Москалёва Елена Валентиновна, — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Москалёва Елена Валентиновна,

2022-12-30 27
Москалёва Елена Валентиновна, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Москалёва Елена Валентиновна,

руководитель кружка МОДО «Дворец детского и юношеского творчества "Юность" города Тореза»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 художественно-эстетической направленности

«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Возраст обучающихся – 6-12лет

(срок реализации –3 года)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Художественная мастерская» является начальной ступенью обучения творческого объединения «Школа красоты» Дворца детского и юношеского творчества «Юность» города Тореза.

Дополнительные образовательные программы «Художественная мастерская» и «Школа красоты»являются программами художественно-эстетической направленности дополнительного образования, реализуются последовательно как взаимодополняющие.Поликультурное образование расширяет кругозор, дающие навыки разной сферы.

Художественно-эстетический аспект программы заключается в развитии целостного портрета эстетически развитой личности: формировании художественно-эстетического вкуса, развитие личностного, профессионального самоопределения, общей культуры.

Необходимым условием последующей ступени обучения детей и подростков по программе «Школа красоты» является овладение навыками изобразительного и декоративно – прикладного творчества. Эти навыки обучающиеся могут приобрести, занимаясь по дополнительной образовательной программе«Художественная мастерская».

Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность обучающихся. Программа раскрывает перед детьмимногогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

Государственные и ведомственные нормативные документы, определяющие и регламентирующие образовательный процесс по данной программе:

· Конституция Донецкой Народной Республики (Протокол заседания Верховного советаДонецкой Народной Республики№ 1 от 14 мая 2014 г.).

· Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики №I-233П-НС от 19.06.2015 г.).

· Концепция развития дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 310 от 04.04.2016 г.).

· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 322 от 17.06.2015 г.).

· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 815 от 03.08.2016 г.).

· Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 832 от 16.08.2017 г.).

· Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 8 от 19.01.2015 г.).

· Требования к программам дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 392 от 11.08.2015 г.).

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 г. № 793).

· Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 24.09.2015 года № 570).

· Устав учреждения образования МОДО «ДДЮТ «Юность» города Тореза».

Программа «Художественная мастерская» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

 

Введение

Использование нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной базой для творческого развития способностей обучающихся, т.к. в ней особенно проявляются различные стороны развития ребенка, а тематические занятия способствуют развитию гражданственности, патриотизма.

Программа является интегрированной. В ней соединены самые различные виды изобразительной деятельности: живопись, графика, бумажная пластика, аппликация из различных материалов, работа с бросовым материалом– всё это в рамках одного учебного курса, что позволяет ребенку всесторонне развиваться в художественно-эстетическом направлении, освоить различные техники и определить для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала.

    Одним из видов интеграционной деятельности является дизайн-деятельность ребенка. В дизайн-деятельности у детей развиваются чувство материалов и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного мышления. Сегодня, как никогда, ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа.

Развитие мелкой моторики способствует согласованности в работе глаз, рук и деятельности центральной нервной системы, что, в свою очередь, совершенствует координацию движений, развивает образное мышление, речевой аппарат, усидчивость, терпение, ребенок учится анализировать, сравнивать и сопоставлять. В процессе систематического труда, руки приобретают уверенность, движения становятся точными, а пальцы становятся гибкими.

    Изучаемые техники декоративно - прикладного творчества, а так же приобретённые навыки и умения, переданные педагогом, непременно пригодятся ему в жизни, какую бы профессию он не выбрал. Ведь творческий подход к любому делу – залог успеха.

Программа ориентирована на интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка. Укрепление психического и физического здоровья. Взаимодействие образовательной организации с семьей, формирование общих компетенций обучающихся(создание доброжелательной атмосферы на учебном занятии, уважительное отношение к мнению каждого, умение при разработке проекта работать на индивидуальном или групповом уровнях, развитие навыков сотрудничества и сотворчества, включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки).

Приобщение к культуре родного края помогут детям и подросткам воспитать чувство гордости за роднуюземлю, уважение к людям, проживающим на территориях разных стран, их культуре.

В связи с этим программа «Художественная мастерская» имеет выраженный развивающий характер.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Актуальность программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на различных техниках декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интеграция изобразительного и декоративно-прикладного творчества представляет больше возможностей для творческой самореализации детей.

