Душа его будет навеки уничтожена — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Душа его будет навеки уничтожена

2022-12-20 43
Душа его будет навеки уничтожена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Несомненно, пятый граф Карнарвон чувствовал себя не вполне комфортно, прочтя письмо от Амона вскоре после нелегального проникновения в Погребальную Камеру и изъятия из нее ряда реликвий для собственных целей. Но какую же цену придется заплатить за это? Амон явно думал об этом, и у Карнарвона были все основания размышлять о том же, ибо в противоположность тому, что писал в своей книге Картер, в гробницах иногда находят магические формулы, цель которых — отпугнуть грабителей. Так, например, в своей книге «Тутанхамон и другие эссе», спешно изданной в 1923 г. на волне массового интереса широкой публики ко всему, связанному с Египтом, Артур Уэйгалл приводит проклятие, начертанное на погребальной статуе человека по имени Урсу, инженера-шахтера, жившего менее чем за сто лет до Тутанхамона:

 

«Того, кто покусится на мое имущество или потревожит мою гробницу, или извлечет мою мумию, того покарает бог Солнца. Он не передаст эти сокровища своим детям, и сердце его не испытает радости от жизни; он не получит воды (чтобы напоить дух свой) в гробнице, и душа его будет навеки уничтожена» 36 .

 

Подобные же проклятия найдены и в других гробницах. Например, Уэйгалл цитирует другой пример, написанный на стене гробницы Хархуфа в Асуане, датируемой эпохой VI династии, ок. 2340 г. до н. э.:

 

«На всякого человека, который войдет в эту гробницу… я наброшусь, словно [хищная] птица; и да осудит его великий бог» 37 .

 

Было бы неправильным думать, что Карнарвон не подозревал о подобных проклятиях и о том, что, нарушая покой египетской гробницы, он становится игрушкой в руках оккультных сил. На людях он гнал прочь от себя подобные мысли, но когда он оставался наедине с собой, они не давали ему покоя. Возможно, в поисках ответа на этот вопрос или хотя бы утешения он и обращался к своему личному ясновидящему и хироманту, известному по имени Бельма.

Как и Амон, Бельма славился своими предсказаниями, включавшими в себя убийство русского царя и его сына, царевича Алексея Николаевича, а также смерть Франциско Панчо Вильи, бандита, ставшего президентом Мексики, которому Вельма гадал по руке в Мехико 38 . Одно из самых известных его пророчеств связано с герцогиней Йоркской, которая со временем стала королевой-матерью (она скончалась в марте 2002 г.). Вельма встретил ее во время елизаветинских празднеств в ложе семейства Сесила в Хатфилде в Хертфордшире. На этой встрече он предсказал, что ее брак окажется очень удачным

 

«благодаря рождению ребенка, которого будут боготворить от одной окраины [Британской] империи до другой. В настоящее время вы живете в доме елизаветинской эпохи, и это — праздник в честь Елизаветы. Вполне возможно, что все выдающиеся черты характера королевы, носившей это имя, возродятся в принцессе из вашего дома…» 39 .

 

Он, разумеется, имел в виду рождение будущей королевы Елизаветы II — нынешней британской королевы, занимающей престол более 50 лет.

Однако совет, данный Вельма лорду Карнарвону, был выдержан не в столь позитивном тоне. Интерпретируя содержание послания от Амона, хиромант взял руки лорда и указал на достаточно длинную линию жизни, сужающуюся в центре и имеющую ряд зловещих точек, которые могут указывать на смерть в этот период 40 . Аналогичные комбинации на других участках рук побудили Вельма дать следующие рекомендации: «Я вижу большую опасность для вас… Вероятнее всего — поскольку знаки оккультного плана очень сильно выражены у вас на руке, — она происходит из такого же [оккультного] источника» 41 . Согласно Барри Уинну, в его вышедшей в 1972 г. книге «Под маской Тутанхамона», ответ Карнарвона на второе предупреждение звучит почти комично: «Что бы там ни было, я уверяю, что мой интерес к предметам оккультного свойства никогда не был настолько сильным, чтобы повлиять на мой рассудок или мое здоровье» 42 .

