Вопрос. Источники по истории христианства — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Вопрос. Источники по истории христианства

2022-12-20 36
Вопрос. Источники по истории христианства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предпосылки христианства

Христианство возникает на территории Римской империи в начале новой эры, которая и отсчитывается от предполагаемой даты рождения Христа. Предпосылками его возникновения помимо субъективных был системный кризис позднеантичной культуры и упадок государственной римской религии, когда духовный вакуум заполнялся либо экзотическими политеистическими культами других народов, вошедших в состав империи, либо философскими системами, особенно платоновско–неоплатонического типа, обретавшими фактически статус религии. Заметная часть населения перешла к вольнодумству и чисто внешней религиозности.

Помимо чисто теологического объяснения (христианство как результат откровения Бога, явленного в богочеловеке Иисусе Христе),в числе предпосылок появления христианства указывались:

– нарастание кризисных явлений в Римской империи, включая усиливающееся расслоение общества и нарастание социального и иных видов отчуждения;

– дальнейшее развитие иудейской религии, обусловленное внутренними закономерностями;

– личностный фактор в виде деятельности Иисуса.

Первые века христианства на территории Римской империи были ознаменованы гонениями, так как оно считалось подозрительной религией, а её приверженцы – неблагонадёжными подданными. Так, в частности, известны гонения христиан при императорах Нероне, Домициане, Диоклетиане, Деции, Валериане. Это было связано с монотеистическим характером христианства и стремлением не афишировать богослужебные действия, чтобы не профанировать их перед непосвящёнными, равным образом как и со стремлением сторониться некоторых проявлений общественной жизни того времени, избегать того, что напрямую связано с языческими культами. На христиан закономерно перенеслось и недоверие государственной власти к евреям–монотеистам. Все это давало повод к клеветническим измышлениям, которые и становились предлогами для притеснений. Некоторые репрессии носили локальный характер, но отличались извращённой жестокостью.

На протяжении первого тысячелетия христианской истории произошло оформление важнейших вероучительных вопросов, касающихся прежде всего учения о Святой Троице и природе Христа. Чётко оформились и основные типы христианского богослужения (литургии).

В 1054 г. христианство утратило единство. Причиной стал конфликт двух крупных и влиятельных церковных округов, связанный со спорами о первенстве, – Константинопольского и Римского патриархатов (так именуются крупные округа, возглавляемые патриархами, обычно они имеют очень древнее происхождение, в I тыс. их было пять). Патриарх Константинопольский Михаил Керулларий (1005?–1059) обвинил западных христиан в отступлениях и ересях, в частности, касавшихся обрядовых различий, существовавших уже много веков (например, совершение Литургии на пресном хлебе, а не на квасном). Поднимался и вопрос о filioque, касающийся отношения Святого Духа к двум другим Лицам Святой Троицы. Легаты (послы) Папы Льва IX (1049–1054) провозгласили отлучение Керуллария, последний объявил то же в адрес Папы. Попытки ликвидировать конфликт успеха не имели.

Возникли две ветви христианства: восточная, получившая названиеправославной, и западная, католическая (эти названия были в обиходе и до разделения, но затем чётко соотнеслись с двумя ветвями). Русь, принявшая официально христианство в 988 г. ещё до разделения, оказалась в ареале православия. Западная Европа вошла в католический ареал.

Христианство II — III вв.

Во II-III вв. социальные условия и социально-психологическая обстановка приводили к увеличению числа христиан в среде людей не просто состоятельных, но и занимавших высокое положение в обществе.

В христианских общинах второй половины II в. уже преобладало среднее городское население купцы ремесленники, землевладельцы и другие имущие элементы. Приток этих слоев в христианские общины объясняется двумя причинами. Во-первых, кризис идеологии охватывал все более широкие круги римского общества. Рост скептицизма и неверия сопровождался усилением религиозных настроений, увлечением магией, восточными культами, мистикой и пр. Одна и та же эпоха породила и Лукиана и Апулея. Во-вторых, принадлежность к христианам во II в. оказывалась даже выгодна с экономической точки зрения. Общины были разбросаны во всех крупных городах империи и поддерживали друг с другом тесную связь. Это создавало большие удобства для торговцев и ремесленников, что особенно сказалось во второй половине II в., когда кризис всего больнее ударил именно по этим слоям.

