Источники догматического богословия. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Источники догматического богословия.

2022-12-20 34
Источники догматического богословия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.М.Бычков, А.И.Мицкевич

Догматика

Оглавление

Введение

Лекция 1. Учение о Боге

Лекция 2. Учение об Иисусе Христе

Лекция 3. Смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа

Лекция 4. Учение о человеке

Лекция 5. Учение о грехе

Лекция 6. Учение о спасении

Лекция 7. Учение о спасении (продолжение). Возрождение, оправдание и усыновление

Лекция 8. Учение о спасении (окончание). Разделы: Освящение и молитва.

Лекция 9. Учение о Слове Божием

Лекция 10. Учение о Царство Божием и о Церкви

Лекция 11. Учение о Духе Святом

Лекция 12. Учение о Духе Святом (продолжение). Дары Святого Духа (1Кор.12-15 гл.; Рим.12,3-9; Еф.5,9)

Лекция 13. Учение об ангелах

Лекция 14. Учение Библии о последних событиях (Эсхаталогия)

Приложение. Основные принципы евангельских христиан-баптистов

Введение

Предмет догматики.

Под догматикой мы понимаем систематическое изложение основных истин Священного Писания.

Задачей догматики является глубокое и всестороннее исследование основных истин христианской веры, как они изложены на страницах Ветхого и Нового Заветов.

В результате такого глубокого изучения этих основных истин Священного Писания мы увидим, что Библия даёт нам единое, законченное и вполне удовлетворяющее наш ум и сердце христианское мировоззрение.

Работа над изучением основных истин Библии требует самого внимательного и вдумчивого отношения к словам Писания, относящимся к этим истинам. Даже на поверхности Слова Божия лежат драгоценные сокровища света, жизни и мудрости. Даже самый малограмотный христианин может овладеть этими сокровищами и получить достаточное духовное познание для жизни во Христе и глубокого блаженства в Нём. Но при более тщательном исследовании Писания мы овладеваем ещё большими духовными сокровищами божественной премудрости и испытываем величайшее наслаждение от глубокого проникновения в Писание и изучения его основных истин.

Мы имеем полное право не только самостоятельно исследовать Писание, но и пользоваться благословенными трудами истинно христианских богословов.

Было время, когда догматики и вообще систематического богословия в Церкви не существовало, и христиане того времени знали только 66 книг Библии в каноническом составе.

Конечно, для познания Христа и совершенного Им спасения рода человеческого на кресте Голгофы не требуется систематического богословия. Для этого достаточно благой вести Евангелия. Но богословие вообще и догматика в частности оказывают неоценимую услугу в деле воспитания Церкви и разъяснения верующим драгоценных истин Священного Писания.

Богословие, в том числе и догматика, помогает нам в большей глубине и полноте осваивать всё содержание божественной Книги - Библии, и как бы ни было слабым и несовершенным у нас знание богословской науки, мы с её помощью всё же более способны проникать во всю широту, и глубину, и высоту божественного плана Творения и Искупления, который дан нам в многогранном изложении Писания.

Ценность догматики.

Все христиане должны гореть желанием приобрести ясное и полное понятие о содержании своей христианской веры. Это понимание христианской веры должно, прежде всего, черпаться из книг Священного Писания. Богословие, и в первую очередь догматика, помогут нам в лучшем исследовании и изучении, а также в правильном практическом применении Слова Божиия.

Догматика даёт нам ясное понимание каждой библейской истины в отдельности, она содействует укреплению и умножению нашей веры.

Догматика помогает нам не только самим усваивать великие истины Писания, но и другим давать "отчёт в нашем уповании" (1Пет. 3,15).

Догматика помогает хранить учение Священного Писания в чистоте и истине. Она - щит от всяких ложных учений и еретических понятий. Догматика - это прожектор, который своим ярким светом вскрывает все поползновения внести в кристально чистый источник Слова Божия муть человеческих измышлений и кривых толкований.

Догматика - это острое оружие в руках воинов Христовых для подвижничества за веру евангельскую.

Догматика - это знание всего того, о чём говорит Бог в Своём Писании о многовековом периоде истории Царствия Божия - от дней сотворения мира до дней сотворения нового неба и новой земли (Быт. 1 и 2 гл.; Отк.21 и 22 гл.).

Догматика ставит каждую основную истину Библии на своё место и, таким образом, помогает нам равномерно заниматься каждой библейской истиной в отдельности, не упуская из вида ни одной.

