Краткое описание теории межличностных отношении вильяма Шутца — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Краткое описание теории межличностных отношении вильяма Шутца

2023-01-01 78
Краткое описание теории межличностных отношении вильяма Шутца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕОРИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ ВИЛЬЯМА ШУТЦА

Теория межличностных отношений разрабатывалась Вильямом Шутцем в период с 1955 по 1966 годы. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ содиальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

В теории делается попытка объяснить межличностное по­ведение индивида на основе трех потребностей: включения, контроля и аффекта. Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так развитие потребности включения зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность контроля зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях “родитель — ребенок” на свободу или контроль; потребность аффекта зависит от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным.и недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.

Характерные способы поведения двух индивидов в меж­личностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.

Основные постулаты теории

Основные положения теории были сформулированы Шутцем в виде четырех постулатов.

Постулат межличностных потребностей:

а) каждый индивид имеет три межличностные потребности: включение, контроль и аффект*;

б) включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.

Постулат непрерывности отношений:

наблюдаемое межличностное поведение взрослого индивида—это поведение, подобное тому, с которым он встречался в своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со своими родителями. Оно возникает на основе следующих принципов:

а) принцип постоянства: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, которая имела место в детстве в его отношениях “родитель—ребенок”, то его взрослое поведение будет соответствовать его поведению в детстве по отношению к родителям и другим авторитетам;        •

б) принцип идентификации: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно позиции своего родителя в его детских взаимоотношениях с ним, то его взрослое поведение будет соответствовать поведению его родителя (или других авторитетов) по отношению к нему.

Постулат совместимости:

если совместимость группы А больше, чем совместимость группы В, то 1 группа А ближе чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.

Постулат развития группы — формирование и развитие межличностных отношений двух или более индивидов протекает в определенном порядке:

а) принцип групповой интеграции—от момента, когда группа вступает в жизнь, вплоть до начала распада, преобладающей областью взаимодействия первоначально является включение, затем следует контроль и в конце концов — аффект. Этот цикл может повторяться.

б) принцип распада-группы—на последних трех этапах перед предполагаемым распадом группы преобладающие области межличностного поведения сменяют друг друга в обратном порядке: аффект, контроль, включение.

*'Под термином аффект (или аффекция) в данной теории понимается вся совокупность эмоциональных компонентов, сопровождающих межличностные отношения. 4

Потребность включения

Это потребность создавать и поддерживать удовлетвори­тельные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество.

Удовлетворительные отношения означают для индивида психологически приемлемые взаимодействия с людьми, которые протекают в двух направлениях:

1) от индивида к другим людям — диапазон от “устанавливает контакты со всеми людьми” вплоть до “не устанавливает контакты ни с кем”;

2) от других людей к индивиду — диапазон от “всегда с ним устанавливают контакты” вплоть до “никогда с ним не устанавливают контакты”.

На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя:

1) интерес субъекта к другим людям;

2) интерес других людей к субъекту.

С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее потребности включения, направлено на установление связей между людьми, которые можно обрисовать понятиями исключения или включения, принадлежности, сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это внимание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т. к. наконец кто-то обратил на него внимание.

Быть человеком, не похожим на других, т. е. быть индивидуальностью, — другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена на то, чтобы быть замеченным, обратить на себя внимание. К этому человек стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть индивидуальностью. Основным в этом выделении из массы других является то, что нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-либо интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако, это не значит, что его должны почитать и любить.

Проблемой, возникающей часто в начале межличностных отношений, является решение, быть ли вовлеченным в данное отношение или нет. Обычно при первоначальном установлении взаимоотношений люди пытаются представиться друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинтересовать других. Часто человек первоначально молчалив, т. к. он не уверен в том, что интересен другим людям; это все касается проблемы включения.

Включение подразумевает такие понятия как взаимоотношения между людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных эмоциональных привязанностей к отдельным людям; а от контроля тем, что его сущностью является занятие видного положения, но никогда — доминирование.

Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения “родитель—ребенок” могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, и контакт минимальный). В последнем случае ребенок испытывает страх, чувство того, что он незначительная личность, чувствует сильную потребность быть принятым группой. Ес­ли же включение неадекватное, то он пытается подавить этот страх либо устранением и замкнутостью, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы.

