К главе 17. «Проведение деловой беседы» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

К главе 17. «Проведение деловой беседы»

2022-12-20 46
К главе 17. «Проведение деловой беседы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Разыгрываются ситуации делового разговора (по материалам подготовки деловых бесед, разработанных слушателями). Преподаватель знакомится с материалами заранее и выбирает актуальные темы деловых бесед. В разыгрываемой ситуации он исполняет роль делового партнера того слушателя, который подготовился к проведению деловой беседы. «Партнер» выбирает себе определенное состояние (озабоченность проблемами дня, веселое расположение духа, головная боль и т.д.), в котором встречает «собеседника». Подчеркивает свою психологическую позицию позой, жестами, интонацией, определенными выражениями. В процессе «делового разговора» он гибко реагирует на поведение и аргументацию второй стороны, принимает решение о «достижении договоренности». Остальные слушатели анализируют «деловой разговор», отвечая на следующие вопросы:

1. Удалось ли «посетителю» сразу же произвести хорошее впечатление? Что этому способствовало, что мешало?

2. Была ли удачным начало разговора? Учел ли «посетитель» состояние «партнера»?

3. Каковы были психологические позиции партнеров?

4. Было ли ясным и полным информирование о проблеме?

5. Делал ли «посетитель» паузы, чтобы «партнер» мог задавать вопросы?

6. Был ли «хозяин кабинета» удовлетворен ответами?

7. Убедительно ли аргументировал свое предложение «посетитель»?

8. Успешно ли он парировал возражения?

9. Мог ли быть результат встречи лучшим для «посетителя»? Для «хозяина кабинета»? Что каждый из них мог сделать для этого?

10. Какова была атмосфера разговора? Кто задавал тон? Могла ли она быть более благоприятной и от кого это зависело?

Рекомендации по проведению экзамена по курсу «Ораторское искусство»

 

Знание теоретических основ курса можно проверить в ходе зачета.

На экзамене присутствует вся группа.

Первый вопрос каждого билета — фрагмент выступления, подготовленный заранее (темы предложены преподавателем или выбраны самостоятельно). Работа над выступлением начинается после изучения главы 6 («Подготовка к речи-монологу»). Продолжительность выступления на экзамене — не более 7 минут. Экзаменуемый должен: назвать тему, сделать вступление, сообщить план всего выступления, изложить какой-либо вопрос по своему усмотрению, сформулировать заключение. Об его успехе преподаватель судит и по реакции группы.

Второй вопрос билета — практическое задание на убеждение.

Примеры заданий на убеждение.

1. Убедить собравшихся, что к экзаменам нужно готовиться заранее.

2. Убедить собравшихся, что водные процедуры полезны для здоровья.

3. Убедить собравшихся, что, прежде чем жениться, нужно создать материальную базу для семьи.

4. Убедить слушателей, что, если обе стороны очень хотят вступить в брак, не нужно ждать, пока появится материальная база.

5. Убедить директора фирмы, что вы именно тот сотрудник, который нужен фирме.

6. Убедить собравшихся в том, что владение ораторским искусством способствует достижению успеха в деловом мире.

В заданиях на убеждение нужно найти логические аргументы и психологические доводы.

Деловая игра «Оратор в аудитории»*

* Игра предложена заслуженным лектором-методистом Республики Беларусь К.П. Кожевниковым.

 

Эта игра подводит итог изучению мастерства публичного выступления.

Цель проведения игры: на примере трех выступлений дать представление о всей сложности ораторского искусства, необходимости тщательной подготовки к выступлению; создать атмосферу состязательности, стимулирующую ораторов.

Основные задачи игры:

1. Выработать навык публичного выступления.

2. Научить парировать реплики, отвечать на вопросы, полемизировать.

3. Сформировать умение анализировать выступление оратора и критически оценивать свое выступление.

За четыре учебных часа можно провести три цикла деловой игры.

Игровые роли:

1. Оратор.

2. «Оппонент».

3. «Непонятливый слушатель».

4. «Любознательный слушатель».

5. 11 «рецензентов».

Ораторы назначаются заранее. Они выступают с сообщениями, которые начали готовить после изучения темы «Подготовка к речи-монологу». На выступление отводится 15 минут.

Задание «Оппоненту» — критически оценивать выступление. Допускаются реплики по ходу выступления, полемические высказывания, но в корректной форме. После выступления следует задать вопрос или высказаться по поводу какого-либо положения выступления с критических позиций, постараться вызвать оратора на спор или втянуть в полемику.

Задание «Непонятливому слушателю» — задать оратору вопрос, который требует разъяснения термина или какого-либо положения выступления.

Задание «Любознательному слушателю» — задать оратору дополнительный вопрос по теме.

