Крымский этнографический музей г. Симферополь — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Крымский этнографический музей г. Симферополь

2023-01-01 37
Крымский этнографический музей г. Симферополь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

История музея уходит в далекий 1923 год, тогда в мае при Центральном музее Тавриды впервые в Крыму был создан этнографический отдел. Начало его экспозиции положили конфискованные после Октябрьской революции художественные ценности из дворцов Южного берега Крыма.

Здание, в котором размещается музей, является памятником архитектуры XIX века. Когда-то в нем находился приют графини Адлерберг, а с 1927 года здесь был размещен ряд отделов Центрального музея Тавриды, в том числе и этнографический.

В 20-е годы стали организовываться экспедиции для изучения культуры и быта национальных районов: славянских, татарских, греческих колхозов, крымчакских и еврейских промыслов, фольклора. За годы работы сотрудниками была накоплена коллекция, насчитывающая более 9000 экспонатов, дающих представление о 25 народах и этнических группах Крымского полуострова. Большую роль в комплектовании музейных фондов играли многочисленные этнографические экспедиции, в ходе которых было исследовано более 130 крымских сел, совершены поездки в Донецкую, Херсонскую области, республику Армения.

В залах этнографического музея представлены экспонаты, иллюстрирующие национальные особенности культуры и быта, обычаев и обрядов русских, украинцев, крымских татар, караимов, болгар, армян, немцев и других этносов, и этнических групп, проживающих на полуострове. В фондах хранятся книги культового значения, большое количество фотографий, характеризующих быт народов, проживавших в Крыму.

Стационарной экспозиции предшествует вводный зал "Этническая история Крыма в керамических фигурах А.В. Бородкина". Всего же в музее действует 17 стационарных выставок, имеются также и передвижные, которые демонстрируются в музеях Крыма на праздниках и фестивалях национально-культурных обществ, семинарах, конференциях, в школах и колледжах. В городах и районах Крыма проводятся циклы выставок «Крымские мотивы» и «Славянский узор».

С 1999 года в музее действует стационарная экспозиция "Мозаика культур Крыма", на которой представлено более 700 экспонатов. Эта выставка, разместившись в двух залах экспозиционной площадью 260 кв.м., знакомит с культурными традициями, праздниками, одеждой, бытом народов, населяющих наш полуостров: русских, украинцев, крымских татар, крымчаков, караимов, армян, белорусов, болгар, греков, евреев, немцев, французов, швейцарцев, цыган, мордвы, чехов и эстонцев. Представлены фрагменты интерьеров с мебелью, посудой и хозяйственной утварью. Посетители могут познакомиться с традиционной народной одеждой и ее элементами, разнообразной вышивкой, предметами рукоделия, документами, фотографиями, музыкальными инструментами, орудиями труда.

В экспозиции есть возможность получить представление и о народных праздниках. Показаны фрагменты обрядов — армянского свадебного "Смотрины"; греческого Рождества и Нового года; крымскотатарского наречения ребенка; чешского воскресного чаепития; французского "Дня Ландыша"; болгарских праздников "Баба Марта" и "Сурва"; белорусского обряда "Женитьба Камина"; русского обряда, связанного с рождением ребенка; украинского "Щедрый вечер"; еврейского праздника "Шабат". Около 80 % представленных экспонатов были подарены жителями Крыма.

В 2009 года открылась выставка "Крымский ларец", где экскурсанты могут посмотреть на ювелирные изделия народов Крыма.

И совсем свежая экспозиция — "Русский самовар. Традиции чаепития", созданная на основе закупленной у симферопольского коллекционера Ю.К. Наскрипняка коллекции самоваров и предметов чайной церемонии. Она включает в себя самовары наиболее известных фабрикантов Баташевых, Капырзина, Тейле, Шемариных, Ваныкиных, Аленчикова и Зимина, Шапошникова и т.д. Самовары имеют самые разнообразные формы: "банка", "рюмка", "шар", "ваза", "яйцо", "желудь", "дуля", "репка" и их разновидности. Объем их также различен от самых маленьких емкостью до 200 граммов до наиболее крупных вместимостью до 20 литров. Всего в коллекцию входит более 120 предметов, датированных серединой XIX — началом XX века.

Адрес: Симферополь, ул. Пушкина, 18

 

 

Этнографический музей украинцев под открытым небом "Родное село"

Можно тем, кто не был в Украине почувствовать её национальный колорит посетив этот этнографический музей в Крыму. Он посвящен украинской народной архитектуре и быту. Его основали в 2010 году энтузиасты Олег и Татьяна Потаповы. Именно им пришла в голову идея создать на крымском полуострове миниатюрную копию украинского села.

Хаты для своего музея семья Потаповых искала по всей Украине, пока не нашла настоящие старинные дома, которым уже более ста лет.

