Влияние воды на нейлоновую веревку — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Влияние воды на нейлоновую веревку

2022-12-30 57
Влияние воды на нейлоновую веревку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Страховка спасконцом

 

«Вот из моря вылез старый Бес:

"Зачем ты, Балда, к нам залез?"

- Да вот веревкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить.»

 

«Сказка о Попе и работнике его Балде»

А.С.Пушкин

Оглавление

 

Вступление. 2

Характеристика веревки.. 3

Общие сведения. 3

Влияние воды на нейлоновую веревку. 6

Характеристики специальных импортных веревок для страховки на воде. 7

Физическая модель. 8

Рассмотрим геометрическую модель. 10

О бедной морковке замолвите слово... 11

Ограничения в применении. 13

Выбор места и страховка. 15

Способы страховки.. 16

Технология применения. 16

Инструкция для страхующего. 17

Инструкция страхуемому. 18

Способы удержания веревки в воде. 18

Страховка аварийного судна. 20

Работа морковки на принудительной чалке. 21

Страховка «живцом». 21

Страховка «корабликом». 22

О закреплении веревки на берегу. 22

Заключение. 24

Литература. 25

 

 

Вступление

Страховка спасконцом – одна из самых распространенных в водном туризме. Этому способствует кажущаяся простота способа, безопасность для страхующего с берега, небольшие материальные расходы на подготовку и минимальное обучение.

Эффективность страховки спасконцом сильно зависит от условий применения, навыков, практики. По различным источникам, эффективность колеблется от 5 до 50%. Помимо этого сама страховка может привести к усугублению аварийной ситуации, а иногда и к несчастному случаю.

Несмотря на то, что страховка спасконцом зачастую в походах ставится формально, практически каждый турист-водник может привести несколько примеров «чудесных» спасений с помощью спасконца. В то же время те случаи, когда страховка не сработала или сработала неправильно, чаще всего списываются на случайность или невезение.

К сожалению, сама страховка спасконцом в отечественной литературе фактически подробно не рассмотрена, или зачастую дается по старинке, шаблонно, не учитывая особенностей страховки отдельно плывущего человека, чалки легких (каяки) и тяжелых судов (катамараны и плоты); кроме того, она уже морально устарела. Иностранная литература, где вопросы страховки рассмотрены подробно и грамотно, имеется в небольшом количестве и нередко ориентирована только на определенную категорию туристов, например каякеров; при этом там не рассматриваются ситуации чалки тяжелых судов. Специальная литература для подготовки профессиональных гидов или организации курсов по страховке веревкой на воде в нашей стране фактически недоступна.

В связи с изменением структуры самодеятельного туризма подготовка и обучение туристов перед походом сильно видоизменилась. Не стало большинства туристических клубов, сильно сократилось количество школ туристской и инструкторской подготовки, в результате даже те знания, которые ранее регулярно передавались из рук в руки (не по учебникам), сейчас не передаются «по наследству».

К сожалению, у нас, в отличие от заграницы, пока еще не существует регулярных специализированных семинаров и тренингов по технике страховки и безопасности на воде, но уверен, что такой «продукт» востребован и скоро появится. Вопрос только в том, кто возьмет на себя заботу о сертификации таких курсов и контроле за обучением.

Данная работа – попытка проанализировать и обобщить максимально большее количество информации, взятой из различных источников, и попытка привлечь внимание заинтересованных лиц к проблеме страховки. Очень надеюсь, что эта статья будет началом большой дискуссии, которая поможет выработать основные принципы страховки спасконцом и в конечном итоге приведет к практическим результатам – проведению семинаров по обучению страховке спасконцом и обмену опытом для всех желающих.

Характеристика веревки

 

«…Днем, когда мы проходили последний из порогов Бойлер, и Билли стоял на носу лодки, а Роб шел бечевой, канат лопнул, и лишь хладнокровие Билли спасло нас от второго крушения… Только теперь до меня дошла мудрость слов индейца, который сказал торговцу, пытавшемуся всучить ему веревку подешевле:

- На пороге не считают, во сколько обошлась веревка.»

