Эксплуатация дорожных и строительных машин — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эксплуатация дорожных и строительных машин

2022-12-30 26
Эксплуатация дорожных и строительных машин 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВА 7

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О КАЧЕСТВЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДОРОЖНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Эксплуатация (ГОСТ 25646—95) включает в себя подготовку машины к эксплуатации, использование ее по назначению, транс­портирование, а также техническое обслуживание, ремонт, хра­нение и учет. Часть эксплуатации, включающая в себя транспор­тирование, техническое обслуживание, ремонт и хранение, на­зывается технической эксплуатацией.

При создании, изготовлении и эксплуатации дорожно-строи­тельных машин проявляется их качество, характеризуемое сово­купностью свойств, которая обусловливает способность данной машины удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойства машины оценивают по следующим показателям: на­значение, надежность, технологичность, эргономичность, а так­же эксплуатационная и экологическая безопасность, дизайн и экономичность. Показатель назначения — это свойство, опреде­ляющее основные функции машины, для выполнения которых она предназначена. Он характеризует области применения маши­ны и определяется ее технической характеристикой. Показатель надежности (ГОСТ 27.002—89) — это способность выполнять тре­буемые функции в заданных режимах и условиях применения. Показатель технологичности — это свойство, обусловливающее приспособленность машин к изготовлению и эксплуатации. Пока­затели, характеризующие комплекс гигиенических, антропомет­рических, физиологических и психологических свойств машини­ста, проявляющихся в условиях эксплуатации машин, относятся к эргономическим показателям.

Показатели эксплуатационной безопасности дорожно-строи­тельных машин определяются в соответствии с требованиями СП 12-131-95, СНиП Ш-4-90 «Техника безопасности в строитель­стве». Кроме того, эти показатели устанавливают согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работаю­щих под давлением». Показатель экологической безопасности оце­нивает уровень вредных воздействий на окружающую среду, воз­никающих при эксплуатации машины.

f Показатели дизайна (технической эстетики) определяются уров­нем художественного конструирования, отражающим функциональ­ность, гармоничность и выразительность формы составных частей И сборочных единиц, а также товарный вид машины. Экономичес­кий показатель в условиях рыночных отношений комплексно вы­ражает эффект инвестиций, прибыль от их вложения, срок окупа­емости инвестиций, себестоимость изготовления и затраты на экс­плуатацию, а также прибыль изготовителя и потребителя машины.

I Из перечисленных выше показателей качества наибольшее вли­яние на эксплуатацию дорожных и строительных машин оказыва­ет надежность (ГОСТ 27.002—89), включающая в себя безотказ­ность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

ЦВ процессе эксплуатации машина может пребывать в состоя­нии: исправности (неисправности), работоспособности (нерабо­тоспособности) и предельном состоянии. Машина является ис­правной, если она отвечает всем предъявляемым требованиям. При нарушении хотя бы одного из требований машина считается не­исправной.

I: Исправное или неисправное состояние определяет работоспо­собность машины. Работоспособным считается такое состояние машины, при котором значения всех параметров эксплуатацион­ных качеств соответствуют требованиям нормативно-технической •документации. Дефектом называется каждое отдельное несоответ­ствие машины требованиям, установленным нормативно-техни­ческой документацией. Брак — это состояние машины, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов. Со­бытие, заключающееся в нарушении исправного состояния ма­шины при сохранении ее работоспособного состояния, называет­ся повреждением, а событие, заключающееся в нарушении рабо­тоспособного состояния, — отказом. Предельным называется та­кое состояние машины, при котором допустимо ее дальнейшее применение по назначению, а восстановление исправного состо­яния возможно путем капитального ремонта. I Одним из важнейших показателей качества машины является Наработка, представляющая собой продолжительность или объем Выполненной работы. Наработка исчисляется в моточасах, фик­сируемых счетчиком, установленным на машине. В процессе эксплуатации различают наработку до первого отказа, между отказами и до перехода в предельное состояние. Наработка до отказа — ВГо наработка от начала эксплуатации машины до возникновения Ш Ней первого отказа. Наработку между отказами называют нара­боткой на отказ. Наработка машины с начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состоя­ние составляет технический ресурс. Различают ресурс до капи­тального ремонта и полный — от начала эксплуатации до снятия с эксплуатации. Наряду с ресурсом машина оценивается сроком службы, который измеряется календарной продолжительностью от начала эксплуатации или возобновления после ремонта до пе­рехода в предельное состояние.

