Глава 2. Введение в ораторское искусство — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 2. Введение в ораторское искусство

2022-12-20 33
Глава 2. Введение в ораторское искусство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Личность оратора

 

Древнегреческая муза эпоса и красноречия Калиоппа считалась самой главной из девяти муз — покровительниц различных видов искусств. И это, наверное, потому, что подлинное красноречие, доставляя не меньшее удовольствие, чем, к примеру, театр, способно активно влиять на внимающего ему. «Красноречие оживляет все, без него не преуспеть ни в науках, ни в сочинительстве, ни даже в погоне за наслаждениями. Оно распоряжается человеческими страстями, пробуждая, успокаивая, направляя и видоизменяя их по своему произволу; все повинуется его голосу, и, наконец, лишь оно само способно воздать себе заслуженную хвалу» (Вовенарг).

Давно стало привычным выражение «сила слова»; известны поэтические строки В. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. С какой целью? Обычно звучат самые благородные ответы: просветить, научить, убедить, что должны жить по-другому и т. п. Но если говорить обстоятельно и откровенно с каждым, то выяснится, что одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода — это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших ту информацию и то эмоциональное воздействие, которые были им необходимы. Так было и в древнейшие времена. Воздействие выступающего, цель которого — убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов — древнегреческих учителей красноречия, которые отошли от обучения мудрости и искусству речи и стали учить доказывать что угодно, так как это им было более выгодно. Одно из проявлений софистики в политическом красноречии — фашистская риторика. Иное назначение ораторского искусства видел древнегреческий мыслитель, «отец всех философов» Сократ. Его риторический идеал переняли гуманисты средних веков, которые полагали: «Окружающий мир воплощает в себе истину. Но обнаженную истину человек не видит. Риторика одевает истину в словесные одежды и дает возможность увидеть и познать ее. Принося наслаждение, риторика побуждает людей к еще более активной мудрости. Она становится особым стимулом к добру и просвещению человечества»*. Софистов истина не интересует: им надо внедрить свои идеи. Последователям линии Сократа важна научность, обоснованность излагаемых идей и, конечно же, искусство донести их до слушателей. Именно в этом и призвано помочь настоящее пособие.

* Осиновский И.Н. Томас Мор. М.: Мысль, 1985.

 

Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают известными словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Следует заметить, что Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотели выселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства. Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, насколько вам позволит природа». Или, в другом месте: «Оратором будет всякий, умело обращающийся с мыслями и словами, но близость его к идеалу будет зависеть от степени его таланта».

Какие же природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики?

Русский государственный деятель, мыслитель и писатель М.М. Сперанский утверждал: «Основания красноречия суть страсти... Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. И как сии дары зависят от природы, то, собственно говоря, ораторы столько же родятся, как и пииты». М.В. Ломоносов писал о том, что оратор должен обладать остроумием и памятью, которые питают красноречие, как плодородная земля всходы. В отличие от Сперанского он полагал, что ораторское искусство можно постичь, и, кроме природных дарований, которые делил на душевные и телесные («дородство и осанковатый вид», «громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь»), называл следующие средства к постижению ораторского искусства: изучение науки о красноречии, подражание лучшим ораторам, упражнения в сочинении (речей), знание других наук.

Что же думают современные специалисты о возможности стать оратором? Они отмечают необходимость общих и специальных способностей. Способности формируются из природных задатков. К ним относятся особенности нервной системы, функциональной деятельности мозга, строения организма (голосовых связок, двигательного аппарата и др.). Общие способности — это благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Для развития интеллектуальных способностей важна возбудимость, подвижность нервных процессов, скорость образования нервных связей. Лектору необходимы такие общие способности, как развитое произвольное внимание, его быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость, глубина и широта мышления и др.

Оратору необходимы и специальные способности:

• наблюдательность позволяет правильно и полно воспринимать окружающую действительность, события, факты, выделять в них главное; помогает правильно оценить состояние аудитории и, следовательно, адекватно реагировать на него;

• развитое мышление позволяет оратору логически мыслить, что дает возможность анализировать информацию, проникать в сущность явлений, глубоко, целенаправленно и последовательно излагать тему;

• самостоятельность ума — необходимое качество оратора, которое дает возможность критически относиться к различным источникам информации, выносить свои суждения и оценки на суд аудитории, что всегда вызывает уважение;

• творческое воображение помогает оратору вжиться в ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образно рассказать о ней;

• способность к сильным эмоциональным переживаниям проявляется в увлеченности темой, экспрессивности изложения, что положительно воздействует на слушателей;

• речевые способности определяют культуру речи оратора, его умение доносить свои мысли ясно, живо, впечатляюще.

Способности — необходимое, но не достаточное условие становления оратора. В человеке, который берет слово, чтобы влиять на других, хотят видеть Личность. Собственно, только Личность и может влиять на других! Черты личности идеального оратора, на наш взгляд: особое мироощущение, которое отличается причастностью ко всему происходящему и общечеловеческим проблемам, человеколюбием, направленностью на людей. Типичные личностные качества — самостоятельность и оригинальность мышления, творческое восприятие действительности, доброжелательность, открытость, уверенность в себе, искренность, обаяние, артистичность, а также трудолюбие, терпение, сильная воля и активный характер. Эти качества не всегда даны от природы. Они формируются в результате воспитания и самовоспитания.

Можно развить и специальные способности. На каждом занятии по риторике, проводимом по методике автора, слушатели рассказывают о своих последних впечатлениях. Условие такое: это должно быть интересно всем. Интересен рассказ о необычайных событиях, о сильных эмоциональных переживаниях, интеллектуальных открытиях, сделанных рассказчиком. Поначалу участникам курсов кажется, что им не о чем рассказывать. Но постепенно развивается привычка осмыслять события, стремление выразить свои переживания, любовь к размышлениям. Помогает этому ведение дневника оратора. Группа доброжелательно и заинтересованно выслушивает каждого. Возникает атмосфера доверительности и открытости, и люди говорят свободно, как в детстве, не боясь оценки и критики. Используются и специальные упражнения для развития фантазии и самостоятельности суждений.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.