 

Вторая встреча с Вельма

Мы не можем с уверенностью сказать, что произошло между пятым графом Карнарвоном и ясновидящим хиромантом по имени Вельма, но книга Барри Уинна пытается убедить нас, что его светлость «выглядел бодро», пребывая в «мрачном расположении духа» 43 . Каково бы ни было его настроение, известно, что Карнарвон вновь обратился к Вельма и имел с ним вторую встречу после своего возвращения из Египта в январе 1923 г. Далее Уинн говорит, что когда Вельма взял руки графа в свои, зловещие точки внезапно увеличились. У Уинна в описании этой драматической сцены сказано: «В частности, точка на линии жизни оказалась в опасной близости к нынешнему возрасту графа» 44 .

Видимо, Вельма в тот момент повернулся к кристаллическому шару и, вперив взор в глубь него, увидел некий египетский храм, заполненный народом, разделившимся на три разных партии. Затем черты отдельных персонажей стали более четкими, и Вельма назвал тех из них, кого смог различить. Затем из эфирного тумана, заслонявшего остальных, послышались слова: «Атону… единственному Богу… Всеобщему Отцу…» 45 . Затем показалось изображение золотой маски, возложенной на голову молодого фараона: «На это ничто не указывало, но я счел, что это — погребение юного царя Тутанхамона» 46 .

Наконец, Вельма увидел, что сам входит в гробницу, предположительно Тутанхамона, из которой брызжут вспышки света, свидетельствующие о действии сверхъестественных сил. Здесь же находились лорд Карнарвон и его коллеги, занятые некой работой, но затем возникли образы множества духов, которые «жаждали отомстить тем, кто посмел нарушить покой гробницы» 47 . Наконец, в этом грозном зрелище великого смятения он увидел и лорда Карнарвона.

Граф прекрасно сознавал опасность, связанную с видением, но пытался принизить ее значение, заявив, что понимает потенциальную опасность проникновения в гробницу, но будет продолжать свой труд до конца.

По словам Уинна, Вельма отреагировал на это словами: «Если бы я был на вашем месте… я принес бы публичные извинения и покончил с этим. Я вижу грозящую вам гибель и не вижу ничего, что смогло бы оправдать эту жертву в глазах человечества» 48 . Шестой граф Карнарвон в своих мемуарах также описывает подробности визита своего отца к Вельма и утверждает, что во время второй встречи ясновидящий хиромант предостерег лорда от возвращения в Египет, ибо там его ожидает гибель 49 .

Лорд Карнарвон в сопровождении леди Эвелин уехал в Египет в середине января, а в среду 31 января уже прибыл в Долину Царей. Он внимательно осмотрел сокровища, извлеченные из Вестибюля, в соседней гробнице Сети II, которая служила лабораторией, а в последующие дни находился в гробнице Тутанхамона, принимая разного рода посетителей и высоких гостей и вообще держа себя так, словно усыпальница фараона была его, лорда, личным владением.

 

Голоса возмущения

После изъятия из Вестибюля в первые месяцы 1923 г. многочисленных сокровищ международная пресса начала раздувать шумиху и сочинять всевозможные истории, поставившие Тутанхамона в центр внимания широкой общественности. Газеты почти ежедневно публиковали заметки за подписью «специальный корреспондент в Луксоре», уверявшие, что никто не в силах устоять перед очарованием сокровищ Древнего Египта. Таким образом, некоторые люди начали делиться с публикой своими мнениями насчет ограбления царской гробницы. Одним из таких персонажей была автор готических романов Мэри Макэй, более известная под псевдонимом Мария Корелли (1855–1924), чьи оккультные новеллы пользовались любовью самой королевы Виктории. Как и Амон, Корелли пользовалась известностью у людей богатых и влиятельных, в числе коих были Эдуард VII, на коронации которого она присутствовала, Марк Твен и немецкая императрица, супруга Кайзера Фридриха 50 .

Спустя несколько недель после официального вскрытия гробницы Тутанхамона Корелли написала письмо в «Нью-Йорк Таймс». В нем она уверяла, что в одной древнеегипетской книге, находящейся в ее собрании, есть ссылка на тот факт, что «самые суровые кары ожидают взломщика запечатанной гробницы» 51 . Что побудило Марию Корелли выступить в «Нью-Йорк Таймс» со столь эксцентричным заявлением, непонятно, тем более что название этой таинственной древнеегипетской книги в ее собрании так и осталось неизвестным.