Таким образом, догматика представляет из себя одну из важнейших областей богословия и является великой ценностью, как для каждого исследователя Писания, так и в особенности для проповедника Евангелия и служителя Церкви.

Разделы догматики.

Центром догматики является Иисус Христос. Вокруг Него вращается, как планеты вокруг Солнца, всё догматическое богословие.

Для удобства и успеха исследования и изучения основных Истин Писания догматика делится на разделы, которых у разных богословов не одно и то же количество и тематика которых тоже различна.

Предлагаемый предмет догматики будет состоять из следующих разделов:

1. Учение о Боге.

2. Учение об Иисусе Христе.

3. Смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа.

4. Учение о человеке.

5. Учение о грехе.

6. Учение о спасении (покаяние и вера).

7. Учение о спасении (возрождение, оправдание и усыновление).

8. Учение о спасении (освящение и молитва).

9. Учение о Слове Божием.

10. Учение о Царстве Божием и о Церкви.

11. Учение о Духе Святом.

12. Учение о Духе Святом (дары Святого Духа, грехи против Духа Святого).

13. Учение об ангелах (учение о сатане).

14. Учение о последних событиях.

Приложение - основные принципы евангельских христиан-баптистов.

Лекция 1. Учение о Боге

Существование Бога

Существование Бога на страницах Библии не доказывается, а считается само собой разумеющимся.

Священное Писание раскрывает образ Бога, Его всемогущество, Его святость, Его любовь. Всем людям явлена сила и мудрость Бога в великих творениях земли, неба и вселенной (Римл. 1,19-20). Природа раскрывает величие Бога; Библия раскрывает Его святую волю по отношению к человеку.

Истинная вера не нуждается в доказательствах существования Бога. Дух Божий свидетельствует духу верующего, что он дитя Божие (Римл.8,16). Однако, опираясь на знания, размышления и опыт веры, приведём несколько общепринятых аргументов в защиту существования Бога:

Аргумент. Природа человека.

Разум и нравственность - неотъемлемые качества человека. Человек различает добро и зло. Он имеет совесть, которая одобряет или осуждает его поступки: "Я должен...", "Я не должен..." Эти предписания не самопроизвольные. Они требуют присутствия в мире Нравственного Владыки, перед Которым человек ответствен. Поиск души человека направлен к обретению контакта, связи с Высшим разумным Существом, Судьей, Законодателем. И только Высший источник добра, силы, любви, мудрости и святости сможет удовлетворить запрос человека. Это тяготение и запрос души человека требует присутствия в мире личного Бога.

Сущность Бога

Бог есть Дух (Иоан.4,24)

В беседе с самарянкой Христос сказал, что "Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине". Бог не ограничен местом и временем (см. Деян.7,48; 17,25; ЗЦар.8,27). Поклоняться Богу должны в духе, то есть вне зависимости от места, формы или других условностей (Иоан.4,21); и в истине, то есть вне ложных убеждений, как результате неправильных познаний.

Другие места Писания дополняют определение Бога как Духа. "Дух не имеет плоти и костей" (Лук.24,39), то есть Ему не свойственны человеческие ограничения. Апостол Павел пишет, что "Бог нетленный, невидимый, единый" (1 Тим. 1,17).

Данные места Писания свидетельствуют о том, что Бог не имеет материальной или телесной природы. Наши глаза способны видеть только материальный мир. Бог не материален и, следовательно, невидим.

Слово Божие строго предупреждает не делать себе изображение Бога. Прочитайте внимательно места (Втор,4,15-23; Ис.40,25; Исх.20, 4). Бога никто и никогда не видел. Любое Его изображение будет фантазией. Тем более нельзя представлять Его в образе человека. Необходимо усвоить идею о Духовности Бога и Его близости к нам. Бог невидимый, нетленный. Он вездесущий Дух. Мы познаём Его не через органы чувств, но душой, с помощью Духа Святого (1Кор.2,6-16).

Но возникает вопрос, как понимать слова, что человек создан "по образу Божию?" (Быт. 1,27).

Прочитаем места Колос.3,10 и Ефес.4,24 и как видим, этот "Образ" состоит в облечении Нового человека, "созданного по Богу, в праведности и святости истины". Образ Божий в человеке проявляется в нравственном совершенствовании и духовном уподоблении Богу. Указывая на 1Фес.5,23, где говорится о сущности человека - теле, душе и духе, - можно полагать, что и тело уподобится образу Бога. Как понимать выражения Библии, приписывающие Богу свойства человека? Например, Бог видит, слышит, ходит. Или Он простирает руки, имеет дыхание и т.д.

