Культурные ресурсы. Общая информация. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Культурные ресурсы. Общая информация.

2023-01-01 47
Культурные ресурсы. Общая информация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уникальность Крыма — в его богатом историческом и культурном наследии.

На территории Крыма более 11.5 тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям, этносам и религиям. Наиболее уникальные из них, например комплекс пещерных городов и монастырей, генуэзская крепость, святые места различных конфессий и другие, которые используются в качестве туристических объектов.

Такое мнение на II Международном Черноморском туристическом форуме в Ялте выразил руководитель проекта ЕС "Диверсификация и поддержка туристического сектора Крыма" Джеффри Лубби. По его словам, иностранных туристов на полуостров может привлекать этническое и конфессиональное разнообразие автономии. "Крым привлекателен тем, что здесь, на небольшой территории, размещается большое количество памятников природы, архитектуры, исторических и культурных мест. Также некоторым отдыхающим могут быть интересны малопосещаемые объекты, насыщенные национальным колоритом", — отметил Д. Лубби.

 Благоприятные природно-климатические условия привлекали к себе людей издавна. В разные эпохи Крым населяли тавры, киммерийцы (по Гомеру родоначальники народов, которые сейчас принято называть «индоевропейцами», арийцами), скифы, сарматы, греки и римляне, хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы, татары и турки, караимы и крымчаки, славяне и армяне. Каждая национальная группа, поселившаяся в Крыму, вносила свой вклад в развитие его экономики и культуры.

Со второй половины 1-го тысячелетия до н. э. искусство Крыма связано с искусством греческих городов-колоний; для него характерно взаимовлияние греческих и местных традиций (росписи склепов Неаполя Скифского, и Пантикапея, расписные стелы и мозаики Херсонеса; надгробные рельефы, культовые и портретные статуи, терракотовые статуэтки, произведения декоративно-прикладного искусства). От первого тысячелетия до н. э. остались каменные укрепления тавров (на горах Уч-Баш, Кошка и др.). Сохранились остатки оборонительных, культовых и общественных сооружений, погребальные памятники античных колоний Херсонеса, Пантикапея и др. Сохранились уникальные изделия из золота и серебра, изготовленные боспорскими ремесленниками (ваза из кургана Куль-Оба, чаша из Гаймановой могилы, гребень из кургана Солоха, амфора из кургана Чертомлык, пектораль из Толстой могилы и др.).

С V – VI вв. в горах Крыма сооружались так называемые пещерные города и крепости (Чуфут-Кале, Эски-Кермен и др. близ Бахчисарая, Инкерман и Мангуп близ Севастополя).

Во времена средневековья в Крыму создавались памятники, связанные с культурой Византии, - христианские базилики (в Херсонесе, VII-VIII вв.) и крестово-купольные храмы (Иоанна Предтечи церковь в Керчи). В Крыму многочисленны памятники армянской, генуэзской, турецко-татарской архитектуры.

К концу XVII – началу XVIII века города становятся торговыми и ремесленными центрами, в которых сосредоточивались ремесленники. Ремесленники удовлетворяли, прежде всего, бытовые и хозяйственные потребности местного населения. Ремесленные изделия пользовались большим спросом и были весьма разнообразны. Изготавливались: медная посуда, обувь, одежда, ювелирные украшения, вышивки, ковры, войлок и пр. Развитие ремесла способствовало росту городов, которые возникли на границе предгорных и степных районов Крыма еще в XVI в. Наиболее значительными из них были Бахчисарай – столица Крымского ханства и Карасубазар (нынешний Белогорск), постепенно все большее значение стал приобретать Гезлев (Евпатория).

 Сочетая архитектурные формы Византии и Востока, используя местные строительные материалы, зодчие создали в Крыму архитектурные сооружения, исключительные по изяществу и простоте, по гармоничности и рациональности.

