Вечерня и литургия Великой Субботы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Вечерня и литургия Великой Субботы

2022-12-20 24
Вечерня и литургия Великой Субботы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вечерня Великой Субботы говорит о таинственном времени, отделяющем смерть Христа от Его воскресения и сообщает о радостном и страшном событии сошествия Спасителя во ад. Смерть Господа, за которой должно последовать Его славное воскресение, есть уже предпразднство, или навечерие, Пасхи. Причем смерть Спасителя воскресила многих мертвых, которые вышли из гробов и явились в Иерусалиме (см.: Мф. 27, 52). Поэтому богослужение в Великую Субботу есть уже начало праздника Светлого Христова Воскресения. Стихиры на Господи, воззвах — уже воскресные, торжествующие победу Спасителя мира над адом и вечной смертью: «Страстию Твоею, Христе, от страстей свободихомся, и воскресением Твоим из истления избавихомся: Господи, слава Тебе!» (ТП. Л. 487).

Ад попран, держава его сокрушена, хотя Телом Господь еще и пребывает во гробе: «Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть <…> пожерта моя бысть держава, Пастырь распятся, и Адама воскреси: имиже царствовах, лишихся, и яже пожрох возмогий, всех изблевах. Истощи гробы Распныйся, изнемогает смертная держава. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему»[149](ТП. Л. 487).

На вечерне Великой Субботы Святая Церковь предлагает своим чадам чтение 15 паремий, содержащих пророчества об уничижении Господнем и о последующей Его славе. Как бы вводя нас в это чтение, стихира на «слава» возвещает: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый. Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав»[150](ТП. Л. 457). Шаг за шагом в последовательных ветхозаветных образах даются нам пророчества о воскресении Христовом. Иногда эти прообразы ясны и очевидны (воскрешение сына вдовицы пророком Илией и отрока — Елисеем), иногда — таинственны и символичны (жертва Авраамом сына — жертва Бога Отца и послушание Христа; Иона во чреве китове, неиссякающая горсть муки и чванец[151] масла — прообраз Евхаристии).

Первая паремия — из книги Бытия: «В начале сотвори Бог небо и землю…» (1, 1–13). Эти слова читаются в навечерия великих праздников Рождества Христова, Богоявления и Пасхи. Все эти праздники связаны глубоким внутренним содержанием, единством откровения: они являют миру Бога. В Воскресении Христа величие Творца явлено всем. Божественное могущество приближается через Воскресшего к каждой душе с обещанием: Я с вами до скончания века.

Вторая паремия читается из пророчества Исаии (60, 1–16) о появлении нового света и славы Господней над Иерусалимом, к которому отовсюду стекаются цари, племена и народы и поклоняются самому месту, где стояли ноги Мессии. Это чтение о славе Иерусалима предлагается в Великую Субботу потому, что в день Пасхи совершилось в Иерусалиме то, что стало славой Церкви Христовой — Светлое Христово Воскресение. И оно же сделало Иерусалим священным для всех христиан городом, куда веками со всех сторон стекались паломники.

Третье чтение — из книги Исход (12, 1–11) — об установлении ветхозаветной пасхи и заклания непорочного агнца, бывшего прообразом Спасителя — Агнца Божия (см.: Ин. 1, 29–36). В настоящий день это чтение предлагается для того, чтобы уяснить смысл этих прообразов и исполнение их в лице Господа Иисуса Христа.

Четвертая паремия — это книга пророка Ионы, который своим трехдневным пребыванием во чреве китове прообразовал смерть и воскресение Спасителя (см.: Мф. 12, 40).

Пятая — из книги Иисуса Навина (см.: 5, 10–15) — о первой пасхе в земле Ханаанской и о прекращении манны, бывших прообразованием прекращения всех ветхозаветных обрядов после того, как Пасха наша за ны пожрен бысть[152] Христос (1 Кор. 5, 7) и христиане причастились Пасхе новозаветной.

Шестая — из книги Исход (см.: 13, 20–22; 15, 1–19) об изведении израильтян из Египта и о чудесном переходе их через Чермное море под руководством Моисея, который был прообразом Спасителя, избавившего род человеческий от рабства греха и смерти.

Седьмая — из книги пророка Софонии (см.: 3, 8–15) — об отвержении тех иудеев, которые впали в гордость и самопревозношение, после того, как будет создана новая Церковь из всех народов под главенством Мессии.

Восьмая и двенадцатая паремии повествуют о воскрешении пророком Илией сына сарептской вдовы и Елисеем сына жены соманитянки, что было прообразами всеобщего воскресения (см.: 3 Цар. 17, 8–23; 4 Цар. 4, 8–37).

