Порядок прекращения деятельности банка — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Порядок прекращения деятельности банка

2023-01-01 30
Порядок прекращения деятельности банка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Банк может прекратить свою деятельность в процессе реор­ганизации или ликвидации.

Реорганизация банка представляет собой изменение его структуры и функций без ликвидации дел и имущества, в про­цессе которого осуществляется переход его прав и обязанностей к вновь созданному банку (банкам) и другим юридическим ли­цам в порядке, определенном законодательством.

Реорганизация банков является одним из наиболее эффек­тивных направлений реструктуризации банковской системы, поскольку при этом в максимальной степени может быть обес­печена защита интересов кредиторов. Кроме того, за счет кон­центрации капитала в процессе слияний и присоединений воз­растает устойчивость и конкурентоспособность банков и, следо­вательно, стабильность банковской системы.

Реорганизовать банк можно по решению его учредителей (участников), а в случаях, предусмотренных законодательст­вом, — по решению уполномоченных государственных орга­нов, в том числе суда. О реорганизации банка необходимо сооб­щить его кредиторам, которые вправе потребовать досрочного исполнения обязательств банка и возмещения убытков.

Реорганизация путем слияния, разделения, выделения и преобразования приводит к созданию новых банков. В случае, когда она осуществляется в форме присоединения, образования нового банка не происходит.

Реорганизация банков в Республике Беларусь характеризу­ется следующими особенностями, установленными действую­щим банковским законодательством:

- банк может провести реорганизацию в форме слияния только с банком (банками);

- присоединение банка возможно только к другому банку; к банку же может присоединиться не только банк, но и небанков­ская кредитно-финансовая организация;

- реорганизация банка путем разделения или выделения допускается только в случае, если уставный фонд вновь создан­ных банков не будет меньше минимального размера, установленного Национальным банком;

- банк может быть преобразован в небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Слияние банков характеризуется тем, что деятельность ре­организуемых банков прекращается, а права и обязанности каждого из них передаются вновь созданному банку. При этом реорганизованные банки должны возвратить имеющиеся у них банковские лицензии в Национальный банк. Образовавшийся в результате слияния банк вправе заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче лицензии на банковскую деятельность, в которой указываются все банковские операции, которые имели право осуществлять реорганизованные банки.

Если реорганизация банка путем слияния проводится по ре­шению его учредителей (участников), им необходимо получить письменное разрешение Национального банка. Для этого пре­доставляется пакет документов, перечень и содержание кото­рых регламентируются действующим законодательством.

При присоединении одного или нескольких банков к друго­му банку они прекращают свою деятельность. В устав присое­динившего банка вносятся необходимые изменения и дополне­ния, к нему переходят права и обязанности, а также лицензион­ные полномочия, которые имели реорганизованные банки. Рас­ширение лицензионных полномочий присоединившего банка осуществляется на основе поданного им ходатайства в Национальный банк о внесении соответствующих изменений или до­полнений в перечень банковских операций, указанных в его ли­цензии на банковскую деятельность. Присоединившиеся банки обязаны возвратить свои банковские лицензии в Националь­ный банк.

При слиянии и присоединении происходит укрупнение бан­ков в форме централизации банковского капитала. Данная тен­денция, характерная для мировой банковской практики в пос­ледние десятилетия, обусловлена обострением межбанковской конкуренции, усилением требований центральных банков к размеру собственного капитала, усилением нестабильности фи­нансовых рынков и другими факторами. Чаще всего реоргани­зацию в форме слияния проводят крупные банки, а объектами присоединения выступают мелкие и средние банки, оказавшие­ся на грани банкротства.

С целью сохранения конкурентной среды процессы слияния и присоединения банков регулируются антимонопольным зако­нодательством страны. В частности, для государственной ре­гистрации реорганизованных путем слияния или присоедине­ния белорусских банков им необходимо представить в Нацио­нальный банк наряду с другими, предусмотренными законода­тельством документами, заключение антимонопольного госу­дарственного органа.

