Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-12-30 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования - направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки — учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования — забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). В русской публицистике 19 в.: у «охранителей» — бранная кличка; у революционных демократов — название участников демократического и революционного движения 1860-х — нач. 1870-х гг., отрицавших крепостнические традиции.
На эту проблему так же, как на проблему свободы существует, по крайней мере, три точки зрения.
Точка зрения |
Наиболее выдающиеся представители
| Сущность | ||
Нигилистическая | Жизнь бессмысленна потому, что человек смертен и Бога нет. Поэтому – ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП! | |||
Атеистическая | Нет Бога, нет посмертного суда и воздаяния. Смысл жизни в том, чтобы оставить что-то после себя людям. "Каждый должен что-то оставить после себя. Сына, или книгу, или картину, выстроенный тобой дом или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобою дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив". Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». | |||
Логотерапевтическая | Виктор Франкл | «Жизнь человека полна смысла до самого конца… И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования». Жизнь требует от человека, чтобы он нашёл и реализовал неповторимый смысл своего существования. | ||
Атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный) – мировоззрение, отрицающее Бога и Божественное устройство мира.
Логотерапия (терапия смысла) – психологическое учение и методика лечения неврозов, разработанная австрийским психиатром Виктором Франклом. Сущность логотерапии в том, что врач для избавления пациента от невроза помогает ему найти неповторимый смысл собственного существования.
Вопросы для закрепления материала
С какой из точек зрения на проблему свободы соотносится логотерапевтическая концепция смысла жизни?
Урок № 8
Что я могу знать? Мировоззрение, знание и наука
Познание - особый вид человеческой деятельности, направленной на приобретение знаний о мире.
Знание – цель и итог познавательной деятельности. Совокупность сведений об окружающем мире.
Субъект познания – отдельный человек или общество в целом.
|
Объект познания - весь окружающий мир или отдельный его элемент.
Виды познания – обыденное, научное, философское, художественное, социальное.
Ступени познания
Чувственное познание - познание с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания:
Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов.
Восприятие – формирование целостных образов предметов и их свойств.
Представление - сохранение в сознании чувственного образа воспринимаемого предмета.
Рациональное познание - познаниеспомощьюразума. Используетсяанализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование.
Формы рационального познания:
Понятие –форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
Суждение - форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключение - получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления.
Результаты чувственного познание - закрепляются в сознании в виде образов.
Рациональное познание - результаты закрепляютсяв знаковых формах и системах.
В познании важную роль играет интуиция – способность человека к постижению истины без обоснования с помощью доказательств.
Проблема соотношения чувств и разума в познании
Со времён античности в философии шёл спор о соотношении чувств и разума в познании. В Новое время, когда формировалась современная наука, этот спор приобрёл особую остроту. Философы разделились на сенсуалистов и рационалистов.
Направление в философии | Представители | Основные идеи |
Сенсуализм | Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Дж. Беркли, Д. Юм. | «Нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в чувствах» |
Рационализм | Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц. | «Нет ничего в чувствах, чего не было ранее бы в разуме» |
Проблема познаваемости мира
Существует направление в философии, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Это направление называется агностицизм, а его представители – агностиками (от греч. agnostos — недоступный познанию).
Агностики утверждали, что тела – это «комплексы ощущений». Другой их тезис: «Существовать – значит, быть воспринимаемым».
Проблема истины и её критериев
|
Истина:
- Соответствие мыслей человека окружающей действительности.
- Соответствие полученных знаний объекту познания.
- По содержанию – объективна, не зависит от человека.
- По форме – субъективна.
- Абсолютная – раз и навсегда установленное знание о предмете.
- Относительная – ограниченное знание, которым обладает человек на данном этапе развития.
- Критерий истины - практика (от греч. praktikos — деятельный, активный) - целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.
Понятие мировоззрения
Мировоззрение (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения людей, их идеалы, принципы познания и деятельности.
Типы мировоззрения:
житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды на мир и человека;
религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает новые мировоззренческие ориентации;
Научное мировоззрение.
Носители мировоззрения — личность и социальная группа.
Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.
Самостоятельная работа
1 вариант
1. В каком смысле истина объективна по содержанию и субъективна по форме?
2.Как взаимосвязаны абсолютная и относительная истина?
2 вариант
1. Чем научный прогноз отличается от пророчества или прорицания?
2. В каком смысле личность является носителем мировоззрения?
Урок № 10
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!