Украинские хаты чаще всего строились с одним жилым помещением, к которому могли прилегать вспомогательные — сени, кладовая. Материалом для стен служило дерево. Лучшим вариантом считалась липа. Крышу чаще всего покрывали соломой или камышом.

 На экскурсии вам расскажут, что крестьянская хата помимо своих первичных хозяйственно-бытовых функций выполняла еще и другие – эстетическую и магическую.

Внешний вид усадьбы и ее построек позволял определить состоятельность и предпочтения хозяина; удобство места для дома и подходов к нему свидетельствовали о почитании хозяином определённых народных знаний; чисто подведенные завалинка, стены, окна свидетельствовали то же самое и о хозяйке; наличие нарисованных знаков, красных цветов или птичек на калитке, воротах или над окнами говорили о том, что в данном жилище есть на выданье девка или парень.

 Для того чтобы заинтересованные имели повод остановиться и узнать всё подробнее, у ворот от улицы была вкопана скамья для отдыха, а неподалеку, на границе усадьбы с улицей, находился колодец, где можно было напиться воды и напоить лошадей или волов, отдохнуть, услышать новости.

Функцию оберега выполняли проведенные мелом крестики вокруг окон и двери. Оберегами служили и полотенца, которыми украшали окна и двери. Их вышивка обязательно отличалась от той, которой вышивали полотенца для картин и икон.

Каждая вещь в «Родном селе» имеет свою ауру, свою историю, о которой с удовольствием и любовью рассказывают ее нынешние хозяева.

Внутри хаты очень колоритны: в большой комнате — стол, лавки, шкаф с резными элементами или сундук, расписанная каменная печь, красный угол со старинными иконами и множество вещей-оберегов. Глаза разбегаются от множества интересных предметов — здесь и небольшая коллекция национальной одежды, деревянная и глиняная посуда, музыкальные инструменты. В сенях — старинная прялка и всевозможная утварь, которой пользовались в быту наши предки: инструменты для работы в доме и на огороде. Забавно выглядит старинная деревянная мышеловка и деревянная кадка, похожая на ступу Бабы-Яги. Это жлукто –пень, выдолбленный для стирки белья. К слову сказать, процесс стирки в стародавние времена был непростым: сначала белье замачивали в чанах или бочках и парили. Для поддержания температуры туда бросали раскаленные камни.

 

 

 

«Я поселился в квартире правого углового дома улицы Амилего, одной из красивейших улиц Лисса. Дом стоял в нижнем конце улицы... за доком, — место корабельного хлама и тишины, нарушаемой, не слишком назойливо, смягченным, по расстоянию, зыком портового дня», - кажется, что Александр Грин в «Бегущей по волнам», рассказывает о себе, о квартире в Феодосии, где он поселился в сентябре 1924 года и прожил несколько лет, где были написаны лучшие его книги.

Потом Александр Грин сменил квартиру, а через год вообще расстался с Феодосией, последние два года жизни Александра Грина прошли в Старом Крыму. И уже много лет спустя, когда творчество Александра Грина получило всемирное признание и огромными тиражами стали издаваться книги Александра Грина, и даже бывшим скептикам стало ясно, что романтика Александра Грина созвучна нашему времени, в дом по улице Галерейной пришли люди, взявшие на себя нелёгкую миссию — создать музей Александра Грина и тем самым увековечить его память... Располагается музей Грина в здании, построенном в 1891 году, на нём две мемориальных доски: «Историко-мемориальное здание является памятником, охраняется государством» и «В этом доме с сентября 1924 по апрель 1929 года жил и работал писатель-романтик Александр Грин».

Сюда приходят и приезжают многочисленные поклонники творчества писателя, а затем приводят своих детей и внуков, чтобы вновь пережить пленительные минуты своей юности. Молодежь: студенты, школьники, даже воспитанники детских садов − частые гости в музее. Их не оставляет равнодушными его необычное оформление, яркая образность, жизнеутверждающий пафос творчества Александра Грина, направленный на прославление добра, красоты, мечты.

Всех подходящих к музею со стороны моря встречает живописно-скульптурное панно на фасаде здания — гриновская «Бригантина» — как предвестник его светлого и доброго мира, так необходимого людям.

 

 

 

 

 

Дом-музей А.С. Грина в старом Крыму

• В Старом Крыму в маленьком домике провел свои последние дни замечательный писатель-романтик А.С. Грин. Маленький глинобитный домишко оказался первым и последним в жизни писателя настоящим, собственным «особняком» посреди сада.

• Писатель тяжелой судьбы, все несбывшееся поверял он слову и строил на чистом листе свой мир из грубой правды и чудесной выдумки. Здесь, на фоне сказочной природы, среди благородных героев, во власти высоких чувств он и сам становился властелином – одаривал удачей добрых, наказывал злых, зарождал у читателя веру в чудо, которое и в реальной земной жизни можно сотворить своими руками…

В двух небольших комнатках он жил вместе с женой и тещей.