Потребность контроля

Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу.

Удовлетворительные отношения включают психологически приемлемые отношения с людьми в двух направлениях:

1) от индивида к остальным людям в диапазоне от “всегда контролирует поведение остальных людей” вплоть до “никогда не контролирует поведение других”;

2) от других людей к индивиду — в диапазоне от “всегда контролируют” до “никогда не контролируют”.

На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию и ответственность. Это чувство включает:

1) достаточное уважение по отношению к другим;

2) получение достаточного уважения со стороны других людей.

На уровне самопонимания данная потребность проявляется в необходимости чувствовать себя компетентной и ответственной личностью.

Поведение, вызванное потребностью контроля, относится к процессу принятия решений людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континууме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до необходимости быть контролируемым, т. е. быть избавленным от ответственности. Не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке. Два человека, которые доминируют над другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Например, властный сержант может подчиняться приказам своего лейтенанта с удовольствием, в то время как хулиган.может постоянно перечить своим родителям. Поведение в этой области кроме прямых форм имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.

Отличие поведения контроля от поведения включения состоит в том, что не предполагает известность. “Власть вне трона” — прекрасный пример высокого уровня потребности в контроле и низкого уровня включения. “Остряк” — яркий пример большой необходимости во включении и малой — в контроле. Поведение контроля отличается от поведения аффекта тем, что оно имеет дело больше с отношениями власти, чем с эмоциональной близостью.

В отношениях “родитель—ребенок” может быть два экстремума: от сильно ограниченного, регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок решал все самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет не способен справиться с ситуацией в критический момент. Идеальные отношения между родителем и ребенком редуцируют этот страх, тем не менее, слишком сильный или слишком слабый контроль ведет к формированию оборонительного поведения. Ребенок стремится преодолеть страх либо доминированием над остальными и, притом подчиняться правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой.

НАЗВАНИЯ И СИМВОЛЫ ШКАЛ ОМО

(шесть основных шкал опросника)

ВКЛЮЧЕНИЕ' выраженное поведение

Ie — стремлюсь принимать остальных, чтобы они имели - интерес ко мне и принимали участие в моей деятельности;

активно стремлюсь принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще' среди людей.,

требуемое поведение

Iw — стараюсь, чтобы остальные приглашали меня принимать участие в их деятельности и стремились бы быть в. моем обществе, даже когда я не прилагаю к этому никаких усилий.

КОНТРОЛЬ выраженное поведение

Сe — пытаюсь контролировать и влиять на остальных;

беру в свои руки руководство и стремлюсь решать, что и как будет делаться.

требуемое поведение

Сw — стараюсь, чтобы остальные контролировали меня, влияли на меня и говорили мне, что я должен делать.

АФФЕКТ выраженное поведение

Аe — стремлюсь быть в близких, интимных отношениях с остальными, проявлять к ним свои дружеские и теплые чувства.

требуемое поведение

Аw — стараюсь, чтобы другие стремились быть ко мне эмоционально более близкими и делились своими интимными чувствами. '

Оценки по этим шкалам — числа в промежутке от О до 9. Следовательно, результат выражается суммой;; шести однозначных чисел. Комбинации этих оценок дают индексы объема интеракций (е+W) и противоречивости межличностного поведения'(е—W) внутри и между отдельными областями межличностных потребностей, а также коэффициенты совместимости в диаде или группе, состоящей из большего количества членов.

Проведение опроса

При проведении опроса необходимо соблюдать все общие правила, которые способствуют созданию соответствующей атмосферы тестирования. Особенно необходимо, как и для всех личностных опросников, соблюдать принцип добровольности. Даже малейшее давление на тестируемого, чтобы он заполнил тест, значительно повышает возможность искажения результатов.

Письменная инструкция настолько проста, что обычно не нуждается в дополнительном объяснении. В случае необходимости можно показать испытуемому способ записи ответов.

Длительность тестирования не ограничена. Большей валидности и надежности результатов способствует спокойная атмосфера. Средний опрашиваемый отвечает на 54 утверждения в течение 15 минут.

