Статья «Изъявление о некиихисправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Статья «Изъявление о некиихисправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии»

2022-12-20 20
Статья «Изъявление о некиихисправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это «Изъявление...» было внесено в Служебник при патриархе Иоакиме в 1676 году справщиком чудовским «честным иноком» Евфимием. Евфимий создал ее на основе статьи Требника (Киев, 1646 г.) митрополита Киевского Петра (Могилы), которую митрополит Петр озаглавил так: «О некиихисправлениих в служении Преждеосвященныя службы» (Л. 253). Это было сделано митрополитом, по словам Б. И. Сове, «под напором латинских и униатских полемистов (П. Аркудия и К. Саковича)» [12].
Предписания, данные в «Изъявлении...», неизвестные ни русским Служебникам, изданным до 1676 года, ни греческомуИератикону, фактически посвящены проблеме интерпретации некоторых священнодействий Преждеосвященной Литургии. Так, «Изъявление...» запрещает долженствующему потреблять Преждеосвященные Дары диакону или священнику испивать из святого потира сразу после причащения Тела Христова. Это запрещение объясняется тем, что «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресущественно в Кровь Божественную, понеже над ним словеса священия не чтошасязде, яко бывает в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустаго» [13]. Таким образом, и святитель Петр (Могила), и Евфимий ведут некую полемику с отсутствующим оппонентом, причем суть споров состоит в вопросе о содержимом святого потира после вложения в него части освященного Агнца — Тела Христова. Поскольку эти споры носят явно богословский характер, а техническая, обрядовая сторона совершения богослужения зависит от способа их решения, то те моменты службы, которые отмечены в «Изъявлении», заслуживают внимания в первую очередь. Поскольку основой «Изъявления» является указанная выше статья Требника Петра (Могилы), исследуем причину ее появления в этом знаменитом труде знаменитого митрополита.
В киевском издании Служебника 1639 года, подготовленном митрополитом Петром (Могилой), наблюдается явный крен в сторону западного учения о Евхаристии. Хотя здесь, согласно общевосточной практике, указано благословлять Дары во время epiclesis'a, установительные слова (Institutio) анафоры здесь сопровождаются таким комментарием: «Абие иерей преклонив главу со умилением и всяким вниманием, помышляя еже претворитися святому хлебу в Тело распятого Христа Бога нашего, прилагая к сему и свое произволение (это слово — аналог латинского понятия Intentio, необходимого условия совершения таинства в средневековом католическом богословии Таинств. — С. В.) и воздвиг десницу свою, сложив персты, аки благословити, и зря на святый хлеб показует над ним и благословляя его возглашает, глаголя: Приимите, ядите... Иерей же низко поклонся Божественному Христову Телу однащи, тайно глаголет: Такожде и чашу по вечери глаголя...». Чашу здесь предписано благословлять во время произнесения слов «Пийте от нея вcu...». Подобного рода комментарии содержатся и в Требнике 1646 года.
Воссоединение Украины с Московским государством вызвало развитие оживленных связей между Москвой и Киевом в разных областях, в том числе и в сфере богословия. Киевские ученые и монахи нашли в Москве благодатную почву для своей деятельности. Иеромонах ЕпифанийСлавинецкий, затем его ученик по Киевской академии Евфимий и Иван Озеров получили должность справщиков на Печатном дворе, а Евфимий вскоре занял место ведущего справщика. Воспитанные в традиции схоластического богословия украинцы в Москве должны были неизбежно столкнуться с московской консервативной традицией. «Была неизбежна коллизия двух богословий, и пунктом столкновения их было учение о таинстве Евхаристии, вокруг которого формировалось само схоластическое богословие» [14]. Среди главных источников, использовавшихся в Москве при исправлении Служебника, были киевские издания - например Служебник 1604 года, изданный епископом Гедеоном Балабаном. «Коллизия двух богословии», проявившаяся в справе, касалась не только полной Литургии, но и Литургии Преждеосвященных Даров, в которой окончательное слово было поставлено в «Изъявлении о некиихисправленииx...» в 1676 году.
Эта глава Служебника касается совершения Великого входа и причащения священнослужителей. «Подобает ведати, яко в Преждеосвященных Литургиях, поему: «Ныне силы небесных...» священник и диакон отходят в Предложение. И взем священник воздух, полагает на рамо диакону; святый же дискос с Божественными Тайнами приемлет десницею и поставляет на главу свою, потир же с вином взем в шуйцу свою, при персех несет. Диакон же с кадильницею точиюпредходя, кадит часто: идуще же ничтоже глаголют» [15]. По раздроблении Агнца священник «влагает частицу в потир ничтоже глаголя... И пришед диакон, творит поклон благоговейно, прося прощения, и глаголет: «...Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Священник же, взем Святых Тайн едину частицу, дает диакону, глаголя: «имя рек, священнодиакону, преподается Честное и Святое и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа...» [16]. Таким же образом причащается и священник «святых Тайн со страхом и всяцем утверждением. Тажевзем священник губу, отирает руки, глаголя: «Слава Тебе, Боже» (трижды). И целовав губу, полагает на место. Тажевземсвятый потир с по-кровцемобемарукама и пиет из него ничтоже глаголя, такоустнемсвятый потир отирает покровцем иже в руках и поставляет его на святую Трапезу... Диакон же тогда из чаши не пиет, но по совершении Литургии и попотреблении святых Таин» [17]. Такая форма причащения священнослужителей объясняется тем, что «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресущественно в Кровь Божественную, понеже над ним словеса священия не чтошасязде, яко бывает в Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустаго» [18]. Современная русская практика запрещает причащение младенцев на Литургии Преждеосвященных Даров [19]; литургисты прошлого века объясняли это тем, что «в Чаше находится вино, не пресуществленное в Кровь Христову» [20].


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.