Изменение социального состава общин во II в. отразилось на их идеологии и организации. Приток имущих элементов постепенно оттесняет на задний план бедноту. С настроениями сивиллиных пророчеств начинают бороться. В христианской литературе II в., правда, еще встречаются выпады против богатых и государства, но они все более и более заглушаются другими тенденциями. На смену формулам раннего христианства — «легче канату пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство божие», «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» — появляются совершенно иные «вы же, слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым», «воздайте цезарево цезарю, а божие — богу» и т. п.

Меняется и организация христианских общин. Она начинает приобретать более прочный характер. В общинах I в. руководство принадлежало странствующим проповедникам «пророкам» и «апостолам», создававшим новое учение и разносившим его по городам империи. Это были представители бедноты и рабов настроенные весьма экзальтированно. Они предсказывали второе пришествие Христа, призывали к покаянию и разделу имушеств. Но когда в христианстве стали брать верх зажиточные слои, подобного рода идеология сделалась слишком опасной. С «пророчеством» начинают бороться как на организационной, так и на идейной почве. Управление общинами переходит в руки постоянных должностных лиц, выбираемых из членов данной общины и принадлежащих к ее имущей части. Это — пресвитеры (старейшины) диаконы (служители), епископы (администраторы). Они берут в свои руки все дела общин и наводят в них «порядок» в интересах имущих Уравнительная практика (разделы имушеств общественное питание) сокращается, все более и более заменяясь простой благотворительностью.

С другой стороны, подвергается обработке и христианская литература. Оттуда тщательно вытравляется вся идеология сивиллиных пророчеств с ееантисобственническими и антигосударственными тенденциями. Именно теперь вырабатывается список канонических книг. В них идеология раннего христианства почти совершенно не чувствуется. Вся «пророческая» литература попадает в число апокрифических, т. е. «подложных» книг.

В III в. процесс идет еще дальше. Кризис бросает в объятия новой религии все более широкие слои римского общества, вплоть до крупных собственников. Принятие ими христианства происходит тем легче, что прежняя религия рабов и бедноты потеряла свою былую оппозиционность и перешла на службу к господствующим классам. В III в. окончательно складывается общая церковная организация для всей империи. Епископы становятся во главе общин, подчиняя себе всех остальных должностных лиц. Руководящую роль в церкви начинают играть епископы крупных городов империи. Появляется церковная иерархия, построенная по монархическому принципу. В конце III и начале IV в. на высших церковных постах сидят богатые землевладельцы, купцы и ростовщики. Среди христиан мы видим крупных представителей имперской бюрократии, членов императорской семьи. Христианская церковь окончательно аристократизируется.

Преследования христиан.

Но в том же III в. церковь испытала первые крупные преследования со стороны государства. Все известия о гонениях на христиан до III в., по-видимому, вымышлены (например, знаменитое гонение при Нероне) или сильно преувеличены. Впоследствии, когда церковь была легализована, христианам было выгодно изображать себя postfactum мучениками за веру. Тогда и родились бесчисленные легенды о гонениях. В действительности гонений было гораздо меньше и они не отличались той жестокостью, как это обычно изображается в церковной истории.

Но, во всяком случае, в III и в начале IV в. в разных местах империи имели место довольно крупные преследования христиан. Это было связано с обострением социально-политической обстановки.

Христианство, конечно, никогда не было революционным течением. Наоборот, оно гасило революционную энергию масс, направляя ее по иному руслу. Оно подменяло реальную борьбу во имя земных целей иллюзорными надеждами на сверхчеловеческую помощь и загробное воздаяние. Но в раннем христианстве были, по крайней мере, кое-какие моменты, направленные против существующего строя. В III в. и эти элементы почти совершенно исчезли. Однако римское правительство продолжало по-старому рассматривать христианство как тайную, подпольную секту. В борьбе с оппозиционными движениями оно не всегда разбиралось в действительном положении вещей и легко могло принять христиан за бунтовщиков, тем более, что в некоторых случаях христиане сами давали к этому повод. Так, они отказывались приносить жертвы богам, поклоняться гению императора, служить в войсках. Это создавало вокруг них атмосферу подозрительности и в кризисной ситуации легко могло вызвать преследования. К этому нужно добавить, что церковь и многие ее представители в III в. были очень богаты. Практика конфискаций, столь распространенная в III в., могла здесь найти хорошее применение. И действительно, мы видим, что целью всех гонений III — IV вв. (при Деции, Валериане, Диоклециане) являлось не столько преследование тех или иных лиц, сколько конфискация их имуществ.