«Прерии Арктики» Э.Сетон – Томпсон

Общие сведения

 

В водном туризме используются различные типы веревок. На данный момент это в основном отечественные репшнуры диаметром 6-8-10 мм и импортная плавающая веревка диаметром 8 и 10 мм (в основном производства Чехии - фирма Lanex, которая используется для производства морковок Hiko, GalaSport, Тритон и др.).

Стропа для страховки в водном туризме не используется, в первую очередь из-за того, что имеет гораздо меньшую разрывную нагрузку, большую парусность в воде и меньшую долговечность; также существует вероятность (и есть описание таких случаев) порезов рук рабочей стропой. Стропа типа «чулок», которая имеет приемлемую разрывную нагрузку, очень рыхлая, занимает большой объем и хуже летит в цель.

 

Основными характеристиками веревок являются:

1. Материал
В основном большинство веревок изготавливается из нейлона-66. Большинство современных веревок сделаны из очень тонких длинных нитей полиамида-6, более известных как нейлон. Эти синтетические нити обладают замечательными механическими свойствами, такими как: высокая прочность на разрыв, высокое растяжение, восстановление эластичности. К тому же нейлон относительно устойчив к перетиранию.

Сведения о полимерах (нейлоне), которые могут представлять интерес для пользователей веревок:

- полимеры состоят из макромолекул, где кристаллические части, упорядоченные структуры типа цепей, чередуются с аморфными частями, беспорядочными структурами с запутанными цепями.

- добавление воды снижает Tg материала и производит тот же эффект, что и нагревание материала.

- таким образом, механические и физические свойства нейлона меняются при нагревании и под воздействием влаги.

- тестирование влажной веревки - то же самое, что и тестирование сухой веревки при температуре 70-80 °C.

Помимо этого существуют веревки и из других полимерных материалов. Веревки из растительных материалов по известным причинам здесь рассматриваться не будут.

2. Диаметр
В водном туризме используются веревки диаметром от 6 до 10 мм.

3. Статическая прочность

Статическая прочность - разрывное усилие при плавно возрастающей нагрузке. Статическая прочность новой веревки производства ОАО «Канат» г.Коломна Московской обл. составляет:

4. -     Разрывные характеристики веревок:

диаметр

Разрывная нагрузка Кгс

Кант

Lanex

Snakebraid

Spectra Line

Water Rescue

Kernmantle

ABC's Response

PPV without core

Jadran (PP)

Kruzberk (PPV)

Baska (PPV)

6 700 430

 

600 350

 

 

 

 

 

6.4    

 

   

453

 

 

 

 

7 1000

 

 

 

 

 

 

  1315

 

8 1400 630 820 890 690

 

 

   

 

9 1800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.5  

 

 

 

 

816

2040

 

1540

2947

10 2200 950 1250 1300 850

 

       
11 2500

 

 

 

 

 

 

2400

   
12 2800 1250     1050

 

 

 

 

 

 

5.       Динамическая прочность. Эта величина определяется количеством рывков с фактором падения 1 для груза 80 кг, которые выдерживает веревка. Для веревок производства России этот параметр выдерживает динамическая калининградская веревка производства ТЕХС+ (5 рывков) и динамическая веревка 10 и 11 мм производства «Кант» (2 и 3 рывка соответственно).

6.       Растяжение. Удлинение веревки под действием груза 80 кг. Для статических веревок растяжение находится в пределах 1,5-4 %.

 

Необходимо знать следующие свойства нейлоновых веревок:

1. Нейлон размягчается при температуре около 150 °C, поэтому недопустим перегрев веревки, например, трением о другую веревку.

2. Энергоемкость веревки в принципе зависит от сердцевины веревки (многократно переплетённых прядей).

3. Веревки боятся контактов с некоторыми химикатами, которые могут, например, содержаться в батареях, аккумуляторах и стиральных порошках. Все кислоты очень опасны для веревок! Основная проблема при повреждении веревки кислотой - это отсутствие видимых признаков повреждения.[1]

4. Старением веревки в результате хранения можно пренебречь по сравнению со старением от использования.

