Глава 10. Основные положения по системе технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 10. Основные положения по системе технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных

2022-12-30 26
Глава 10. Основные положения по системе технического обслуживания и ремонта дорожных и строительных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МАШИН

 

10.1. Общие понятия по системе технического обслуживания

и ремонта машин

Техническое обслуживание и ремонт машин совместно с их транспортированием и хранением, согласно ГОСТ 25866—83, со­ставляют техническую эксплуатацию

Техническое обслуживание (ГОСТ 18322—78) — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности либо исправности машин при использовании их по назначению, а так­же хранении и транспортировании.

Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправ­ности или работоспособности машин и восстановлению их ресур­сов или составных частей.

Процесс определения технического состояния составных частей |и машин в целом для выяснения необходимости их технического обслуживания или ремонта, а также для контроля качества выпол­ненных работ называют техническим диагностированием. Оно являет­ся составной частью технического обслуживания и ремонта машин и организуется в соответствии с требованиями ГОСТ 25044—81.

Совокупность взаимосвязанных средств, документации техни­ческого обслуживания и ремонта, а также исполнителей, необхо­димых для поддержания и восстановления качества машин, вхо­дящих в эту систему, составляет систему технического обслужива­ния и ремонта машин.

В зависимости от этапа эксплуатации, периодичности, объ­ема работ, условий эксплуатации и других признаков выделяют следующие виды технического обслуживания и ремонта. Техни­ческое обслуживание при использовании машин подразделяет­ся на ежесменное (ЕТО), сезонное (СО) и периодическое тех­ническое обслуживание (ТО). Последнее включает в себя пер­вое (ТО-1), второе (ТО-2) и третье (ТО-3) техническое обслу­живание.

По объему работ ремонт подразделяется на текущий (Т) и ка­питальный (К). При текущем ремонте восстанавливают работо­способность машин путем замены и (или) восстановления их от­дельных составных частей. При текущем ремонте восстанавливают исправность и полный (или близкий к полному) ресурс машин заменой или восстановлением большого количества их составных частей, включая базовые.

Интервал времени между отдельными видами периодическо­го технического обслуживания (ремонта) называется периодич­ностью технического обслуживания (ремонта). Периодичность из­меряется в моточасах, учитываемых по счетчику. Ежесменное техническое обслуживание выполняют на протяжении всего пе­риода смены. Критерием проведения сезонного технического об­служивания является температура окружающего воздуха. При ус­тановившейся температуре окружающего воздуха выше 5 °С про­водят сезонное техническое обслуживание машин с целью под­готовки их к весенне-летнему периоду эксплуатации, а при тем­пературе ниже 5 "С — к осенне-зимнему периоду эксплуатации. Проведение сезонного технического обслуживания совмещают с очередным плановым техническим обслуживанием. Затраты тру­да на выполнение одного вида технического обслуживания (ре­монта) машины называются трудоемкостью, а время его прове­дения — продолжительностью технического обслуживания (ремон­та). Оба названных показателя являются важными, так как по ним оценивается совершенство технического обслуживания и ремонта машин. Показатели технического обслуживания и ре­монта отечественных дорожных и строительных машин приведе­ны в табл. 10.1 (по данным «Рекомендаций по организации тех­нического обслуживания и ремонта строительных машин». — М., 1993).

 

 

 

 

10.2. Перечни, состав и технология работ технического обслуживания дорожных и строительных машин

Перечни работ являются основой технического обслуживания машин (рис. 10.1); их устанавливают для каждого вида техничес­кого обслуживания исходя из необходимости обеспечения задан­ного уровня надежности машин. Каждая из работ, включенная в перечень, обеспечивает безотказность или долговечность отдельных деталей, сборочных единиц или составных частей машин. Все работы, входящие в состав технических обслуживании, разделе­ны на моечно-очистные, крепежные, контрольно-регулировоч­ные

 

Рис. 10.1. Условные символы технического обслуживания машины: 1— осмотреть; 2 — очистить; 3, 4 — промыть; 5 — проверить (продиагностировать) и при необходимости отрегулировать; 6 — заменить составную часть (напри­мер, фильтрующий элемент); 7 — снять составную часть; 8 — установить состав­ную часть; 9 — проверить затяжку резьбового соединения и при необходимости подтянуть; 10 — проверить уровень жидкости (масла, топлива, рабочей и охлаж­дающей жидкостей, электролита и др.) и при необходимости добавить; 11 — слить отстой (из баков, фильтров и др.) и конденсат (из воздушных ресиверов); 12 — заменить жидкость; 13 — смазать (путем нагнетания пластичной смазки)устраняют подтекание топлива, масел, рабочей и охлаждающей жидкостей. В заключение проверяют исправность системы управ­ления машиной, сигнализации и освещения.

При первом техническом обслуживании (ТО-1) необходимо: выполнить работы ЕТО и, кроме того, осуществить наружную мойку машины; проверить натяжение ремней вентилятора и дав­ление в шинах, уровень электролита в аккумуляторной батарее и состояние ее зажимов и вентиляционных отверстий; слить отстой топлива из бака и фильтров и конденсат из баллонов пневмосис-темы; долить при необходимости масло в отдельные картеры и смазать составные части машин согласно таблице смазки.