Недавно было высказано предположение, что Мария Корелли просто была сторонницей идеи проклятия египетских гробниц и мумий, широко распространенной в различных историях о сверхъестественном, излюбленных в XIX в. 52 . Например, доктор Доминик Монтсеррат из Уор-викского университета обнаружил истоки идеи о проклятии мумий в забытой детской книжке, изданной в 1820-е гг. 25-летней англичанкой по имени Джейн Лаудон Уэбб. Увидев на выставке в Пиккадилли Циркус древнюю мумию, представленную итальянским силачом и искателем приключений Джованни Бельцони, она спешно сочинила рассказ под названием «Мумия». В нем говорилось о мстительном египетском духе, вернувшемся к жизни и угрожающем погубить героя рассказа. Затем в новелле под названием «Плоды стараний», написанной в 1928 г. анонимным английским автором, искатель приключений, оказавшийся внутри некой египетской пирамиды, использует отдельные фрагменты мумии в качестве факелов, чтобы осветить себе путь в пирамиде 53 .

Вдохновившись этими ранними фантазиями, в 1869 г. американская новеллистка Луиза Мэй Элкотт (1832–1888) написала историю под названием «Затерянный в пирамиде» 54 . В ней искатель приключений также использует фрагменты мумии, на этот раз некой египетской жрицы, в качестве факелов для освещения переходов внутри пирамиды. Ему удается похитить из пирамиды золотую коробочку с тремя странными семенами. Герой увозит ее в Соединенные Штаты и дарит своей невесте, которая сажает их у себя в саду. Из семян вырастают гротескные цветы, из которых она сплетает венок и надевает его в день свадьбы. К несчастью, их странный аромат повергает девушку в кому, и она сама становится живой мумией!

Та же самая тема на склоне Викторианской эпохи варьировалась на все лады в писаниях британских и американских авторов, достигнув своей кульминации в классическом шедевре Брэма Стокера (1847–1912) «Жемчужина семи звезд», изданном в 1903 г. и послужившем в последующие годы сюжетом для многих столь же классических фильмов ужасов 55 . По-видимому, подобные сюжеты и навели Марию Корелли на мысль о том, что всякого, кто осмелится взломать гробницу египетского фараона, ожидает жестокая кара.

 

«Какая-то птица терзает мне лицо»

Мы не знаем, читал ли лорд Карнарвон странный выпад Марии Корелли на страницах «Нью-Йорк Таймс». Однако более ранние предостережения, полученные им от графа Амона и от Вельма, видимо, вызвали у него как минимум легкое беспокойство, особенно после того, как в пятницу, 16 февраля 1923 г. была официально вскрыта Погребальная Камера Тутанхамона. Повлияло на него и странное происшествие — загадочная гибель канарейки Картера в начале ноября, и зловещие предзнаменования, сопровождавшие этот эпизод, особенно слова «до наступления зимы кто-то непременно умрет»56.

Как мы уже знаем, вскоре после официального вскрытия Погребальной Камеры лорд Карнарвон внезапно заболел и, в точном соответствии с пророчеством сэра Артура Уэйгалла, прожил ровно шесть недель. Еще более странные истории рассказывают о его последней ночи на земле. Во время приступов горячечного бреда на последней стадии болезни он, по свидетельству находившихся при нем, вновь и вновь повторял:

 

«Какая-то птица терзает мне лицо. Какая-то птица терзает мне лицо» 57 .

 

В то время лорд практически находился в коме, и все, что он говорил в это время, можно счесть бредом умирающего. Однако эти слова заинтриговали некоторых египтологов, включая доктора Али Хасана, бывшего главу Верховного совета по египетским древностям. По версии писателя Филиппа Ванденберга, Хасан сказал буквально следующее:

 

«Эта фраза представляет особый интерес, поскольку существует аналогичный текст проклятия, относящийся к Первому переходному периоду (2140–2100 гг. до н. э.) и гласящий, что птица Нехбет (стервятник) растерзает лицо всякого, кто что-либо совершит в царской гробнице» 58 .

 

Мы можем также вспомнить надпись, найденную на стене гробницы Хархуфа в Асуане:

 

«На всякого человека, который войдет в эту гробницу… я наброшусь, словно [хищная] птица; и да осудит его великий бог» 59 .

 

Было бы легко счесть, что лорд Карнарвон сам обрек себя на суд древних богов, войдя в гробницу Тутанхамона. Однако мы живем в рациональном мире, в котором проклятия отвергаются как вымысел для легковерных и недалеких простаков. Нас же они не коснутся, поскольку мы не оставляем места для них в своей жизни. Между тем всякий, придерживающийся таких взглядов, — глупец, не понимающий деликатной природы человеческого мозга и острой необходимости личной безопасности на психологическом уровне.

