Его рождение и происхождение — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Его рождение и происхождение

2022-12-30 25
Его рождение и происхождение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имам, хафиз, факъих, мухаддис, историк, языковед – Абу ‘Умар Юсуф ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абдуль-Барр ан-Намари, родился в Андалусии, городе Кордова в 368 году по хиджре.

Несмотря на то, что он родился в Андалусии, в основе он был арабом из племени ан-Намир.

Его именовали имамом и гордостью Андалусии.

Имам аз-Захаби начал описание биографии Ибн ‘Абдуль-Барра со следующих слов: “Имам, выдающийся учёный, хафиз Запада, шейхуль-Ислям – Абу ‘Умар Юсуф ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад ибн ‘Абдуль-Барр ибн ‘Асым ан-Намари, родившийся в Андалусии, в Кордове. Был маликитом, являлся автором превосходных трудов”. См. “ас-Сияр” 18/154.

 

Его семья

Семья имама Ибн ‘Абдуль-Барра была религиозной и известной в Кордове. Его отец – Абу Мухаммад ‘Абдуллах ибн Мухаммад был известным факъихом, а его дед – Мухаммад ибн ‘Абдуль-Барр ан-Намири, был известным учёным и аскетом, которого уважали и почитали в Кордове. См. “ас-Сыля” 1/242, “ат-Такмиля” 1/371.

Однако Ибн ‘Абдуль-Барру не представилась возможность обучаться у своего отца и деда, так как оба они скончались в один год, когда он был ещё ребёнком.

 

Его учёба, учителя и ученики

Ибн ‘Абдуль-Барр стал обучаться с юношеских лет. Он изучил все самые известные труды маликитского мазхаба, поскольку в его время в Андалусии стал распространён мазхаб имама Малика, до которого большинство жителей Андалусии следовали мазхабу имама аль-Ауза’и.

Несмотря на то, что Ибн ‘Абдуль-Барр не покидал пределов Андалусии, он обучался у самых известных учёных своего времени во всех городах своей страны, обучаясь и у тех учёных, кто посещал Андалусию извне. См. “Джазуа аль-мукътабас” 367.

Во время правления Музаффара ибн аль-Афтаса Ибн ‘Абдуль-Барр был назначен судьёй (къады).

Количество учителей, у которых обучался Ибн ‘Абдуль-Барр, превышало шестьдесят учёных. См. “Бугъя аль-мультамас” 463, “ас-Сыля” 2/663.

Что же касается его учеников, то их у него было более девяноста человек. См. “Ибн ‘Абдиль-Барр аль-Андалуси уа джухудуху фи-ттарих” 508-519.

Кстати, среди его учеников был и Ибн Хазм аз-Захири. См. “Тазкира аль-хуффаз” 147.

Сказал аз-Захаби: “Было сказано, что Абу ‘Умар (Ибн ‘Абдуль-Барр) радовался Абу Мухаммаду ибн Хазму и любил сидеть с ним. И от него Ибн Хазм взял науку хадисоведения”. См. “ас-Сияр” 18/160.

 

Слова похвалы в его адрес

Не было среди признанных имамов такого, кто не хвалил бы Ибн ‘Абдуль-Барра, какой бы школы и к какому бы мазхабу они не относились.

Известный маликитский имам и современник Ибн ‘Абдуль-Барра – Абу Уалид аль-Баджи говорил: “В вопросах хадисоведения не было в Андалусии подобного Ибн ‘Абдуль-Барру”. См. “ас-Сыля” 2/677.

Также он сказал: “Абу ‘Умар (Ибн ‘Абдуль-Барр) был самым знающим хафизом из числа жителей Запада”. См. “ас-Сыля” 677.

Его ученик – Ибн Хазм аз-Захири про него говорил следующее: “Я не знаю подобного ему в словах, сказанных о понимании хадиса, а что же говорить тогда о том, чтобы кто-то был лучше него в этом?” См. “Бугъя аль-мультамас” 490.

Къады ‘Ийяд сказал: “Абу ‘Умар Ибн ‘Абдуль-Барр – хафиз, шейх учёных Андалусии, самый известный мухаддис в своё время и самый осведомлённый из них относительно Сунны”. См. “Тартиб аль-мадарик” 8/127.

Абу-ль-Къасим ибн Башкуаль сказал: “Ибн ‘Абдуль-Барр – имам своего времени, единственный в своём роде”. См. “ас-Сыля” 2/677.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал о нём: “Самый знающий из числа людей относительно асаров и сильнее всех разбирающийся относительно их достоверности и слабости”. См. “Даръ ат-та’аруд” 7/157.

А имам Ибн аль-Къайим сказал про него: “Он – имам Сунны своего времени”. См. “Иджтима’ аль-джуюш” 76.