Девятая — из пророка Исаии, где говорится о славе новозаветной Церкви, начало которой — воскресение Христово (см.: Ис. 61, 10–11; 63, 1–5).

Десятая — из книги Бытия о принесении Исаака в жертву, что прообразовало великую голгофскую Жертву (см.: Быт. 22, 1–18).

В одиннадцатой Исаия (см.: 61, 1–9) пророчествует о Христе, Который даст людям свободу от угнетающих зол и прославляет новозаветную Церковь. Дух Господень на Мне,— сказал пророк, и эти же слова Господь повторил в Евангелии, добавив, что днесь сбыстся[153] писание сие (Лк. 4, 21).

В тринадцатой паремии говорится о смиренном сознании своей греховности плененными иудеями, что прообразует скорбь верных Христу при Его погребении, а надежда на Бога утешает Церковь обетованием милости.

Четырнадцатая паремия из книги пророка Иеремии (см.: 31, 31–34) говорит об установлении Нового Завета с Богом взамен Ветхого, нарушенного израильтянами. Главное отличие нового завета от старого в том, что он будет начертан не на каменных скрижалях, а в мыслях и сердцах верующих: «дая законы Моя в мысли их, на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди <…> яко вси познают Мя от мала даже и до великаго»[154]. Это чтение содержит важное нравственное назидание: Господь ждет от нас не внешних форм богопочитания, но просит: Даждь Ми, сыне, твое сердце(Притч. 23, 26).

Пятнадцатая, последняя, паремия из книги пророка Даниила (см.: 3, 1–88) рассказывает о трех отроках, не поклонившихся истукану Навуходоносора. Вверженные в пещь огненную, отроки, оставшись невредимыми, воздали хвалу Всемогущему Богу. Их молитва вылилась в славословие Богу. Эта молитва трех отроков обнимает всю вселенную. Это ветхозаветное чтение положено читать в Великую Субботу потому, что чудо отроков веками готовило верующих к принятию другого чуда всемогущества Божия — Воскресения Христова, победы над смертью Христа, сошедшего во ад и явившего в Себе вечное избавление. К каждому стиху вдохновенной молитвы отроков хор начинает припевать стих: Господа пойте и превозносите Его во веки, а заканчивается это славословие словами: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки (ТП. Л. 501).

Это торжественное светлое пение окончательно уводит наши мысли от гробового мрака и печали, и далее богослужение в своих текстах и характере приобретает хотя и сдержанный, но явно пасхальный характер. После паремий, во время которых в древности совершалось крещение оглашенных, вместо трисвятого поется Елицы ко во Христа крестистеся, во Христа облекостеся [155](Гал. 3, 27). Этим песнопением Церковь как бы встречает своих новых членов, напоминая и им, и нам, что главное — не просто креститься, но — «облечься» во Христа, то есть воспринять для себя образ жизни, заповеданный Спасителем в Евангелии.

Прокимен Апостола Вся земля да поклонится Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний, стих Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Егопризывают славить Спасителя и неизреченную Его любовь к роду человеческому, славить «всю землю», потому что Воскресение Христово — это центральное событие не только для человека, но и для всего мироздания.

Апостольское чтение из Послания к Римлянам (см.: 6, 3–11) говорит нам о том, что верующие во Христа умершего и воскресшего соединены с Ним подобием смерти через крещение, и должны быть соединены и подобием воскресения: Да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. После Апостола поется особый аллилуарий Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех[156](ТП. Л. 502) со стихами, во время пения которого священнослужители переоблачаются из темных одежд в светлые. Это торжественное пение певцов в белых одеждах знаменует собой явление ангелов мироносицам. Наступает Пасхальная радость. И Евангелие повествует об этой великой радости: и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).

Совершается литургия святителя Василия Великого, на которой вместо Херувимской песни поется следующее песнопение: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа»[157](ТП. Л. 502). Причастен на литургии также воскресной тематики:Воста, яко спя Господь; и воскресе спасаяй нас[158] (ТП. Л. 502).

Почему же Святая Церковь в этот день побуждает нас к молчанию? Потому, что совершилось то, для чего Господь сошел на землю, совершилось то, что превышает всякое человеческое разумение и чего не может выразить человеческое слово. Поэтому — «Да молчит всякая плоть человеча…».

