Методологические основы менеджмента (4 час.) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методологические основы менеджмента (4 час.)

2023-01-16 23
Методологические основы менеджмента (4 час.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1

Методологические основы менеджмента (4 час.)

Предмет изучения науки менеджмента

Менеджмент — это профессионально осуществляемое управление предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйствен­ной деятельности, направленное на получение прибыли путем рациональ­ного использования ресурсов.

Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается само­стоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышле­ние, готовность к разумному риску.

Производственная деятельность должна изменяться таким обра­зом, чтобы она могла удовлетворять индивидуальные потребности, обеспечивать заинтересованность работников в наивысших конечных результатах с одновременным регулированием товарно-денежных от­ношений, широким использованием достижений научно-техническо­го прогресса.

Особенностью современного менеджмента является его направлен­ность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ре­сурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современ­ный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, кон­вертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимо­связи, с одной стороны, единоначалия, а с другой — самоуправления группы. Все административные, организационные и исполнительские функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего зве­на или делегироваться нижним ступеням управленческой иерархии, функциональным службам, вспомогательным подразделениям. Управ­ление совместной деятельностью людей и составляет сущность ме­неджмента — особого вида экономической деятельности.

Руководитель достигает цели совместной деятельности благода­ря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных и целенаправленно их исполь­зует. Это и является задачей руководителя любого управленческого уровня.

Руководитель высшего звена управляет производством не непос­редственно, а через аппарат управления, нередко очень сложный и многозвенный, поэтому, прежде чем ответить на вопросы о том, как руководитель должен организовать свой труд, необходимо определить его функции, изучить его деятельность по формированию и органи­зации работы аппарата управления.

Ключевые понятия теории управления. Объект и субъект управления

Управление представляет собой воздействие. Но не всякое воздействие — управление. Управление — это движение к поставленной цели. Целенаправленность — это то, что отличает управление, это его сущность.

Управление — это организация такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект переходит в требуемое состояние.

Объект управления (ОУ) — часть окружающей среды, на которую оказывают управляющее воздействие.

Субъект управления (СУ) — часть окружающей среды, которая оказывает управляющее воздействие. СУ является источником целей, реализуемых управлением.

При полном удовлетворении потребностей субъекта управления управление не требуется.

Система управления — это все необходимые алгоритмы обработки информации и средства их реализации, объединенные для достижения поставленной цели.

 

Факторы системы управления:

— цель управления;

— СУ и ОУ;

— информация;

— воздействие на ОУ;

— алгоритм управления.

 

Различают три вида управления:

— в живой природе;

— в неживой природе;

— в человеческом обществе.

 

 

Функции управления

Функция управления — ориентированность уп­равленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Функции управления выража­ют содержание управленческого воздействия — сущ­ность управленческих отношений. Функция управле­ния подвержена логическому алгоритму, строгой последовательности регламентированных действий.

Особенности функций управления:

1. Выделение в управлении отдельных функций — объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления.

2. Естественнонаучной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда в целом и в сфере управлен­ческой деятельности в частности.

3. Движущей силой изменения функций управления является необходимость повышения эффективности управленческого труда и управляемой системы.

4. Функции управления обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управле­ния) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.

5. Организация управления и разделение управ­ленческого труда, выбор и улучшение организацион­ной структуры управления, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. происходит с учетом состава и содержания функций управления.

6. Любая функция управления реализуется во взаи­мосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления.

Общие функции управления

Разные авторы выделяют свои перечни общих функ­ций управления. Так, А.Файоль выделил: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль.

К основным «отечественным» функциям относят: целеполагание, организацию, регулирование, акти­визацию, контроль.

Другие авторы выделяют три группы функций ме­неджмента: общие функции (формирование целей, планирование, организация и контроль); социально-психологические — связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе (делегиро­вание и мотивация); технологические функции — виды деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера (принятие решений, коммуникация).

Наиболее популярной классификацией считается классификация, данная М.Месконом. Автор считает, что процесс управления состоит из функций планиро­вания, организации, мотивации и контроля. Эти функ­ции объединены связующими процессами коммуника­ции и принятия решений, а руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность.

Общие функции управления являются обязательны­ми для любой организационной системы, но выделя­ют еще и конкретные (специальные) функции управ­ления. К ним относят: функции управления ресурсами (управление запасами, персоналом, финансами); функции управления процессами (управление произ­водством, сбытом, маркетингом, материально-техни­ческим снабжением); функции управления результа­тами (управление производительностью, качеством, затратами).

Планирование — управленческая деятельность, ко­торая совмещает в себе функции принятия решений, целеполагания, прогнозирования (включая анализ).

Планирование (в узком смысле) — процесс по раз­работке системы мер, направленных на достижение определенных целей. Планирование на микроуровне (в рамках конкретной организации) включает совокуп­ность бизнес-планов, краткосрочных программ, кото­рые должны содержать предполагаемые плановые по­казатели и необходимые меры для их достижения.

Планирование на макроуровне — это основная форма государственного регулирования объектов уп­равления.

Цикл планирования развития объекта управления состоит из следующих звеньев: 1) анализ внешней среды; 2) определение сильных и слабых сторон раз­вития; 3) использование имеющихся преимуществ; 4) разработка плана достижения цели; 5)корректи­ровка целей и отклонений; 6) определение целей.

Организация. Эта функция направлена на созда­ние необходимых условий для достижения постав­ленных целей. Организация — управленческая де­ятельность, направленная на обеспечение упорядо­чения процесса управления в целом. Организация представляет собой как распределение функций ис­полнения управленческих решений, так и функций управления. Организация позволяет обеспечить ос­нову целесообразного построения определенного органа управления, нахождения компетенции его структурных подразделений.