Последним, наиболее крупным гонением были преследования христиан при Диоклециане (303 — 304 гг.). Это была последняя попытка открытой силой сломить новую религию. Из этой попытки ничего не вышло, так как 10 лет спустя Константин и Лициний легализовали христианство

Внутрицерковная борьба.

Предпосылки создания церковно-политически группировок:

1. Наличие прочной материальной базы в отдельных церковных округах,

2. распространение церковной власти епископов на значительные территории,

3. большое количество членов клира, находящихся в подчинении у епископа и заинтересованных в усилении его влияния,

4. новое положение церковной власти по отношению к светской власти

Цель создания группировок: распространить свое влияние на целые регионы римского мира и претендующих на роль лидеров в определении направлений религиозной политики Римской империи.

Борьба между церковно-политическими группировками велась различными методами, основными из которых являлись:

1) прямое соперничество путем заявлений, писем, взаимоисключающих решений соперничающих церковных престолов;

2) взаимное обвинение в отходе от церковных догматов в мягких или жестких формах, что привело к расцвету в IV в. различного рода еретических движений;

3) использование церковно-политическими группировками народных движений, как социальных, так и национально освободительных, для достижения своих целей;

4) привлечение на свою сторону государственных чиновников, членов императорского двора и самих императоров и использование государственной власти и государственных структур для поддержки своего приоритета.

Соперничество между Римским и Константинопольским церковными престолами

Ярким примером крупномасштабного религиозно-политического соперничества первого типа явилась церковная борьба между Римом и Константинополем, которая началась в IV в. и закончилась разделением церквей в 1054 г. Дивергенция западного и восточного христианства была предопределена несовпадением социально-исторических и культурно-идеологических условий и ускорялась такими политическими событиями, как первый раздел империи после Константина и окончательный ее раздел после Феодосия

В ходе догматических баталий середины IV в., связанных с арианством, отношения между восточными и западными церквами фактически оказались разорванными. Попытку восстановления церковного мира в масштабах всей империи предпринял в 70-х гг. Василий Великий, усилиями которого в 379 г. общение между Востоком и Западом было на некоторое время восстановлено. Однако Рим относился к мольбам востока о помощи спокойно и равнодушно, что вызвало прямые упреки со стороны восточных епископов, и прежде всего того же Василия.

В мае-июне 381 г. состоялся знаменитый Константинопольский собор. По своему составу он был исключительно восточным. Многие западные церковные иерархи вообще не знали о созыве этого собора и тем более не могли считать его Вселенским. Главной причиной того, что Восток фактически проигнорировал Запад, было стремление восточных церквей к самостоятельности и независимости от Рима, и главным итогом этого собора в тот исторический момент явилось достижение определенного единства в восточных церквах. Значение Вселенского этот собор приобретет лишь по прошествии определенного времени.

Примерно в одно время с Константинопольским собором на западе был созван Аквилейский собор, который тоже был задуман как Вселенский. Его инициаторами выступили арианские лидеры Палладий и Секундиан, которые собирались доказать правильность своих догматических взглядов, не без основания надеясь на поддержку востока. Император Грациан, встревоженный растущей оппозицией своей власти со стороны ариан, дал согласие провести такой собор в Иллирике и пригласить восточных иерархов, рассчитывая с помощью ортодоксальных епископов склонить ариан на свою сторону. Однако Амвросию Медиоланскому удалось убедить Грациана ограничиться созывом собора только западных епископов8, состав которых, несомненно, был подобран9. В отличие от Константинопольского собора, Аквилейский собор не касался фундаментальных основ христианского вероучения и ограничился частными проблемами, поэтому и значение его оказалось весьма ограниченным.