Богослужение Великой Субботы, величайшие события, воспоминаемые в этот день, заключают в себе для верующего человека множество нравственных побуждений к очищению своей души. Каждый человек, стоя перед Крестом Христовым, перед Его Гробом, глядя на умершего Спасителя мира, должен задуматься — хотя бы ненадолго — о смысле жизни и о своей собственной смерти. И тогда в его сердце не может не возникнуть хотя бы слабого чувства покаяния.

Но богослужение Великой Субботы, изображая спасительные Страсти Христовы, располагая нас к покаянию и исправлению своих грехов, должно также возводить наш ум и к той радости, ради которой Спаситель и понес все эти страшные муки: «Воспоминая сегодня сошествие Спасителя мира во ад и изведение Им оттуда всех ветхозаветных праведников и самую победу над адом, мы должны <…> радоваться, потому что ныне “смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало”[159]. Мы должны всегда радоваться о Господе, потому что Христос — наше упование и наша надежда и в этой, земной, жизни, и в Жизни будущей, по неложному его обетованию: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Аминь»[160].

***

Время земной жизни — краткий отрезок на пути в вечность — дано человеку для покаяния. Но память человеческая слаба, и сам человек слаб и изменчив и оттого часто нуждается в напоминании: чего ради он создан, откуда ниспал, к чему призван. Душа его все больше спит, между тем как дни проходят, подобно бесследно исчезающим каплям дождя, и конец дольнего странствования неотвратимо приближается. Сего-то ради Церковь и установила выделить из общего течения дней особый, ни на что не похожий период — время Великого поста, время пробуждения души, плача о грехах, когда, помышляя о близком и страшном суде и как бы зря перед собою Всемогущего Судию, приходит человек в сердечное сокрушение и раскаяние.

Это время, называемое подвижниками «весной души», отличается соответствующим строем и составом богослужения, когда все напоминает о спасительных страданиях Сына Божия. Внимательно вслушиваясь в богослужебные тексты, мы должны помнить, что Спаситель принес Себя в жертву, чтобы избавить нас от греха, проклятия и вечной смерти, подъять грехи многих (Евр. 9, 28). Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (1 Пет. 2, 24). Этой Жертвой покрыты все наши беззакония — не только прошедшие, но и настоящие и будущие. То, что Господь наш Иисус Христос принес Себя в жертву за прошлые грехи человечества и страдал за те преступления, которые содеяны были до момента Его смерти,— это понять легко. Но какое отношение Его Жертва может иметь к нашим грехам, да еще к будущим? Это для многих непонятно. Ведь Спаситель был распят, когда нас не было и в помине и, следовательно, не было и наших грехов; каким же образом Он мог страдать за грехи, которых еще не было, за преступления, еще не существующие? Эта мысль, по-видимому, уменьшает личное для нас значение Крестной жертвы и служит порой причиной, почему мы остаемся холодными и безучастными при воспоминаниях о страданиях Иисуса Христа. Лукавый голос шепчет: «Пусть древний мир своими преступлениями довел Спасителя до креста; пусть на нем лежит ответственность, но мы тут ни при чем; мы не виноваты в этих страданиях, ибо нас тогда еще не было!». Однако мы ошибаемся.

Бог есть Дух, вечный и неизменяемый. Это значит, что для Него нет времени, или, точнее говоря, нет ни прошедшего, ни будущего. Есть только настоящее. Все, что мы представляем только в будущем, все неведомое, неизвестное для нас, что только должно еще случиться,— все это уже существует в Божественном сознании, в Божественном всеведении. Иначе и быть не может. Ведь время — не что иное, как последовательность событий или изменений в нас или окружающем нас мире. Не будь этих изменений, не было бы и времени. Если предположить, что движение в мире прекратилось, все застыло в абсолютной неподвижности,— то можно было бы сказать вместе с апокалиптическим ангелом, что времени больше нет (ср.: Откр. 10, 6). Но это верно только по отношению к нашему ограниченному рассудку, к нашим ограниченным чувствам. Для Бога же нет ни категории времени, ни пространства, и события мировой жизни выступают в Божественном сознании не в последовательном порядке одно за другим, а даны все сразу, сколько их заключается в вечности. Отсюда следует то, что наши грехи содеяны в пределах времени нашей жизни только для восприятия наших ограниченных чувств. Для Бога же в Его Божественном предвидении они существовали всегда, и двадцать веков тому назад, когда страдал Спаситель,— так же реально, как и теперь. Следовательно, Господь страдал и за наши теперешние грехи, и их Он принял в Свою любящую душу. Вместе с грехами всего человеческого рода и наши преступления тяготели на Нем, увеличивая Его крестную муку. Поэтому мы не можем сказать, что не виноваты в Его страданиях, ибо в них есть доля и нашего участия.

