Надкостничные рефлексы человека — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Надкостничные рефлексы человека

2022-12-30 23
Надкостничные рефлексы человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Надкостничные рефлексы Методика исследования Рефлекторный центр
Надбровный рефлекс Неврологическим молоточком нанесите легкий удар по краю надбровной дуги пациента. В ответ в норме наблюдается смыкание век. Ветви V-VII черепных нервов
Нижнечелюстной Рефлекс Неврологическим молоточком нанесите легкий удар по подбородку пациента при слегка приоткрытом рте. В ответ в норме наблюдаются сокращение жевательных мышц и поднятие нижней челюсти. Чувствительные и двигательные волокна третьей ветви V черепного нерва

2. С помощью рис. 4 ознакомьтесь со спинальными сухожильными рефлексами.

 
А


Б

Рис. 2. Спинальные сухожильные рефлексы человека

Обозначения: А – рефлексы, вызываемые с верхних конечностей: а – плечелоктевой, б – локтевой; Б – рефлексы, вызываемые с нижних конечностей: а – коленный, б – пяточный (ахиллов).

 

3. Проведите анализ распространения возбуждения в нервной системе при осуществлении спинальных сухожильных рефлексов, заполнив таблицу 5.

Таблица 5

Спинальные сухожильные рефлексы человека

Сухожильные рефлексы Методика исследования Рефлекторный центр
Плечелоктевой рефлекс        
Локтевой рефлекс        
Коленный рефлекс        
Пяточный рефлекс        

4. Оцените в условных единицах (+, ++, −, 0) наличие, силу проявления и симметричность спинальных сухожильных рефлексов у разных испытуемых, заполнив таблицу 6.

Таблица 6

Индивидуальные особенности наличия, силы проявления и симметричности

Спинальных сухожильных рефлексов

Испытуемые

Плечелоктевой рефлекс

Локтевой рефлекс

Коленный рефлекс

Пяточный рефлекс

Слева Справа Слева Справа Слева Справа Слева Справа
1                
2                
3                
4                
5                

Обозначения: «+» − наличие рефлекса; «++» − повышение рефлекса; «−» − понижение рефлекса; «0» − утрата рефлекса.

Контрольные вопросы

Сделайте заключение о состоянии рефлекторных дуг надкостничных и сухожильных рефлексов исследуемых. Оцените возбудимость нервной системы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Проанализируйте симметричность спинальных сухожильных рефлексов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Почему по мере взросления происходит угасание новорожденных рефлексов

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись преподавателя______________________

Лабораторная работа 8

ЭЛЕКТРОЭНЕЦЕФАЛОГРАФИЯ

 

От поверхности головы можно зарегистрировать спонтанные электрические колебания, обладающие определенной периодичностью и названные электроэнцефалограммой. Электроэнцефалография (ЭЭГ) — неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Электроэнцефалография дает возможность качественного и количественного анализа функционального состояния головного мозга и его реакций при действии раздражителей. Запись ЭЭГ (рис. 21) широко применяется в диагностической и лечебной работе (особенно часто при эпилепсии), в анестезиологии, а также при изучении деятельности мозга, связанной с реализацией таких функций, как восприятие, память, адаптация и т. д.

Рис. 21. Электроэнцефалограмма

 

Регистрация ЭЭГ производится специальными электродами (наиболее распространенные мостиковые, чашечковые и игольчатые). В настоящее время чаще всего используется расположение электродов по международной системе «10—20 %» (рис. 22). Запись потенциалов с каждого электрода осуществляется относительно нулевого потенциала референта, за который принимается мочка уха или кончик носа.

 

Рис. 22. Расположение электродов по международной системе «10—20 %»

Для выделения на ЭЭГ значимых признаков её подвергают анализу. Основными понятиями, на которые опирается характеристика ЭЭГ, являются:

· средняя частота колебаний

· их максимальная амплитуда

· их фаза

· различия кривых ЭЭГ на разных каналах и их временная динамика.

