Тема 1. «Что есть мир?», или О том, как был поставлен первый главный вопрос эпохи (2 ч) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1. «Что есть мир?», или О том, как был поставлен первый главный вопрос эпохи (2 ч)

2023-01-01 32
Тема 1. «Что есть мир?», или О том, как был поставлен первый главный вопрос эпохи (2 ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемы. «Доистория» человечества и духовно-практическая деятельность в первобытном обществе. Земной шар — арена действия первобытного человека. Очаги первобытной культуры на территории современной Франции, Испании, Англии, России и других современных государств, несовпадение временны́х рамок появления и развития этих очагов. Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, фрагменты культовых построек).

Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Формирование культа богини-матери и восприятие всеобщности природных явлений, растений, животных и людей, порожденных ею. Синкретический характер магического воздействия на природу: заклинание (слово), музыкальное и ритмическое сопровождение (звук), боевая и ритуальная раскраска (цвет), обряды и танцы (движение).

Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи, сомнения в их происхождении и научные доказательства их подлинности.

Мегалитические постройки первобытного человека — менгиры, дольмены, кромлехи. Обозначение менгирами памятных мест проявления магических сил природы. Религиозное и культовое назначение дольменов. Обобщение полученных знаний о природе в кромлехах. Особенности их построения, связь с культом Солнца и его движением вокруг Земли.

Условность применения термина «искусство» к первобытной художественной культуре. Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия Тура Хейердала на острове Пасхи.

Художественные памятники. «Венера из Виллендорфа» (палеолитические Венеры). Изображения животных в пещерах Альтамира (Испания) и Ласко (Франция). Реалистический характер изображенных животных, композиционная свобода их расположения на стенах пещер, особенности цветовой раскраски. Мегалитические постройки. «Аллея менгиров» в Карнаке (Бретань). Образцы дольменов на территории Западной Европы и Северного Кавказа. Ньюгрендж (Ирландия) и Стонхендж (Южная Англия) — выдающиеся памятники мегалитической эпохи.

Религиозное содержание Стонхенджа: культ смерти (ритуальное кремирование) и культ плодородия (чередование столпообразных и ромбовидных валунов). Геометрическая модель Вселенной и отражение космогонических представлений в архитектурной конструкции Стонхенджа (пересечение под прямым углом солнечного и лунного направлений, ориентация главной оси на восход в день летнего солнцестояния, взаимосвязь алтарного камня, «трилитов», «подковы» и кругов с положением светил (Солнца и Луны) и днями месяца). Равноправие в конструкции Стонхенджа каменных столбов, земляного рва, воды, воздуха, солнца, их грандиозность и величественность. Сверхчеловеческая концепция Стонхенджа. Завершение периода «каменной цивилизации» в истории первобытной культуры и художественное воздействие Стонхенджа на человека.

 

Тема 2. «Земля возлюбленная...», или О том, как возникла цивилизация Древнего Египта (2 ч)

Проблемы. Географическое положение Египта. Верхний и Нижний Египет. Победа Нармера, царя Верхнего Египта, над Нижним Египтом, их объединение в единое государство. Основные этапы истории Египта: Древнее царство (XXX—XXIII вв. до н. э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.), Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.). Достижения художественной культуры Древнего Египта в эти периоды: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись.

Значение Нила в жизни Древнего Египта. Подчинение ритма бытия ритму природы (разлив и засуха, зной и холод, жизнь и смерть). Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян.
Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги. Фиванская и Мемфисская триады богов. Отсутствие сводного канонического «труда» о системе мироздания в целом. Восстановление этапов творения мира по различным мифологическим источникам. Возрастание религиозного значения Гелиополя для всего Древнего Египта. Разработка гелиопольскими жрецами «официальной версии» происхождения мира. Выделение «энеады» (Великой девятки богов), функции входящих в нее богов.

Относительная замкнутость исторического развития Древнего Египта, дававшая стране возможность жить и развиваться во всем своеобразии своей культуры. Древнеегипетская цивилизация в оценке и описаниях Геродота.

Художественные памятники. Плита (палетка) Нармера — первый исторический и художественный памятник Древнего Египта. Содержание рельефов на лицевой и оборотной сторонах плиты: царь в короне Южного Египта, убивающий северянина; убегающие северяне; царь в короне побежденного Севера идет смотреть на обезглавленных врагов; царь, разрушающий крепость, в образе быка; сцена культового содержания, не поддающаяся расшифровке. Особенности изображения человека и формирование стилистических признаков искусства Древнего Египта. Передача пространственных отношений с помощью сочетания различных точек зрения (вид спереди, вид сбоку, вид сверху, изображение одного предмета над другим) и отсутствие взаимосвязанности предметов единым пространством. Образцы литературных произведений, их религиозный характер. Древнейшие поэтические гимны в честь бога Хапи («Гимн Нилу») и религиозные тексты («Книга познания творений Ра»). Изображения богов в древнеегипетском искусстве: рельефы храмов («Книга пирамид»), росписи саркофагов («Книга саркофагов»), рисунки на древнеегипетских папирусах («Книга мертвых»).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.