В XVIII – XIX вв. интерьеры общественных зданий и дворцов украшались росписями и резьбой. В первой половине XIX в. на полуострове достаточно быстрыми темпами развивалось градостроительство, расширялись старые города, начали возникать новые. Характерной чертой Крыма был относительно высокий удельный вес горожан и сравнительно быстрое развитие морских портов. После присоединения Крыма правительство России уделяет большое внимание всестороннему изучению края, направляя сюда видных ученых, общественных деятелей. Постепенно начинается историческое исследование Крыма, археологические раскопки, создаются музеи и пишутся первые монографии. Один из первых музеев был открыт на территории Крыма в июне 1826 г.

Значительное место в этот период занимают литература и театр. Первым певцом Тавриды был Василий Васильевич Капнист. В стихотворении «Другу сердца» есть строки, написанные под впечатлением его поездки в Крым.

По мере роста городов и численности их населения, росла и потребность в культурных центрах, в выпуске газет и других периодических изданий.

Поселившийся в Симферополе московский купец Волков основал в 1826 г. первый в Крыму театр.

Основание первого периодического издания – «Таврических губернских новостей» относится к 1838 г.

В стиле русского классицизма в Симферополе построены лавки с колоннадой (начало XIX в.), бывшая загородная усадьба врача Мильгаузена (октябрь 1811 г.), дом Таранова-Белозерова (1825), загородный дом Воронцова в парке «Салгирка». «Дом Воронцова» построен в 1826 – 1827 гг. архитектором Ф. Эльсоном.

Высокое мастерство показали зодчие при строительстве собора во имя Александра Невского, главного православного храма губернии, построенного в Симферополе. В 1828 г. храм был возведен, а 3 июня 1829 г. он был освящен

Около середины XIX в. русский классицизм уступил место готике, византийской архитектуре, зодчеству мусульманского Востока. Классический стиль соблюдается в строительстве официальных зданий, а дворцы и особняки частных лиц возводились в стиле готики, ренессанса или восточном «вкусе». К числу зданий, выдержанных в традициях русского классицизма, относится колоннада Графской пристани (1846 г.) и Петропавловский собор (1848 г.) в Севастополе. Из построек, рвущих с этим стилем, наибольшей известностью пользуются Алупкинский, Гаспринский и Ливадийский дворцы.

Во второй половине XIX в. создается целый ряд научных обществ, сыгравших значительную роль в развитии науки и распространении научных знаний: Таврическое медико-фармацевтическое общество (1868), симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей (1883) и др.

В Крыму открываются новые и пополняют свои фонды прежние музеи и библиотеки. В Симферополе в 1887 г. основан музей древностей Таврической ученой Архивной комиссии, а в 1899 г. – естественно-исторический музей.

1869 г. в Севастополе был открыт музей Севастопольской обороны, по инициативе участников обороны 1854-1855 гг.

Большое внимание уделялось образованию, в 1865 г. в Крыму было уже 262 учебных заведения, а в 1887 г. – 569.

Во второй половине XIX в. бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети.

К 1911 г. было завершено строительство Форосской церкви.

В 1909 – 1914 гг. архитектором Тер-Микеловым по эскизам художника Вардгеса Суренянца построена армянская церковь в Ялте.

Продолжается, прежде всего на Южном берегу, строительство дворцов и особняков, архитектурный стиль которых самый разнообразный. Особенно выделяются своей претензией на оригинальностью «Ласточкино гнездо» и «Кичкинэ». Вызывает восхищение смелость архитектора А. В. Шервуда, решившего строить «Ласточкино гнездо» на обрыве Аврориной скалы, нависающей над морем.

Во второй половине XIX в. бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети.

К 1911 г. было завершено строительство Форосской церкви.

В 1909 – 1914 гг. архитектором Тер-Микеловым по эскизам художника Вардгеса Суренянца построена армянская церковь в Ялте.

Продолжается, прежде всего на Южном берегу, строительство дворцов и особняков, архитектурный стиль которых самый разнообразный. Особенно выделяются своей претензией на оригинальностью «Ласточкино гнездо» и «Кичкинэ». Вызывает восхищение смелость архитектора А. В. Шервуда, решившего строить «Ласточкино гнездо» на обрыве Аврориной скалы, нависающей над морем. Дача построена в 1911 – 1912 гг. для нефтепромышленника барона Штейнгеля в ярко выраженном готическом стиле.