Это надо сказать не только о наших прошедших и настоящих грехах, но и о будущих. Когда бы и какой бы грех мы ни совершили, Бог уже предвидел его и возложил на Возлюбленного Сына Своего. Таким образом, мы произвольно, хотя, быть может, и не сознавая того, увеличиваем греховное бремя, подъятое Спасителем, и вместе с тем увеличиваем Его страдания. Современный человек редко об этом думает, и сама мысль, что мы являемся вольными или невольными распинателями Господа, нам кажется странной. Невиновен я в крови Праведника Сего (Мф. 27, 24),— сказал когда-то Пилат, умывая руки. Мы поступаем так же.

Когда мы размышляем об обстоятельствах крестной смерти Господа, наше внимание невольно сосредоточивается почти исключительно на главных активных виновниках ее. Нас возмущает предательство Иуды; мы негодуем на лицемерие и коварство иудейских первосвященников; нам отвратительными кажутся жестокость и неблагодарность иудейской толпы; и эти чувства и образы заслоняют от нас мысль, что и мы причастны к этому преступлению. Когда мы видим Господа, страдающего на кресте, то должны помнить: причина этих страданий и крестной смерти — грехи человечества, в том числе и наши! Спаситель страдал за нас и за всех людей. Мы возвели Его на крест. Иудеи — только орудие предвечного предопределения Божия. Конечно, и на них лежит тяжелая вина: их злоба, их ненависть, их ослепление — все это делает их безответными перед судом Правды Божией, тем более что они сами захотели взять на себя Кровь Спасителя; но, как бы то ни было, это не освобождает и нас от нравственной ответственности за страдания Сына Божия.

Очень ясно говорит об этом апостол Павел. По его словам, тот, кто однажды просвещен и вкусил дара небесного и сделался причастником Духа Святого и отпал — тот снова распинает в себе Сына Божия и ругается Ему (см.: Евр. 6, 4, 6). Если мы, получив познание истины, произвольно грешим(Евр. 10, 26), то этим попираем Сына Божия и не почитаем за святыню Кровь завета, которою освящены, и Духа благодати оскорбляем (см.: Евр. 10, 29). Никогда, никогда христианин не должен забывать эти поистине страшные слова апостола, полные глубокого и скорбного смысла. Все наши пороки мучительною тяжестью ложатся на Божественно чистую душу Спасителя, Который должен их выстрадать, чтобы они могли быть прощены нам. Наши грехи — это жалящие шипы тернового венца, впивающиеся в изъязвленное чело Господа, подобно тому как впивались они когда-то под ударами римских солдат. Наши преступления — это гвозди, которые мы снова заколачиваем в Его зияющие язвы, горящие жгучей болью. Этим ли должны мы платить за Его великую, самоотверженную любовь? Конечно же нет!

Наша жизнь пройдет так же, как прошла теперь Святая Четыредесятница. Для каждого из нас наступит Великая Пятница смерти, а за ней — Великая Суббота упокоения в недрах земли. И на нашу голову, по словам архиепископа Иннокентия (Борисова), «возложат венец — только из тех скорбей и лишений, которые понесены во имя Его. Мы, как и Господь, носим раны (душевные и телесные), но можно ли назвать их Господними, и кто возлагает их на нас? — или наша плоть с ее похотями и невоздержанием, или мир за наше раболепство перед ним. А эти раны не Господни, и их надо врачевать покаянием»[161].

Пост — это святое время — может быть похищен у нас житейскою суетою и попечением о вещах скоропреходящих, если мы сами не позаботимся расположить свою душу внимать помыслам благим и спасительным, умиляющим и оживотворяющим сердце. А чем же еще можно настроить себя на размышления благие, как не молитвой, духовным чтением и внимательным отношением к богослужению и ко всему тому, что мы слышим в храме? Поэтому внимательное отношение к православному богослужению — это непременное условие нашего духовного возрастания. Период же Великого поста, как уже отмечалось, имеет особое значение для православного христианина. Поэтому и богослужебные тексты этого времени церковного года несут в себе назидания особой важности. Не пройти мимо этого сокровища, подаваемого нам Святой Церковью,— вот задача каждого, подвизающегося достойно миновать великопостное поприще.

