Причащение на Литургии Преждеосвященных Даров Вопрос о Чаше на Преждеосвященной Литургии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Причащение на Литургии Преждеосвященных Даров Вопрос о Чаше на Преждеосвященной Литургии

2022-12-20 21
Причащение на Литургии Преждеосвященных Даров Вопрос о Чаше на Преждеосвященной Литургии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВИератиконе, как и в Служебниках дониконовской печати, порядок причащения священнослужителей ничем не отличается от причащения на полной Литургии, причем вложение частицы IC в потир и вливание теплоты сопровождается теми же словами диакона и священника, что и на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (Вариант слов русского Служебника «Исполнение Духа Святаго») [21]. В московских Служебниках 1623 и 1646 годов о произнесении слов: «Исполнение Духа Святаго...» и «Благословенна теплота святых Твоих...» прямо не говорится: священник «раздробляет Агнец по обычаю глаголя: «Раздробляется и разделяется...» и чашу исполнит, и диакон теплоту вливает во святый потир» [22]. Однако это подразумевается, так как священнослужители «посем творят поклоны и прощение и причащаются Пречистых Тайн по последованию службы Иоанновы» [23]. Причащение, а следовательно, и раздробление Агнца «по последованию службы Иоанна Златоуста» предписывают и московский Типикон («Око церковное») 1641 года (Л. 957 об.), и Иератикон [24].
Обычай совершать причащение священнослужителей на Литургии Преждеосвященных Даров так же, как и на полной Литургии, сохранялся в Юго-Западной Руси почти до середины XVII века. Сам Петр Могила в Служебнике указывал причащение священнослужителей на Литургии Преждеосвященных Даров по чину Литургии Златоустовой, с той лишь разницей, что испивание от чаши полагалось не троекратное, а однократное. У православных греков, по свидетельству профессора Н. Д. Успенского, однократноеиспивание допускается и на полной Литургии. Только в Требнике Петра (Могилы) в статье «О некиихисправлениих в служении Преждеосвященныя службы», при удержании в чине реплик при исполнении чаши и вливании теплоты и при отсутствии запрета диакону испивать от чаши, появляется фраза, последние слова которой выглядят слишком резкими: «Егда же от чаши пиеши, или диакону подававши, ничтоже глаголи: ибо тамо простое есть вино, а не Владычняя Кровь, точиюцеримонияльного ради обиходу употребляема бывает, вместо полоскания уст» (Л. 253).
Таким образом, указания Иератикона и древнерусских богослужебных книг свидетельствуют, что содержимое святого потира на Литургии Преждеосвященных Даров попогружении в него части Преждеосвященного Агнца, считалось Кровью Христовой, а не вином, хотя и священным. Однако современная греческая практика не дает окончательного ответа на этот вопрос, так как профессор Н. Д. Успенский указывал на то, что в одном из изданий греческого Евхология присутствуют указания, совпадающие с нашим «Изъявлением...» и, следовательно, отличающиеся от указаний Иератикона. Однако с полной уверенностью утверждать наличие в святом потире не Крови Христовой, а освященного вина на основании указанного профессор Н. Д. Успенским издания нельзя [25]. Иными словами, даже в греческой практике отражается двойственность в понимании сущности содержимого потира. И это приводит к невозможности дать со всей уверенностью положительный ответ на поставленный вопрос в пользу того или другого решения.