5. Под влиянием солнечной радиации полипропиленовые и капроновые канаты, веревки и шнуры стареют и становятся хрупкими, поэтому желательно укрывать их чехлами при хранении.
Существует зависимость между выцветанием волокон и механическими свойствами веревки: чем сильнее выцветают волокна, тем больше снижаются механические свойства. Похоже, в большей степени это затрагивает яркие и "стильные" цвета.
Механические свойства сердцевины веревки снижаются заметно более равномерно и в меньшей степени, чем оплетки.

6. Грязь ослабляет веревку, поэтому ее надо регулярно стирать (не применяя химических средств).

7. Износ веревки примерно пропорционален количеству разорванных текстильных нитей оплетки.

8. Веревку необходимо заменять, если оплетка повреждена настолько, что видна сердцевина. Раз такое случилось, повреждение оплетки может быстро прогрессировать в процессе дальнейшей эксплуатации верёвки. Веревку с поврежденной оплеткой использовать нельзя. Особенно это касается плавающих веревок, которые зачастую не имеют сердцевины.

 

Помимо этого необходимо помнить общие правила использования веревок:

- предельно допустимая нагрузка должна составлять не более 2/3 от разрывной. Соблюдение этого требования резко снизит риск в работе и значительно увеличит срок службы веревки. Кроме этого, необходимо помнить, что прочность крученых (плетеных) изделий в узлах на 50-70% ниже прочности целого каната;

- для повышения долговечности веревок из полимерных материалов радиус изгиба изделия должен быть не менее 4-х его диаметров;

- при применении синтетических канатов, веревок и тросов необходимо обеспечивать также гладкость рабочих поверхностей механизмов и приспособлений, поскольку острые кромки ускоряют износ крученых (плетеных) изделий.

 

Физическая модель

Об использовании веревки в водном турпоходе вышло две статьи (больше в отечественной литературе не смог найти) в альманахе «Ветер странствий»:

- № 21 Дм.Кинкулькин «О границах применения веревки при страховке с берега»

- № 24 И.Гинзбург «Веревка на туристском судне».

Для отечественных веревок (не прошедших сертификацию UIAA) в соответствии с данными в статье П.Зака и С.Минделевича «Страховка. Мнения и факты» («Ветер странствий», вып. 18) предельное натяжение веревки и запасаемая в ней упругая энергия равна:

 

Диаметр веревки (мм) 6 8 10 %
Предельное натяжение веревки Fm (H) 4000 7000 11000 ± 10 – 15
Запасаемая в веревке упругая энергия Wm = Wm / L (дж./м) 280 500 770 ± 20 – 25

 

В общем случае, веревка сначала должна поглотить кинетическую энергию движущегося судна Ek = M × V2/ 2 (M – масса судна, V – скорость потока воды).

Далее необходимо рассматривать три варианта:

1. Когда судно чалится без переворота вдоль потока (страхуется на ровном киле, т.е. давление воды направленно вдоль баллонов катамарана, и основное значение имеет волновое сопротивление, а не площадь поперечного сечения погруженного в воду тела) мы имеем (ст. И.Гинзубрга) минимальную длину веревки для различных значений ее диаметра при скорости 5 м/с.

Масса судна Диаметр (мм) Минимальная длинна (м.)
200 6 10

400

8 18
10 10

800

8 20
10 14
1200 10 20

2. В том случае, если при остановке судна на потоке определяющими параметрами будет не геометрия судна (судно развернуто лагом к потоку, навал на камень и т.д.) мы имеем определяющее значение не волнового сопротивления, а прямую зависимость от площади погруженного судна –

 

Fc = α × ρ × S × V 2

 

(где α - численный коэффициент, зависящий от обводов судна; ρ – плотность воды; S – площадь погруженной части судна, перпендикулярной потоку (сечение); V – скорость водного потока.

 (Кривые соответствуют площади погруженного тела, параллельной течению)

Но в общем случае эти силы не поддаются разумному расчету. Зачастую они могут превышать разрывную прочность веревки, карабина или элемента к которому прикреплена веревка. Данная ситуация может возникнуть при постановке судна на «кораблик», навале на камень, торможении судна в бочке (попытки вытянуть судно, расположенное поперек потока) и др.

 

3. Человек в спасжилете находится в потоке. Он держится за веревку руками, находясь в воде животом вниз.