Такие выражения следует понимать просто как человеческие выражения, используемые для уяснения невидимого и непостижимого Существа ограниченным умом человека.

Но в некоторых местах Писания, например, Исход 24,10; 33,18-23, отчетливо указано, что люди видели Бога Израилева. Как данные выражения увязать со стихами: "Бога никто никогда не видел" (Иоан.1,18): и "Человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33,20).

Ответы следующие:

а) Дух может проявляться в видимой форме: "Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя" (Иоан.1,32).

б) Ангелы Божий отождествляются с Самим Иеговой. (Сравните: Быт. 16,7; 18,17,20,22). Ангел Бога отождествляется также со вторым лицом Троицы (Суд.13,18 и Ис.9,6). В обоих случаях имя Ангела "Чудный", то есть одно из имён Христа.

Конечно, все ветхозаветные контакты Бога с человеком в любой форме не отражали Его полного естества, то есть Бога, как Он есть в Себе. Только Иисус Христос есть истинный Бог, воплощение Бога невидимого. Познавая Христа - мы познаём Бога, любя Христа - мы любим Бога (Иоан.1,18; 14,8-12, Матф. 11,27, 1Иоан.4,12, 1Тим.6,16).

Личность Бога

Пантеизм - религиозное учение, которое признаёт Бога не как личность, сотворившую мир по своему усмотрению, а как безличное духовное начало, лежащее в основе мира. Пантеизм отождествляет Бога с природой, как единую силу, проявляющуюся в мире. Но истинная религия (вера) может быть определена только как связь между двумя личностями, двумя существами: Богом и человеком. Если бы Бог не был личностью, никакой связи не могло бы быть.

Личность определяется разумом, волей, рассудком, индивидуальностью, самосознанием и самоопределением.

"Бог сказал Моисею: Я семь Сущий (Иегова)" (Исх.3,14), то есть подтверждается существование и личность; причем слово "Я семь" означает "Я есть, Я был, Я буду", что согласуется с Новозаветным утверждением, касающимся Бога: "Который был, есть и пребудет" (Евр.13,8).

Все имена, данные Богу в Писании, означают личные имена:

Иегова-Ире: Господь усмотрит (Быт.22,14).

Иегова-Рафа: Господь целитель (Исх.15,26).

Иегова-Нисси: Господь наше знамя (Исх.17,8-15).

Иегова-Шалом: Господь наш мир (Суд.6,24).

Иегова-Раах: Господь пастырь мой (Пс.22,1).

Иегова-Тсидкену: Господь оправдание наше (Иер.23,6).

Иегова-Шаммах: Господь там (Иез.48,35).

Все личные местоимения в Священном Писании показывают Бога как Личность.

Бог обладает свойствами Личности, то есть Он сожалеет (Быт. 6,6); гневается (ЗЦар.11,9), ревнует (Втор.6,15); любит (Откр.3,19); ненавидит (Откр.2:14-15).

Деизм - религиозное течение, утверждает, что Бог, создав мир, отстранился от его управления. Но такое учение не находит подтверждения в Библии. Каково отношение Бога ко Вселенной и человеку согласно Священному Писанию?

а) Он есть Творец вселенной и человека.

Быт.1,1-26; Иоан.1,1-3. Эти стихи содержат ценные истины. Вселенная не существует вечно. Она была создана Богом. Наука, раскрывая чудесные законы природы, ещё более убеждает нас верить в Высший разум, управляющий миром.

б) Бог поддерживает и хранит Своё творение: Вселенную и человека.

Евр.1,3... "держа всё словом силы Своей"; Колос. 1,15-17; "...всё Им состоит"; всё живое ожидает от Него "пищу в своё время" (Пс. 103,27-30). И среди людей Бог одних возвышает, других низвергает (Пс.74,8). О чём свидетельствуют указанные места Писания?

Первое. Всё существующее держится Им, и если бы не Он, мир бы распался. Законы природы убеждают нас верить в личного Бога, Который управляет Вселенной. Неверие в этот факт противоречит логике. Не слепая случайность, а Бог держит бразды правления мира.

Второе. Поддержание физической жизни - в руках Бога. Он питает всех. Мы принимаем то, что Бог даёт.

Третье. История человечества в руках Бога, Он направляет и избирает пути развития народов.