Схожесть утверждений может вызвать у испытуемого впечатление, что в тесте скрыто что-то еще, что, на первый •взгляд, не очевидно, и возбудить в нем чувство угрозы. В таком случае возможен успокаивающий комментарий, заключающийся в пояснении соответствующей части инструкции.

- Опросник можно предъявлять и индивидуально. В этом случае нет необходимости, чтобы экспериментатор присутствовал. Тем не менее, наблюдение за индивидом в процессе тестирования может повысить его мотивацию и предоставить экспериментатору информацию о его отношении к тесту и ситуации тестирования.

Если тест проводится в группе, то присутствие экспериментатора необходимо для того, чтобы он мог убедиться, что инструкция всем ясна, и чтобы испытуемые не дискутировали между собой и не оказывали влияние друг на друга.

Лицо А

Низкий балл в областях I и А предполагает, что индивид высокоразборчив как в общих межличностных контактах с другими людьми, так и при создании более тесных эмоциональных отношений. Очевидно, в приведенных областях он очень чувствителен и, если межличностные отношения не отвечают его узко ограниченным требованиям, то он быстро замыкается в себе.

Оценка в области контроля означает, что он относится к лицам, которые характеризуются нерешительностью и зависимостью.

Можно предполагать, что главным условием для установления обычных и близких эмоциональных отношений и для их успешного развития является, прежде всего, удовлетворение потребности индивида в зависимости.

 

Лицо В

Разница между Iе и Iw предполагает, что Индивид при инициации включенного поведения блокирован, вероятно, опасением неприятия. Высокий балл Iw может означать, что лицо ожидает вызова и почти каждый вызов принимает.

Значительная положительная разница в области контроля предполагает, что индивид не -выносит ни малейшего вмешательства в свои дела. Высокий балл Iw наряду с необхо­димостью быть популярным, предполагает, что действия индивида не должны иметь диктаторский характер, а скорее имеют форму материнской протекции.

Область А имеет структуру, подобную области I и здесь протекают -подобные процессы.

Не исключено, что при определенных обстоятельствах индивид может компульсивно брать на себя ответственность за остальных и не будет способен отказать любой просьбе, несмотря на то, удовлетворяет ли проситель его потребности в дружбе и эмоциональных связях.

Совместимость лиц А и В

Обобщение коэффициентов совместимости предполагает, что главная проблема в межличностных отношениях лиц А и В может заключаться в областях включения и аффекции, а в области контроля пара средне-гармоничная. Если лица А и В образуют супружескую пару, которая посетила супружескую консультацию, то психолог может прибегнуть к более глубокому исследованию этих областей и их отношений с областью контроля.

В заключение этого гипотетического примера необходимо подчеркнуть, что заключения опросника всегда должны быть интерпретированы в свете дополнительной информации об индивиде или группе.

Приложение1

Таблица 1

Среднее и стандартное отклонение по шкалам опросника (студенты вузов, средний возраст 19,5 года)

Шкалы

Мужчины

п=172

Женщины п=211

Итого

п=383

                       
    среднее станд. откл. среднее станд. откл. среднее станд. откл.
Iе 4.7 1.5 . 5.1 1.6 4.9 1.6
Iw 4.2 2.0 5.0 2.1 4.6 2.1
Се 5.3 2.6 4.8 2.6 5.0 2.6
Cw 3.6 1.7 3.9 1.8 3.8 1.8
Ае 3.8 1.8 4.2 1.7 4.0 1.8
А w 4.3 2.1 5.7 2.4 5.0 2.3

 

Таблица 2

Среднее и стандартное отклонение по шкалам опросника (клинические группы)

   

Больные алкоголизмом

Системные больные

   

(мужчины, средний возраст

(женщины, средний

Шкалы

33 года) п=40

возраст 35 лет) п=40

    среднее станд. откл. среднее станд. откл.
Iе 4.8 1.6 4.3 2.0
Iw 4.2 2.4 3.3 1.3
Се 4.0 3.1 2.6 1.8
С w 2.4 1.6 3,7 2.2
Ае. 4.6 1.8 3.4 1.8
А w 4.8 2.1 5.7. 2.5

 

Приложение 2

Инструкция

Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности здесь нет правильных и неправильных ответом, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так, как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

 

Имя

 

Возраст•    
Дата

 

 

Группа

 

 

Символ    

Место работы:

 

 

е

     w                  e+w

е—w

I

 

 

 

 

 

 

   

С

 

 

 

 

 

 

   

А

 

 

 

 

 

 

   
                 

 

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит.