Ресурс и срок службы относятся к показателям долговечнос­ти машины. Долговечность — это свойство машины сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состоя­ния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Долговечность машин характеризует их предельное со­стояние, т. е. состояние, при котором недопустимо или нецелесо­образно дальнейшее применение машины по назначению либо нецелесообразно восстановление ее работоспособного состояния.

Общие положения по эксплуатации дорожных и строительных машин характеризуют в составе их жизненного цикла: подготовку к эксплуатации, использование по назначению, транспортирование, техническое обслуживание, ремонт и учет работы. Подготовка к эксплуатации заключается в получении машины от завода-изгото­вителя или регионального представителя завода (дилера) и последу­ющем ее вводе в эксплуатацию. При получении машины завод-изго­товитель (дилер) обязан представить будущему ее владельцу эксплу­атационно-техническую документацию согласно перечню в паспор­те передаваемой модели и совместно с получателем сверить принад­лежность документации передаваемой машине по заводскому номе­ру в паспорте и на фирменной табличке, обычно прикрепляемой снаружи на кабине машиниста. Проверяются также эксплуатацион­ные документы (ГОСТ 2.601—95): руководство по эксплуатации, паспорт. Руководство по эксплуатации содержит сведения о конст­рукции, принципе действия, характеристиках (свойствах) маши­ны, ее составных частей, а также указания, необходимые для безо­пасной и производительной эксплуатации (использования по на­значению, техническому обслуживанию, текущему ремонту, хране­нию и транспортированию). Кроме того, в руководстве по эксплуа­тации приводятся показатели технического состояния машины для определения необходимости отправки ее в ремонт, а также сведения по утилизации машины и ее составных частей. В паспорте содержатся следующие разделы: назначение и область применения, техничес­кие характеристики, применяемые комплектующие изделия, а так­же комплект поставки, свидетельство о приемке и гарантийные обя­зательства. Руководство по эксплуатации и паспорт вместе с эксплу­атационными документами базовой машины, двигателя, других ком­плектующих изделий хранятся в организации — владельце машины о месте хранения этих документов должен знать машинист и лицо. ответственное за содержание машины в исправном состоянии.

 

 

ГЛАВА 8

ПОДГОТОВКА МАШИНЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ И В ПЕРИОД ЖАРКОЙ ПОГОДЫ

Поступившая на эксплуатационную базу, в дорожно-эксплуатационное хозяйство, другое место хранения и технического об­служивания машина подлежит приемке технической комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия — владельца машины. В процессе приемки члены комиссии проверяют комп­лектность машины, техническое состояние ее составных частей и сборочных единиц и оформляют акт приемки машины на баланс предприятия для присвоения ей инвентарного номера. Проверка готовности дорожной машины к использованию осуществляется с учетом действующих «Правил проведения государственного тех­нического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного над­зора за техническим состоянием самоходных машин и других ви­дов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора)». Исполь­зование по назначению представляет собой вид эксплуатации ма­шины, при котором производятся: выбор модели для использова­ния на объекте применения (строительной площадке), подготов­ка к ежесменному использованию, управление машиной в транс­портном положении, установка машины у объекта применения, перевод из транспортного положения в рабочее, выполнение ра­бочих движений и операций, а также монтаж и демонтаж смен­ного рабочего оборудования. По назначению дорожные и строи­тельные машины используются при выполнении операций из со­става технологических комплексов строительной площадки, стро­ящегося участка дороги. Технология использования дорожных и •строительных машин по назначению изложена в гл. 5 и 6 разд. II данного справочного пособия.

При подготовке к эксплуатации машин в зимнее время и в Период жаркой погоды необходимо иметь в виду, что территория РФ делится на ряд климатических зон: умеренную, теплую, хо­лодную и жаркую. Дорожные и строительные машины обычного Исполнения могут эксплуатироваться при температуре до -40 "С; Для районов, где температура опускается ниже -40 "С, создаются машины в северном исполнении (ХЛ). Зимний период наиболее труден для эксплуатации машин. В это время затрудняется запуск силовой установки, снижаются смазывающие свойства масел повышается вязкость рабочей жидкости, снижаются прочностные свойства металлоконструкций и увеличиваются нагрузки на них а также повышается хрупкость резинотехнических изделий, воз­растают число отказов сборочных единиц, расход топлива и рабо­чей жидкости и усложняются условия труда машинистов. Сезон­ное техническое обслуживание по переводу машины на зимнюю эксплуатацию проводят в октябре и приурочивают к очередному (по графику) техническому обслуживанию. При этом проверяют и подготавливают к зиме все сборочные единицы двигателя, гид­рооборудования, детали трансмиссии и рабочего оборудования системы управления, а также кабину. В машинах с карбюратор­ным двигателем летние марки бензина заменяют на зимний сорт. Для эксплуатации зимой машины с дизельным двигателем при­меняют дизельные топлива — зимнее и арктическое.

