Поведенческие науки (1950-наст. время).
Толчком к появлению этих школ послужило развитие таких наук, как психология и социология.
Представители школы поведенческих отношений (Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу) считали, что взаимоотношения людей оказывают огромное влияние на процесс управления. Маслоу раскрыл причину этого: мотивами поступков людей являются не экономические силы, а реальные потребности людей.
Представители поведенческих наук (Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг) изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства и др.
Наука управления или количественный подход (1950-наст. вр.).
Использовали достижения точных наук для формализации процесса управления, в особенности процесса принятия решений. Количественные методы — исследование операций.
Процессный подхо д
Сущность концепции: управление — это серия взаимосвязанных процессов. Действие, каждое из которых само представляет процесс, — это функции управления.
Системный подход
Системный подход появился вследствие появления и распространения теории систем, которая рассматривает все объекты как системы.
Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое.
Различают два вида систем: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие, фиксированные границы, и она относительно независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой, не является самообеспечивающейся системой, имеет способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.
Все организации являются организациями открытого типа, построенными по типу:
ВХОД Þ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ Þ ВЫХОД
Вклад системного подхода. Прежние подходы отрывали СУ и ОУ от внешней среды, не рассматривали среду как важнейший элемент эффективного управления.
Каждая школа пыталась сосредоточить свое внимание на какой-то одной подсистеме, из которых состоит система управления организацией. Они не могли целостно взглянуть на всю систему. Это смог сделать лишь системный подход.
Ситуационный подход
Сущность ситуационного подхода: пытался увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями, для того чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Центральный момент ситуационного подхода — конкретная ситуация.
Ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретный момент времени.
Ситтуационный подход не отрицает ранее существующие подходы, а грамотно использует их.
Методология ситуационного подхода:
Необходимо уметь пользоваться разработками прежних подходов.
Надо уметь предвидеть вероятные последствия от применения тех или иных методик и концепций.
Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию: выделить важнейшие факторы, предвидеть их изменения.
Необходимо увязать выбранные конкретные методы с конкретной ситуацией.
Условия применимости. Успех или неудача ситуационного подхода зависит от того, насколько правильно определены переменные ситуации и оценено их влияние на изменение ситуации.
Значение. Определены основные внутренние и внешние переменные организации. Дана возможность приложения науки к конкретным ситуациям.
Тема 1
Методологические основы менеджмента (4 час.)
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!