Разделение и выделение банков сопровождается децентра­лизацией банковского капитала. Эти формы реорганизации банка могут быть инициированы его участниками, если, напри­мер, не совпадают их экономические интересы или они расхо­дятся в своем видении стратегии и перспектив развития банка.

При разделении банка его деятельность прекращается, а все его права и обязанности в соответствии с разделительным ба­лансом переходят к созданным на его основе банкам.

При выделении банка на базе реорганизуемого, который не прекращает своей деятельности, возникает один или несколько новых банков, которым он в соответствии с разделительным ба­лансом передает часть своих прав и обязанностей.

Банкам, создаваемым в результате разделения или выделе­ния, необходимо обратиться в Национальный банк с ходатайст­вом о выдаче им лицензий на банковскую деятельность.

Если в результате планируемой реорганизации банка путем его разделения или выделения должно произойти уменьшение уставных фондов образующихся банков по сравнению с устав­ным фондом реорганизуемого банка, то об этом необходимо уве­домить кредиторов последнего. Кредиторы реорганизуемого банка имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств банка и возмещения убытков.

Реорганизация банка путем преобразования влечет за собой изменение организационно-правовой формы его функциониро­вания и передачу его прав и обязанностей реорганизованному банку или иному юридическому лицу. Исключение составляют те права и обязанности, которые не могут быть переданы воз­никшему юридическому лицу, не являющемуся банком, напри­мер, небанковской кредитно-финансовой организации.

Ликвидация банка – это прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей этого банка в порядке правопре­емства к другим банкам или иным юридическим лицам.

Ликвидация банка может осуществляться:

• принудительно – по решению Национального банка или хозяйственного суда;

• добровольно – по решению участников (собственника имущества банка) либо уполномоченного органа банка.

Принудительная ликвидация банка может производиться только в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Причинами инициирования процедуры ликвидации Нацио­нальным банком могут выступать нарушение банком законода­тельных актов, своего устава и предписаний Национального банка; выявление неточных сведений, на основании которых была выдана лицензия на совершение банковских операций; неоднократное представление недостоверной отчетности и др.

Основанием для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда является осуществление банком деятель­ности без банковской лицензии, а также запрещенной законо­дательством или противоречащей уставным целям; признание судом недействительной регистрации банка в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства и иные причины, предусмотренные законодательными актами.

Добровольная ликвидация банка может произойти в связи с целесообразностью его дальнейшей деятельности, достижением цели, ради которой он создавался, и другими обстоятельствами. Она возможна только с письменного согласия Нацио­нального банка. Решение о ликвидации участники банка вправе принять лишь после того, как банк исполнит все обязательства, имеющиеся у него перед кредиторами и вкладчиками. После этого в Национальный банк представляется ходатайство с указанием причин необхо­димости ликвидации банка и другие документы в соответствии с установленными требованиями.

При принятии положительного решения Национальный банк направляет банку уведомление о своем согласии. В случае отказа он должен обосновать его и представить в банк свой план действий по устранению причин, вызвавших принятие реше­ния о ликвидации.

Получив согласие на ликвидацию банка, его участники или уполномоченный орган в течение десяти дней создают ликвида­ционную комиссию (или назначают ликвидатора) во главе с председателем.

Национальный банк вносит в Единый государственный ре­гистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что данный банк находится в процессе ликвида­ции. Ликвидируемый банк возвращает имеющуюся у него ли­цензию на осуществление банковской деятельности.

Ликвидационная комиссия проводит мероприятия по лик­видации банка. С момента ее назначения к ней переходят пол­номочия по управлению делами банка, а к председателю комис­сии – права руководителя банка.