Для скорости течения 10 км\час и площади сечения человека в спасжилете 15 дм кв. получается около 50 кг, что достаточно много. Попробуйте подержать хотя бы несколько секунд на веревке Ф 8-10 мм мешок картошки такого веса. Также человека может в этом положении притопить потоком, если он сделает даже небольшой отрицательный угол атаки. При ударе о камни незащищенными получаются руки и лицо.

То же но в положении на спине, когда есть возможность устойчивого глиссирования. В этом случае сила получается не меньше, но человека уже не притопит и в случае соприкосновения с камнем удар примет на себя спасжилет и каска.

Вследствие этого можно говорить, что попытки удержать, а тем более вытащить отдельно плывущего пловца против течения не увенчаются успехом.

Вывод — человека удержать на потоке очень трудно, а судно практически невозможно.

Выбор места и страховка

Следует тщательно подбирать место страховки, только в этом случае страховка спасконцом будет эффективна и не принесет дополнительных неприятностей.

 

1. Страховка спасконцом ставится ниже опасного участка (в районе бочек, прижимов, навалов, завалов у препятствия). При этом необходимо учитывать, что в случае аварийной ситуации экипажу потребуется некоторое время на всплытие и ориентировку.

2. Место страховки должно выбираться с учетом основных струй водного потока. Необходимо установить страховку на том берегу, куда аварийное судно или люди попадут с большой степенью вероятности, а не там, где более удобная точка для фото-видеосъемки.

3. В зоне работы страховочной веревки не должно быть прижимов, завалов, водоворотов и т.д.

4. Необходимо располагать точку страховки таким образом, чтобы обеспечить достаточный угловой запас, чтобы она в принципе не могла занять положение вдоль струи или близкое к нему (постановка корабликом).

5. Необходимо учитывать длину веревки таким образом, чтобы зачаленное маятником судно (человек) оказались в оптимальном месте улова. При необходимости следует укоротить веревку.

6. Веревка на всём пути не должна встречать никаких препятствий, то есть я хочу особо отметить, что перед боевым употреблением спасконца в новой точке страховки необходимо сделать пробный бросок и убедиться, что вы не подвесите своего товарища через камень или в струе. Причем надо обязательно учитывать, что верёвка под нагрузкой может очень серьёзно удлиниться, то есть, если она проходит вплотную к камню, её необходимо укоротить.

7. Если нет улова – струя идет вдоль берега, необходимо предъявлять к месту выхода человека более высокие требования. Соотношение скорости и глубины должно позволять человеку встать на ноги. В противном случае необходима помощь еще одного человека (живца).

8. И страхующие, и страхуемые не должны попадать под движущуюся веревку.

9. Несколько спас.концов необходимо устанавливать последовательно и использовать по очереди. При этом веревки в потоке не должны пересекаться (самый бездарный вариант- несколько морковок одновременно с разных берегов).

 

Я думаю, что вы мало сможете вспомнить мест, где её можно так удачно поставить. Отсюда вывод: морковка никогда не имеет права быть единственным рубежом спасения жизни утопающего, её всегда необходимо сочетать с другими средствами, например, ставить страховку с воды, но это отдельная тема для разговора.

Способы страховки

Существуют три основных способа страховки с берега:

- статический – жесткое удержание веревки на берегу (не путать с закреплением веревки за предметы);

- динамический – с протравливанием или использованием тормозных устройств;

- комбинированный – страховщик движется по берегу, вытягивая при этом страхующую веревку.

Кроме этого существуют способы страховки спасконцом с воды и страховка с использованием различных дополнительных приспособлений - типа крюка на весле.

 

При заклинивании ног в потоке, либо утыкании полиэтиленового каяка, веревку подводят под руки клиента, предварительно закрепив ее на обоих берегах. Веревка создает дополнительную точку опоры для пострадавшего, при этом уменьшает давление воды на спину и обеспечить человеку возможность дышать пока не закончится спасательная операция. Далее используя блок-ролик навешивают полиспаст, с помощью которого вытягивают пострадавшего.

 

Помимо спасработ веревку в походе зачастую используют для спуска/подъема по скалам или организации навесной переправы.

