Развитие отечественного востоковедения в XX – начале XXI — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Развитие отечественного востоковедения в XX – начале XXI

2023-01-01 117
Развитие отечественного востоковедения в XX – начале XXI 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После Октябрьской революции 1917 года Восток стал рассматриваться как арена антиколониальной борьбы, главным объектом изучения стал национально-освободительное движение, классы и классовая борьба на Востоке. Классическое востоковедение оказалось не нужным. В 1921 году в целях «революционизации Востока» в Москве был открыт Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), где готовили кадры для коммунистического движения в САА. Там обучались две группы студентов: студенты из союзных республик и студенты из восточных стран. В конце 30 годов КУТВ прекратил своё существование, т.к. многие преподаватели и студенты были причастны к антисталинской деятельности. В годы китайской национальной революции в Москве был организован Университет трудящихся Китая (просуществовал до 1930 г.) в 1944 году в Ленинграде возобновил свою работу Восточный факультет. В Москве востоковедов готовили на базе Лазаревского института в Центральном институте живых восточных языков (ЦИЖВЯ, ректор Е.А, Снесарёв, с 1927 года – Московский институт востоковедения), в 1920 году в Ленинграде появился аналог ЦИЖВЯ - Ленинградский ИЖВЯ, который в 1928 году был переименован в Ленинградский восточный институт. В этой ситуации центром классического востоковедения оставался Азиатский музей в Петрограде. В 1921 году при нем организовали Коллегию востоковедов, а в 1930 году был организован Институт востоковедения АН СССР. Азиатский музей: Алексеев, Бартольд, Арбели, Струве, Марр, директор Ольденбург. В период сталинских репрессий началось наступление на многие научные направления, особенно изучение религиозных и философских учений Востока. Востоковедение понесло серьёзные кадровые потери.

Большие перемены в востоковедении произошли после окончания Вов. Распад мировой колониальной системы привел к образованию огромного числа самостоятельных государств Азии и Африки, где в условиях независимости вырос интерес к национальной культуре, языкам, традициям, истории. СССР стремился развивать дружественные отношения с освободившимися странами, оказывая им военную и политическую помощь, т.к. многие государства Азии и Африки выбрали социалистический путь развития. Это вызвало необходимость подготовки большого количества востоковедов, особенно китаеведов в связи с революцией в Китае 1949 года и созданием КНР. Несмотря на то, что востоковедные исследования были идеологизированны, возобновились разработки классических направлений. Институт востоковедения АН СССР в 1950 году был переведен в Москву, а библиотека и коллекция рукописей остались в Ленинграде. В 1956 году создано Ленинградское отделение Института востоковедения под руководством Орбели. В Москве исследовали современные проблемы Азии и Африки в экономике, политике, а в Ленинградском отделении – изучали памятники народов Востока, развитие культуры, историю… появилось много востоковедных научных центров в союзных республиках и городах РСФСР.

Главными центрами подготовки стали: с 1944 Восточный факультет ЛГУ и с 1956 года – Институт стран Азии и Африки в Москве. Распад СССР имел серьёзные последствия для отечественного востоковедения. С одной стороны, исчезли идеологические барьеры, а с другой – резко сократилось финансирование научных исследований, нарушились научные связи с бывшими советскими республиками. В то же время российские востоковеды стали активно сотрудничать с коллегами из зарубежных стран. Важнейшие центры востоковедения ИСАА МГУ, Восточный факультет СПБГУ, Восточный институт ДВГУ, Казанский университет.

 

 

До 1930ого существовал Университет трудящихся Китая

1944 году в Ленинграде возобновил свою работу Восточный факультет

В Москве востоковедов готовили на базе Лазаревского института в Центральном институте живых восточных языков ЦИЖВЯ

. В 1921 году при нем организовали Коллегию востоковедов, а в 1930 году был организован Институт востоковедения АН СССР

Большие перемены в востоковедении произошли после окончания Вов – распад колоний привел у интересу изучения национальной культуре отдельных самостоятельных стран Азии и Африки

Институт востоковедения АН СССР в 1950 году был переведен в Москву, а библиотека и коллекция рукописей остались в Ленинграде. В 1956 году создано Ленинградское отделение Института востоковедения под руководством Орбели.

с 1944 Восточный факультет ЛГУ и с 1956 года – Институт стран Азии и Африки в Москве

Основные этапы истории Восточного факультета.

22 октября (3 ноября) 1854г. - указ Николая 1 об учреждении факультета восточных языков в СПБГУ.

- “...Кафедры: арабского, персидского,, турецко-татарского, монгольского и калмыцкого, китайского, еврейского, армянского, грузинского, манчжурского….” из текста Указа.

 

27 аагуста (8 сентября) 1855г. - торжественное открытие фак-та. Первый декан: проф. Казем-Бек. (свободно владел арабским, персидским и турецким. Возглавлял кафедру персидского языка). Сам был родом с Кавказа, внёс в петербургское востоковед. важный элемент: рассмотрение восточ. культур с точки зрения человека Востока.

 

- Постепенно расширялся круг преподаваемых дисциплин, всё большее место стала занимать История Стран Востока.

 

в 1870г. - японец Яматов (Татибана Косай) начал преподавать японский. По инициативе выдающегося китаеведа: В.П. Васильева.

 

- 1897г. Начало преподавания корейского, а в 1904г. - Тибетского.

 

- На рубеже 19-20 вв. Факультет сосредоточил все лучшии силы российского востоковедения. В.П. Васильев (китаевед). В.П. Берзин (иранист и тюрколог), В.Ф. Гиргас (арабист) и многие другие.

