Сдвиги в Италии 70—80-х годов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Сдвиги в Италии 70—80-х годов

2022-12-20 113
Сдвиги в Италии 70—80-х годов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 70—80-е годы в Италии начался переход от индустриального общества к постиндустриальному. В широких масштабах происходило обновление технической базы и технологии промышленного производства: внедрялись компьютерные системы управления, робототехника, оборудование с использованием микроэлектроники и т. д., причем в авангард технического прогресса выдвигались мелкие предприятия, наиболее гибкие в освоении новшеств. Этот процесс охватил в особенности Центр и Северо-Восток, ранее не являвшиеся промышленно развитыми областями Италии. Здесь во множестве возникали так называемые «индустриальные округа» с целыми «созвездиями» небольших предприятий, связанных между собой отношениями кооперации и производивших высококачественную, конкурентоспособную на внешних рынках продукцию. Крупные же и крупнейшие предприятия с поточно-конвейерной организацией производства на новом витке модернизации уже не соответствовали требованиям времени и постепенно утрачивали лидирующую роль. Из старых индустриальных районов (Северо-Запад с треугольником Милан—Турин—Генуя) предприятия подобного типа стали в 70-е годы перемещаться на Юг, где строительство новых заводов (например, «ФИАТ» и «Альфа Ромео») поощрялось государством как способ хотя бы частично ликвидировать безработицу, которая на Юге намного превышала общенациональный уровень.

Происходили существенные изменения в социальной структуре общества. Все большее число занятых приходилось на долю быстро растущей сферы услуг: в 1986 г. она достигла 56,7% против 10,7% в сельском хозяйстве и 32,4% в промышленности, тогда как в 1960 г. занятое население распределялось между этими тремя секторами экономики почти поровну. В составе наемных работников промышленного сектора снижался удельный вес рабочих и возрастала доля служащих (с 19,9 до 24,03% за 1972—1980 гг.), в совокупности же по всем сферам народного хозяйства она увеличилась еще больше (25% — в 1970 г., 34% — в начале 80-х годов).

Общее состояние занятости (прежде всего, в промышленности) в решающей мере определялось сокращением численности фабрично-заводских рабочих массовых профессий, превосходившим возможности трудоустройства на малых предприятиях «индустриальных округов» или на заводах, открываемых на Юге. Поэтому безработица продолжала расти и тогда, когда итальянская экономика вышла из кризиса 1974—1975 гг., который сначала казался главной причиной обострения проблемы занятости. Во второй половине 80-х годов число безработных достигло 11—12% всех трудовых ресурсов Италии. В то же время многие из тех, кто официально считался безработным, находили себе применение в сфере подпольной, «черной» экономики (наиболее распространенной на Юге), где предприниматели действовали в обход существующей системы коллективных трудовых договоров с профсоюзами и социального законодательства.

Несмотря на значительные изменения, происшедшие к концу 80-х годов в облике Юга (строительство новых промышленных предприятий, модернизация сельскохозяйственного производства при одновременном сокращении доли занятого в нем населения, развитие дорожной сети, успехи в распространении массового школьного обучения и т. д.), его отрыв от Севера остался непреодоленным. В начале этого десятилетия доля Севера в создании внутреннего валового продукта по отношению к численности населения была на 16% выше, а на Юге — на 30% ниже общенационального уровня; к середине 90-х годов доля обоих регионов сама по себе выросла, но по отношению к численности населения Север и Центр превысили средний по стране показатель на 20%, Юг же отстал от него на 35%. Экономический рост южных областей по-прежнему был результатом не самостоятельного развития, а воздействия правительственных мер, финансируемых через Кассу Юга38.

В условиях, когда крупное фабрично-заводское производство переставало быть становым хребтом итальянской промышленности, в сознании связанной с ним части трудящихся происходили глубокие, подчас весьма болезненные изменения. Утрачивалась вера в силу организации, коллективного действия, что наглядно подтверждалось снижением численности профсоюзов. Три итальянских профцентра, образовавшие в 1972 г. федерацию с общим руководством, в 1977 г. объединяли в совокупности около 7162 тыс. членов, а в 1982 г. — около 6877 тыс. Доля охваченного профсоюзами самодеятельного населения сократилась за это время с 49,2 до 46,47%.