Четвёртое. Забота Бога о Своём творении касается мельчайших деталей; птицы, лилии, волосы на голове человека, слёзы и т.д. - не оставлены Им без внимания (см. Матф.6,28-30; 10,29-30; Быт.39,21; Дан. 1,9; Иов. 1,12). Бог проявляет активный интерес и участие в жизни всего живого, то есть во всём Своём творении.

Единство Бога

Учению о Едином Боге (монотеизму) противостоит учение политеизма, которое учит о многих богах.

Дуализм признаёт наличие двух независимых небесных существ или вечных принципов: добра и зла.

а) Библия утверждает Единого Бога.

На страницах Священного Писания много раз повторяются слова: "Я есмь Единый Бог...", "Есть Единый...", "Нет других богов..." (Втор.6,4; Ис.44,6-8; 45,5; 1Тим.2,5; 1Кор.8,4 и др.).

Но понятие - Единый Бог - не исключает возможности трёх лиц, в Которых мы верим. Слово "один" в Священном Писании имеет и коллективный смысл. Например: "И будут (муж и жена) одна плоть" (Быт.2,24).

"Вот, один народ" (Быт. 11,6). "Насаждающий и поливающий суть одно" (1 Кор.3,6-8): "Да будут едино, как Мы едино,...да будут совершены воедино..." (Иоан. 17,22-23).

Еврейское слово "эхад" означает "един в составном виде", и еврейское слово Бог (Элоим) наиболее часто встречается во множественном числе (Быт.1,26; 3,22; Ис.6,8).

Учение о многобожии называется политеизмом, и против него пророки Ветхого Завета произносили свои пламенные, полные красоты речи (Ис.46). Ветхий Завет содержит повествования о том, как Бог воспитывал в Израиле веру в единого, святого и духовного Бога, то есть сознание чистого монотеизма.

Учение о Троице

Учение о Троице - глубоко и таинственно. Оно не может быть полностью понятно. Однако Слово Божие определенно учит о Святой Троице. Это учение должно быть принято верой.

а) Учение о Троице в Ветхом Завете.

В Ветхом Завете содержатся намеки на триединство Бога, а именно:

1. Слово Бог и личное местоимение употребляется во множественном числе (Элоим) (Быт.1,26; 11,7; Ис.6,8).

2. Указывает на проявление Духа Святого (Быт.1,2; Суд.6,34).

б) Учение о Троице в Новом Завете.

Новый Завет чётко и конкретно свидетельствует о Троице. Это подтверждается следующими местами:

1. При крещении Христа: Матф.3,16-17. Здесь Отец говорит с неба; Сын погружен в водах Иордана; Дух Святой сходит в виде голубя.

2. Формулой крещения: Матф.28,19: "Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа".

3. Апостольским благословением: 2Кор.13,13: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа".

4. Словами Христа в Иоан.14,16: "Я умолю Отца..., и Он даст вам другого Утешителя".

5. Новый Завет утверждает: Отца - как Бога (Рим. 1,7). Сына - как Бога (Евр.1,8), Духа Святого - как Бога (Деян.5,3-4).

Библия не объясняет Троицы. Она просто сообщает нам факты. Богословы и философы усиленно стараются сделать понятным уму учение о Троице. Быть может, в будущем нужное объяснение Троицы и будет найдено. Практическая ценность Троицы нам понятна: Бог открылся нам как Отец, Сын и Дух Святой. Единый Бог - в трёх лицах, имеет три личных качества. Таково учение Нового Завета.

Свойства Бога

Атрибуты Бога, то есть неотъемлемые свойства Его, делятся обычно на два класса: природные и нравственные. К природным свойствам относятся: всеведение, всемогущество, вездесущность, вечность и неизменяемость Бога. К нравственным свойствам относятся: святость, праведность, милость, любовь...

Природные свойства Бога

а) Всеведение Бога.

Бог есть совершенный Дух и имеет совершенное знание. Он знает всё о всём. Псалмопевец восклицает: "Он... исчисляет количество звёзд; всех их называет именами их" (Пс. 146,4). "На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых" (Пр. 15,3). "Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его" (Пр.5,21). Мы можем укрыться от человека, но нигде и никогда не можем укрыться от Бога. Все действия человека оцениваются и взвешиваются Богом. "Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали" (Пс.138,2).

Бог предопределил все события в истории человечества. "Ведомы Богу от вечности все дела Его" (Деян.15,18). Всеведение Бога вытекает из Его единства (Ис.46,9-10). Здесь Бог объявляет пророку о будущих событиях. Для Него нет прошлого и будущего. Для Него всё есть живое и настоящее. Мы в жизни подобны человеку, стоящему на берегу реки и наблюдающему за течением. Но кто подымается в воздух, на высоту, тот видит всё течение реки от истока до устья. Так и Бог видит всю вселенную от истока и до славного завершения.