Дворец «Кечкинэ» (Малютка) построен на мысе Ай-Тодор в 1908 – 1911 гг. Своей оригинальностью он вызывает самые противоречивые отзывы. Но так или иначе, «Кечкинэ» очень колоритен и всегда привлекает внимание.

Не менее колоритен дворец «Дюльбер» (прекрасный), построенный по проекту архитектора Н.П. Краснова в 1895 – 1897 гг. В архитектуре дворца использованы мотивы восточной архитектуры. По его же проекту построен для русского императора Николая II Ливадийский дворец – лучшее здание начала ХХ в. в курортной Ялте. Дворец строился как летняя резиденция.

Воронцовский дворец

 

Ливадийский дворец

 

Гаспринский дворец

 Дворец Дюльбер

 

Ласточкино гнездо

Дворец «Кечкинэ» (Малютка)

С Крымом связано творчество многих известных всему миру поэтов, писателей, художников, артистов, учёных, общественных деятелей. Здесь любили бывать Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Н. В. Гоголь, Василий Жуковский, Иван Бунин, Александр Куприн, Максим Горький, Л. Толстой, Михаил Чехов, Константин Паустовский, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Михаил Булгаков, Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Адам Мицкевич (написал замечательный лирический цикл «Крымские сонеты»), Иван Айвазовский (родился в Феодосии), Архип Куинджи, Илья Репин, Василий Суриков, Карл Брюллов, Виктор Васнецов, Константин Коровин, Иван Козловский, Святослав Рихтер и Нина Дорлиак, Эмиль Гилельс, Константин Станиславский, Немирович-Данченко, Всеволод Мейерхольд, российский гениальный комик Михаил Пуговкин – трудно перечислить всех, кажется невозможно найти человека, кто бы не любил Крым.

Александр Пушкин, Федор Шаляпин, Михаил Чехов и Юрий Гагарин особенно любили посёлок Гурзуф на Южном берегу Крыма. 

Это излюбленное место русской аристократии и интеллигенции. Под Ялтой в Ливадии во дворце любила отдыхать царская семья Романовых, Александр III прожил там свои последние дни, а Николай II стал императором. Именно сюда, во дворец Ливадию под Ялтой, Николай II попросил отпустить его, чтобы иметь возможность проживать как частное лицо, но ему отказали. Николай II единственный из европейских императоров, который любил и купался в море, заплывая достаточно далеко.

XX век. Народы Крыма имеют богатые традиции в области культуры и во всех областях – в производстве, науке, литературе и искусстве, религии. Многими поколениями людей в Крыму создана развитая прочная материально-техническая база культуры. Здесь работают пять профессиональных театров, Крымская государственная филармония и пять ее отделений, симфонический оркестр, ансамбли «Таврия», «Хайтарма», «Калинка». На полуострове действуют Крымская государственная киностудия, базирующаяся в Ялте, 633 клубных учреждения, 49 кинотеатров.

Многие программы пользуются большим успехом в Крыму и за его пределами. К ним можно отнести программы: «Великий шелковый путь», «Дни крымскотатарской культуры», проходившие в Киеве, «Дни А.П. Чехова» в Ялте, «Крымские зори», «Бархатный сезон Крыма»; научные чтения – «Пушкинские» в Бахчисарае, «Чеховские» в Ялте, «Волошинские» в Коктебеле; научные – «Культура Крыма на рубеже двух веков» и др.

Видное место в культурной жизни Крыма занимают театральные коллективы: Академический русский драматический театр им. Горького и Крымский музыкальный театр.

Известные люди в Крыму:

Музеи, выставочные залы

Крым — один из самых "музейных" регионов России. Здесь действуют 17 самостоятельных государственных музеев с 26 филиалами, обособленными отделами и секторами, а также более 300 общественных и ведомственных музеев. Только в фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов.