    Программа позволяет реализовать индивидуальные пути развития ребенка посредством отбора видов работ в зависимости от способностей, наклонностей, потребностей, сформированных знаний, умений и навыков личности обучающегося, получить новое качество обучающегося за счет развития общих компетенций.

Новизна программы.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий.

На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.   

Активное использование компьютерных технологий в процессе обучения  является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству, интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка.

Программа «Художественная мастерская» предусматривает развитие у ребенка чувства красоты, приобщает детей к общечеловеческим ценностям, воспитывает патриота своей Республики.

     Занимательные занятия в нетрадиционной технике развивают художественно-творческие способности ребёнка, взывают не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес к художественно-творческой деятельности.

Дизайн-деятельность раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов как художественные материалы, что само по себе удивляет своей непредсказуемостью, дает возможность формировать умение свободно фантазировать; разрушать стереотипы восприятия привычных объектов; активизировать фантазию; искать нестандартные решения; развивать мелкую моторику рук; стимулировать развитие любознательности и воображения; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. 

Данная образовательная программа педагогически целесообразна. Необходимо научить детей с пользой проводить свободное время, создавать условия для собственного динамического творческого роста, а также развивать свое стремление узнать мир во всех его проявлениях.

 На занятиях по дополнительной образовательной программе «Художественная мастерская»любой ребенок может раскрыть свой творческий потенциал, применить свою фантазию на практике и открыть для себя что-то новое, потому что творчество доступно всем детям без ограничений. Не зависимо от образовательного, интеллектуального уровня и национально-культурной принадлежности, каждый ребенок может создавать свои неповторимые работы. Самое важное – это то, что в процессе изготовления творческой работы ребёнок приобщается к творчеству, открывает в себе прежде скрытый потенциал образного восприятия мира, у него пробуждаются и развиваются интеллектуальные способности, которые, возможно, он еще не успел открыть.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы, ее отличительныеособенности

Цель программы состоит в формировании творчески самостоятельной личности с художественным вкусом, воображением, эстетическим восприятием окружающего мира на основе освоения технологий изобразительного, декоративно-прикладного творчества  и создания собственных авторских творческих работ.

В процессе реализации программы решаются следующие основные задачи:

Обучающие задачи:

1. Способствовать овладению разнообразным художественным техникам.

2. Способствовать знакомству  с основами художественного искусства.

3. Расширить знания об окружающем мире.

4. Научить работе с различными материалами и инструментами.

Воспитательные задачи:

1. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

2. Воспитать и развить художественный вкус, любовь к природе и окружающему миру.

3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим.

4. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни, трудолюбию.

Развивающие задачи:

1. Развивать фантазию и творческое мышление.

2.  Развивать мелкую моторику и координацию движений через творческие работы.

3. Развивать внимательность, наблюдательность и воображение.

4. Развивать самостоятельность в работе, рациональную организацию труда (последовательность выполнения работы) и самообразование.

5. Развивать чувство ответственности.

6. Развивать волевые качества личности (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца).

Отличительные особенности заключаются в сочетанииразличных видов изобразительной деятельности: живопись, графика, бумажная пластика, аппликация из различных материалов - всё это в рамках одного учебного курса, что позволяет ребенку всесторонне развиваться в художественно-эстетическом направлении, освоить различные техники и определить для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала.

Программа реализуется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся: возраста детей, типа мышления и нервной системы.Дети организуются в учебную группу постоянного состава.

 Форма обучения индивидуально-групповая.Возможно проведение занятий с элементами проектной деятельности или видео - занятий.  

Особое внимание уделяется здоровьесохраняющему компоненту. На протяжении занятий чередуются различные формы деятельности обучающегося: теоретический материал может восприниматься сидя, а практическая часть занятия может выполняться стоя или сидя (ребятам не воспрещается прохаживаться по кабинету, подходить к другим детям и педагогу, поскольку на уроках в школе дети преимущественно сидят). Только чередование положения тела способствует формированию правильной осанки у обучающихся. На занятиях проводятся физкультминутки.

Программа ориентирована на формирование хорошего вкуса, гармоничного роста, и особой индивидуальности ребенка. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию авторских работ.Даютсязнания относительно пропорций фигуры человека, представление об особенностях формы лица, его пропорции; формируется умение быть опрятными, красиво одеваться.