Задачей данной работы и было постараться хотя бы несколько приоткрыть эту церковную сокровищницу, хотя бы немного объяснить, почему ученики Христовы, в момент страданий их Божественного Учителя в страхе бежавшие, впоследствии бесстрашно проповедовали Евангелие и не страшились самой смерти. «Но теперь они знали, что Он победил смерть, и что бессмертие — бОльшая реальность, чем весь этот мир, восставший на них за их благовестие» [162]. Поэтому, по слову известного проповедника нашего времени, «да не смущает никого зрелище уничижения, страданий и смерти Сына Мариина. Так надлежит пострадать Христу и войти в славу Свою. Страдания и смерть Его ужасны, причиняют скорбь великую, но они промелькнут подобно короткому тяжелому сну и сменятся вечною славою, Вечным Царством Его. Кратковременная скорбь должна как тень исчезнуть пред светом радости! Аминь» [163].

 

Примечания

[1] Цит. по: Протоиерей А. Никольский. Страстная седмица Великого поста. Киев, 1905. С. 1.

[2] Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Сергиев Посад, 1994. С. 125.

[3] «Всех дней Святая Четыредесятница важнее, но эта — еще более того; эта святая и великая неделя больше. Называется же великой седмицей не потому, что больше дни и часы ее, но потому, что великие и сверхъестественные чудеса и особые дела Спасителя нашего в нее совершились».

[4] «Господь, идя на добровольные страдания, по пути говорил апостолам: “Вот мы входим в Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как и написано о Нем (у пророков)”. Давайте и мы со светлым разумом пойдем с Ним, распнемся и умертвимся для житейских радостей ради Него, чтобы с Ним и воскреснуть и услышать Его, взывающего: “Восхожу уже не в земной Иерусалим, чтобы пострадать, но к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему и возьму вас с Собой в Вышний Иерусалим, в Царство Небесное”».

[5] «Готовься, душа, прежде смерти приготовь себя к вечной жизни и Христу, ради тебя пострадать стремящемуся, чтобы тебя прославить, постарайся сопострадать, и сораспяться, и умереть (для греха)»

[6] «От пальмовых ветвей, как от божественного праздника, перейдя в (другой) божественный праздник, соберемся, верные, к достойному прославления спасительному священнодействию Христовых страданий, и Его увидим, за нас добровольно терпящего страдания, и к Нему взывая: “Милосердия Источник, спасения Пристань, Господи, слава Тебе!”»

[7] Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). Страстная седмица Великого поста. М., 1996. С. 2.

[8] Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). Сочинения. Т. 4. СПб., 1908. С. 183–186.

[9] «Чтобы не застигло тебя врасплох, как смоковницу, осуждение, приложи усилия, душа, чтобы добродетели вырастить на ниве сердца твоего для Творца Христа, принося их Ему в покаянии».

[10] «Убоявшись наказания смоковницы, высохшей за бесплодие, братья, принесем Христу, дающему нам великую милость, плоды покаяния».

[11] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. СПб., 1902. С. 975.

[12] Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1. М., 1881. С. 71.

[13] См.: Праздников праздник, торжество торжеств. Кострома, 1998. С. 27.

[14] «Даровать детям ее славу во временной жизни, но вместо того обещал Твоим друзьям, что они пострадают до смерти, которую раньше них Сам претерпишь для очищения грехов».

[15] «Не уподобляйтесь язычникам, стремящимся к власти. Пусть не будет так у вас, Моих учеников, потому что и Сам Я как нищий. Первый из вас пусть будет всем слугой, начальствующий как подчиненный, превосходнейший как последний. Ибо и Сам Я пришел послужить падшему человечеству и отдать жизнь Мою как выкуп за многих, взывающих ко Мне: “Слава Тебе!”».

[16] «Все узнают, что вы Мои ученики, если заповеди Мои соблюдете (…) мир имейте между собой и со всеми, и кротостью прославитесь».

[17] Зандер В. Христос — новая Пасха. М., 1995. С. 5.

[18] «Поймите, уразумейте, что Я — Бог, существующий прежде бытия мира, раньше сотворения земли и неба, и знаю все; Я Един со Отцом и являю Собой всю полноту Божества».

[19] «Христос, Ты, движимый милосердием, Благодетель, добровольно идешь пострадать, хотя избавить нас от осуждения на адские муки. Поэтому мы и воспеваем Твои достославные страдания и славим, Спаситель, Твое предельное унижение».

[20] «Судья всех, сидящий на престоле херувимском, приводится на суд как преступник, чтобы предстать перед Пилатом и претерпеть все страдания, чтобы спасся человек».

[21] «Кто одно доброе дело усердно творит, а другими пренебрегает, особенно милосердием, не входит со Христом в вечный покой, но отходит с позором, так как нет ничего более печального и постыднейшего, чем девство, побеждаемое стяжательством».