 

Технология применения

1. Проверяем личное снаряжение. У страхующего должен быть с собой нож, он одет в каску и спасжилет, то есть экипирован так, как будто сам собирается на сплав.

2.. Приготовив морковки, (желательно иметь как минимум две) уточняем место, где будет стоять страховка. При этом необходимо представить траектории возможного прохождения человека и судна.

3. Проанализировать возможные действия.

4. Договориться о системе сигнализации с другими страхующими, сигнальщиками, экипажем.

5. Сделать пробные броски каждой из имеющихся у нас в наличии морковки для проверки, как пойдёт верёвка в воде. В этом случае веревка расправится, и можно будет визуально проверить зону страховки.

6. Смотрим, куда выносит концы. Не исключен вариант, что человек до берега доберётся, а вот встать и выбраться по каким-то причинам не сможет. В этом случае вы должны просмотреть путь по которому в случае необходимости мы пойдем ему на помощь. Вполне возможно, что, если вы не просмотрите путь, то поспешив, а это не исключено, когда товарищу плохо, получите травму сами, тогда помощь нужна будет уже вам, а вы из дальнейшего участия в спасработах выпадаете. Конечно же, в идеальном случае должен быть второй человек, который будет работать на месте выхода клиента, но людей всегда не хватает.

 

Только по завершении этих шагов, можно дать команду на начало прохождения. В случае если вы пришли на место страховки, которое готовил кто-то другой, то этап проверки проведения и согласований действий со своими товарищами обязателен. Обязателен даже в том случае, если вы верите тому, кто ставил страховку, как самому себе. Проблема даже не в том, что все имеют право на ошибку, просто каждое конкретное место имеет свои особенности, и вам необходимо к нему приспособиться. Поэтому пробные броски и проверка тропы, по которой вы побежите оказывать помощь, обязательны.

 

Перед броском спасконца страхующий должен убедиться, что пловец или экипаж аварийного судна готов к принятию веревки, в противном случае эффект даже точно брошенной веревки будет нулевой. Для привлечения можно воспользоваться свистком или просто крикнуть.

При этом не рекомендуется кидать спас.конец, если страхующий, или аварийный экипаж уже взял веревку брошенную ранее.

 

Убедиться, что человек взял спасконец и принял положение, нужное для его транспортировки.

Первостепенная задача — сдернуть человека (судно) со струи. То есть на начальном этапе требуется очень энергично бежать с веревкой от воды. Бежать так, чтобы сохранялся перпендикуляр к потоку. Если береговые условия не позволяют бежать, то интенсивно выбирать веревку до тех пор, пока человек (судно) не уйдет с потока.

Как только первая задача будет выполнена, далее требуется четко отслеживать куда чалится человек (судно), с тем, чтобы не побить его о камни. В идеале страхующий бежит по берегу параллельно с человеком и постоянно подтягивает его к берегу, используя тени от камней, улова и т.п.

 

Инструкция для страхующего

И еще один небольшой комментарий, который, конечно же, находится в компетенции решений руководителя, но может быть, стоит ему об этом напомнить – необходимо обязательно заранее определить порядок спасения клиентов, если их может быть не один. Общие же рассуждения на эту тему таковы:

- В первую очередь вылавливаем тех, кто просит о помощи.

- Во вторую - самых слабых, идущих самосплавом.

- В третью очередь тех, кто просит помощи с судна.

- Далее - аварийное судно с людьми.

- Далее – судно, которое легче взять.

- В последнюю очередь - судно без людей и другие отстрелившиеся предметы.

Надеюсь очевидно, что данные расклады годятся только для действий по умолчанию, когда нет каких-либо других обстоятельств или решений, которые могут от указанного списка не оставить и камня на камне.

 

Более просты согласования, если вы все работаете на берегу; несколько сложнее согласование со страховкой с воды. Проблема состоит в том, что ребятам, которые сидят на готовом к старту судне, как правило, существенно сложнее оценить эффективность вашей работы. Поэтому очень желательно оговорить моменты распределения зон работы и клиентов, но это, скорее, стоит разбирать при рассмотрении проблем страховки с воды.

Инструкция страхуемому

1. Обязательное снаряжение — застегнутый спасжилет, каска, стропорез.