 Ежегодно музеи Крыма посещают более 8 млн. человек. Каждое музейное учреждение стремится иметь свое лицо, быть непохожим на других. Так, музеи Симферополя — Крымский краеведческий и Симферопольский художественный — дают наиболее полную и общую картину природы, истории и культуры Крыма.

 В городе-герое Севастополе огромной популярностью пользуются панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», Херсонесский государственный историко-археологический заповедник, Художественный музей им. Крошицкого, Музей Краснознаменного Черноморского флота, музей-аквариум Института биологии южных морей. Старейшим в Крыму является Феодосийский краеведческий музей, основанный еще в 1811 году для хранения древностей. Своеобразием, восточным колоритом отличаются музеи Бахчисарая и Евпатории, экспозиции которых разместились в бывших дворцовых и культовых постройках. Всемирной известностью пользуются музейные учреждения Южного берега Крыма — Дом-музей А. П. Чехова, Алупкинский, Ливадийский, Массандровский, Воронцовский дворцы.

Также на территории Крыма имеется большое количество музеев военно-исторической тематики. Такие как, «Оборона Севастополя 1854-1855г.» - выдающиеся произведение батальной живописи, созданное французом одесситом Францом Алексеевичем Рубо. На нем изображено около 4 000 фигур! Среди них – герои, имена которых хорошо известны: адмирал П.Нахимов, хирург Н. Пирогов, первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская, отважный разведчик Петр Кошка, но еще и многие сотни безымянных солдат и моряков, бесстрашно защищавших Севастополь все 349 дней. Во время ВОВ здание панорамы было разрушено, но часть полотен удалось сохранить, а затем, в мирное время современные художники восстановили его.

 

 

 

 

Военно-исторический музей Черноморского флота России – один из старейшин морских музеев страны, открыт в Севастополе в 1869 году. Музей являются хранителем уникальных экспонатов, личных вещей Павла Степановича Нахимова (1802–1855), Владимира Алексеевича Корнилова (1806-1854), Николая Ивановича Пирогова (1810-1881) и многих других, что рассказывают о славном пути морского флота России.

 

Херсонес Таврический

«Здесь могила нашего язычества, здесь купель нашего крещения, здесь и начало нашей священной истории» архиепископ Иннокентий

Величественные руины Древнего Херсонеса — одна из главных достопримечательностей Севастополя: благодаря их красоте и романтическому очарованию, благодаря удивительной истории этого города, благодаря неустанному труду археологов, которые уже почти два столетия ведут здесь раскопки.

Херсонес — единственный древний город на Крымском побережье, руины которого не были застроены современными зданиями и остались доступными для изучения и осмотра.

В переводе с греческого «херсонес»«мыс», «полуостров». Херсонес действительно расположен на мысу между двумя бухтами — извилистой Карантинной и небольшой, округлой Песочной. В V веке до н.э. на берег, где ныне лежат величественные руины, ступили первые поселенцы. Это были уроженцы Гераклеи Понтийской, города на территории Малой Азии, и острова Делос, что в Эгейском море. На край ойкумены (известного грекам мира) их занесли последствия политического конфликта между сторонниками аристократии и демократии. Потерпевшим поражение демократам ничего не оставалось, как отправиться в изгнание. По легенде, рождение Херсонеса предопределил знаменитый дельфийский оракул, предсказавший, что греки должны поселиться в Тавриде. В память о своей родине греки назвали свой город Гераклеей, но это название не прижилось, и город всю свою двухтысячелетнюю историю именовался Херсонесом.

Город занимал пространство более 30 га. Кроме города, Херсонесу принадлежали окрестная равнина, степное пространство Тавриды с Керкенитидой (современная Евпатория) и Калос-Лименом, что дословно означало «Прекрасная Гавань» (современное пгт. Черноморское) и южное побережье до Феодосии, вблизи которого была граница Херсонеса с Боспором. Принадлежали Херсонесу и земли за пределами полуострова. Многие столетия с древнейших времен Херсонес процветал, находясь на оживленных караванных путях, которые связывали Грецию, Византию и Рим со Скифией, а прочные крепостные сооружения города были неприступными для врагов, не раз подступавших к его стенам.