[22] «Приступите, верные, потрудимся усердно для Владыки, кто мудрость принесет во благой дар, кто послужит для просвещения, чтобы проповедью приобщились к верующим не наученные священным учением. Другой пусть раздает богатство нищим. И так данное нам от Бога преувеличим и, как верные строители, радостно сподобимся благого дара Владыки».

[23] «Когда придешь во славе с ангельскими силами и сядешь на судейском месте, Иисус, меня, Добрый Пастырь, не отвергни… и не погуби меня с грешниками, огрубевшего грехами, но справа стоящим праведникам причти и спаси, Человеколюбец».

[24] «Вот тебе, душа моя, Владыка вверяет дар Свой, со страхом прими его и дай его взаймы Давшему: раздавай нуждающимся и приобрети друга-Господа, чтобы стать по правую руку от Него, когда придет во славе, и услышать блаженный призыв: «Войди, раб, в радость Господина твоего»».

[25] «Бог милостив, и много у Него путей спасения».

[26] «Нагим я вышел из чрева матери моей, нагим и возвращусь. Господь дал, Господь и взял (как угодно было Богу, так и сделалось). Да будет имя Господне благословенно. Во всем, что с ним произошо, не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге».

[27] «Женщина, наполнившись духовным благовонием (то есть любовью ко Христу), избавилась от (прежнего) зловония – многих грехов».

[28] «Неблагодарный ученик, отказавшись от Тебя, Христос, собрав против Тебя сборище крайне беззаконных людей, сделался предателем».

[29] «Осудить на небесах Сидящего Господа, Судью всех».

[30] «Управляющий временем, Ты Пасха наша и очищение грехов, принесенный в жертву за всех, как Ягненок».

[31] «Иисус, Ты, желая показать неестественное Твоей природе унижение, ужинал в доме Симона, чтобы блудница получила благодать, которую нельзя купить».

[32] Епископ Феофан Вышенский. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1991. С. 44-45.

[33] «Блудница подошла к Тебе, проливая на ноги Твои миро со слезами, Человеколюбец, и от зловония грехов избавляется по воле Твоей. А неблагодарный ученик, дыша Твоей благодатью, отрекается от нее и покрывается зловонием (грехов), продавая Тебя из сребролюбия».

[34] «Господи, женщина, впадшая во многие грехи, поняв, что Ты Бог, подобно мироносицам, рыдая, миро Тебе приносит раньше погребения, говоря: “Горе мне, что по ночам я невоздержанно распаляюсь блудом! Прими потоки моих слез… снизойди к воздыханиям сердца моего… чтобы мне облобызать пречистые ноги Твои и вытереть волосами головы моей. Кто исчислит множество грехов моих и множество путей спасения Твоего? Спаситель души моей, не презри меня, Твою рабу, по безмерной Твоей милости!”».

[35] «Когда грешница приносила миро, ученик сговаривался с беззаконниками. Она радовалась, выливая дорогое миро, а он старался продать Бесценного. Она Владыку узнала, а он от Владыки отпал. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врага. Весьма трудно искреннее покаяние — даруй мне его, Спаситель, пострадавший за нас, и спаси нас!»

[36] «Каким образом ты, Иуда, сделался предателем Спасителя? Разве (Он) тебя от апостольства отлучил? Разве дара исцеления лишил? Разве на Тайной вечере тебя от трапезы изгнал? Разве, других ноги помыв, твои презрел? Сколько же благ ты забыл! Таким образом обличается твой неблагодарный нрав и раскрывается безмерное долготерпение и великая милость Спасителя».

[37] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. СПб., 1899. С. 416.

[38] Там же.

[39] Там же. С. 419.

[40] «Глупый Иуда, мысли твои заняты сребролюбием, а сам ты являешься примером безумия: будучи верным только одному ящику для денег, ты никак не приобщился к милосердию, но закрыл жестокое сердце твое, предав Единого Милостивого».

[41] «Горница устланная приняла Тебя, Создателя, с приближенными Твоими, и там Ты совершил Пасху и установил священнодействие».

[42] «Блажен, кто может верой принять Господа, приготовив сердце, как горницу, и благочестие — как вечерю».

[43] «Безмерная, жизнодательная мудрость Божия сделала Своим храмом чистую, не познавшую мужа, Мать, потому что приняв (от Нее) тело, славно прославился Христос Бог наш».