Возникает вопрос, как понимать всеведение Бога в смысле предопределения ко спасению? (Рим.11,33). Апостол восклицает: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!" Мы не можем понять Его мудрость, но в данном вопросе о предопределении скажем, что Он предузнает путь каждого рождённого в мир человека (Деян. 17,24-28), ибо всё для Него явлено в настоящем времени.

б) Всемогущество Бога.

Сила Бога не имеет ограничений. "Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твоё не может быть остановлено" (Иов.42,2). Другими словами, в мире нет силы, способной противостоять Его могуществу. "Есть ли что трудное для Господа?" (Быт. 18,14). И естественные и сверхъестетственные силы находятся во власти Бога.

Всемогущество Бога в природе - Быт.1,1-3. Сказал Бог и стало так. Сила в Его слове. "Он речет, - и восстаёт бурный ветер,... Он превращает бурю в тишину" (Пс. 106,25-29). Всё на земле, в море и небесах повинуется Ему. "Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его и вселенная и все живущие в ней" (Наум. 1,5).

Всемогущество Бога в судьбах человека. Наглядной иллюстрацией служат избрание Моисея (Исх.4), судьба Навуходоносора (Дан.4), обращение Савла (Деян. 9). Все действия человека, настоящие или будущие, зависят от воли и силы Бога. Ап. Иаков пишет о том, что следует говорить так: "Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое" (Иак.4,12-15). См. также Лук.12,16-21.

Небесные жители (ангелы) являются Его творением и подчинены воле Его. "По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его" (Дан.4,32). "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр.1,14). Ангелы есть существа, созданные Богом для особых форм служения.

Даже сатана находится под контролем Бога. Сатана без воли Бога не имеет силы над спасённым чадом Божиим (Иов.1,12; Лук.22,31-32).

Придёт время, когда сатана будет навечно скован цепями (Откр.20,2). Но и сейчас Бог ограждает от враждебности и клеветы сатаны так же, как Он может укротить волны на море.

в) Вездесущность Бога,

Это свойство Бога - вездесущность тесно связано с Его всеведением и всемогуществом. Бог наполняет всё - Он везде, Его присутствие духовное.

Пантеизм признаёт вездесущность проявления Бога, Его влияния, но отвергает Его личность. Поэтому ап. Павел и называет безумными людей, признающих Бога во вселенной, Его влияние в виде первоначальной силы, но не прославляющих Его как личного Бога (Рим. 1,20-22).

Бог многократно говорит со страниц Писания о Своей вездесущности (Иер.23,23-24; Пс.10,1-14; Пс.138,7-12). Он окружает нас. "Ибо мы Им живём и движемся и существуем" (Деян. 17,24-28). Без Его поддерживающей руки мы погибли бы; Бог присутствует везде, но в разных видах. Место обитания Его на небесах (ЗЦар.8,30), где Христос пребывает с Ним (Еф.1,20). Это место, где стоит престол Его (Ис.66,1; Откр.4,2).

Как душа человека присутствует в каждой части тела, так и Бог присутствует во всех частях Вселенной.

Практические выводы из учения о вездесущности Бога:

Утешение. Бог очень близок к душе верующего. Мы беседуем с Ним; наш дух соединяется с Его Духом. Он ближе к нам, чем наше дыхание. Бог внутри нас. Он охраняет и защищает нас (Мф.28,20).

Предостережение. Бог видит нас - это должно предостерегать нас от участия в грехах и злых делах.

Вечность и неизменяемость Бога. Время может быть прошедшим, настоящим, будущим. Вечность не имеет времени. Она не имеет начала и конца. Вечность Бога означает, что для Него всё - в настоящем времени.

Неизменяемость Бога означает, что Он абсолютно неизменяем. Бог остаётся Тем же во все времена. Он безначален и бесконечен. Он ни от кого и ни от чего не зависит.

В Откр.1,8 читаем: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель".

Места, подтверждающие вечность и неизменность Бога: Пс.89,2; 101,25-28; Мал.3,6; Иак.1,17; 1Цар.15,29.

Нравственные свойства Бога

а) Святость Бога.