Одной из основных характеристик ЭЭГ является частота. Однако из-за ограниченных возможностей восприятия при визуальном анализе ЭЭГ, применяемом в клинической электроэнцефалографии, целый ряд частот не может быть достаточно точно охарактеризован оператором, так как глаз человека выделяет только некоторые основные частотные полосы, явно присутствующие в ЭЭГ. В соответствии с возможностями ручного анализа была введена классификация частот ЭЭГ по некоторым основным диапазонам, которым присвоены названия букв греческого алфавита (альфа — 8—13 Гц, бета — 14—40 Гц, тета — 4—6 Гц, дельта — 0,5—3 Гц, гамма — выше 40 Гц и др. Считается, что каждый такой «ритм» соответствует некоторому определённому состоянию мозга и связан с определёнными церебральными механизмами

Альфа-ритм (α-ритм) — ритм ЭЭГ в полосе частот от 8 до 13 Гц, средняя амплитуда 30-70 мкВ (рис. 23 1). Регистрируется у 85-95% здоровых взрослых. Лучше всего выражен в затылочных отделах. Наибольшую амплитуду α-ритм имеет в состоянии спокойного бодрствования, особенно при закрытых глазах в затемнённом помещении. Блокируется или ослабляется при повышении внимания (в особенности зрительного) или мыслительной активности.

Бета-ритм (β-ритм) — ритм ЭЭГ в диапазоне от 14 до 30 Гц с напряжением 5—30 мкВ (рис. 23.2), присущий состоянию активного бодрствования. Наиболее сильно этот ритм выражен в лобных областях, но при различных видах интенсивной деятельности резко усиливается и распространяется на другие области мозга. Так, выраженность β-ритма возрастает при предъявлении нового неожиданного стимула, в ситуации внимания, при умственном напряжении, эмоциональном возбуждении. Поэтому смену альфа-ритма на бета ритм называют реакцией активации (рис. 24).

Гамма-ритм (γ-ритм) — колебания потенциалов ЭЭГ в диапазоне от 30 Гц до 120—170 Гц. Амплитуда очень низка — ниже 10 мкВ и обратно пропорциональна частоте. В случае если амплитуда гамма-ритма выше 15 мкВ, то ЭЭГ рассматривается как патологическая.

Гамма-ритм наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания. Существуют теории, связывающие этот ритм с работой сознания. Гамма-ритм отражает собой пейсмекерные колебания, которые одновременно запускаются в нейронах приходящим сигналом из активирующей системы ретикулярной формации, вызывающим смещение мембранного потенциала.

Дельта-ритм (δ-ритм)— состоит из высокоамплитудных (сотни микровольт) волн частотой 1—4 Гц (рис. 23.3). Возникает как при глубоком естественном сне, так и при наркотическом, а также при коме. Дельта-ритм также наблюдается при регистрации ЭЭГ от участков коры, граничащих с областью травматического очага или опухоли. Низкоамплитудные (20—30 мкВ) колебания этого диапазона могут регистрироваться в ЭЭГ покоя при некоторых формах стресса и длительной умственной работе.

Тета-ритм (θ-ритм) — ритм ЭЭГ. Частота 4-8 гц, высокий электрический потенциал 100—150 микровольт, высокая амплитуда волн (рис. 23.4). Наиболее ярко тета-ритм выражен у детей (2-8 лет) Этот частотный диапазон способствует глубокой релаксации головного мозга, памяти, более глубокому и быстрому усвоению информации, пробуждению индивидуального творчества и талантов. В естественном состоянии эти ритмы доминируют во время фазы быстрого сна, полудремы. Именно в этом диапазоне частот в головном мозге достаточно энергии для усвоения больших объемов информации и быстрого сворачивания её в долговременную память. Поэтому усиливаются способности к обучению и ослабляется стресс. В этом диапазоне мозг находится в состоянии повышенной восприимчивости. Это состояние идеально для суперобучения, мозг способен длительное время сохранять сосредоточенность, экстравертность, и не подвержен тревогам и невротическим проявлениям. Это диапазон верхних связей мозга, соединяющих полушария и непосредственно слои коры мозга с лобными её зонами.