Задачи организации: 1. Обеспечение деятельности организации ресурсами (финансовыми, материальны­ми, информационными, человеческими). 2. Утвержде­ние определенных параметров, режимов работы под­разделений организации, отношений между ними. 3. Формирование структуры организации с учетом раз­мера предприятия, его целей, технологии, персонала.

Основные этапы функции организации: 1. Созда­ние организационной структуры. На этом этапе осуще­ствляется деление организации на блоки в соответ­ствии с ее целями и стратегиями, определяются задачи и функции выделенных подразделений. 2. Установле­ние взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с нижестоящими уровнями управления и персоналом организации и обеспечивают воз­можность распределения и координации задач.

Принципы, которые необходимо учитывать в процес­се выполнения функции организации: 1) единство цели; 2) неразрывная связь с целями предприятия, оп­ределяемыми в ходе планирования; 3) поручение раз­личных задач работникам и объединение их в управля­емые рабочие группы или подразделения; 4) коорди­нация различных видов деятельности.

Мотивация (стимулирование) — управленческая деятельность, процесс побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздей­ствия стимулов, мотивов и от ожидаемых результатов.

Возможности мотивации: позволяет раскрыть по­тенциальные возможности персонала управления и увеличить степень их использования.

Основные принципы мотивации: 1. Установление целей и задач. 2. Гласность и наличие обратной связи. 3. Взаимо­увязка целей и вознаграждения, определение критери­ев оценки. 4. Единство моральных и материальных методов стимулирования. 5. Создание благоприятных условий для эффективной работы. 6. Исполь­зование преимущественно положительных стимулов. 7. Учет личных качеств работника.

Контроль — управленческая деятельность, направ­ленная на выявление, исправление и предупрежде­ние отклонений достигнутых результатов от намечен­ных установок, параметров, целей.

Возможности контроля: позволяет осуществлять исправляющие воздействия на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставлен­ной цели.

Объектами контроля являются предприятия и ор­ганизации. Субъектами контроля могут быть руково­дители организаций, отделы технического контроля, государственные органы.

Предмет контроля — это процессы, проходящие в организации или ее элементы.

Инструменты выполнения функции контроля — на­блюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Этапы функции контроля: 1. Выработка стандар­тов. 2. Сопоставление со стан­дартами реальных результатов. 3. Принятие необходи­мых корректирующих действий.

 

Школы управленческой мысли

В первой половине 20 века получили развитие четыре школы управленческой мысли. Каждая из этих школ внесла что-то новое в теорию управления. В рамках современных организаций до сих пор используются приемы и концепции этих школ.

Научное управление (1885-1920 г.г.).

Представители школы: У.Тейлор, чета Гилбертов, Генри Гант.

Позиция школы: используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения.

Методология научного управления включает три этапа:

1. Анализ содержания и компонентов работ.

2. Устранение лишних операций.

3. Стимулирование труда.

Классическая или административная школа управления (1920-1950 г.г.).

Представители: Анри Файоль, Линдал Урвик, Джеймс Д.Муни.

В отличие от научного управления представители школы искали эффективные методы управления не просто производством, а всей организацией в целом. Целью классической школы было разработать универсальные принципы управления. Принципы затрагивали два аспекта:

— разработка рациональной системы управления организацией;

— построение структуры организации и управления работниками на основе выделения основных функций.

Главный вклад А.Файоля: впервые рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Школа поведенческих отношений (1930-1950 г.г.).

Поведенческие науки (1950-наст. время).

Толчком к появлению этих школ послужило развитие таких наук, как психология и социология.

Представители школы поведенческих отношений (Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу) считали, что взаимоотношения людей оказывают огромное влияние на процесс управления. Маслоу раскрыл причину этого: мотивами поступков людей являются не экономические силы, а реальные потребности людей.

Представители поведенческих наук (Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг) изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства и др.

Наука управления или количественный подход (1950-наст. вр.).

Использовали достижения точных наук для формализации процесса управления, в особенности процесса принятия решений. Количественные методы — исследование операций.

Процессный подхо д

Сущность концепции: управление — это серия взаимосвязанных процессов. Действие, каждое из которых само представляет процесс, — это функции управления.

Системный подход

Системный подход появился вследствие появления и распространения теории систем, которая рассматривает все объекты как системы.

Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое.

Различают два вида систем: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие, фиксированные границы, и она относительно независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой, не является самообеспечивающейся системой, имеет способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Все организации являются организациями открытого типа, построенными по типу:

ВХОД Þ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ Þ ВЫХОД

Вклад системного подхода. Прежние подходы отрывали СУ и ОУ от внешней среды, не рассматривали среду как важнейший элемент эффективного управления.

Каждая школа пыталась сосредоточить свое внимание на какой-то одной подсистеме, из которых состоит система управления организацией. Они не могли целостно взглянуть на всю систему. Это смог сделать лишь системный подход.

Ситуационный подход

Сущность ситуационного подхода: пытался увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями, для того чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Центральный момент ситуационного подхода — конкретная ситуация.

Ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в конкретный момент времени.

Ситтуационный подход не отрицает ранее существующие подходы, а грамотно использует их.

Методология ситуационного подхода:

Необходимо уметь пользоваться разработками прежних подходов.

Надо уметь предвидеть вероятные последствия от применения тех или иных методик и концепций.

Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию: выделить важнейшие факторы, предвидеть их изменения.

Необходимо увязать выбранные конкретные методы с конкретной ситуацией.

Условия применимости. Успех или неудача ситуационного подхода зависит от того, насколько правильно определены переменные ситуации и оценено их влияние на изменение ситуации.

Значение. Определены основные внутренние и внешние переменные организации. Дана возможность приложения науки к конкретным ситуациям.

 

Тема 1

Методологические основы менеджмента (4 час.)


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.