По мнению профессора Н. Д. Успенского [26], исторические свидетельства явно против практики русских изданий Служебника конца XVII-XX веков «Греческая практика причащения на Литургии Преждеосвященных Даров по чину Литургии Иоанна Златоуста, то есть как от чаши святой Крови, прослеживается вглубь истории богослужения более чем на тысячелетнюю давность» [27]. Профессор приводит свидетельство одного из константинопольских патриархов XI века (имя неизвестно) в послании к некоему Павлу, где патриарх пишет о Литургии Преждеосвященных Даров следующим образом: «В последнее воскресенье сырной седмицы, при совершении полной Литургии святые хлебы приготовляются не в обычном, но в большем количестве. По причащении они хранятся до пятка в особом ковчеге, причем святая Кровь не вливается в них, ибо в постные дни ежедневно при совершении Преждеосвященной Литургии приготовляется и освящается Чаша, в которую влагается освященный ранее Хлеб, возвышаемый и преломляемый. И какая нужда примешивать святую Кровь к Божественному Хлебу? Ибо Преждеосвященная Литургия совершается лишь ради освящения Чаши» [28]. Далее патриарх разъясняет, что святой Агнец, напояемый Кровью, предназначается для домашнего причащения отшельников, не желающих прерывать затвор, и для напутствия больных. Для последней цели запасные Святые Дары оставляются после каждой полной Литургии и хранятся лишь до следующего утра; неиспользованные должны быть потреблены натощак чистым отроком; в Четыредесятницу, ввиду редкости полной Литургии, запас Святых Даров делается на более продолжительный срок. Другое свидетельство принадлежит студийскому монаху Никите Стифату (XI век): «По нашему преданию мы служим полную Литургию (в Четыредесятницу) по субботам и воскресным дням в третий час, в который Святой Дух сошел на апостолов; тогда, совершая приношение, освящаем Дары, из которых сохраняем достаточное количество via целую седмицу; в девятый час завершив все богослужение, в заключение вечерни мы, иереи с диаконами, творим вход с одним лишь кадилом, и после чтения пророков, совершив установленные Василием Великим молитвы, перенеся с предложения Дары, помолившись над ними, прибавив к этому еще преданную нам Господом молитву, мы возвышаем Хлеб, говоря: «Преждеосвященная Святая святым», затем, совершив соединение, причащаемся» [29]. Слова «совершив соединение» получают объяснение в Типиконе Великой Церкви (X век), где в чинопоследовании Литургии Преждеосвященных Даров говорится, что «в соединение же (то есть когда наступит время для этого священнодействия) один из священников, войдя в скевофилакион, влагает части в потиры. Вслед за ним и главный иподиакон вливает вино и теплоту, говоря: «Благослови, владыко» священник же говорит: «Соединение Духа Святаго» [30]. Эти свидетельства о Преждеосвященной Литургии дополняет «Извещение царю» патриарха Константинопольского Михаила (1143-1146): «В каждое воскресенье из посвящаемых у нас для поста честных дней... освящаются преждеосвященные хлебы... К этим хлебам, которые признаются и действительно суть самое животворящее Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, не приливается ни одной капли Божественной Крови, и они так отлагаются без окропления святой Кровью. В каждый из постных дней, когда не совершается полной Литургии, они переносятся из места предложения на святую трапезу в алтаре и над ними не произносится ни одной из таинственных и освятительных молитв... Во время святого причащения, немного ранее его совершения, диаконы касаются стоящих (на престоле) святых чаш... и после того как священник ответит: «Благословен Бог наш всегда», — влагается преждеосвященный и ранее совершенный святой Хлеб в таинственную Чашу, и содержащееся в последней вино прелагается в святую Кровь Господню и признается прелагающимся» [31].
Таким образом, практика Константинопольской Церкви проясняет, что в X-XI веках — в момент принятия Русью христианства — существовало два вида Преждеосвященных Даров: одни не напоялись святой Кровью и предназначались для Преждеосвященных Литургий; другие — напоялись, так как предназначались для домашнего причащения отшельников и больных. Над Чашей с вином на Литургии Преждеосвященных Даров не читались никакие «освятительные молитвы», и вино признавалось прелагающимся в Кровь Господню через соединение с Телом, так как цель Преждеосвященной Литургии в том, что она «совершается лишь ради освящения Чаши».