Там, где утвердился новейший тип высокоорганизованных малых предприятий, социальные перегородки были менее жесткими, чем в сфере господства прежних индустриальных отношений. Но это не означало, что у рабочих здесь исчезло понимание собственных интересов и готовность отстаивать их перед предпринимателями. Возникавшие стачки отличались подчас большей продолжительностью, чем в традиционных промышленных районах, а уровень профессиональной организованности работающих по найму к началу 90-х годов был выше среднего по стране.

На почве структурно-технологических сдвигов в итальянском обществе, происходивших в 70—80-е годы, обострилось внимание к общечеловеческим проблемам «качества жизни», в первую очередь экологическим. Экологическое движение стало оформляться организационно, выступило инициатором таких начинаний, как референдумы по вопросу об отношении к атомным электростанциям, альтернативные планы развития энергетики, борьба за сохранение исторических центров городов, за прекращение вредных производств и т. д. Наиболее крупная среди ассоциаций экологистов Лига защиты окружающей среды, основанная в 1980 г., к концу десятилетия действовала по всей стране, насчитывая 600 местных отделений и около 50 тыс. членов. Политически экологисты были представлены организациями «зеленых», которые в 1987 г. смогли провести своих депутатов в парламент.

По определенным направлениям экологисты взаимодействовали с новыми пацифистскими, женскими, молодежными движениями. Все эти непартийные по характеру общественные движения сближало то, что они улавливали и выражали потребности, не находившие адекватного отклика со стороны традиционных политических партий и массовых организаций. Растущая поддержка таких движений была связана не только с содержанием их требований, но и с тем, что в массовом сознании менялось отношение к партиям и ассоциировавшимся с ними формам участия в политике.

Социологические опросы констатировали нараставшее недоверие ко всем действовавшим в стране партиям и парламентской системе. В 1982 г. лишь 10% опрашиваемых видели в партиях и парламенте институты, «в наибольшей степени способствовавшие благу страны»39. Все шире распространялось нежелание участвовать в парламентских выборах. Число не голосовавших или подавших недействительные бюллетени увеличилось с 10% в 1979 г. до 15% в 1983 г.

Весомые успехи в развитии народного хозяйства в период «экономического чуда» 50-х -- начала 60-х гг., а также преобладающее влияние ХДП в политической жизни обусловили пересмотр политического курса других партий Италии, в первую очередь ее левых партий -- ИСП и ИКП. Руководство ИСП во главе с ПьетроНенни эволюционировало вправо: отказавшись от статуса оппозиционной партии, оно взяло курс на приход к власти и прекратило сотрудничество с коммунистами, Компартия приняла стратегию «итальянского пути к социализму», означавшего активную массовую борьбу против монополий, привлечение на свою сторону всех антимонополистических сил и постепенный, мирный переход к социализму. ХДП учитывала большой вес левых партий в обществе и рост их электората. Намереваясь «приручить» стремившуюся к власти ИСП и использовать поддержку со стороны социал-демократов (ИСДП), ХДП наметила сближение с ними -- стратегию «левого центра» с целью укрепить свои позиции в обществе. Левоцентризм предполагал не только сотрудничество ХДП с левыми партиями в парламенте и правительстве, но и принятие христианскими демократами некоторых требований левых партий (кроме компартии). Стратегия левого центра как союз со «светскими» партиями была рассчитана христианскими демократами на длительную перспективу. Тем более что папа римский Иоанн XXIII, сменивший умершего реакционера Пия XII (1958), фактически не препятствовал утверждению новой стратегии христианских демократов. В энциклике Иоанна XXIII «Пацем ин террис» («Мир на земле») содержались призывы к миру и сотрудничеству различных политических течений. В обострившейся между обновленцами и консерваторами борьбе по проблеме приспособления церкви к настроениям масс обновленцы одержали верх. Это продемонстрировали решения Вселенского собора («детища» Иоанна XXIII), первая сессия которого состоялась осенью 1962 г., вторая -- через год.