2. При перевороте максимально быстро и аккуратно покинуть судно. Постараться не попасть в отдельными частями тела в веревки и обвязку судна.

3. От судна не отрываться, весло не отпускать.

4. Постараться забраться на судно.

5. Увидеть страховщика, дать ему сигнал о готовности принять веревку.

6. Поймать конец, застегнуть за обвязку. Сделать это надо быстро, не допуская перехлеста веревки через руки, ноги и другие части тела.

7. Грести, направляя судно к берегу так, чтобы поток помогал действиям страховки.

8. Если произошел отрыв от судна и его догнать невозможно, надо увидеть страховщика, дать ему сигнал о готовности принять веревку. 

 

Страховка аварийного судна

Страховка аварийного судна принципиально не отличается от страховки человека. Единственное, что необходимо учитывать, - нагрузки на верёвку серьезно возрастают по сравнению с нагрузками при спасении человека, а более толстые верёвки летят хуже, соответственно дальность полета ниже. Очень часто приходится совмещать место броска верёвки на судно и клиента. В идеале на разные верёвки лучше поставить разных людей, но если людей не хватает, страхующему придется разбираться кому что бросать и в какой последовательности. Лучше это оговорить и продумать заранее.

 

Если вы находитесь на аварийном судне.

Для зачаливания аварийного судна необходимо крепить веревку к судну таким образом, чтобы, во-первых, веревка не захлестнула за тело человека, во-вторых, чтобы судно не вставало корабликом и уж тем более не переворачивалось. Тут необходимо быть осторожным и не находиться в зоне действия веревки.

Крепить веревку можно просто наматыванием на раму. 2-3-х оборотов может быть достаточно для того, чтобы удержать свободный конец руками.

Если вы встегиваете страховку через карабин, необходимо учитывать, что нагрузка на место крепления может быть более тонны. При закреплении в «случайное» место часть конструкции судна может быть деформирована или вырвана из общей конструкции.

Не лишним напомнить об обязательном наличии стропореза.

Работа морковки на принудительной чалке [4]

Исходя из того, что принудительная чалка ставится, как правило, перед какой-нибудь задницей, эта часть работы морковкой требует особого разговора. Мне известны как минимум два случая с летальными исходами после ошибок на принудительной чалке. Первый случай - погиб Илья Авдеев, второй - один из троих погибших в 2002 году на Коргоне. Так что стоимость ошибок может быть очень велика.

 

Итак, как я уже говорил, место для принудительной чалки подобрать несколько проще, чем для страховки. Однако необходимо учитывать, что струя, конечно, допустима, но не столь сильная, чтобы на ней рвались морковки, так как на столь мощной струе, которая способна порвать морковку, слишком велика вероятность переворота при малейшей ошибке.

 

У того, кто принимает морковку, одна задача - как можно быстрее закрепить её на раме. А вот задача второго - если не сложнее, то требует некоторой квалификации, - он своими управляющими гребками должен удержать судно корабликом относительно струи. Если ему это удалось, катамаран или любое другое средство сплава благополучно прибудет к желанному берегу. Кроме того, весь экипаж должен внимательно следить за тем, чтобы не грузить те части судна, которые находятся выше по течению. То есть в идеале судно должно как бы глиссировать на струе. Во-первых, такое положение серьёзно снижает нагрузку на верёвку, во-вторых, практически исключает зарывание и последующий переворот.

Страховка «живцом»

В первую очередь необходимо со всей серьезностью подойти к выбору места страховки «живцом», т.к. в данном случае человек добровольно входит в поток.