Задания «Рецензентам» — разобрать выступление:

1. Было ли удачным название выступления? Обоснуйте свое мнение.

В чем состоит главная идея выступления? Какую цель, по вашему мнению, ставил перед собой Оратор и удалось ли ему ее достичь?

2. Вид вступления. Удачно ли оно? Каков вид заключения?

3. Было ли выступление доходчивым? Пояснял ли Оратор значение терминов? Как он это делал?

4. Было ли выступление последовательным? Каков его план? Интересна ли композиция выступления?

5. Какие приемы изложения использовал Оратор?

6. Обосновывал ли Оратор свои мысли? Каким образом? Насколько убедительно?

7. Удалось ли выступающему установить контакт с аудиторией? Если да, что этому способствовало? Если нет, то почему?

Отметить манеру держаться (позы, жесты), интонацию, эмоциональность Оратора, зрительный контакт со слушателями.

8. Что вы можете сказать о его культуре речи?

9. Удачно ли Оратор отвечал на вопросы?

10. Успешно ли полемизировал с Оппонентом?

11. Общее впечатление от выступления. Пожелания Оратору по совершенствованию мастерства.

Слушателям, не получившим специальных заданий, предлагается реагировать на выступление естественно, при желании задавать вопросы.

Ход одного цикла игры:

1. Преподаватель раздает задания всем участникам игры.

2. Выступление Оратора.

Преподаватель следит за корректностью поведения Оппонента.

3. Полемика с Оппонентом.

4. Ответы на вопросы слушателей.

5. Выступления Рецензентов с разбором сообщения.

6. Слушатели с места дополняют ответы.

7. Преподаватель уточняет и обобщает сказанное. Для второго и третьего циклов игры назначаются другие участники.

После завершения деловой игры преподаватель подводит итоги. Лучшего Оратора определяют слушатели.

Рекомендации по проведению экзамена по курсу «Культура делового общения»

 

Экзамену предшествует зачет. Цель зачета — проверить усвоение и понимание теоретических основ курса.

Экзамен проводится в необычной форме: слушателям нужно продемонстрировать практические навыки делового общения. На экзамене присутствует вся группа.

 

Разыгрываются ситуации, как на практических занятиях при изучении глав 4 («Как сделать свою речь убедительной»), 15 («Позиции в деловом общении, ведущие к успеху»), 17 («Проведение деловой беседы»).

Примеры заданий:

1. Вы занимаетесь репетиторством. Пришли к матери абитуриента с рекомендательным письмом.

2. Вы пришли к заведующему ЗАГСа с просьбой перенести регистрацию брака.

3. Вы пришли по объявлению к директору фирмы устраиваться на должность менеджера.

4. Вы пришли к директору с просьбой о переводе в другой отдел.

5. Вы пришли к директору фирмы с предложением создать новое направление ее деятельности, например какой-либо вид услуг населению.

6. Вы пришли к заведующей парикмахерской с жалобой на сожженные завивкой волосы.

7. Вы пришли к заведующему телеателье сообщить, что после визита к вам мастера телевизор вообще перестал работать.

В игровых ситуациях преподавателю отводится роль «хозяина кабинета». Он занимает психологическую позицию Взрослого. Задание считается успешно выполненным, если студент будет вежливо, с достоинством держаться, аргументировано, с психологической позиции Взрослого вести разговор, сумеет добиться расположения «хозяина кабинета» и решить свой вопрос.

Темы заданий подбираются в соответствии со спецификой аудитории. Каждый деловой разговор анализируется по схеме, предложенной на с. 295-296.

ЛИТЕРАТУРА ПО ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ

 

1. Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д: «МарТ», 2000.

4. Карнеги Д. Как овладеть навыками ораторского мастерства. М.; Минск; Франкфурт-на-Майне: Панпринт, 1997.

5. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). М.: ПРИОР, 1999.

6. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М.: Изд-во МГУ, 1992.

7. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями / Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1998.

8. Мастера красноречия: Сборник. М.: Знание, 1991.

9. Михайличенко Н.А. Риторика. М.: Новая школа, 1994.

10. Михальская А.К. Основы риторики. М.: Просвещение, 1996.

11. Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора. М.: Знание, 1984.

12. Мурина Л.А. Риторика. Минск: Университетское, 1994.

13. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М.: Политиздат, 1989.

14. Об ораторском искусстве: Сборник. М.: Политиздат, 1973.

15. Снелл Ф. Искусство делового общения / Пер. с англ. М.: Знание, 1990.

16. Сопер П. Основы искусства речи / Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1992.

17. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.

18. Хофф Р. Я вижу вас голыми: как подготовить презентацию и с блеском ее провести. М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

19. Эрнст О. Слово предоставляется вам. М.: Экономика, 1988.

Дополнительная литература к темам


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.