Зародившись как греческая колония, Херсонес с I века н.э. попадает в зависимость от Рима, а с IV века, после того, как Римская империя распалась, становится оплотом Византийской (Восточно-Римской) империи в Крыму. В это же время Херсонес стал центром распространения христианства, свет которого окончательно сменил сумерки старых олимпийских богов. Византийцы изменили название города на Херсон.

В последней трети VII в. н.э. около его стен появятся новые воинственные пришельцы, хазары, чья полуоседлая, не знавшая собственных городов, гигантская многоэтническая «империя» из тюрков, фино-угров, протоболгар и славян раскинется от Каспия и предгорий Кавказа до Волги и степного Крыма. И шелестом на их языке зазвучит название города — Шуршун. Знали его и покорившие полмира могучие арабы, писавшие о нем как о Керсоне. Через опасные Днепровские пороги спешили к городу ладьи бесстрашных русов, и навстречу им, сквозь бездонную синь моря, красным цветком расцветали на горизонте видные издалека черепичные крыши летописного Корсуня.

 

античный театр

 

 

Владимирский собор.

В последней трети VII в. н.э. около его стен появятся новые воинственные пришельцы, хазары, чья полуоседлая, не знавшая собственных городов, гигантская многоэтническая «империя» из тюрков, фино-угров, протоболгар и славян раскинется от Каспия и предгорий Кавказа до Волги и степного Крыма. И шелестом на их языке зазвучит название города — Шуршун. Знали его и покорившие полмира могучие арабы, писавшие о нем как о Керсоне. Через опасные Днепровские пороги спешили к городу ладьи бесстрашных русов, и навстречу им, сквозь бездонную синь моря, красным цветком расцветали на горизонте видные издалека черепичные крыши летописного Корсуня.

В IX-XI вв. Херсонес играл большую роль в развитии отношений между Киевской Русью и Византийской империей. Сближение с могучим древнерусским государством особенно усилилось с начала X века, когда в 944 году князь Игорь заключил с Византией, которой принадлежал Херсон (Херсонес), соглашение, согласно которому Киев брал на себя обязательство защищать «Корсуньскую землю» от нападения черных болгар, кочевавших в Приазовье.

Еще больше укрепились позиции Киевского государства в Таврике после того, как в ответ на невыполнение византийскими императорами взятых на себя обязательств перед Киевом Великий князь Владимир овладел подвластным империи Херсоном. Византийские императоры Василий II и Константин VIII были вынуждены заключить с Владимиром равноправный договор, признать политические права Киева в Тавриде, а брак Владимира с их ceстрой Анной, последовавший после того, как Владимир принял христианство, стал политическим союзом. После этих событий Херсонес по праву считается колыбелью христианства на Руси.

Закат великого города наступил в XIII в., когда в Крыму появились новые торговые пути и новые торговые центры — Кафа (Феодосия) и Сугдейя (Судак), где управляли венецианцы и генуэзцы. Еще в это время на полуострове появились татарские племена, называвшие Херсон Сару-Кермен («Желтая крепость»). В 1299 году Херсонес, как и многие другие города полуострова, был разорен золотоордынским темником Ногаем, а 100 лет спустя, в 1399 г., город сжег и окончательно разрушил правитель Золотой Орды Едигей (Эдигей).

В середине XV века жизнь в Херсонесе замерла окончательно, и город покинули последние жители. Когда в 1475 году Крым был завоеван турками, Херсонеса уже не существовало. Великолепные колонны его храмов турки вывозили для украшения своих городов, а остальные руины заносились землей и зарастали степными травами. «Кусочком цивилизованной Эллады, заброшенным на край света» назвал Херсонес русский писатель В. Полупуднев. И действительно, город на протяжении двадцати веков нес свет знаний, учености и умения народам Северного Причерноморья. Здесь славяне постигали азы греческой грамоты, которая потом легла в основу нашего алфавита. Здесь они впервые познакомились с христианской верой, учились строить каменные дома и храмы. Отсюда, с крещения в 988 году великого князя Киевского Владимира Святославовича, началось крещение Руси.