В систему охлаждения заливают воду, подогретую до темпера­туры 60...70°С, или незамерзающие смеси (антифризы). Для об­легчения запуска двигателей топливный насос и топливные филь­тры рекомендуется подогревать горячей водой. Перед началом ра­боты двигатель прогревают до тех пор, пока температура жидко­сти в системе охлаждения не повысится до 50 °С. Во избежание обледенения штоки гидроцилиндров не должны находиться дли­тельное время открытыми, так как образовавшийся на них лед может повредить грязесъемники и резиновые кольца уплотнений. Недопустимо также допускать обледенение выступающих частей золотников гидрораспределителей, так как если на них образует­ся хотя бы незначительная ледяная корка, могут быстро стать не­исправными уплотнения выходной части золотников.

Перед пуском машин в работу прогревают гидросистему, для этого пуск насосов начинают на минимальных оборотах двигате­ля, затем их постепенно увеличивают до номинальных. После 5... 10 мин работы насосов на холостом ходу выполняют рабочие операции без нагрузки в течение 10... 15 мин, последовательно включая гидромоторы. После длительной стоянки пневмоколесной машины при температуре воздуха -30°С первые 15...20 мин необ­ходимо двигаться со скоростью, не превышающей 15...20 км/ч, избегая ударов шин о неровности дороги, так как переохлажден­ная резина теряет эластичность, становится хрупкой, и ее легко повредить при ударе.

При сильных морозах снижается хладостойкость металлокон­струкций, поэтому машинист не должен допускать резких рывков и перегрузок. При длительном пребывании на объекте во избежа­ние примерзания шин к основанию машину следует ставить на прокладки из досок или других изолирующих материалов.

Эксплуатация дорожных машин в период жаркой погоды име-свои особенности. В условиях жаркой сухой погоды повышается количество пыли в воздухе, которая, проникая в сборочные еди­ницы, способствует повышенному износу трущихся деталей си­ловой установки, рабочих механизмов, гидрооборудования и элек­тросистемы. Ослабление воздействия пыли на силовую установку достигается путем ежедневной промывки фильтрующего элемен­та воздушного фильтра, проверки чистоты масел и рабочей жид­кости. Заправлять двигатель топливом нужно в местах, защищен­ных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их необходимо тщательно очистить от пыли.

Жаркая погода снижает эффективность работы системы охлаж­дения двигателя, вызывая необходимость частой доливки воды, вследствие чего происходит быстрое образование накипи в ру­башке охлаждения двигателя. Для уменьшения расхода охлажда­ющей воды важно соблюдать герметичность системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целостность ее про­кладок. Если двигатель во время работы перегрелся, вызвав кипе-5ние воды, необходимо прекратить работу машины до остывания двигателя, а затем долить воду. Заливать в перегретый двигатель холодную воду нельзя, так как это может привести к образова­нию трещин в рубашке охлаждения двигателя.

В жаркую погоду увеличивается испарение электролита из ак­кумуляторной батареи, поэтому его уровень необходимо прове­рять ежедневно, своевременно доливая дистиллированную воду. Наличие пыли на трассе дороги и территории строительной пло­щадки требует тщательного ухода за ходовым устройством, при этом необходимо обращать особое внимание на трансмиссию, коробку перемены передач и гидрооборудование.

В жаркую погоду особенно сильно при работе машины изна­шиваются открытые сборочные единицы и детали. Чтобы замедлить процесс изнашивания, необходимо очищать их от пылеобразующих наслоений и налипаний, в два раза чаще, чем предусмот­рено обычной картой смазки, проверять наличие и качество сма­зочного материала в соединениях. В летних условиях необходимо также следить за состоянием гидрооборудования: тщательно про­мывать фильтр бака рабочей жидкости и сетку заливной воронки, заливать рабочую жидкость из чистой промытой бензином и про­тертой насухо мягкой тканью емкости, а также наблюдать за со­стоянием штоков гидроцилиндров и золотников распределителей и по мере необходимости протирать их мягкой тканью, приме­нять только летние сорта рабочей жидкости.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.