В случае страховки «живцом» зачастую используют две веревки - одну грузовую, а вторую - тянущую, которая позволяет маятником вытянуть «живца» вместе с потерпевшим

В страховке «живцом» участ­вуют два человека. Один из них — «живец» — одет в гидрокостюм, спасательный жилет и имеет грудную об­вязку. Не лишним будет использование «живцом» ласт. К грудной обвязке на спине пристегнута веревка, другим концом закрепленная на берегу. На этой веревке второй страхующий выпускает его в воду, удерживая ве­ревку в руках. При перехвате отдельно плывущего че­ловека «живец» бросается в воду и руками удерживает плывущего человека, а второй страхующий вытаски­вает «живца» вместе со спасаемым на берег. Если «жи­вец» бросается на перехват аварийного судна, то в ру­ках он держит отдельный спасательный конец с караби­ном, привязанный на берегу. «Живец» пристегивает этот конец к аварийному судну, второй страхующий вы­таскивает «живца» на берег, после чего управляет при­чаливанием аварийного судна с помощью спасательно­го конца, пристегнутого к нему. Следует иметь в виду, что «живец» способен перехватить в пределах своей до­сягаемости только одного человека или только судно. Второго захода он не успевает сделать — течение уже пронесет людей или судно. Поэтому перехватывать нужно в первую очередь людей, особенно находящихся в пассивной позе, с опущенной головой и не делающих плавательных движений. Страховка «живцом», хотя является активной, по своим возможностям, конечно, уступает страховке с воды.

 

Страховка «корабликом»

На участке реки с ровным сильным течением «кораблик» может вывести спасательный конец на 25—30 м от бе­рега.

 

«Кораблик» состоит из двух верти­кально стоящих в воде досок дли­ной 80—100 см и шириной 25— 30 см, расстояние между ними 30— 40 см. Поперечины сечением не ме­нее 5 см2 нужно уложить в пазы и закрепить шурупами. Концы досок закруглить. Поперечины устанавливаются в 10—15 см от концов досок. Веревка пропускается через отверстия, сделанные в доске, ближайшей к берегу, под поперечи­нами. Диаметр отверстий должен быть таким, чтобы ве­ревка шла с большим трением. Конец веревки, пропу­щенный через отверстия, возвращают к основной верев­ке и обвязывают вокруг нее схватывающим узлом. До­ска «кораблика», обращенная к берегу, оказывается на основании веревочного треугольника, к вершине кото­рого подходит страховочная веревка с берега. Необхо­димый угол атаки, выбираемый в зависимости от скоро­сти н направления течения (для правобережного и ле­вобережного вариантов), устанавливается регулировкой длин боковых сторон веревочного треугольника.

 

Заключение

 

Данный материал требует обсуждения и дополнений. Я постарался обобщить литературу и статьи, которые смог найти. Может быть, этот материал излишне подробный. Для большинства туристов-водников хватит и более краткой инструкции по использованию спасконца. Думаю, что некоторые положения вызывают недоумение, какие-то удивляют, что-то, возможно, не принимается. Уверен, что почти каждый из вас может привести пример на эту тему. И было бы просто замечательно, если бы библиотека этих примеров являлась приложением к данной работе. На ярких сочных примерах многие вещи становятся гораздо понятнее.

 

И напоследок.

«Вообще, страховка, это почти всегда процесс творческий, требующий осмысления и принятия очень часто непростых решений, в котором хочется учесть все возможности, но почти всегда приходится чем-то жертвовать, просто нужно помнить, что, отдавая что-то на откуп обстоятельством, желательно это компенсировать повышением надёжности в другом месте». - Н.Сиволобов.

 

Примеры творческого подхода применения спасконца:

 

Н.Сиволобов:

«Технический момент, который может увеличить эффективность и расширить зону применения, я подсмотрел у тувинцев, автора я тоже не знаю. Морковка традиционным образом крепится на берегу, а вот бросальщик находится на катамаране и с помощью дополнительных верёвок вынесен на расстояние порядка пяти метров от берега. В таком положении он находится практически на струе, по которой может пойти клиент, и вероятность промаха существенно снижается".»

 

2002-2006 г.

 

Составитель – Архипов Игорь

e-mail: [email protected]

ред. Терешкина И

 

Литература

 

1. «Водный туризм». Учебник, составитель В.Н.Григорьев. Москва, «Профиздат», 1990 г.

2. «Спортивые походы на плотах» - А.Д.Калихман, М.Ю.Колчевников. Москва, «ФиС», 1985 г.

3. «Сольфеджио белой воды» - В.Юрин. Москва, 1997 г.

4. «Kayak» - William Nealy. 1986 г.

5. «Страховка: Мнения и факты» - П.Зак, С.Минделевич. «Ветер странствий», №18.