Основным мотивом Ветхого Завета является Святость Бога. Для пророков Бог был абсолютно святым и чистым, противостоящим злу и греху. Святость Бога и Его непримиримость ко злу особенно необходимо проповедовать сегодня, когда в мире есть мнение, что зло не так ужасно и можно постепенно улучшить природу человека. Правильный взгляд на Бога и Его святость поможет нам увидеть в истинном свете грех и необходимость заместительной жертвы Христа.

Прочитаем места Писания, указывающие на святость Бога: Ис.57,15; Пс.98,9; Ав.1,13; 1Петр.1,15-16; Иоан.17,11.

Христос называет Бога Святым Отцом. Он молит Отца Небесного, чтобы Он освятил учеников Его, то есть наполнил бы святостью их жизнь и сердца, и сохранил их от зла в этом мире (Иоан.17).

Разве не замечательно то, что свойство святости относится к каждому лицу Святой Троицы: Бог Отец - Святой Израилев (Ис.41, 14); Бог Сын - Святой (Деян.3,14); Дух Божий назван Духом Святым (Еф.4,30).

Значение Святости Бога распространяется на весь мир. Бог никогда не делал и не сделает зла Своему творению (Иов.34,12-15). Бог требует от человека святости (Лев.11,43-45), как и Он Сам свят.

Устройство скинии предусматривало Святое-Святых, куда один раз в год с жертвенной кровью мог входить первосвященник. Десять заповедей и все нравственные законы Ветхого Завета говорят о значении святости в применении к Богу. "Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы" (1Иоан.1,5).

"Мерзость пред Господом - путь нечестивого....Мерзость пред Господом - помышления злых" (Прит.15,9,26). Бог ненавидит грех. Грех разделяет, разрушает союз Бога и человека. "Вот рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас" (Ис. 59,1-2).

Бог и грешник находятся на разных полюсах морального мира. Грех разделяет их, как пропасть. В этом сокрыта тайна заместительной жертвы Христа. "Он любит идущего путём правды" (Прит. 15,9). "Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного" и т.д. (Иоан.3,16). Здесь видна святость Бога в том, что Он жаждет видеть праведность в жизни детей Его, и для этого Он отдал Сына Своего. Крест показывает, как сильно Бог любит святость. Крест воздвигнут во имя Святости Бога. Ибо Христос умер не только за наши грехи, но и за то, чтобы даровать нам святость, которую любит Бог. Любим ли мы святость, чтобы страдать за неё?

Каковы практические выводы из учения о святости Бога?

1. Мы должны приходить к Богу "с благоговением и страхом" (Евр.12,28). История израильского народа имеет много примеров наказания за нарушение этого правила. "Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его", - говорит Екклезиаст (Еккл.5,1-3).

2. Имея правильное учение о святости Бога, мы будем иметь правильное представление о грехе. Исайя, святой человек в Израиле, пришёл в ужас от беззаконий своих перед святостью Бога (Ис.6,2-7). А как мы исповедуем свои грехи? Спокойно, без страха и трепета? Если грех не вызывает в душе ужаса, то это значит, что мы не видим святости Бога.

3. Зная святость Бога, мы можем приблизиться к Нему только благодаря заслугам Христа; на основании праведности, дарованной нам Христом.

б) Праведность и справедливость Бога.

Это свойство как бы является продолжением святости Бога по отношению к сынам человеческим. Если святость есть сущность Бога в Самом Себе, то праведность и справедливость есть выражение Его характера по отношению к человеку.

Следует иметь в виду три проявления праведности Бога:

1. Требование исполнения закона праведности.

2. Наказание за нарушение этих законов.

3. Активная забота Бога о Своём творении.

В праведности Бога явлена Его любовь к святости и свидетельство о том, что Бог всегда творит правду. В справедливости явлена Его ненависть ко греху.

Справедливость, как свойство Бога, беспристрастна: она карает, но не мстит.

"Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш" (Пс.114, 5). Бог верен своему обетованию, Он слышит нас.

Ездра восклицает: "Господи, Боже Израилев! Праведен Ты!" (9, 15). В наказании Израиля за грех подтверждается праведность Иеговы. "Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих" (Пс.144,17). "Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою" (Иер.12,1).

Данные места Писания показывают Бога Справедливым в Самом Себе и по отношению к человеку. От Бога исходит только полезное, справедливое и правое.

Праведность и справедливость Бога проявляется двумя путями:

Первое - наказанием преступления и восстановлением справедливости; и второе - награждением праведности. Рассмотрим более подробно данные пути.