Номер ответа напишите в скобках слева от каждой строчки.

Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

(1)         (2)     (3)           (4)          (5)     (6)

Приложение 3

Ключи для обработки шкал опросника межличностных отношений (0М0)

Слева приводятся пункты шкал, справа — номера правильных ответов. При совпадении ответа испытуемого с ключом — он оценивается в 1 балл, при несовпадении—0 баллов.

   Ie                                                   Cw                                        Ae

1. 1 2 3 4          2. 1 2 3 4 5       4. 1 2

3. 1 2 3 4 5       6. 1 2 3              8. 1 2

5.1 2 3 4 5        10. 1 2 3                           12. 1

7.1 2 3               14. 1 2 3                           17. 1 2 3

9.1 2 3               18. 1 2 3 4        19. 3 4 5 6

11.1 2                20. 1 2 3 4        21. 1

13. 1                  22. 1 2 3 4        23. 1

15. 1                  24. 1 2               25. 3 4 5 6

16. 1                  26. 1 2               27. 1

 Iw                                           Ce                                         Aw

28. 1 2              30. 1 2 3 4        29. 1

31. 1 2              33. 1 2 3 4 5     32. 1 2

34. 1 2              36. 1 2 3                           35. 5 6

37. 1                  41. 1 2 3 4 5     38. 1 2 3

39. 1                  44. 1 2 3 4        40. 5 6

42. 1 2 3                           47. 1 2 3 4 5     43. 1

45. 1 2 3                           50. 1 2               46. 4 5 6

48. 1 2 3 4        53. 1 2 3 4        49. 1

51. 1 2 3                           54. 1 2 3                           52. 5 6

 

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕОРИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ ВИЛЬЯМА ШУТЦА

Теория межличностных отношений разрабатывалась Вильямом Шутцем в период с 1955 по 1966 годы. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ содиальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

В теории делается попытка объяснить межличностное по­ведение индивида на основе трех потребностей: включения, контроля и аффекта. Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так развитие потребности включения зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность контроля зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях “родитель — ребенок” на свободу или контроль; потребность аффекта зависит от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным.и недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.

Характерные способы поведения двух индивидов в меж­личностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей.

Основные постулаты теории

Основные положения теории были сформулированы Шутцем в виде четырех постулатов.

Постулат межличностных потребностей:

а) каждый индивид имеет три межличностные потребности: включение, контроль и аффект*;

б) включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.

Постулат непрерывности отношений:

наблюдаемое межличностное поведение взрослого индивида—это поведение, подобное тому, с которым он встречался в своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со своими родителями. Оно возникает на основе следующих принципов:

а) принцип постоянства: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, которая имела место в детстве в его отношениях “родитель—ребенок”, то его взрослое поведение будет соответствовать его поведению в детстве по отношению к родителям и другим авторитетам;        •

б) принцип идентификации: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно позиции своего родителя в его детских взаимоотношениях с ним, то его взрослое поведение будет соответствовать поведению его родителя (или других авторитетов) по отношению к нему.

Постулат совместимости:

если совместимость группы А больше, чем совместимость группы В, то 1 группа А ближе чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.

Постулат развития группы — формирование и развитие межличностных отношений двух или более индивидов протекает в определенном порядке:

а) принцип групповой интеграции—от момента, когда группа вступает в жизнь, вплоть до начала распада, преобладающей областью взаимодействия первоначально является включение, затем следует контроль и в конце концов — аффект. Этот цикл может повторяться.

б) принцип распада-группы—на последних трех этапах перед предполагаемым распадом группы преобладающие области межличностного поведения сменяют друг друга в обратном порядке: аффект, контроль, включение.

*'Под термином аффект (или аффекция) в данной теории понимается вся совокупность эмоциональных компонентов, сопровождающих межличностные отношения. 4


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.