В процессе своей деятельности ликвидационная комиссия должна произвести оценку финансового состояния ликвидируе­мого банка, установить сроки приема и условия удовлетворе­ния претензий кредиторов, срок ликвидации банка и т.д. Если анализ финансового состояния банка покажет, что имеющегося у него имущества недостаточно для выполнения его обяза­тельств перед кредиторами и государством, комиссия подает в хозяйственный суд исковое заявление о банкротстве банка.

Начав работу, ликвидационная комиссия помещает в орга­нах печати информацию о ликвидации банка с указанием кон­тактных телефонов, о порядке и сроках подачи кредиторами своих требований к банку. Она должна принять все возможные меры по выявлению кредиторов банка и письменно сообщить им о ликвидации банка. Кроме того, комиссия выявляет задол­женность клиентов и других лиц перед банком; проводит ин­вентаризацию имущества банка; закрывает корреспондентские счета банка, открытые им в других банках; решает вопросы о закрытии филиалов и представительств банка и проводит дру­гие необходимые мероприятия.

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составляется промежуточный ликви­дационный баланс, в котором отражаются сведения об имущест­ве ликвидируемого банка, предъявленные кредиторами требо­вания и результаты их рассмотрения. При этом в балансе требо­вания кредиторов отражаются в тех суммах, которые признаны комиссией обоснованными.

Далее ликвидационная комиссия принимает необходимые меры по взысканию имеющихся перед банком обязательств, производит расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, закрывает текущие (расчетные) счета клиентом банка; определяет порядок, очередность и пропорциональность удовлетворе­ния требований кредиторов и т.д.

Требования кредиторов каждой следующей очереди удовле­творяются после полного выполнения требований кредиторов предыдущей очереди. В первоочередном порядке возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, при­чиненного их жизни или здоровью. При недостаточности де­нежных средств для выполнения требований кредиторов лик­видационная комиссия может продать имущество банка или, по соглашению сторон, передать в счет удовлетворения этих требований часть имущества в натуральной форме.

После того, как все расчеты с кредиторами будут завершены, комиссия составляет ликвидационный баланс, который должен быть утвержден участниками или уполномоченным органом банка. Этот баланс вместе с другими необходимыми доку­ментами направляется для рассмотрения в Национальный банк. После принятия Национальным банком решения о ликвидации банка вносится запись об его исключении из Единого государст­венного регистра юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей, после чего банк считается ликвидированным.

Сообщение о ликвидации банка Национальный банк в уста­новленные сроки публикует в своем официальном изданиии республиканских печатных средствах массовой информации.

 

Тематика докладов

1. Банковский кодекс Республики Беларусь.

2. Содержание устава банка.

3. Экономическая несостоятельность банка.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что представляет собой банковское законодательство?

2. Какой законодательный акт является главным при регламентировании работы банков?

3. Какой орган осуществляет регистрацию и лицензирование банков в Республике Беларусь?

4. Какие документы представляются в Национальный банк Республики Беларусь для государственной регистрации банка?

5. Какие структурные подразделения могут создавать банки?

6. В какой срок Национальный банк Республики Беларусь принимает решение о возможности регистрации банка и выдачи ему лицензии на осуществление банковской деятельности?

7. Каким образом осуществляется лицензирование банковской деятельности?

8. Что может послужить основанием для отказа в государственной регистрации банка?

9. Перечислите основные мотивы отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

10.  Раскройте понятие «реорганизация банка».

11.  Чем отличаются такие формы реорганизации банка, как слияние и присоединение?

12.  Охарактеризуйте такие формы реорганизации банка, как разделение, выделение, преобразование.

13.  Дайте определение понятия «ликвидация банка».

14.  В каких формах может проходить ликвидация банка?

15.  Расскажите о деятельности ликвидационной комиссии.

16.  Что такое ликвидационный баланс?

17.  Назовите признаки банкротства банка.

18.  Какие меры по предупреждению банкротства банков может принимать Национальный банк Республики Беларусь?

19.  Перечислите меры, которые могут быть приняты в целях финансового оздоровления банков.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.