Подземный военно-морской музейный комплекс «Балаклава"

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» — своеобразный музей «холодной войны», уникальный памятник военной истории, техники и фортификации. В прошлом Балаклава являлась закрытой базой подводных лодок, оснащенных атомным оружием.

В 50-е годы, в самом начале холодной войны, СССР и США постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Так была создана единственная в мире подземная гавань с заводом по ремонту подводных лодок — суперсекретный объект № 825.

Самое большое на Черном море комбинированное противоатомное фортификационное сооружение для ремонта и обслуживания подводных лодок в Балаклаве начали сооружать в 1954 году. Оно строилось поэтапно, рабочие трудились в четыре смены. Из западного утеса горы Таврос строителями было выработано более 200 тыс. кубометров скального грунта, в результате чего появились глубоководный канал, сухой док, цеха, подземные дороги, арсеналы, хранилища, командный пункт, причалы.

Первая очередь завода (ремонтная база, где осуществлялся ремонт подводных лодок)была сдана в 1961 году.

Вторая очередь (топливные склады, где хранились ГСМ, емкостью 9,5 тыс. тонн, арсенал) была завершена в 1963 году.Подземный завод, находящийся на западном берегу бухты, был так искусно замаскирован со стороны бухты, что его вход не просматривался даже с близкого расстояния. Завод представляет собой дугообразный канал, прорубленный в толще горы. Протяженность канала — около 600 метров, диаметр — до 22 м, глубина — 8 метров.

Завод имел подземный сухой док (бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором — малым батапортом) длиной 102 м, шириной 10 м, глубиной 8 метров, куда могла стать на ремонт подводная лодка. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3-4 недели. После обслуживания и ремонта субмарина выходила из подземного канала с противоположной стороны скалы. Этот выход находится в конце Таврической набережной, ближе к выходу из бухты. Когда-то он тоже был тщательно замаскирован. Вход в штольню со стороны бухты перекрывался многотонным плавучим батопортом. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около трех тысяч человек.

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

 

Объект 820 "арсенал" — ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора (паттерны), склада для хранения подготовленных боеприпасов и подгрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 градусов, влажность — 50-60%), а также масимально возможная звукоизоляция.

Топливное хранилище — склад на 9,5 тысяч тонн горюче-смазочных материалов (в структуру музея не входит).

Комплекс был изолирован от внешнего мира. В противоатомном отношении завод (общая площадь около 15 тыс. кв.м) был 1-й категории устойчивости, комбинированный канал для захода подводных лодок и вся инфраструктура подземного завода позволяли автономно осуществлять ремонт и обслуживание подводных лодок, а также укрывать в штольнях при ядерной атаке бомбой мощностью до 100 килотонн несколько тысяч человек.

Из 400 гражданских рабочих лишь четверо имели спецпропуска во все подразделения завода.

Это уникальное сооружение работало вплоть до распада СССР. Надо ли говорить, что в этой бухте в советские времена стояли подводные лодки (Балаклава была их базой), военные корабли, плавучие доки. Здесь было так много разных плавсредств, что почти не было видно воды, а та вода, которая плескалась у бортов, отнюдь не радовала своим видом, уж больно она была грязна. В это время бухта никак не была «рыбьим гнездом». Это было скорее гнездо кораблей и подводных лодок. Балаклава была закрытым городом в закрытом Севастополе, даже севастопольцы могли попасть в Балаклаву только по специальному пропуску. Свободно выезжать и заезжать в город могли только жители самой Балаклавы.

Вывод базы подводных лодок начался в 1991 году. В 1995 году из балаклавской бухты была выведена последняя российская подводная лодка, и подземная гавань субмарин полностью перешла под юрисдикцию Украины.

В наши дни подземный комплекс невозможно использовать по прямому назначению, так как современные субмарины слишком велики, чтобы войти в док.

Первая экскурсия в этом необыкновенном музее «холодной войны» была проведена в июне 2003 года. Перед туристами открылись батопорты — полутораметровые железобетонные ворота, появилась возможность побывать в этом подземном городке, напоминающем фантастическое убежище легендарного капитана Немо.