• В экспозиционной комнате собраны фотографии, документы, прижизненные издания книг, автографы – все, что относится к старокрымскому периоду жизни писателя. Сохранился рабочий стол писателя с тяжелой чернильницей, портрет Эдгара По, полки с книгами.

• Мемориальная комната скромно обставлена в таком виде, какой была при его жизни. Здесь прошел последний месяц жизни писателя. Железная кровать, тумбочка, в углу – ломберный столик, на нем – фотографии А.С. Грина, Н.Н. Грин, шкатулка, пресс-папье, статуэтка собаки… «Она со мной имеет некоторое сходство» – отметил как-то Грин. А о другой вещи, часах, стоящих на подоконнике, писатель сказал иначе: «Не люблю я здесь одной вещи – часы. Они не возвращают прожитых мгновений…»

Осенью 1930 года по причине ухудшения состояния здоровья А.С. Грин из Феодосии переселился в Старый Крым, где прожил свои последние годы. Здесь он написал «Автобиографическую повесть» и ряд рассказов.

• Все это время супруги Грин снимали поочередно два дома, в свой собственный переехали лишь 6 июня 1932 года, где Александр Степанович прожил всего 1 месяц и 2 дня. Здесь он приступил к роману «Недотрога», который так и не был закончен.

• Писатель умер 8 июля 1932 года и похоронен на старокрымском кладбище. Создателем музея является его супруга Нина Николаевна Грин.

• В настоящее время музей входит в состав Коктебельского республиканского эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия Максимилиана Волошина».

• В 1980 году могила А.С. Грина украсилась новым надгробием с фигурой Бегущей по волнам, работы скульптора Т. Стамовой. Рядом с могилой растет раскидистая алыча.

• В конце 60-х годов ленинградские школьники установили многолетнюю традицию – 23 августа, в день рождения Александра Грина, с восходом солнца поднимать над Агармышем алый парус. Время выбрано неслучайно: в ту же рассветную благодать, в такой же «час утра тихий и хрустальный» увидела свой судьбоносный парус гриновская Ассоль… Из года в год молодежь собиралась у костров; пели песни, обменивались адресами, чтобы слать друг другу письма и презжать в гости.

С распадом страны традиция сузилась до Крымского масштаба. И вот в 2005 году, в 125-летию Грина, местные поклонники оживили ее своими силами. Адрес: г. Старый Крым, ул. К. Либкнехта, 52.

 

Дом-музей К.Г. Паустовского

Музей был открыт 22 августа 2005 года к 125-летию со дня рождения А.С. Грина. Он был создан и продолжает развиваться с помощью Московского литературного музея-центра К. Паустовского, на правах отдела учреждение вошло в структуру заповедника «Киммерия М.А. Волошина».

Основной раздел экспозиции – «Константин Паустовский и Юго-Восточный Крым». Судьба Паустовского тесно связана с городами Юго-Восточного Крыма. Крымская тема постоянно звучит в его произведениях.

Впервые Паустовский приехал в Старый Крым, чтобы прийти на могилу Грина, увидеть его домик, помочь вдове писателя Нине Николаевне. Все архивы мужа она с полным доверием передала Константину Георгиевичу, с которым много лет переписывалась. Вот отрывок одного из его писем: «…Может быть еще попаду в Старый Крым, – для меня этот городок полон какой-то особой привлекательности после того, как в нем жил Александр Степанович…». И позже Паустовский не раз бывал здесь.

Главы «Сказочник», посвященная Александру Грину и месту его последнего приюта, и «Горная роса» повести «Черное море», создавались под впечатлением поездок в Старый Крым в 1934-1935 годы.

С 1936 года Константин Георгиевич участвовал в создании, а затем и спасении домика Грина в Старом Крыму.

В 1938 году Паустовский жил в Старом Крыму летом (май-июль) с женой Валерией Навашиной (Валишевской) и приемным сыном Сережей, который заканчивал здесь шестой класс.

В 1949 году Старый Крым входил в маршрут свадебного путешествия Паустовского с будущей женой Татьяной Алексеевной Евтеевой, с которой он прожил последние двадцать лет, ей посвятил книгу «Золотая роза» и многотомную «Повесть о жизни». В Старом Крыму Паустовский останавливался в доме №31 по улице К. Либкнехта, у медсестры Веры Романовны Олейниковой (Рутковской), где сейчас и расположен музей.

Часть экспозиции музея Паустовского посвящена его бабушке, турчанке по имени Фатьма. В дар музею переданы некоторые вещи и коллекция книг современных турецких писателей.

Время работы: с 9:00 до 16:00 без выходных и перерывов. Адрес: г. Старый Крым, ул. К. Либкнехта, 31.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.