    Осваивая данную программу, дети не только учатся изготавливать полезные и привлекательные вещи своими руками, но и обогащать духовный мир, учатся понимать прекрасное, ценить его, творить самим. Развивают ассоциативное, нестандартное, композиционное, объемно-пространственное мышление.

Данная программа предусматривает возможность выстраивания индивидуальной траектории развития для обучающихся, проявивших значительные способности к творческой деятельности. Для них организуется индивидуальное обучение по индивидуальному учебному плану.

В процессе реализации программы предполагается дополнение данной программы учебно-тематическим планом индивидуального обучения, учитывающим интересы детей и способствующие развитию индивидуальных творческих способностей в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.

Режим занятий

На 1-м году обучения занятия проводятся 2 часа в неделю (два раза по одному часу), на 2–м и 3-м годах обучения - четыре часа в неделю (два раза по два академических часа).

С 1 сентября по 14 сентября осуществляется формирование учебных групп первого года обучения.

Обучение по индивидуальному учебному плану планируется 1 раз в неделю в объеме 2-х академических часов, всего 72 учебных часов в год.

Такой учебный план творческого объединения даёт возможность выстроить индивидуальную траекторию развития обучающегося в соответствии с индивидуальным запросом ребенка, предусматривает усложнение программы и овладение углублёнными знаниями и умениями по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному искусству. В процессе занятий кружковцы знакомятся с новыми технологиями, отрабатывают своё мастерство, готовят работы на конкурсы, выставки.

Наполняемость учебной группы:

1-й и 2-й годы обучения  ‒ 12 – 15 человек (этап начальный);

3-й год обучения ‒ 12 человек (этапсредний).

Группа обучения по индивидуальному учебному плану ‒ от 1 до 5 обучающихся.

Количественный и возрастной состав детей обусловлен следующими факторами:

- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных особенностей;

- каждая творческая работа ребёнка индивидуальна и требует особой проработки со стороны педагога (помощь в подборе материалов и в других, чисто технических моментах);

- работа с режущими и колющими предметами должна проводиться с учётом возраста обучающихся детей.

Ожидаемые результаты

Уметь:

- воспринимать рисунок как основу всех видов изобразительного искусства;

- работать карандашом, пастелью, гелевой ручкой;

- передавать цвет предметов и цветовые соотношения между предметами;

- использовать в работе основные законы композиции;

- владеть видами росписи;

- изображать простые предметы;

- работать с различными материалами;

- нестандартно подходить к выполнению работ;

- владеть приемами вырезания и склеивания;

- создавать простые объемные формы;

- пользоваться нетрадиционными методами рисования;

приобретёт опыт:

- участия в конкурсах, выставках;

- общение со сверстниками;

- самореализации личности в социуме;

- ответственности за результат собственной деятельности.

Формы и способы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Система оценивания результатов реализации программы (время, цель, формы) показана в методическом обеспечении данной программы.

Виды контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый.

Формы контроля: групповой, индивидуальный, взаимоконтроль, самоконтроль.

Формы представления результативности программы: персональная выставка, выставка и презентация творческих работ, изготовление коллективных работ, самостоятельная работа, опрос, зачет, викторина, кроссворд, творческий проект; участие обучающихся в районных, городских и республиканских выставках, конкурсах.

Методы отслеживания результативности программы: педагогическое наблюдение, собеседование, анкетирование, мониторинг результативности обучения с занесением данных в таблицу индивидуальных достижений обучающихся.

Таблица критериальной оценки и таблица для мониторинга индивидуальной результативности обучающихся показана в методическом обеспечении данной программы.

Способы определения результативности

 Контроль знаний, умений и навыков детей 1-го года обучения осуществляется во время проведения практических занятий.

Полученные обучающимися знания, умения 2-го и 3-го года обучения проверяются во время проведения тематических оцениваний, итоговых занятий.

Для удобства работы созданы несколько форм отчетности, которые позволяют оценивать сравнительную динамику изменений в эмоционально-коммуникативной и интеллектуальной сферах развития ребенка:

1. Входной контроль: при поступлении в творческое объединение в группу «Художественная мастерская» проводится устное собеседование с ребёнком.