 

Его вероубеждение (‘акыда)

Нет сомнения в том, что имам Ибн ‘Абдуль-Барр в вопросах вероучения следовал пути ахлю-Сунна уаль-джама’а. И это касалось всех разделов вероучения, будь то вопросов веры (иман) и неверия (куфр); вопросов, связанных с предопределением; признание качеств Всевышнего Аллаха без искажения их смысла, без отрицания, истолковывания и уподобления; вопросов касательно отношения к сподвижникам; отношение к приверженцам нововведений; запретность выхода против правителей мусульман, даже если они проявляют нечестие и тиранию, и т.п.

Имам аз-Захаби сказал: “Он был саляфитом в ‘акыде, будучи стойким в вопросах вероучения”. См. “Тарих аль-Ислям” 142.

Также аз-Захаби сказал: “В основах религии он был на мазхабе саляфов, и не входил в философию (аль-калям)”. См. “ас-Сияр” 18/161.

 

Его мазхаб

Общеизвестно, что имам Ибн ‘Абдуль-Барр был сторонником маликитского мазхаба. Однако он был настолько беспристрастным, что некоторые имамы и историки приписывали его к шафиитскому мазхабу.

Абу ‘Абдуллах аль-Хумайди сказал: “Абу ‘Умар Ибн ‘Абдуль-Барр – факъих, хафиз, учёный по различным видам чтения Корана, по вопросам разногласий, науки хадисоведения и передатчиков. В вопросах фикъха склонялся к мнениям аш-Шафи’и”. См. “Джазуа аль-мукътабас” 344.

Сказал аз-Захаби: “Наш шейх – Абу ‘Абдуллах ибн Аби-ль-Фатх говорил: «Абу ‘Умар был самым знающим касательно асаров и разногласий учёных среди жителей Андалусии. Вначале своего пути он был длительное время на мазхабе захиритов. Затем он вернулся к мнению о дозволенности кыяса (аналогии), но, не делая за кем-либо такълид. Но он часто склонялся к мазхабу аш-Шафи’и». Так он сказал. Но известно, что Ибн ‘Абдуль-Барр был маликитом”. См. “ас-Сияр” 18/160.

Также аз-Захаби сказал: “Он был приверженцем Сунны. И как уже говорилось, в начале своего пути он был асаритом–захиритом. Затем он стал маликитом, но склоняясь к фикъху аш-Шафи’и в некоторых вопросах. Но он не заслуживает порицания за это, ведь он из числа тех, кто достиг степени имамов–муджтахидов. И тот, кто обратит внимание на его труды, тому станет ясным его положение, обширное познание и сильное понимание”. См. “ас-Сияр” 18/157.

Исследователи трудов Ибн ‘Абдуль-Барра поражались отсутствию у него такълида за своим мазхабом, и обращали внимание на тот факт, как часто он цитировал слова имамов других мазхабов. Он часто цитировал мнения таких имамов, как Ахмад, аш-Шафи’и, Дауд аз-Захири, и др. Склонялся к тому из мнений, которое соответствовало доводу, с лёгкостью оставляя свой мазхаб в том или ином вопросе. Поэтому исследователи говорили, что маликитом он был в том плане, что опирался на основы маликитского мазхаба, а не то, что он был мукъаллидом мазхаба, не выходившим за его границы, даже если считал тот или иной довод другого мазхаба сильнее. В этом плане имама Ибн ‘Абдуль-Барра сравнивали с другим имамом своего времени – шейхуль-Ислямом Ибн Таймией. И следует отметить, что каждый из тех, кто описывал биографию Ибн ‘Абдуль-Барра утверждал, что он без сомнения достиг степени муджтахида. См. “Тартиб аль-мадарик” 8/128, “Тазкиратуль-хуффаз” 3/306, “ад-Дибадж аль-мазхаб” 2/367.

Автор книги «Иджма’ат Ибн ‘Абдиль-Барр» (стр. 32) писал: “В фикъхе он (Ибн ‘Абдуль-Барр) достиг степени иджтихада, отдавая предпочтения различным мнениям касательно того, что извлекали имамы и праведные саляфы из основ. Он отвергал такълид, следуя пути саляфов, что выражается в том, чтобы черпать напрямую из Корана и Сунны. Он извлекал законоположения, высказывался о степенях достоверности, выбирал более сильное мнение. Также он сверял мнения мазхабов, приводил все свидетельства и доводы. Он был осведомлённым обо всех мазхабах, включая и мазхаб захиритов, но не проявлял фанатизма к мазхабам, несмотря на то, что сам был из числа маликитов. Бывало так, что он устремлялся (в каких-то вопросах) к мазхабу аш-Шафи’и, в каких-то вопросах к мазхабу ханафитов или ханбалитов. Более того, иногда он противоречил и имаму Малику, что явно выражается в его фатауах и иджтихадах”.

Сказал аль-Каттани: “Кто обратит внимание на труды Ибн ‘Абдуль-Барра, тот поймёт, что этот человек был самым далёким из людей от слепого такълида. Ему станет ясно, что он выбирал из мнений (более сильное), несмотря на то, что возвращался в основах к Малику и его мазхабу”. См. “Фахрас аль-фахарис” 2/843.

 

Его труды

Имам аз-Захаби сказал: “Ему было даровано сопутствие и оказана помощь в написании трудов. И Аллах оказал пользу его трудами”. См. “ас-Сияр” 18/158.