В Антиохийской Церкви, откуда, вероятно, Литургия Преждеосвященных Даров пришла в Константинополь, была еще и другая практика, возникшая под влиянием монофизитского патриарха Севира, составившего особую молитву «освящения потира». Как полагают исследователи, это было вызвано тем, что традиция самопричащения одним только Хлебом (во время гонений) стала обшецерковной в последующую эпоху и делала возможным употребление при этом и чаши. Последнее поставило проблему освящения Чаши, Севир решил ее составлением особой молитвы; предлагались и другие решения. Например, в одном из правил Иакова Эдесского (+708) говорится, что «отшельничествующие иереи имеют право освящать чашу для себя и для народа: литургисающий произносит вслух только обычные молитвы, все или частично, или вдохновляется окружающими, или имеет право хранить молчание». Другое правило гласит: «Имеем право освятить потир, если имеем освященный Хлеб» [32]. Оба эти правила были известны в Антиохии. Подводя итог антиохийской богослужебной практике, можно заключить, что сирийские монофизиты считали возможным для освящения чаши произнести обычные евхаристические молитвы (хотя бы и частично), или молчаливо созерцать совершающееся таинство, или погрузить части освященного Хлеба в потир. Последняя традиция и была заимствована Константинополем [33].
С конца XII века в Константинополе стали опускать в Чашу частицу святого Тела, напоенную Кровью. Профессор Н. Д. Успенский дает этому следующее объяснение: «Такая практика возникла в связи с широким употреблением запасных Даров, которыми причащали не только больных, но и присоединяемых к Православной Церкви из ересей, сочетающихся браком, коронуемых императоров и даже возводимых на высшие государственные посты чиновников и, наконец, тех из народа, которые постились до вечера, но по каким-либо житейским обстоятельствам опоздали к Преждеосвященной Литургии» [34]. Лев Алляций приводит мнение, возможно, Иоанна Китрского (начало XIII века) о сравнительной правильности обеих практик приготовления Преждеосвященных Даров (с напоением святой Кровью и без напоения): «Одни иереи, собираясь полагать на хранение Преждеосвященные Дары, помазуют их посредством лжицы Кровью Господней и в таком виде берегут Их, другие же ничего подобного не делают... ни те, ни другие не уклоняются от правильности. Ибо одни, чтобы сохранить некий остаток преждсосвященного и невидимо преложившегося в Кровь, делают это чрез помазание хлебов, другие же, считая, что преложившегося уже в Тело Христово хлеба достаточно, чтобы претворить вливаемое вместе с ним во время причащения вино в Кровь и сообщать им освящение причащающимся, не делают ничего подобного, но довольствуются хранением одних прежде -освященных хлебов» [35]. Таким образом, считалось равносильным употребление Агнца как уже напоенного святой Кровью, так и ненапоенного, но автор предпочитал второй способ, потому что «в Великой Церкви мы видим соблюдающимся второй обычай» [36]. В XV веке общепризнанной являлась практика причащения Агнцем, напоенным святой Кровью, но содержимое Чаши по-прежнему считалось прелагаемым в Кровь Христову через соединение вина с опущенной в нее частью Агнца. Об этом блаженный СимеонСолунский писал: «...Преждеосвященные Святейшие Дары не получают ничего от присовокупляемых к ним молитв, потому что это Дары совершенные... В священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину Литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились и чтобы священник, по чину Литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши... Желая кого-нибудь приобщить Тайн без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим Животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на Литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной Литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святого Духа, но причастием и соединением с Животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию» [37]. Учение об освящении «через соединение», свойственное византийскому литургическому богословию, не было отвергаемо и другими традициями [38].

Заключение

Рассмотрев основные различия в практике совершения Преждеосвященной Литургии в разные исторические эпохи, нужно помнить, что, несмотря на все эти отличия, внутреннее содержание и духовная ценность ее, а также ее догматическое значение остаются неизменными. Она является свидетельством Церкви о Боговоплощении и Едином Лице Богочеловека, о «неслитном, непреложном, нераздельном, неразлучном» соединении Божественной и человеческой природ в Его Ипостаси, проявляющемся, в частности, в свойствах Евхаристического Хлеба. Литургия Преждеосвященных Даров, помимо ее сакраментального значения, и сейчас является выражением веры Церкви и Ее отношения ко всякому рационализму в понимании таинства Евхаристии.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.