2. Текущий контроль: в течение всего учебного года, предполагается выполнение самостоятельной работы по заданному образцу, проведениеэкспресс-выставок, персональных выставок.

3. Промежуточный контроль: по окончании изучения темы или раздела, в конце  полугодия, проводится в виде творческой работы, презентации творческих работ.

4. Итоговый контроль усвоения материала проводится в конце каждого года обучения в форме специально организованного зачетного (итогового) занятия.

Итоговый контроль состоит из:

- практического выполнения обучающимися тематической творческой работы, выполненной в смешанной технике (возможно по образцу для 1-го года обучения);

- экспресс - выставки или участия в конкурсах различного уровня;

- ежегодного тестирования психологом на положительную динамику развития творческих способностей обучающихся (по согласию родителей).

Мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся проводится в начале, середине и в конце учебного года:

- составление диагностической карты «Оценка результата усвоения программы»;

- зачёта или тестирования.

Формы подведения итогов.

1. Викторины.

2. Кроссворды.

3. Участие в «Экспресс выставке», проводимой на каждом занятии.

4. Отчетные и персональные выставки, творческие проекты, изготовление индивидуальных и коллективных работ.

Программой предусмотрены индивидуальные занятия с обучающимися на среднем этапе.

Программа является ориентировочной, поэтому педагог коллектива может вносить изменения и дополнения к ее содержанию, учитывая условия. Количество часов и их распределение по темам программы тоже являются ориентировочными. Педагог коллектива может сам определять целесообразность такого распределения и вносить в программу соответствующие коррективы.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения

 

 

 

Раздел, тема

Количество часов

Теория Практика Всего
1 Введение 1 -- 1
2 Рисование 5 20 25
3 Аппликация 5 20 25
4 Лепка 3 16 19
5 Итоговоезанятие -- 2 2
6 Всего 14 58 72

 

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение (1 ч)

Знакомство с планом работы творческого объединения на учебный год.Правила поведения в коллективе.Организационные вопросы.

Инструктаж по ТБ. Влияние изобразительного искусства на развитие личности, речи человека.

Материалы для рисования.

Тема 2. Рисование (25 ч)

Знакомство с художественными материалами, способы работы с ними.

Профессия художник. И.Фирсов «Юный живописец»

Основы цветоведения.Выразительные возможности красок.

Живописные выразительные средства.

Холодные и теплые цвета. Основы цвета. Составление цвета.

Понятие о натюрморте.

Композиция в изобразительном искусстве. Понятие о композиционном центре.

Способы его выделения. 

«Черное» и «Белое».Значение черного и белого в изобразительном искусстве.

 Насыщенные, темные и светлые цвета. Оттенки цвета.

 Понятие о пейзаже.

Графика, понятия «Линия», «Штрих», «Пятно», «Точка».

Понятие «Орнамент», «Ритм», «Композиция», виды орнамента.Знакомство с творчеством художника – анималиста Чарушина Е.И.

Нетрадиционные способы рисования.

Техника «Набрызг», «Печатание», техника эстампа.

Знакомство с художественным материалом восковые мелки и их свойствами.

Практическая работа:

Инструктаж ТБ.

Мониторинг. Выявление способности детей к рисованию.

Навыки работы с кистью, гуашью.

Правила ухода за своими художественными принадлежностями.

Навыки работыс красками. Приемы смешивания красок. Работа с палитрой.

Навыки композиционного решения рисунка на бумаге.

Упражнения на передачу состояния природы, получение нужного тона и цвета способом раздельного мазка.

Построение орнаментов в квадрате, круге, в сложной форме.

Приёмы работы гелевой ручкой, простым карандашом. Линейный рисунок.

Навыки работы в нетрадиционной технике – пальчиковая живопись и рисование ладошкой, оттиск всевозможными предметами.

Изображение животных, птиц.

Рисунок в технике эстамп.

Рисование солью, мыльными пузырями. Восковые мелки + акварель: свеча + акварель, монотипия, кляксография, набрызг, отпечатки, фроттаж и др. Выполнение работ в смешанной технике.

Тема 3. Аппликация (25 ч)

Техника безопасности при работе с ножницами, правила работы с бумагой.

Изучение приемов вырезания и склеивания.Формирование навыков работы с ножницами и бумагой.Техника рваной аппликации.

Симметричное, силуэтное вырезание.

Объёмная аппликация.