[44] «Мудрость Божия приготовляет верным питающую душу трапезу и предлагает чашу истинного бессмертия. Приступим (к ней) с благочестием…»

[45] «Благой, Ты напоил Своих учеников из чаши веселья, спасительной для всего рода человеческого, наполнив ее Самим Собой».

[46] «Озера, источники и моря создавший, подавая нам пример великого смирения, полотенцем опоясавшись, помыл ноги ученикам, снисходя (к нам) по причине многого милосердия и возводя нас от пропастей греха, Единственный Человеколюбец».

[47] «Христос всех примирил, дав Небесный и Божественный Хлеб. Придите же, любящие Христа; грешными устами, но с чистым сердцем приобщимся истинно приносимой Пасхальной Жертве, ради нас совершаемой».

[48] Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Жизнеописание, чудеса и наставления. Минск, 2001. С. 337.

[49] «Новый пир неизреченный Я желаю в Царстве Моем совершить с вами, как Бог с богами».

[50] «Гостеприимством Владыки и бессмертною трапезою (Телом и Кровию) придите, верующие, насладимся с возвышенными чувствами, услышав высокое слово от Самого Слова, Которое мы прославляем».

[51] Цит. по: Чтение на каждый день Великого поста. М., 2002. С. 369-370.

[52] Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). Сочинения. Т. 4. С. 207-211.

[53] «Иуда раб и злоумышленник, ученик и изменник, друг и клеветник в делах открылся. Следуя за Учителем, злоумышлял предать Его, говоря в себе: «Предам Его и приобрету богатство». Хотел и миро продать (см. Ин. 12, 4-6), и Иисуса обманом взять. Поцеловал и предал Христа».

[54] «О, друзья, смотрите чтобы никакой страх не разлучил вас со Мной: если Я и страдаю, то за мир. Итак, не соблазнитесь о Мне, ибо Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но послужить и отдать жизнь в искупление за мир».

[55] «Хотящий быть первым да будет последним, хозяин дома – как слуга. Пребывайте со Мною, чтобы принести плоды, потому что Я – Лоза, подающая жизнь».

[56] Ветви.

[57] «Сын Божий, прими меня сегодня быть участником Твоей Тайной Вечери, ибо я не поведаю тайну врагам Твоим, не предам Тебя (поцелуем), как Иуда, но как (благоразумный) разбойник признаю Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем».

[58] «Опять вы спите (…) будьте бдительны, уже пришло время, вставайте, идемте, друзья Мои, вот ученик-предатель, ведя с собой целый полк, идет предать Меня человекоубийцам».

[59] Постановления Апостольские. 5, 14.

[60] «Сегодня мы видим совершаемое страшное и невероятное действие: неосязаемый удерживается, связывается освобождающий Адама от проклятия. Знающий мысли и дела несправедливо допрашивается, в темнице запирается (адскую) бездну заперший. Стоит перед Пилатом Тот, перед Которым с трепетом стоят ангелы, получает пощечину Создатель от создания, на крестную смерть осуждается Судья живых и мертвых, во гроб полагается Разрушитель ада».

[61] «…чтобы не впасть в искушения».

[62] Цит. по: Протоиерей А. Никольский. Указ. соч. С. 96.

[63] Протоиерей Валентин Амфитеатров. Великий пост. Духовные поучения. М., 1997. С. 79.

[64] Цит. по: Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1900. С. 282.

[65] Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Т. 3. СПб., 1893. С. 597.

[66] «Верующие, услышим созывающую (нас) громким гласом, нетварную и присущую Богу премудрость, призывающую: “Испытайте, и поняв, что Я — Христос, воскликните: Славно прославился Христос Бог наш!”»

[67] «Христос всех примирил, дав Небесный и Божественный Хлеб; придите же, любящие Христа, грешными устами, но с чистыми сердцами причастимся истинно приносимой Пасхальной Жертве, ради нас совершаемой».

[68] «Чувства наши чистыми Христу представим и, как друзья Его, души наши принесем Ему в жертву, чтобы житейские заботы не угнетали нас, как Иуду, но в кельях наших воззовем к Нему: “Отец наш небесный, от лукавого избавь нас!”».

[69] «За 30 сребренников и с помощью коварного поцелуя иудеи хотели убить Тебя. А беззаконный Иуда не захотел уразуметь».

[70] Назначили.

[71] Некоторые из сынов израильского народа.

[72] «Причащая учеников на Вечере, ведая скрытое предательство, обличил на ней Иуду, зная, что он неисправим, чтобы все поняли, что Ты добровольно предался, дабы спасти мир от диавола. Долготерпеливый, слава Тебе!».