Однако западные епископы почувствовали себя оскорбленными тем, что их не пригласили на собор в Константинополь, тем более, что этот собор уже тогда претендовал на роль вселенского в силу важного дополнения никейского символа веры. Кроме того, заявка восточных церквей на самостоятельность и независимость вызвала на западе серьезную обеспокоенность.

Проблема ересей

Ереси сопровождали церковь в течение всего её существования. Много ересей появилось в первые века христианства, а в XI – начале XIII века ереси вновь распространились очень широко. Именно тогда в Западной Европе возникали и боролись со своими сеньорами средневековые города. В городах вызревали смелые идеи, и накопилось много недовольства сеньорами. Если сеньором оказывался епископ, его жадность и злоупотребления воспринимались особенно болезненно.

Но при всех различиях еретические движения объединяло недовольство существующими порядками. Пытаясь понять причины царящей в обществе несправедливости, люди искали ответы на вопросы в Библии, но находили там совсем не то, что проповедовали им священники. Получалось, что церковь скрывает от верующих истинный смысл слова Божьего и, следовательно, служит не Богу, а дьяволу. Даже внешний облик раскормленных и разодетых в роскошные одежды епископов и аббатов не имел ничего общего с тем, как жили Христос и апостолы. Еретики стремились возродить евангельскую бедность и простоту, требовали, чтобы духовенство отказалось от земельных владений и богатств. Они раздавали своё имущество нищим, одевались в лохмотья, питались подаянием, странствовали и проповедовали. С точки зрения простого человека, они были гораздо более похожи на апостолов, чем «преемник апостола Петра».

Борьба с арианством

Рубежным для взаимоотношений 2-х религиозных течений стал 80-й год н.э. С этого момента христиане стали официально отлучаться от иудейской общины. Поскольку христиане отказывались поддерживать иудейские выступления против римлян, пути христиан и иудеев разошлись окончательно. Вопрос о формировании нового мирового религиозного течения назрел. Первоначально не было какого-то одного, единственно верного направления в христианстве, поэтому сформировалось множество течений, противоречивых и постоянно конфликтующих друг с другом. Но нас сейчас интересует одно, стоящее особняком от всех остальных и незаслуженно забытое течение в раннем христианстве – арианство.

Арианство получило название по имени александрийского священника Ария, воспитанника Лукиана Антиохийского (православный святой). Своё развитие арианство начало в III-IV веках н.э. Идеи Ария напрямую перекликаются с идеями другого великого христианского мыслителя Оригена. Основная идея сводилась к тому, что Бог бестелесен, является источником жизни всех существ и не имеет начала своего бытия. То обстоятельство, что Иисус имел начало своего бытия, трактовалось Арием однозначно – Иисус сотворен и не может быть Богом.

Официальная церковь повела длительную борьбу с арианством. Эта борьба шла с переменным успехом. I Вселенский собор в Никее в 325 году осудил арианство, Арий был изгнан, а его книги подлежали сожжению. Однако Антиохийский поместный собор 341 года утвердил арианство в качестве официального учения. Хотя к этому времени от изначального учения Ария уже мало что осталось. Окончательно же в Риме арианство было уничтожено I Константинопольским собором.

Впрочем, история арианства продолжилась в германских королевствах. Остготы, вестготы, лангобарды, бургунды, гепиды, вандалы продолжали исповедовать арианство, при этом оставаясь федератами империи. Очевидно, дохристианские религиозные воззрения германцев не нуждались в объединении 3-х божеств в одно целое. Даже организованный, принявшим католичество королём вестготов Реккаредом I, Толедский собор в 589 году не решился на репрессии в отношении арианского духовенства. Хотя эпоха арианства медленно, но верно, клонилась к закату.

Уже в VI веке арианские церкви и их собственность массово передавались кафоликам. К VIII веку приверженность к арианству в Европе сошла на нет. Некоторые интеллектуалы и учёные, например Исаак Ньютон, становились сторонниками арианства и позднее, но оно никогда больше не вернуло своих утраченных позиций. Арианство так и осталось в истории как одно из многих направлений раннего христианства, возможно незаслуженно забытое.