В период второго технического обслуживания (ТО-2) необхо­димо: выполнить работы ТО-1 и при необходимости отрегулиро­вать двигатель, сцепление, тормоза, фрикционы, управление, натяжение гусеничных лент, цепей, а также сходимость колес, давление открытия предохранительных клапанов гидросистемы и пневмосистемы; измерить плотность электролита и при необхо­димости подзарядить аккумуляторную батарею; обслужить возду­хоочиститель и сапуны; заменить масло в картере двигателя и ком­прессора; очистить масляную центрифугу и фильтры гидросисте­мы, а также подтянуть крепление деталей и смазать составные части согласно таблице смазки.

При третьем техническом обслуживании (ТО-3) машины не­обходимо: выполнить работы ТО-2, и кроме того, проверить и при необходимости отрегулировать пусковое устройство, подшип­ники направляющих колес и опорных катков гусеничного ходо­вого устройства, а также топливный насос и стартер; очистить и промыть фильтр-отстойник топливного бака и карбюратор пуско­вого двигателя, топливные фильтры или заменить их фильтру­ющие элементы.

При сезонном техническом обслуживании машин (СО) в про­цессе подготовки их к осенне-зимнему периоду эксплуатации следу­ет заправить систему охлаждения двигателя охлаждающей жидко­стью, не замерзающей при низкой температуре; включить предпус­ковой подогреватель двигателя; установить утеплительные чехлы; отключить радиаторы смазочной системы двигателя и гидросисте­мы, а также перевести винт сезонной регулировки реле-регулятора в положение «3»; довести плотность электролита в аккумуляторной батарее до зимней нормы и заменить зимними сортами масла, смаз­ку и рабочую жидкость согласно таблице смазки. При подготовке машин к весенне-летнему периоду эксплуатации во время сезонно­го технического обслуживания необходимо снять утеплительные чех­лы; отключить предпусковой подогреватель; включить радиаторы смазочной системы двигателя и гидросистемы, а также перевести винт сезонной регулировки реле-регулятора в положение «Л»; дове­сти плотность электролита в аккумуляторной батарее до летней нормы и заменить летними сортами масла, смазку и рабочую жидкость согласно таблице смазки. При необходимости удалить накипь из си­стемы охлаждения двигателя и промыть систему.

Конкретные перечни работ технического обслуживания по каж­дой марке машин содержатся в руководстве по эксплуатации.

Под технологией понимается совокупность приемов и спосо­бов выполнения работ технического обслуживания. Необходимость в проведении указанных работ определяется состоянием состав­ных частей и машины в целом, которое оценивается номиналь­ным (начальным), допустимым и предельным значениями пока­зателей. Первое из них характеризует состояние новой или отре­монтированной машины, второе соответствует исправному тех­ническому состоянию машины (составной части), когда она вы­полняет свои функции с эксплуатационными показателями в за­данных пределах, третье представляет собой наибольшее (или наименьшее) допустимое значение показателя, за пределами ко­торого дальнейшая эксплуатация машины (составной части) ста­новится неоправданной, опасной и может привести к отказу или аварии. Номинальное значение показателей обеспечивается при изготовлении машин (составных частей) на заводе, при ремонте или техническом обслуживании. Если техническое состояние ос­тается в пределах допустимых значений показателей, то машину (составную часть) можно эксплуатировать. Как только техничес­кое состояние достигнет предельного значения, следует выпол­нять техническое обслуживание.

Техническое диагностирование (ГОСТ 27518—87) проводят для определения технического состояния машины. Плановое диагнос­тирование должно выполняться после того, как машина отработа­ет установленное количество часов перед плановым техническим обслуживанием. Диагностирование (заявочное) может быть прове­дено также при возникновении неисправности для поиска дефекта. Бывает также ресурсное диагностирование, целью которого явля­ется определение остаточного ресурса сборочных единиц и маши­ны в целом; его проводят при плановом диагностировании.

Технология технического обслуживания двигателей внутренне­го сгорания, устанавливаемых на дорожных и строительных маши­нах, изложена в руководстве по их эксплуатации, поставляемом вместе с машиной. В число наиболее сложных работ технического обслуживания двигателей входит регулирование распределитель­ного и декомпрессионного механизмов, натяжения ремней венти­лятора, давления впрыска топлива форсунками, угла опережения подачи топлива, а также удаление накипи в системе охлаждения и очистка фильтрующих элементов систем смазывания и питания.