 

Рис.23. Основные ритмы коры головного мозга человека: 1 – гамма-ритм; 2 – бета-ритм; 3 - альфа-ритм; 3 - тета-ритм; 4 - дельта-ритм

 


Рис. 24. Изменения электроэнцефалограммы затылочной области коры, показывающие переход от альфа-ритма к бета-ритму при открывании глаз (стрелка вверх) и восстановление альфа-ритма при закрывании глаз (стрелка вниз)

Электроэнцефалография применяется при всех неврологических, психических и речевых расстройствах. По данным ЭЭГ можно изучить цикл «сон и бодрствование», установить сторону поражения, расположение очага поражения, оценить эффективность проводимого лечения, наблюдать за динамикой реабилитационного процесса. Большое значение ЭЭГ имеет при исследовании больных с эпилепсией, поскольку лишь на электроэнцефалограмме можно выявить эпилептическую активность головного мозга.

Цель работы: овладеть методикой регистрации и анализа ЭЭГ у человека.

Для работы необходимы: АРМ студента-физиолога, электроэнцефалографический шлем, электроды, электродная паста, спирт, сантиметровая лента, вата, пинцет. Исследование проводят на человеке.

 

Ход работы

3. Изучите методику регистрации ЭЭГ в разных функциональных состояниях. Испытуемого усадить в кресло. На голову испытуемому надеть электроэнцефалографический шлем. Измеряют расстояние по сагитальной линии между носовой впадиной и затылочным бугром (L1) и расстояние между слуховыми проходами (L2), по линии проходящей через вертекс. Устанавливают четыре эктивных электрода: два лобных отведения (F3, F4) и два затылочных (01, 02). Электрод в отведении F3 устанавливают, отмерив от носовой впадины 30% L1 вверх и 20% L2 влево. Для установки электрода в отведении O1 находят точку, расположенную на 10% L1 вверх и 10% L2 влево от затылочного бугра, электроды для отведение F4 и O2 устанавливают на правой половине головы симметрично F3 и O1. Референтные электроды (Al, A2) закрепляют на мочках ушей. В точках установки электродов волосы раздвигают и тщательно протирают кожу спиртом. На металическую часть электрода помещают ватный тампон, пропитанный электродной пастой. Электроды закрепляются на голове с помощью шлема.

Включить АРМ и запустить программное обеспечение. Подключить электроды к электроэнцефалографическому модулю АРМ. Неиспользуемые гнезда электроэнцефалографическому модулю соединить с разъемом виртуальной земли.

Начать запись сигналов. Зарегистрировать ЭЭГ при закрытых глазах испытуемого. Наблюдают преобладание в ЭЭГ альфа-ритма. Просят испытуемого открыть глаза и наблюдают реакцию десинхронизации ЭЭГ: исчезновение альфа-ритма и появление частых низкоамплитудных колебаний бета- диапазона

Попросить испытуемого решить в уме арифметический пример (например умножить 12 на 17). Наблюдают реакцию десинхронизации (реакцию активации).

Сравнить записи ЭЭГ трех функциональных состояний человека: бодрствование с открытыми глазами, бодрствование с закрытыми глазами, мыслительная деятельность.

4. Зарисуйте записи ЭЭГ разных функциональных состояниях.

 

 

5. Зарисуйте артефакты ЭЭГ при движениях глаз.

 

 


Контрольные вопросы:

Что такое ЭЭГ?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое артефакты ЭЭГ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В чем заключается реакция десинхронизации (реакция активации)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Подпись преподавателя______________________

Лабораторная работа 9


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.