В свою очередь, частые правительственные кризисы означали, что «эра» монопольного правления ХДП подходила к концу. В 1962 г. съезд ХДП утвердил стратегию левого центра, и христианский демократ А. Фанфани сделал первую попытку ее реализации, сформировав правительство из представителей ХДП, социал-демократов и республиканцев.В левоцентристских правительствах стала участвовать Итальянская социалистическая партия. Во главе этих правительств в 1963--1968 и 1974--1976 гг. стоял известный итальянский политический деятель Альдо Моро, христианский демократ, сторонник сотрудничества с левыми партиями, человек твердых моральных принципов, не замешанный ни в одном грязном скандале.А. Моро (1916--1978) окончил университет по специальности «юриспруденция», стал доктором по философии права, участвовал в войне. Глубоко верующий человек Моро работал в молодежной Федерации университетских католиков, затем в ХДП. Рано начав политическую карьеру, во многом благодаря своему высокому интеллектуальному потенциалу и таким качествам, как настойчивость, терпение, гибкость и корректность, он стал политиком крупного масштаба, партийным лидером уровня Де Гае-пери. Заслугой Моро следует признать смену стратегии ХДП: от центризма при Де Гаспери к левоцентризму при Моро. Понимая, что в силу значительного авторитета у итальянцев левых партий, том числе коммунистов, без их участия невозможно решить никаких более или менее крупных общенациональных задач, Альдо Моро, несмотря на открытое сопротивление консервативной части ХДП, стал сторонником сотрудничества не только с социалистами, но и с коммунистами. Оставаясь при этом патриотом христианской демократии, он был убежден, что ХДП ни при каких условиях не должна терять своей политической гегемонии.

Правительство левого центра осуществило ряд реформ. В 1962 г. была национализирована важная отрасль экономики -- электроэнергетическая промышленность. В результате создавалось сильное государственное «Национальное объединение электроэнергетической промышленности». Крупные частные компании, чья собственность подлежала национализации, получили от государства солидную компенсацию и смогли инвестировать полученные средства в другие отрасли. В 1965 г. вводилось обязательное для госсектора программирование, с 1967 г. начал действовать национальный 5-летний план. При этом директивы государственных планов не были обязательными для частного сектора. Реформа системы образования распространяла конституционный принцип о бесплатном и обязательном обучении учащихся на учеников неполной средней школы в возрасте до 14 лет. Весьма результативными оказались завоевания рабочих. Они добились повышения заработной платы, ликвидировались зональные различия в уровне зарплаты, вводилась 40-часовая рабочая неделя в промышленности, расширялись права профсоюзов, улучшалось пенсионное обеспечение.

В то же время левый центр столкнулся в своей деятельности с ухудшением экономической ситуации: время «экономического чуда» истекло, темпы роста итальянской экономики замедлились, упав в середине 60-х гг. до кризисной отметки, а в 1974--1975 гг. Италия оказалась в тисках мирового экономического кризиса. Особую остроту приобрело несоответствие структуры и механизма воспроизводства и распределения национального дохода, увеличились трудности снабжения экономики из-за роста мировых цен на сырье и топливо. Усиление активности профсоюзов и рост стачечной борьбы изменили социально-экономическую обстановку в стране. Экономические трудности проявились в отраслевых структурных и циклических кризисах различной глубины и продолжительности, в расстройстве торгового и платежного балансов и дефиците госбюджета.

Кризисные потрясения ставили правительство и предпринимательские круги перед необходимостью смены экономической стратегии, вынуждали их заимствовать передовые методы модернизации у более развитых стран Запада. Элита итальянского бизнеса стремилась сохранить страну в числе семи развитых мировых держав. В то же время модель экстенсивного развития экономики Италии еще не исчерпала полностью свой потенциал, поэтому с середины 70-х гг. на повестку дня встала задача постепенного вы теснения экстенсивного пути новыми, высокотехнологичными процессами. Поскольку быстрый разрыв с прежней экономической моделью был невозможен, то обозначившееся перспективное переплетение старого и нового курсов нарушало поступательный ритм развития итальянской экономики, приводило к замедлению темпов ее роста, к чередованию скачков и топтания на месте. Итальянская экономика, не осуществив внутренней перестройки, оказалась в 70-е гг. (и находится по этой причине до сих пор) в неблагоприятном положении на мировом рынке. Неравномерность экономического развития негативно отражалась на трудовых отношениях и социальной сфере.