Модульная аппликация.

Знакомство с техникой оригами, историей ее возникновения, основными понятиями.

Знакомство с историей возникновения открытки, ее видами;

приемами работы с бумагой – скручивание, сминание.

Практическая работа:

Инструктаж ТБ.

Вырезание различных геометрических фигур, составление из них узоров в полосе, круге, прямоугольнике, розетке.

Работа в технике рваной аппликации.

Работа в технике оригами, базовые фигуры, чтение схем.

Изготовление открытки.

Объемная аппликация с элементами торцевания.

Изготовление модульной аппликации.

Выполнение композиций с использованием различных техник.

Изготовление аппликаций природы, животных, птиц,  предметов быта, интерьера, одежды.

Дизайн-деятельность. Выполнение работ в смешанной технике.

Тема 4. Лепка (19 ч)

Занятие-беседа «В мастерской скульптора».

Материалы для лепки: пластилин, соленое тесто.Понятия: «лепка», «объёмное изображение», «рельеф».

Формирование навыков модификации (видоизменения) форм.

Передача основного характера объемной формы.

Формирование навыков воспроизведения предметов простой формы.

Предметы сложной формы.

Сравнительный характер форм и размеров и их составных частей.Формирование навыков воспроизведения предметов разных размеров.

Знакомство с понятием «Промысел», с традициями изготовления и росписи дымковской игрушки.

Практическая работа:

- лепка посуды;

- лепка овощей и фруктов;

- лепка зверей, птиц, рыб и других животных;

- лепка деревьев и цветов;

- лепка игрушки и ее роспись по традициям дымковского промыла.

Тема 1. Введение (2 ч)

Знакомство детей с работой творческого объединения.Правила поведения в коллективе.Организационные вопросы.

Что такое декоративно-прокладное искусство.Приборы и материалы для рисования.

Знакомство с планом работы творческого объединения на учебный год. Демонстрация авторских работ в соответствиис изучаемыми разделами.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

третий год обучения.

 

 

Раздел, тема

Количество часов

Теория Практика Всего
1 Введение 2 -- 2
2 Мастерская рисования 12 30 42
3 Мастерская конструирования и моделирования 10 26 36
4 Мастерская скульптора 4 14 18
5 Мастерская декоративно-прикладного искусства 8 18 26
6 Фантазируем и создаем красоту 4 14 18
7 Итоговое занятие - 2 2
  Всего 40 104 144


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение (2 ч)

Знакомство с планом работы творческого объединения на учебный год.Правила поведения в коллективе. Организационные вопросы.Приборы и материалы для рисования. Инструктаж по ТБ.

Повторение пройденного материала прошлого года обучения.

Расширение представлений о декоративно-прикладном искусстве.

ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема 1. Введение (2 ч)

Определение задач обучения по индивидуальному учебному плану. Определение форм оценивания результативности обучения.

Дизайн-деятельность – это особый вид художественной деятельности.

Структура программы

В программу первого года обучения вошли такие разделы как «Рисование», «Аппликация», «Лепка».

Второго и третьего года обучения - «Мастерская рисования», «Мастерская конструирования и моделирования», «Мастерская скульптора», «Мастерская декоративно-прикладного искусства», «Фантазируем и создаем красоту».

Приобретенные знания, умения и навыки будут необходимы детям при обучении в группе «Школа красоты». Они способствуют формированию взгляда на парикмахерское искусство, работу дизайнера, модельера, визажиста.

Структура типового занятия

    Типовое занятие по данной программе включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.

1. Организационнаячасть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и наглядных пособий, соблюдение техники безопасности.

2. Теоретическая часть включает актуализацию опорных знаний, мотивацию учебной деятельности.

3. Практическая часть – выполнение обучающимися задания (рисунок, поделка).

4. Заключительным этапом является рефлексия – подведение итогов занятия, выставка работ.