вопрос. Источники по истории христианства

По истории раннего христианства сохранилось большое количество самых разнообразных источников. Они могут быть разделены на разные категории:

1. канонические книги Нового Завета, рассматриваемые клерикальной наукой в качестве священных, т.е. богодухновенных, текстов;

2. апокрифические (неканонические) произведения, повествующие о жизни и проповеди Иисуса Христа, его апостолов, но не признаваемые церковью в качестве священных текстов

3. произведения так называемых отцов церкви, т. е. выдающихся деятелей христианской церкви II—III вв

4. произведения иудейской традиции (Талмуд), к которым можно причислить богатейшее собрание кумранских документов, а также труды выдающегося иудейского историка Иосифа Флавия.

5. произведения Сенеки, Эпиктета, Плутарха, Anyлея, Марциала, Ювенала, Филострата и многих других.

6. памятники христианской археологии, подземные христианские кладбища-катакомбы, остатки древнейших христианских базилик, отдельные предметы христианского культа, древнейшие христианские надписи.

Канонические книги Нового Завета. В состав Новозаветного канона вошли 27 произведений различного характера, которые были утверждены как канонические, священные (т. е. богодухновенные) на Карфагенском Вселенском Соборе 419 г. Среди этих произведений четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), их авторство приписывается ближайшим ученикам Иисуса Христа, апостолам Матфею и Иоанну и ученикам второго поколения Марку и Луке. В Евангелиях дано обстоятельное изложение земной жизни Христа как воплотившегося в человеческий образ сына Божия, его вероучение, чудеса и проповедь в различных областях Палестины. Из них три Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки) довольно близки друг другу по характеру изложения и содержанию, и потому их обычно называют синоптическими.

В состав Новозаветного канона входят также Деяния апостолов, посвященные деятельности первоучеников Иисуса Христа по распространению евангельского вероучения вне Палестины, включая Сирию, Малую Азию, Грецию и даже Рим.

Особой частью Канона является 21 Послание апостолов, из которых 14 принадлежит апостолу Павлу, 3 —Иоанну, 2 — Петру и по одному Иакову и Иуде (не Иуде Искариоту — предателю Иисуса, а другому апостолу с таким же именем). Послания апостолов представляют собой письма наиболее авторитетных последователей нового вероучения отдельным общинам верующих первохристиан (например, галатам, эфесянам, коринфянам, римлянам), живущих в тех или иных городах, или отдельным верующим, в которых дается толкование различных вопросов вероучения, борьбы с еретиками, отношения к язычникам, внутренней жизни общин и др.

С Новозаветным каноном тесно связана многочисленная так называемая апокрифическая (не признанная церковной традицией в качестве священной, богодухно- венной) литература. Среди апокрифов около 50 Евангелий (из них некоторые сохранились целиком — Евангелия от Фомы, от Петра, Евангелия Истины, Никодима, протоевангелие и др.), около 30 деяний (Петра, Павла, Иоанна и др.), около 15 посланий, около 10 Апокалипсисов. В этих

произведениях содержится множество сведений и различных подробностей, которые дополняют и корректируют известия новозаветных книг о жизни Иисуса, его деятельности, вероучении. Из апокрифов особое значение имеют найденный в Египте борник из 14 заповедей-изречений Иисуса Христа — «Логии Иисуса Христа», возможно, восходящие к середине I в. и послужившие одним из источников к составлению канонических Евангелий. Представляют интерес ряд трактатов, где излагаются основные положения христианской морали в связи с приближающимся концом света («Пастырь Гермы», «Дидахе, или Учение XII апостоловЧастью раннехристианской литературы являются сочинения, принадлежащие гностикам и докетам, т. е. представителям религиозно-философских направлений в раннем христианстве. Гностики (Василия, Валентин, Маркион и др.) и докеты не признавали человеческую природу Иисуса Христа и тем самым обесцени- вачи, если не отрицали совсем, его земную жизнь, проповеди и страсти, т. е. сводили на нет значимость всего повествования новозаветных канонических книг. Гностицизм, объявленный официальной церковью злейшей ересью, показал связь между рождающимся христианским богословием и позднеэллинистической философией и стал одним из важных этапов в становлении христианского вероучения.

