Гарри как готическая «героиня» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Гарри как готическая «героиня»

2022-12-20 28
Гарри как готическая «героиня» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Гарри не похож на других мужских готических персонажей. Он не Хитклифф, Виктор Франкенштейн или доктор Джекилл. У каждого из тех безумцев был план, хоть и извращенный, а также воля и напористость, чтобы следовать ему. Гарри же просто идет в школу и совершенно дикие вещи сами по себе начинают с ним происходить. Он героически сопротивляется ужасным обстоятельствам и людям, которые встречаются ему на пути, но, как правило, Гарри – жертва обстоятельств, которые он не выбирал. В этом, конечно же, он в меньшей степени байронический антигерой готического романа и в большей – дерзкая героиня, которая изо всех сил старается убежать от сверхъестественной или мужской тени, терзающей ее. Если бы Гарри было нужно было выбрать другое имя, подошло бы Джейн Эйр.


Она – сирота, которую регулярно колотит ее кузен, с которой ужасно обращается родная тетя, которую даже запирают в «красной комнате», чтобы изолировать и наказать. Гарри – сирота, в детстве он – «боксерская груша» для Дадли, живет в чулане под лестницей в доме дяди и тети. Их обоих отправляют из семейного круга в необычную школу, где они встречают первых в жизни друзей.


Но Гарри своей непокорностью ближе к Мине Харкер из «Дракулы», нежели к Джейн Эйр. У них обоих есть шрам на лбу. Обмен кровью Гарри с Темным Лордом, происходящий против его воли во время возрождения Волдеморта, и принятие Миной крови Дракулы создают психическую связь, соединяющую личности героя и злодея, и это оказывается решающим в окончательной победе и Мины, и Гарри.


Как и Мина, Гарри не супергерой с суперспособностями. Они оба жертвы в странной игре, в которой, по большей части, участвуют против своей воли. Они рассчитывают на поддержку друзей, и не только в битве. Как у типичных готических героинь и самонадеянных антигероев, доля вины за их собственную уязвимость и податливость соблазнам лежит в неспособности защитить собственный разум от вторгающихся искусителей. «Столкнувшись с искусителем – обычным или сверхъестественным, владеющим тонкостями психологии, – хрупкая защита омраченного ума с очень большой вероятностью не устоит» (Прим. - Карен Маннерс Смит, "Школьные годы Гарри Поттера: Дж. К. Роулинг и британский роман о частной школе" в сборнике "Читая Гарри Поттера: критические эссе").

Роулинг преподносит нам эту мораль «изгнанных из рая» в пятой книге. Гарри не упражняется в окклюменции вопреки указанию Дамблдора. Это непослушание заканчивается, прежде всего, опытом пребывания вне собственного тела через психологическую связь со змеей в Отделе тайн Министерства магии. Даже после этого он отказывается защищать свой разум от Темного Лорда, которому в результате удается обманом выманить его в Лондон со спасательной, как считает Гарри, миссией. Вместо этого наш герой оказывается в ловушке, а Сириус, которого Гарри прилетел спасти, умирает, проходя через завесу. Неумение Гарри сконцентрироваться на способности души к бодрствованию или трезвению (непсису, традиционно связанному с «сердечным оком», или совестью) приводит к смерти его крестного.


Однако Гарри всего лишь грешный человек, только начинающий понимать этот мир и собственную потребность верить и искать искупления. Лорд Волдеморт, подобно Франкенштейну, Дракуле и Джекиллу, – настоящий готический злодей, потому что дерзко стремится к обретению бессмертия своего «я», лишенного духовного начала.

О хоркруксах и Дарах


Если бы книги о Гарри Поттере были написаны Брэмом Стокером, Гарри был бы Миной Харкер, Дамблдор с легкостью мог бы стать доктором Ван Хельсингом, а Лорд Волдеморт – Дракулой. Волдеморт – классический готический злодей. Параллели с Джекиллом и Франкенштейном очевидны. Том Риддл-младший – самонадеянный темный волшебник в погоне за вечной жизнью. Он сам говорит об этом Вкушающим смерть в сцене своего возрождения в ГПиКО.