Таблица 1

Входной контроль

В начале учебного года Определение уровня развития детей, их творческих способностей Устное собеседование  

Текущий контроль

В течение всего учебного года   Определение готовности детей к восприятию нового материала. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Педагогическое наблюдение, самостоятельная работа по заданному образцу, проведение экспресс-выставок, персональных выставок  

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы или раздела. В конце полугодия. Определение результатов обучения. .   Творческая работа, презентация творческих работ  

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения   Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.   В форме зачетного (итогового) занятия, состоящего из:  - практического выполнения тематической творческой работы, выполненной в смешанной технике (возможно по образцу для 1-го года обучения); - экспресс - выставки или участия в конкурсах различного уровня. - ежегодного тестирования психологом на положительную динамику развития творческих способностей обучающихся (по согласию родителей)

 


Таблица 2

Критерии оценивания

Балл Итого

Композиционное

решение

Правильно организована плоскость листа

1

10

Согласованы между собой компоненты изображения

1

Соответствие теме, целям и задачам занятия

1

Владение

техникой

Умение пользоваться художественными материалами

1

Использование выразительных художественных средств

1

Наличие цветовой гармонии и тонального решения

1

Общее

впечатление

отработы

Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа

1

Соответствие оформления, завершённость работы

1

Аккуратность

1

Самостоятельность и уровень самоотдачи в процессе работы

1

         

Результативность обучающегося от 8 до 10 баллов – высокий уровень обучения, 5-7 баллов – средний уровень, 1-4 – низкий уровень.

 

Таблица 3

Рекомендации для педагога по реализации программы

Программа дополнительного образования «Художественная мастерская» рекомендуетактивно использовать следующие формы учебно-творческой деятельности: выставки, конкурсы, игры, индивидуальные портфолио творческих работ, личные коллекции рисунков, фотографий.

    Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, а личные коллекции рисунков и других работ будут в помощь при оформлении индивидуальных выставок.

    Активное использование компьютерных технологий в процессе обучения даёт лучше представление о той или иной технике, её возникновении, что, несомненно, является хорошей мотивацией.               

    На первом году обучения рекомендуется совместно с психологом провести диагностику личностных особенностей ребёнка для установления лучшего контакта с детьми и более эффективного развития их творческих способностей. Можно предложить детям тему «Мои родители». Каждый ребёнок рисует своих родителей. Никаких дополнительных инструкций ему больше не даётся, но затем педагогаанализирует, как нарисованы родители, какого они размера, вместе они стоят или отдельно, кто из других членов семьи нарисован и т.д. Данный рисунок - показатель внутрисемейных отношений.

    Совместное детско-родительское творчество поможет установить контакт с родителями.

    Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а значит, развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия. Занимательность означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий, устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

    Помимо традиционных техник рекомендуется использовать нетрадиционные: рисование «по-мокрому» на бумаге, на ткани.С большим интересом у детей проходит рисование мыльными пузырями, рисование кусочком свечи и акварели.

    Целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать детям создавать рисунки, лепку, аппликацию, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать детям отражать в своих работах образы детских игр: сюжетно-ролевых, подвижных.

    Не следует опасаться сложности проведения занятий в нетрадиционной технике. Правильно организованный и продуманный рабочий процесс даст хороший результат и вызовет огромный позитив у детей. Можно подключить к рабочему процессу родителя, они обычно с удовольствием это делают. Так, в рисовании мыльными пузырями смогут контролировать силу «дутья» через трубочку (иначе краска с мыльными пузырями попросту выскочит), в рисовании пальцами и ладошками могут проконтролировать мытьё рук и т.д.

Художественный материал масляная пастель имеетбольшие возможности в разнообразии техник.На втором и третьем годах обучения широкое использованиемасляной пастели даёт возможность познакомить детей с такими нетрадиционными техниками как граттаж, фроттаж.

Рекомендуется педагогом использовать силуэты и трафареты. Работа с такими простыми и доступными предметами станут для педагогов в помощь, а детям - в радость! Можно использовать их и в технике витраж. Работы масляной пастелью получаются яркими, красочными, а в сочетании с силуэтами и трафаретами их разнообразие и качество увеличивается. Очень хорошо используются силуэты в технике зентангл.Подготовка к занятиям у педагога занимает много времени, а использование одних и те же предметов таких как «силуэты» и «трафареты» в различных нетрадиционных техниках значительно расширит тематику занятия, и тем самым облегчитподготовку к занятиям.

Особенно эффективно проведение мастер-классов. Например:рисунок кондитерским шоколадом, росписьморских камушек.Перед проведением мастер-классов рекомендуется продемонстрировать видео с выполнением работ в таких техниках.Возможно проведение мастер-классовдля обучающих


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.