В технологии технического обслуживания ходового устройства, трансмиссии, системы управления основными работами являются: регулирование сцепления, натяжение гусеничных лент, а также накачивание шин воздухом и диагностирование механизма управле­ния. Регулировочными показателями сцеплений являются: зазор между отжимными рычагами и отжимной муфтой, свободный ход педали. Давление воздуха в шинах колес машин с пневмоколесным ходо­вым устройством проверяют с помощью шинных манометров или приспособления КИ-8903; правильность натяжения гусеничных лент проверяют по значению их провисания. Правильность действия ме­ханизма управления поворотом машин на гусеничном ходу опреде­ляют по свободному и полному ходу рычагов управления, а исправ­ность действия тормозов ходовой части — по ходу педалей. Правиль­ность регулирования механизма управления поворотом машин на пневмоколесном ходу проверяют по свободному ходу рулевого коле­са с помощью прибора К-402, колесных тормозов — по ходу што­ков, а стояночных — по зазору между лентой (колодкой) и бараба­ном. К основным работам по техническому обслуживанию гидроси­стемы относятся: очистка фильтрующих элементов, регулирование предохранительных клапанов, промывка гидроборудования и заме­на рабочей жидкости. Если давление в сливной линии, замеренное манометром, ниже номинального, то необходимо очистить фильт­рующие элементы гидросистемы, удалить пыль с корпуса фильтров, фильтрующие элементы опустить в ванну с дизельным топливом и тщательно промыть, а затем продуть сжатым воздухом, подаваемым от компрессора через специальный наконечник. Правильность регу­лировки предохранительных клапанов гидросистемы проверяют при нормальной температуре рабочей жидкости: открывают кран напор­ной линии и поворачивают рукоятку до полного выдвижения штока ее гидроцилиндра. В таком положении фиксируют показания моно­метра. Клапан считается работоспособным, если давление в системе находится в пределах нормального. При падении давления более чем на 0,5 МПа от нормального предохранительный клапан регулируют вращением регулировочного винта.

Техническое обслуживание гидравлического оборудования ма­шин проводят на стационарном посту эксплуатационной базы или с помощью передвижной станции. В пост обслуживания гидроси­стем входят: оборудование для очистки рабочей жидкости и конт­роля ее чистоты, средства диагностирования технического состоя­ния гидросистемы и помещение для обслуживаемой машины.

Особое внимание уделяют промывке фильтрующих элементов компрессоров, как сосудов, работающих под давлением. Фильт­рующий элемент помещается на 15...20 мин в раствор моющих веществ или стиральных порошков бытового назначения при тем­пературе теплой воды 40...50 "С. Концентрация моющих веществ составляет 20...25 г на 1л воды. Промывка производится последо­вательным погружением и вращением, после чего элемент про­поласкивают в чистой теплой воде и тщательно просушивают теп­лым воздухом температурой не выше 60 "С.

На дорожных и строительных машинах техническое обслужи­вание электрооборудования заключается во внешнем осмотре ис­точников  электропитания, сети освещения и сигнализации, а также входящих в них приборов.

При всех видах технического обслуживания необходимо прове­рить работоспособность колесного и ручного тормозов ходовой части машины и замерить ход тормозной педали при работающем [двигателе во время нахождения машины на стоянке. Также следу­ет осмотреть гидроусилитель тормозов, а при ТО-1 замерить тор­мозной путь машины. Действие ручного тормоза нужно проверять когда, когда машина установлена на сухую и чистую бетонную [поверхность с уклоном 15 %; при регулировании тормозов следу­ет устранить обнаруженные неисправности.

При выявлении трещин и обломов, выходящих на рабочие поверхности тормозных шкивов и подходящих к отверстиям под [заклепки тормозных накладок, а также при износе рабочей по­верхности обода шкива более 25 % первоначальной толщины и [тормозной накладки по толщине до появления головок заклепок или более 50 % первоначальной толщины машина должна быть) снята с дальнейшей эксплуатации. Шкивы и накладки при этом необходимо заменить на исправные. Машинисты должны прово­дить техническое обслуживание в соответствии с инструкцией, определяющей их обязанности и порядок безопасного производ­ства работ.

При проверке состояния кабин необходимо следить за тем, чтобы стекла не имели трещин, а стеклоочистители перемеща­лись и обеспечивали тщательную очистку лобового стекла. Для пре­дотвращения самопроизвольного открывания дверей кабин сле­дует проверить исправность замков. Двери кабин должны плотно закрываться, так как через отверстия просачивается пыль и за­грязняется воздух. Особое внимание нужно обращать на наличие чехлов в местах прохождения рычагов и педалей. Подушку и спин­ку сиденья необходимо содержать в хорошем техническом состо­янии и следить за тем, чтобы не было провалов, выступающих пружин и острых кромок.

Для поддержания органов управления в исправном состоянии их необходимо периодически проверять, смазывать и регулиро­вать. Операции технического обслуживания органов управления связаны с осмотром, очисткой и устранением неисправностей их сборочных единиц и деталей. Управление муфтами нужно отрегу­лировать так, чтобы они надежно включались и выключались. Во избежание самовключения или самовыключения механизмов ры­чаги управления должны надежно фиксироваться во всех положе­ниях. Шарниры рычагов следует систематически смазывать для снижения усилий по их включению, а следовательно, и сниже­ния утомляемости машиниста в процессе работы.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.