 

- всемирное признание получила российская буддологическая школа, созданная В.П. Васильевым; в начале 20 века - развитие литературоведения в востоковедных исследованиях. (В.А. Жуковский, В.Д. Смирнов и др.); археология (И.А. Орбели)

 

- После 1917 г. - коренная перестройка университетского образования. С 1919г. - восточные дисциплины стали преподаваться в различных историко-филологических подразделениях ун-та.

 

-1944г. - принято решение о воссоздании Восточного фак-та. Первый декан воссозданного: С.А. Козин (1897- 1956)

 

-1949г. - образованы каф-ры истории стран Ближнего и Дальнего Востока.

 

- Деканы ф-та после воссоздания: С. А. Козин > В.М. Штейн > Г.М. Ефимов > А. Н. Болдырев > А. Н. Кононов > М. С. Иванов > И. А. Орбели > М. Н. Бошолюбов > И. М. Стеблин-Каменский > Е. И. Зеленев

 

-На факультете до самого недавнего времени было 12 кафедр, но в 2006г. созданы 2 новые каф-ры магистратуры.

 

- 2008г. - образовались кафедры “японоведения” и “монголоведения и тибетологии”.

22 октября (3 ноября) 1854г. - указ Николая 1 об учреждении факультета восточных языков в СПБГУ.

 

 

Сейчас

На сегодняшний день, контакты с изучаюемыми странами резко возрасли. Практически любой стуент может отправиться на стажировку в изучаемую страну. Пояилось множество людей, владеющих самыми трудными восточными языками благодаря расширению поездок за рубеж. Соответственно, увеличивается и количество компетентных практических специалистов, что позволяет говорить уже о профессиональной конкуренции. Также изменилась система подготовки востоковедов. На сегодня, преподавание восточных языков осуществлятся ы десятках учебных заведениях, в которых также преподаются «популярные» восточные языки. К сожалению, такая ситуация вызывает серьезные опасения в профессиональной пригодности выпускников. Ведь кадров, способных обучить не просто языку, но и дать комплексную страноведческую подготовку, в России не та уж много. Поэтому «традиционные» центры востоковедения, включая восточный университет СПБГУ, являются надежным «гарантом» профессионализма будущего выпускника.

Ще оной особенностью современного практического востоковедения является следование рыночной конъюктуре. Раньше правительство стремилось соблюдать некий баланс в подготовке специалистов по тем или иным странам и регионам, на слишком заботилось о том, какое направление экономически важнее. Сегодня ситуация иная. Возможность найти какой-либо дополнительный заработок или работу в новых структурах прямо зависит от того, какой страной и каким регионом занимается специалист.

Дальше говорится, что японисты, китаисты и корейцы типа круче всех. Промышленное развитие этих стран и их активное проникновение на российский рынок создают нехватку качественных специалистов, что ведет к росту стоимости услуг. И эти страны тратят огромные средства на дотирование тех специалистов, которые занимаются их проблематикой.

Спонсором и заказчиком востоковедческих исследований и главным работодателем востоковедов все чаще выступают частные компании. Государственные структуры привлекают специалистов по инерции, обещая престиж, но не очень высокую зарплату. Все эти веяния последнего времени ведут к тому, что специалистов в области классического востоковедения катастрофически не хватает. Скорее всего, наше научное и практическое востоковедение будет сокращено и дальше – как за счет «нерыночных» тем, так и за счет «неактуальных» стран. Переломить эту ситуацию можно только с помощью улучшения экономического положения страны, ее внешнеполитического влияния и государственной поддержки востоковедения.

Значительную заинтересованность в привлечении востоковедных кадров на работу проявляют различные экономические структуры, в том числе зарубежные. Современный бизнес невозможен без контактов с иностранными партнерами, а деловые переговоры – без переводчиков. Поэтому переводчики крайне востребованы. Большой плюс профессии – возможность самореализации в любых сферах. Не нравится письменный перевод – можно заняться последовательным или синхронным устным переводом. От профессионализма переводчика зависит многое. Сумеет он донести до собеседника мысль, смысл переговоров в целом – позитивные последствия в политике, экономике и т.д. могут сказываться в течение многих лет и десятилетий, не сумеет – переговоры постигнет фиаско.

Также занимаются переводом классической и современной литературы.

Сложность перевода текстов художественных произведений объясняется и необычайно высокой смысловой «нагруженностью» каждого слова – ведь переводчику приходится не только переводить, но и создаать его «по смыслу» заново. Перевод – искусство, никак не сводящееся к буквальной переаче текста, поэтому переводчик должен быть наделен не только писательским даром, но и быть профессионалом-востоковедом, способным четко улавливать те или иные сюжетные нюансы, характерные для восточной литературы.

Лучших из специалистов-востоковедов охотно принимают на работу в востоковедные центры страны и институты РАН, в МИД России и СНГ, администрацию Президента РФ, в «Росвооружение», «Газпром», другие гос. органы, в СМИ, в различные банки и частные фирмы, а также в Службу Внешней Разведки.

Ещ одно направление, где выпускники востоковедных учебных заведений находят все большее и большее применение – это международный туризм.

Таким образом, история и соврменное положение практического востоковедения свидетельствуют о его постоянной востребованности, независимо от того, какие политические, социальные и экономические прерогативы выбирает Россия.



 

[2] Джон Гэддис «Стратегия сдерживания»


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.