Как они могли поверить, что я не восстану вновь? Те, кто знал, как я защитил себя от смерти? <…> [В Годриковой Лощине] Я был вырван из тела, я стал меньше, чем дух, чем самое захудалое привидение… но все-таки я был жив. Чем я был, не знаю даже я… Я, который дальше кого-либо прошел по тропе, ведущей к бессмертию. Вы знаете мою цель — победить смерть. И похоже, какой-то из моих экспериментов сработал…... потому что я не погиб, а ведь это заклятие должно было меня убить (ГПиКО, гл. 33).

Обратите внимание на этот горделивый научный язык. Он первопроходец в «экспериментах», призванных «победить смерть». Подобно доктору Франкенштейну, существо, которое Волдеморт создает через постыдные акты убийств и идолопоклонства, – это нечто нечеловеческое.


Творению Франкенштейна – воплощению страстей и рассудочности науки – не хватало совести, как и Хайду Джекилла. Духовные способности человеческой личности нетварны (Прим. - опять же: спишем это утверждение и дальнейшую его расшифровку на – в определенной мере – поэтический язык автора. Если воспринимать эти слова буквально, то они явно выходят за рамки христианской антропологии). Зовите их совестью, активным интеллектом, сердечным оком или как хотите, но это божественная сторона человека. Дж. К. Роулинг называет ее любовью, а Волдеморт не знает о любви ничего.


В традициях готического ужаса любовь обжигает недостойных или нечистых.


Помните шрам, оставшийся у Мины Харкер, когда освященную облатку, представляющую Бога, Который принес жертву любви за своих овец, положили ей на лоб? Волдеморт/Квиррелл сгорает в муках, когда прикасается к Гарри в финале ГПиФК. Как объясняет Дамблдор, причина тому такая:

Твоя мать умерла, пытаясь спасти тебя. Если есть на свете что-то, чего Волдеморт не в силах понять, – это любовь. Он не мог осознать, что любовь – такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать, – оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим... Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты все равно остаешься под его защитой. Твоя защита кроется в твоей коже. Именно поэтому Квиррелл, полный ненависти, жадности и амбиций, разделивший свою душу с Волдемортом, не смог прикоснуться к тебе. Прикосновение к человеку, отмеченному таким сильным и добрым чувством, как любовь, вызывало у него нестерпимую боль (ГПиФК, гл. 17).

Волдеморт преодолевает этот магический барьер, используя кровь Гарри, чтобы восстановить свое тело (ГПиКО). Эта «примесь» создает кровную связь, соединяющую их. Однако, когда он вселяется в Гарри в Министерстве в ГПиОФ, то вынужден оставить его и впредь защищаться от Гарри окклюменцией – из-за боли, которую он испытал, когда Гарри вспомнил Сириуса. Любовь и раскаяние, которые испытывает Гарри, почти уничтожают Темного Лорда.


С помощью темной магии и хоркруксов, Волдеморт приобретает те или иные качества, но только не бессмертие, как и Дракула Стокера. Совершая «наивысшее злодеяние» – убийство, он раскалывает душу.

Убийство разрывает душу. Волшебник, задумавший создать хоркрукс, использует это увечье к собственной выгоде: он заключает оторванную часть души [в предмет, используя необходимое заклинание].

Если на тело кто-либо нападет или даже уничтожит его, вы все равно умереть не можете, поскольку часть вашей души остается привязанной к земле, неповрежденной. (Слагхорн, ГПиПП, гл. 23).

Невероятно, но Риддл-младший создает один непреднамеренный и шесть преднамеренных хоркруксов. Превращение Темного Лорда в человека, у которого бледное «как смерть» лицо, «красные злобные глаза, тупой змеиный нос, узкие щелки ноздрей» (ГПиКО, гл. 32) казалось Дамблдору объяснимым, только если «увечность его души вышла далеко за пределы того, на что способно обычное зло» (ГПиПП, гл. 23).

Дракула выживает, потому что пьет кровь других и превращает их в живых мертвецов – такие же порождения тьмы, как и он сам. Так и Волдеморт должен убивать, чтобы достичь бессмертия. Хотя и не такое отвратительное, как вампиризм, создание хоркруксов столь же ужасно. Темный Лорд – дьявольская карикатура на материалиста, который населяет предметы частицами своей души, частицами, которые он получил, уничтожая своих ближних. Его жизнь как таковая является полностью внешней и материальной, но не внутренней и духовной. Как аллегорическая фигура он - воплощение нашей разорванности, разобщенности и отчужденности – постмодернистского, падшего состояния, которое готическая литература представляет в художественной форме. Волдеморт – готический шедевр Роулинг.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.