Экспозиция музея посвящена истории Балаклавы со времен ее основания. В помещениях бывшего арсенала морского оружия размещена экспозиция вооружения и боеприпасов. Планируется собрать как можно более полную коллекцию, начиная с самых древних времен и до наших дней.

Музей планирует внести свой вклад в восстановление архитектурного облика некоторых домов в исторической части Балаклавы. Например, будет восстановлен и реставрирован дом инженера Завадского. В нем планируется разместить библиотеку, компьютерный центр, оборудовать зал для встреч ветеранов с молодежью и других мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи.

Экскурсии с экскурсоводом осуществляются каждый час. Продолжительность — 1 час.

 

Музей природы Карадага ( г. Феодосия, пгт Курортное, ул. Науки, 24.)

Между Феодосией и Судаком, где скалистые гребни спускаются к уютным бухтам в виде фантастических нагромождений каменных круч, зубцов, колонн и глубоких ущелий, встают руины древнего вулкана Карадаг.

В 1914 Попечительская комиссия по Карадагской станции Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений в составе председателя академика А.П. Павлова, управляющего Т.И. Вяземского, поставила создание этого музея. В 1916 году музей открывается для посетителей.

Карадагский заповедник - уникальный по своей природе уголок Южного берега Крыма, расположенный между городком Коктебелем и посёлком Курортное. Необычные ландшафты Карадага представляют собой руины древнего вулкана, бушевавшего здесь в эпоху юрского периода. Последнее его извержение произошло около 150 миллионов лет назад, после чего беспокойный вулкан уснул. Далее за дело взялись солнце, ветер, дожди и морские волны, ещё миллионы лет, вымывавшие с берегов мягкие горные породы, образовав, в результате, тот самый неземной ландшафт Кара-дага, который мы видим сейчас. Само название "Кара-Даг" в переводе с татарского означает "Чёрная гора", хотя чёрных камней и скал здесь не больше, чем в других местах. Максимальная высота — 577 м (гора Святая).

В настоящее время музей истории и природы Карадага занимает экспозиционный зал площадью 103 кв.м и хранилище фондов площадью 22,5 кв.м. В экспозиции представлены следующие разделы: исторический, геолого-минералогический, природа суши, черноморский. Общее количество экспонатов составляет более 600 единиц. В течение календарного года музей посещают более 25000 человек.

Современная музейная экспозиция, как предметно-пространственная и эмоционально-образная среда, посвящена природе уникального древнего горного массива Карадаг. Она несет в себе информационный и воспитательный потенциал, который пронизан духом научных исследований, природоохранной эстетики и экологической культуры.

Карадаг – поистине минералогическая кладовая. Посетители музея имеют возможность рассмотреть во всем своем многообразии минералы группы цеолитов, водных алюмосиликатов щелочных и щелочноземельных элементов, включающих анальцим, гейландит, натролит, мезолит, томсонит. Наибольший интерес посетителей вызывают минералы разновидностей кварца: горный хрусталь, аметист и др. Кроме кристаллов горного хрусталя с идеальной природной огранкой и образцов молочно-белого кварца, здесь широко представлены халцедоны. Удивляют игрой красно-розовых оттенков сердолики. Отличаются индивидуальностью зональные карадагские халцедоны – агаты с концентрическими и линейными рисунками, моховый агат с сердоликом, многоцветный агат. Особое настроение создает россыпь пестроцветной гальки, встречающейся в бухтах заповедного Карадага, которую еще недавно называли «коктебельскими камушками». Яшмы Карадага являются гидротермальными халцедонолитами, окрашенными окислами железа, включениями хлорита, селадонита и других минералов в различные цвета. В коллекции музея имеются одноцветные яшмы – зеленые, желтые, сургучные, розовые, а также пятнистые (парчовые) и полосчатые агатовые.

Последние имеют красивые узоры и живописные пейзажные рисунки. Достаточно полно представлены в коллекции образцы осадочных пород: песчаники, глины, гипсы и др.

Скала Чертов палец

 

Скала Король и Королева               


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.