Из других категорий источников немаловажное значение имеют произведения, выполненные в русле иудейской и иудейско-эллинистической богословской традиции. К иудейской традиции относится огромный материал так называемых кумранских документов. В связи с этим представляют интерес такие произведения, как «Устав общины», собрание правил жизни и поведения членов данной секты и очень интересный трактат, условно называемый «Война сынов света против сынов тьмы», повествующий о священной войне правоверных последователей секты против нечестивых, среди которых упоминается народ «киттим», под которым, видимо, подразумеваются римляне.

Особый разряд источников по истории раннего христианства составляют сочинения античных греко-римских писателей I— 11 вв. Среди них большую ценность представляют упоминания о первых христианах у авторов I в. н. э.—Тацита, Плиния Младшего. Во II в. н. э. уже многие античные авторы упоминают христиан, христианские общины, вероучение. Как правило, эти писатели, принадлежавшие к кругу античной культуры и религии, ведут очень резкую полемику против христианского вероучения, ранних христианских обрядов, например, знаменитый Лукиан (сатира «О кончине Перегрина»), Цельс (трактат «Правдивое слово»), Цецилий и др.

Предпосылки христианства

Христианство возникает на территории Римской империи в начале новой эры, которая и отсчитывается от предполагаемой даты рождения Христа. Предпосылками его возникновения помимо субъективных был системный кризис позднеантичной культуры и упадок государственной римской религии, когда духовный вакуум заполнялся либо экзотическими политеистическими культами других народов, вошедших в состав империи, либо философскими системами, особенно платоновско–неоплатонического типа, обретавшими фактически статус религии. Заметная часть населения перешла к вольнодумству и чисто внешней религиозности.

Помимо чисто теологического объяснения (христианство как результат откровения Бога, явленного в богочеловеке Иисусе Христе),в числе предпосылок появления христианства указывались:

– нарастание кризисных явлений в Римской империи, включая усиливающееся расслоение общества и нарастание социального и иных видов отчуждения;

– дальнейшее развитие иудейской религии, обусловленное внутренними закономерностями;

– личностный фактор в виде деятельности Иисуса.

Первые века христианства на территории Римской империи были ознаменованы гонениями, так как оно считалось подозрительной религией, а её приверженцы – неблагонадёжными подданными. Так, в частности, известны гонения христиан при императорах Нероне, Домициане, Диоклетиане, Деции, Валериане. Это было связано с монотеистическим характером христианства и стремлением не афишировать богослужебные действия, чтобы не профанировать их перед непосвящёнными, равным образом как и со стремлением сторониться некоторых проявлений общественной жизни того времени, избегать того, что напрямую связано с языческими культами. На христиан закономерно перенеслось и недоверие государственной власти к евреям–монотеистам. Все это давало повод к клеветническим измышлениям, которые и становились предлогами для притеснений. Некоторые репрессии носили локальный характер, но отличались извращённой жестокостью.

На протяжении первого тысячелетия христианской истории произошло оформление важнейших вероучительных вопросов, касающихся прежде всего учения о Святой Троице и природе Христа. Чётко оформились и основные типы христианского богослужения (литургии).

В 1054 г. христианство утратило единство. Причиной стал конфликт двух крупных и влиятельных церковных округов, связанный со спорами о первенстве, – Константинопольского и Римского патриархатов (так именуются крупные округа, возглавляемые патриархами, обычно они имеют очень древнее происхождение, в I тыс. их было пять). Патриарх Константинопольский Михаил Керулларий (1005?–1059) обвинил западных христиан в отступлениях и ересях, в частности, касавшихся обрядовых различий, существовавших уже много веков (например, совершение Литургии на пресном хлебе, а не на квасном). Поднимался и вопрос о filioque, касающийся отношения Святого Духа к двум другим Лицам Святой Троицы. Легаты (послы) Папы Льва IX (1049–1054) провозгласили отлучение Керуллария, последний объявил то же в адрес Папы. Попытки ликвидировать конфликт успеха не имели.

Возникли две ветви христианства: восточная, получившая названиеправославной, и западная, католическая (эти названия были в обиходе и до разделения, но затем чётко соотнеслись с двумя ветвями). Русь, принявшая официально христианство в 988 г. ещё до разделения, оказалась в ареале православия. Западная Европа вошла в католический ареал.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.