[73] «Сегодня Иуда оставляет Учителя и принимает диавола, ослепляется страстью сребролюбия, помраченный отпадает от Света: как он мог на Него смотреть, продавший Светило за 30 сребренников?! Но для нас воссиял Страдавший за мир. К Нему и возопием: “Пострадавший и сострадавший людям, Господи, слава Тебе!”».

[74] Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. СПб., 1898. С. 57.

[75] «Сегодня Иуда притворяется благочестивым и отчуждается дара спасения. Будучи учеником, становится предателем: за обычным поцелуем скрывает обман и предпочитает Божественной любви неразумное рабское служение сребролюбию, став предводителем сборища беззаконников. А мы, имея спасение, совершенное Христом, прославим Его».

[76] «Приобретем братолюбие во Христе, братья, а не немилосердие к окружающим нас, чтобы не быть осужденными ради денег, как немилостивый раб, и как Иуда, пожалевший о содеянном, не потерять спасения».

[77] «Ныне говорит Творец неба и земли Своим ученикам: “Пришло время, приблизился Иуда, предающий Меня. Никто да не отречется от Меня, видя Меня на кресте между двух разбойников: ибо Я страдаю, как человек, и как Человеколюбец спасу верующих в Меня…” Господь, придя на добровольные страдания, Ты взывал к ученикам Твоим: “Если вы и одного часа не могли бодрствовать со Мною, то как обещали умереть за Меня? Но смотрите, как Иуда не спит, а старается предать Меня беззаконникам. Встаньте, молитесь, чтобы никто не отрекся от Меня, видя Меня на кресте”. Долготерпеливый, слава Тебе!»

[78] «Схватившим Тебя отступникам закона (Моисеева), претерпевая (истязания), так вещал, Господи: “Хотя вы поразили Пастыря и рассеяли двенадцать овец — учеников Моих, Я мог бы призвать на помощь более двенадцати легионов Ангелов. Однако Я все терплю, дабы исполнилось все, что Я открыл вам через пророков Моих,— сокровенное и тайное”. Господи, слава Тебе!»

[79] «Трижды отрекся от Тебя Петр, сразу вспомнив, что Ты ему предсказал, но принес Тебе слезное покаяние: “Боже, очисти меня и спаси меня!”».

[80] В русском апокрифе, пересказанным Н. Лесковым, при сошествии во ад Спаситель вывел всех, там пребывавших; остался один Иуда. Спаситель позвал и его, но тот сказал, что должен попросить разрешения, ушел в глубины ада — и не вернулся.— Ред.

[81] «Скажите, беззаконники, что слышали вы от Спасителя нашего? Разве не закон и учения пророков изъяснял Он? Как же умыслили вы предать Пилату (рожденного) от Бога Бога-Слово, Избавителя душ наших?»

[82] «“Да будет распят!” — вопили непрестанно наслаждающиеся твоих даров. Убийцы праведников просили отпустить злодея вместо Благодетеля. Ты же, Христос, молчал, терпя их жестокость, желая пострадать и спасти нас, ибо Ты человеколюбив».

[83] «Так говорит Господь иудеям: “Люди Мои, что Я сделал вам (плохого) или чем досадил вам? Слепым вашим даровал зрение, прокаженных очистил, человека расслабленного исцелил. Люди Мои, что Я сделал вам, и чем вы Мне воздали? За манну — желчь, за воду — уксус, вместо любви ко Мне пригвоздили Меня ко кресту”».

[84] «Больше Я не буду терпеть отступников- евреев, но призову язычников, и они прославят Меня со Отцом и Духом. И Я дарую им вечную жизнь».

[85] «Облачающийся в свет, как в одежду, нагим стоял на суде и пощечины принял от рук, которые создал. Беззаконные люди на кресте пригвоздили Господа славы, тогда завеса церковная разорвалась, солнце померкло, не терпя видеть унижаемого Бога, перед Которым трепещут все. Поклонимся Ему!

Не убедили евреев ни землетрясение, ни расколовшиеся камни, ни церковная завеса, ни воскресение мертвых. Но воздай им, Господи, по делам их, ибо они напрасно злоумышляли против Тебя.

Сегодня церковная завеса разрывается для обличения беззаконников, и солнце лучи свои скрывает, видя распинаемого Владыку».

[86] «Толпа иудеев потребовала от Пилата распять Тебя, Господи. Не нашедши в Тебе вины, они освободили преступника Варавву и осудили Тебя, Праведника, наследуя грех неправедного убийства».

[87] «Тот, перед Которым оцепеневают и трепещут все и кого в


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.