Наказание преступления. Псалмопевец говорит: "Господь, - престол Его на небесах, очи Его зрят;...Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его... Ибо Господь праведен, - любит правду; лицо Его видит праведника" (Пс. 10,4-7). В этом псалме Давид увещевает робкого собеседника уповать на Господа. Люди могут управлять на земле и творить неправду, но Бог управляет с небес и всегда творит правду. Он видит тех, кто поступает праведно и тех, кто поступает неправедно. Его святость и праведность с отвращением смотрит на грех, и, в конечном счёте, зло будет наказано. Есть страшное слово: проклятие Божие. Это страшное наказание - вечное разделение с Богом. Как послушны должны быть люди призыву Бога, ибо страшно грешнику впасть в руки Бога живого. Ни один грешник не сможет сказать в день Суда, что он незаслуженно наказан: "... я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны" (Исх.9,27). Так сказал фараон Моисею, признавая справедливость Божьего наказания за грех и ожесточение.

Прощение кающегося. "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Иоан.1,9).

Обычно прощение грехов связывается с благодатью и любовью Бога, но не с Его праведностью и справедливостью. Данный стих убеждает нас в том, что, если мы исповедуем наши грехи, то праведность и справедливость Бога является гарантией нашего прощения. Бог не может не простить и не очистить кающегося грешника.

Праведность Бога проявляется в верности Своему слову и Своим обетованиям. "Ты Сам, Господи Боже, избрал Авраама и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраам, и нашёл сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет... И Ты исполнил слово Своё; потому что Ты праведен" (Неем.9,7-8). Великие трудности стояли на пути исполнения этого обетования, то есть овладения землёй Ханаанской.

Но если Бог произносит слово и обетование, то ни небо, ни земля, ни ад не могут помешать их исполнению. В Евр.12 гл. сказано о другом обетовании, создании "непоколебимого царства" (ст.25-29). Его праведность есть гарантия исполнения всех обетовании.

Рано или поздно народ Божий будет торжествовать в славе Отца Небесного. Наступит день, когда зло прекратится и наступит великий покой.

Праведность Бога проявляется в награде праведных. "Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым" (Евр.6,10).

"А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2Тим.4,8).

Праведный Судья не может оставить без награды верных детей Своих. Придёт время, и мы получим полную награду за всё доброе, что мы сделали во имя Его. Гарантия этому - праведность Бога.

в) Милосердие и сострадание Бога.

Эти свойства означают любовь Бога к послушным и непослушным сынам человеческим. "Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Матф.5,45).

Милосердие или милость связаны с виной. Милосердие Бога понуждает Его искать добра виновному перед Ним человеку. "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2,4-5; Рим.5,8).

Бог возлюбил мир. Он полон милосердия и сострадания. Детям Своим Он дарует потоки благословений. "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (Римл.8,32).

Вместо заслуженного наказания и смерти Бог дарует нам жизнь, здоровье и всё необходимое для жизни. "Господь, Бог твой, есть Бог милосердный; Он не оставит тебя..." (Втор.4,31). Давид твёрдо верил и знал, что Господь не оставит его в тяжёлое время (Пс.85,15-17). Наиболее ярко Божье милосердие и сострадание выражено в притче о блудном сыне (Лук. 15,11-32).

Любящий Отец ждёт возвращения Своего сына.

Как проявляется милосердие и сострадание Бога? Во-первых, мы должны твёрдо уяснить, что Бог абсолютно независим в определении своих благословений. "Итак, кого хочет, милует" (Рим.9,18).

Во-вторых, мы должны помнить, что Его желание и воля - распространить милосердие на всё творение (Пс.85,5).

Особое милосердие Он проявляет к грешникам. Все грешники, даже не раскаявшиеся, находятся в окружении Его милосердия (Лук. 6, 36; Матф.5,45). "Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратятся к Господу, и Он помилует его,...ибо Он многомилостив" (Ис.55,7).

Его милосердие - свято, оно не может защищать грех, но может простить его. Божье милосердие есть город-убежище для раскаявшегося, но ни в коем случае не убежище для самонадеянных (Прит.28,13; Пс.50). Искренне раскаивающиеся получают прощение. Нельзя самонадеянно уповать на милосердие Бога, Оно открыто для тех, кто оставляет грех. Это единственный путь получения прощений.

"Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые пoчитают то меднением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Петр.З,9). "Но по великому милосердию Твоему, Ты не истребил их до конца, и не оставлял их, потому что Ты Бог благий и милостивый" (Неем.9,31). Милосердие долготерпит грешников. Он ждёт их покаяния. Если бы Он поступил с ними по делам их, то они давно погибли бы. Подумайте о зле, грехе и нечистоте! Если это возмущает нас, то как оно должно возмущать Святого Бога. В мгновение ока Он может уничтожить всё зло. Но Он не делает этого. Он страдает за грешника, берёт на Себя наказание за всё зло мира, удовлетворяет Своей жертвой Божественный гнев и праведность, становится Ходатаем за каждого грешника. Божье милосердие выше нашего понимания. Его сострадание не имеет предела. Однако, взирая на долготерпение Божие и Его милосердие, мы не должны забывать, что "Бог наш есть огонь поядающий" и что страшно грешнику "впасть в руки Бога живого".

Его милосердие и сострадание к святым. Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость" (Пс.31,10).

Доверие к Богу вызывает ещё большую любовь и сострадание с Его стороны.

Обращаясь к Богу, мы вступаем в среду милосердия, которая стеной окружает нас от зла. "Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его..." (Филип.2,27). Бог исцеляет больных. Но помните, Он даёт милость кому желает (Рим.9,18), поэтому не все просящие получают исцеление.

"Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены" (Пс.6,3). Псалмопевец просит Господа восстановить здоровье и в стихе 10 сообщает: "Услышал Господь молитву мою".

Милосердие и сострадание Бога - гарантия вечной безопасности уповающих на Него.

Любовь Бога

Христианство - единственная религия, ставящая в центр своего учения любовь Высшего Существа. "...Бог есть любовь" (1Иоан.4,16), "Бог есть свет" (1Иоан.1,5). Дух и Свет - сущность Бога. Любовь - выражение Его личности в соответствии с Его сущностью.

Он всегда существует в атмосфере любви. Нам трудно, а вернее, почти невозможно, определить или описать любовь Бога. Места Писания: 1Иоан.3,16; Иоан.3,16 показывают, что любовь Бога имеет в себе заботу о физическом и духовном благополучии Его творений. Эта любовь выразилась в великом акте - Голгофской жертве.

Личность Иисуса Христа

Христианство, как религиозное учение, имеет глубочайшую связь с личностью Христа. Буддизм и магометанство, если их рассматривать в отрыве от личностей основателей религий, практически ничего не теряют. Но если от христианства отделить личность Иисуса Христа, то вся сила и сущность его исчезает. Он начала и до конца, во всём многообразии проявления христианской жизни, основой и краеугольным камнем великого здания христианства является чудный образ Иисуса Христа и Его учение.

Библия учит, что Иисус Христос есть Бог и человек. Он есть Богочеловек.

Рассмотрим личность Христа в свете учения Священного Писания.

Его Божественные имена

а) Иисус Христос назван Богом,

Места Священного Писания, подтверждающие это: Иоан. 1,1; Евр.1,8; Иоан.1,18; 20,28; Римл.9,5; Тит.2,13; 1Иоан.5,20.

б) Иисус Христос назван Сыном Божиим.

Места в Слове Божием, указывающие на Христа как на Сына Божия: "Матф.16,16-17; 8,29; 14,33; Марк. 1,1; 14,61; Лук. 1,35; 4,41.

В синоптических Евангелиях в начале не говорится, что Христос называл Себя Сыном Божиим. Только ученикам была открыта тайна, и Он принимал это название. В конце земного служения, из обвинений, предъявленных Ему, становится очевидным, что Он провозгласил эту истину открыто, для всех (Матф.27,40-43; Марк.14,61-62; Лук.22,70). В Евангелии от Иоанна Христос прямо называет Себя Сыном Божиим (5,25; 10,36; 14,4). Евангелие начинается утверждением, что Христос есть Бог: "Слово было Бог" (1,1) и заканчивается словами: "Господь мой и Бог мой!" (Иоан.20,28). 21 глава Ев. Иоанна является эпилогом. Христос - единородный Сын Божий.

Ангелы и человек могут быть подобны Богу в нравственном смысле, но право быть подобным Богу по природе, по существу принадлежит единственно Сыну Божию.

Если Иисус, называя Себя Сыном Божиим, не вкладывал в это выражение больший смысл чем то, что Он есть подобный нам людям, как сынам Божиим, то почему тогда первосвященники обвиняли Его в богохульстве? (Матф.26,61-63). Потому что они чувствовали в Нём силу Бога, но не хотели признать это. Он имел право называть Себя Сыном Божиим, так как Сам Бог засвидетельствовал Своё отцовство (Марк. 1,11). "Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и,


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.