Сокращение занятости и не прекращавшийся рост стоимости жизни вызвали подъем социального протеста. Особенностью забастовочной борьбы во второй половине 60-х и 70-е гг. стал массовый характер действий при высокой активности трудящихся и втягивании в борьбу новых слоев, помимо рабочих, -- студентов, служащих, чиновников, учителей, врачей, пенсионеров, занимавших ранее пассивную позицию. Забастовочная борьба итальянцев за улучшение условий труда и жизни была интенсивнее и масштабнее, чем в других странах капиталистического мира. В 1968 г. произошел бурный всплеск студенческой борьбы не только за реформу университетов, но и под антикапиталистическими лозунгами. Студентов поддержали профсоюзы и компартия. В 1968 и 1969 гг. состоялись две крупнейшие общенациональные забастовки за проведение пенсионной реформы и решение жилищной проблемы. Правительство пошло на уступки, выделив значительные средства на строительство «народных квартир». «Жаркой осенью» 1969 г., выступая за более благоприятные условия новых коллективных договоров, бастовали несколько миллионов человек. В результате в мае 1970 г. был принят Статут прав трудящихся, оформивший положение профсоюзов на предприятии и ограничивший возможность предпринимателей на увольнение рабочих. В 1974 г. конституционный суд Италии был вынужден признать законность забастовок с социально-политическими требованиями. Достижения забастовочной борьбы вызвали рост рядов профсоюзов и увеличение их влияния. С1969 г. практика встреч и переговоров между профсоюзами и правительством становится постоянной.

В 1970 г. левые силы добились успеха в принятии закона, разрешавшего развод, а в 1974 г. на референдуме по этому вопросу отстояли законность разводов, в то время как церковь считала брак нерасторжимым. Таким образом, правительство левого центра шло на существенные уступки, выполняя основные требования забастовщиков.

Уступки левого центра трудящимся, особенно после «жаркой осени» 1969 г., экономические трудности, маргинализация и безработица вызвали ответную реакцию праворадикальной оппозиции. Активизировались неофашистские группировки и организации, численность которых увеличилась до 30. Крупнейшими из них стали «Новый порядок», «Национальный авангард» и особенно «Национальный фронт», который возглавлял князь Ю.В. Боргезе -- бывший фашистский военный преступник, имевший связи с крупными финансистами, жестокий, безжалостный и фанатичный человек, Прозванный «черным князем». Увеличилось число неофашистских террористических акций (взрывов, нападений на активистов и помещения левых организаций) в соответствий с «графиком», разработанным на собрании в г. Падуя (1969). Целью ультраправого («черного») терроризма стало создание такой обстановки в стране, при которой возможен государственный переворот или, как минимум, «наведение порядка». Курс ультраправых назывался «стратегией напряженности», началом которой можно считать взрыв бомбы в здании Сельскохозяйственного банка в Милане на площади Фонтана в декабре 1969 г. (16 человек убитых и около 100 раненых). Площадь Фонтана символически стала сигналом национального бедствия -- терроризма. После этой трагедии наиболее крупными террористическими актами стали столкновения неофашистов с полицией и войсками и баррикадные бои, продолжавшиеся несколько месяцев в г. Реджо-ди-Калабрия в 1970--1971 гг.; разгром помещений всех политических партий в г. Аквила в марте 1971 г.; раскрытие заговора «Национального фронта» Боргезе против республики, взрыв бомбы во время митинга в Бреше в мае 1974 г., при котором погибло 8 чел., взрыв поезда близ Болоньи в августе 1974 г., стоивший жизни 12 пассажирам.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.