Ибн ‘Абдуль-Барр написал множество великих трудов в самых различных отраслях религии. Большинство его наилучших трудов по сей день пребывают в виде рукописи, и не изданы.

Что касается его известных изданных трудов, то среди них:

- «ат-Тамхид лима филь-Мууатта миналь-ма’ани уаль-асанид», одна из лучших книг Ибн ‘Абдуль-Барра, в которой он сделал комментарий на сборник имама Малика «аль-Мууатта», приводя при этом согласно манхаджу мухаддисов иснад всех сообщений, которые Малик мог упомянуть без иснада. Эту книгу хвалили наивысшей похвалой многие имамы. Сказал Абу ‘Али аль-Гъассани: “Никто не смог приблизиться к этой книге (написав подобное). Она состоит из семидесяти частей”. См. “ас-Сыля” 2/678.

- «аль-Истизкар фи шарх мазахиб ‘уляма аль-амсар мимма расамаху Малик фи Мууатаихи мин ар-раъи уаль-асар», эта книга также является величайшим трудом Ибн ‘Абдуль-Барра, в которой он уже делал больше акцент на положения фикъха, приводя не только мнения Малика, но и всех учёных. Эта книга считается дополнением к его предыдущей книге «ат-Тамхид», в которой он больше говорил о хадисах и иснадах. Эту книгу также хвалили наивысшей похвалой многие имамы.

- «Джами’у баян аль-‘ильм уа фадлих», одна из лучших книг имама Ибн ‘Абдуль-Барра и единственная в своём роде. Этот труд посвящён достоинству шариатского знания; этикету учёных и обучающихся; побуждению изучать религию; разбору использования своих умозаключений и неуместных аналогий в религиозных вопросах; положению такълида; и т.п. Многие учёные советовали читать этот труд каждому искателю шариатского знания. Шейх Салих Али Шейх сказал: “Следует читать книги, посвящённые знаниям, его тонкостям и видам. В частности книга хафиза Ибн ‘Абдуль-Барра «Джами’у баян аль-‘ильм уа фадлих». Эта книга заслуживает внимание со стороны требующего знания, чтобы он читал её. Ведь она включает в себя множество примеров пути саляфов в отношении знания и поступков в соответствии со знанием”. Сл. “Шарх Усуль аль-иман” № 8.

- «Китаб аль-Кафи фи фикъх ахль аль-Мадина аль-малики» книга, в которой он собрал мнения жителей Медины по вопросам фикъха, на что опирался имам Малик.

- «ад-Дурар фи ихтисар аль-магъази уа-ссияр» книга, посвящённая жизнеописанию Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

- «аль-Исти’аб фи ма’рифа аль-асхаб» книга, посвящённая биографиям сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

- «аль-Интикъа фи фадаиль аль-аимма ас-саляса аль-фукъаха» книга, в которой он собрал биографии и достоинства трёх имамов: Абу Ханифы, Малика и аш-Шафи’и (да смилуется над ними Аллах).

- «аль-Инсаф фи ма байна ‘уляма аль-муслимина фи кыраъа “Бисми-Лляхи-Ррахмани-Ррахим” фи Фатиха аль-Китаб мин аль-ихтиляф», книга, посвящённая вопросу разногласия учёных относительно чтения «басмаля» в молитве.

- «Ихтиляф акъуаль Малик уа асхабих», посвящённая разногласиям по вопросам фикъха между Маликом и его учениками.

- «Бахджатуль-маджалис уа унсуль-муджалис» книга, в которой он собрал стихи относительно благих качеств, арабского языка, и т.п. Известный языковед и поэт – Ибн Са’ид аль-Магъриби назвав Ибн ‘Абдуль-Барра «всадником арабской литературы», сказал: “И достаточна тебе в качестве довода на это его книга «Бахджатуль-маджалис»”. См. “аль-Мугъриб фи хулаль-Магъриб” 2/408.

 

Его кончина

Скончался хафиз Запада – Ибн ‘Абдуль-Барр в 463 году по хиджре, в возрасте 95 лет, в городе Шатива в Андалусии.

Кстати, упомянув о том, что в 463 году по хиджре скончался хафиз Запада – Ибн ‘Абдуль-Барр, имам аз-Захаби сказал: “В этот же год скончался и хафиз Востока – Абу Бакр аль-Хатыб (аль-Багъдади), который являлся сборником хадисов Найсабура”. См. “ас-Сияр” 19/159.

Абу Дауд аль-Мукъри сказал: “Абу ‘Умар Ибн ‘Абдуль-Барр скончался в ночь на пятницу в месяце Раби’ ас-сани в 463 году. Он прожил 95 лет и 5 дней. Да помилует его Аллах”. См. “ас-Сияр” 18/159.

Да помилует Всевышний Аллах имама Ибн ‘Абдуль-Барра, воздаст ему величайшим благом за Ислам и мусульман, и введёт его в Райские сады!

О том, что такълид для Ибн ‘Абдуль-Барра в основе запрещен,


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.