6. «О границах применимости веревки при страховки с берега» - Д.Кинкулькин. «Ветер странствий», № 21.

7. «Веревка на туристском судне» - И.Гинзбург. «Ветер странствий», № 24.

8. «Что важно знать о спелеологической веревке» - Ю.С. Косоруков. Москва.

9. «Рекомендации по выбору и эксплуатации веревок и канатов» - Компания Sail.

10. «О старении альпинистских веревок» - Pit Shubert. Статья с сервера Bask.

11. «Материалы Комиссии по безопасности UIAA. Конференция по вопросам нейлона и веревок для альпинизма и спелеологии» - Статья с сервера Bask.

12. «Влажные и обледенелые веревки могут быть опасны!» - Gigi Signoretti. Статья с сервера Bask.

13. «Веревки страховочно-спасательные» - ОАО «Канат» г.Коломна Московской обл.

14. «О незаменимом в водном туризме овоще» - Н.Сиволобов.

15. «Не секрет, что друзья не растут в огороде...» - А.Суворов, veslo.ru.

16. «Страховка веревками в водном путешествии» - М.Тюльников.

 


[1] Материалы Комиссии по безопасности UIAA. UIAA On-line.

Конференция по вопросам нейлона и веревок для альпинизма и спелеологии. 20/10/02 10:00 Оригинал статьи находится на сервере Баск

 

[2] "The Journal of the UIAA: World mountaineering + Climbing" #2, 2001 "Wet and Icy ropes may be dangerous!" by Gigi Signoretti

ВЛАЖНЫЕ И ОБЛЕДЕНЕЛЫЕ ВЕРЕВКИ МОГУТ БЫТЬ ОПАСНЫ!

Gigi Signoretti, C.A.I. - Комиссия по материалам и технике. Италия. Оригинал статьи находится на сервере Баск

[3] Н.Сиволобов

[4] Н.Сиволобов «О незаменимом в водном туризме овоще»

Страховка спасконцом

 

«Вот из моря вылез старый Бес:

"Зачем ты, Балда, к нам залез?"

- Да вот веревкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить.»

 

«Сказка о Попе и работнике его Балде»

А.С.Пушкин

Оглавление

 

Вступление. 2

Характеристика веревки.. 3

Общие сведения. 3

Влияние воды на нейлоновую веревку. 6

Характеристики специальных импортных веревок для страховки на воде. 7

Физическая модель. 8

Рассмотрим геометрическую модель. 10

О бедной морковке замолвите слово... 11

Ограничения в применении. 13

Выбор места и страховка. 15

Способы страховки.. 16

Технология применения. 16

Инструкция для страхующего. 17

Инструкция страхуемому. 18

Способы удержания веревки в воде. 18

Страховка аварийного судна. 20

Работа морковки на принудительной чалке. 21

Страховка «живцом». 21

Страховка «корабликом». 22

О закреплении веревки на берегу. 22

Заключение. 24

Литература. 25

 

 

Вступление

Страховка спасконцом – одна из самых распространенных в водном туризме. Этому способствует кажущаяся простота способа, безопасность для страхующего с берега, небольшие материальные расходы на подготовку и минимальное обучение.

Эффективность страховки спасконцом сильно зависит от условий применения, навыков, практики. По различным источникам, эффективность колеблется от 5 до 50%. Помимо этого сама страховка может привести к усугублению аварийной ситуации, а иногда и к несчастному случаю.

Несмотря на то, что страховка спасконцом зачастую в походах ставится формально, практически каждый турист-водник может привести несколько примеров «чудесных» спасений с помощью спасконца. В то же время те случаи, когда страховка не сработала или сработала неправильно, чаще всего списываются на случайность или невезение.

К сожалению, сама страховка спасконцом в отечественной литературе фактически подробно не рассмотрена, или зачастую дается по старинке, шаблонно, не учитывая особенностей страховки отдельно плывущего человека, чалки легких (каяки) и тяжелых судов (катамараны и плоты); кроме того, она уже морально устарела. Иностранная литература, где вопросы страховки рассмотрены подробно и грамотно, имеется в небольшом количестве и нередк


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.191 с.