В большей или меньшей мере значительный процент человечества до сих пор полагается на ритуал в надежде, что если на личном или коллективном уровне совершат некие ритуальные действа, это не повлияет негативно на их повседневную жизнь, будь то привычка дважды проверять, выключены ли газ или электричество, избегать прохождения под приставной лестницей, креститься в надежде получить божью защиту или совершать некоторые действия с целью избежать потенциального несчастья. Большинство из нас делает это инстинктивно, не обладая достаточно сильной волей, чтобы проигнорировать эти первобытные предрассудки. Человеческий разум действует совершенно иррационально, полагая, что если мы совершим некие символические действия, произойдет нечто важное. Проклятия и суеверия относятся к тем же проявлениям невротической неуверенности.

Когда мы нарушаем покой мертвых, мы вполне естественно ожидаем, что должно случиться нечто прискорбное и, если покойный хозяин могилы говорит нам, что нас ждет беда, у нее есть все шансы стать реальностью. Чем более мы суеверны, тем более вероятно, что дурные предзнаменования повлияют на нашу жизнь. Известно, что суеверность была одной из слабостей пятого графа Карнарвона. Он верил в сверхъестественные силы, коими обладали древние египтяне, и поплатился за это жизнью. Более того, это же относилось и к шестому графу, которого за всю его жизнь так и не удалось уговорить побывать в гробнице Тутанхамона даже за миллион фунтов! 60  Почему? Ведь если проклятий не существует, почему же он так опасался гробницы?

Смерть пятого графа, последовавшая 5 апреля 1923 г., невольно навела всех на мысли о суде и каре богов по адресу тех, кто оскверняет гробницы фараонов. Не успело тело его светлости остыть, как начались странные события, способные лишь упрочить убеждение в том, что проклятие Тутанхамона — не просто пустые слова.

 

Глава десятая

СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР

 

=============================================================================================

 

В первые часы 5 апреля 1923 г. новый, шестой граф Карнарвон проснулся у себя в номере отеля от того, что горничная постучала в его дверь и сообщила прискорбную весть о кончине его отца. Как писал граф в своих мемуарах, «я взглянул на часы, показывавшие без пяти два, и крикнул: «Войдите!» 1  После того как горничная повторила трагическую весть, Порчи накинув халат, кое-как причесал волосы, взял фонарик из столика у постели (знакомый прием, скажете вы) и поспешно вышел в холл. Пока он шел по коридорам в номер отца, во всем отеле мистическим образом погас свет, и все вокруг погрузилось во мрак 2 . Быстро включив фонарик, новый граф увидел горничную и вручил его ей, попросив поскорее принести свечей из комнаты администратора. В полной темноте лорд вошел в комнату отца. Тот лежал в слабом свете свечей, а мать Порчи, леди Карнарвон, и его сестра Эвелин стояли на коленях подле усопшего. По трагическому стечению обстоятельств пятый граф Карнарвон умер от сепсиса (заражения крови) и тяжелой пневмонии, и теперь уже было невозможно ничего поделать, кроме как молиться за его душу.

 

Почему погас свет

Судя по полному отсутствию света в окнах отеля «Континенталь», во всем Каире выключили электричество. По словам шестого графа, прошло «примерно минут пять», прежде, чем свет включили вновь 3 . На следующий день «Дейли Экспресс» сообщала о внезапном выключении света, подчеркивая, что после паузы, продолжавшейся несколько минут, свет дали вновь, а затем опять выключили 4 . Шестой граф Карнарвон вернулся в свою постель и попытался, настолько это было в его силах, заснуть. За завтраком он увидел Говарда Картера, сидевшего в одиночестве. Тот выглядел так, словно совсем не выспался; он читал утренние газеты, которые, питая симпатии к покойному лорду Карнарвону, пользовавшемуся уважением в Египте, поместили сообщения о его кончине на страницах с черными траурными рамками. Еще более любопытно, что газеты наперебой сообщали, будто и смерть графа Карнарвона, и выключение света во всем Каире следует приписать действию проклятия Тутанхамона, гробницу которого потревожил британский аристократ. Действительно, сообщалось, что подача электричества таинственным образом прервалась в момент смерти лорда Карнарвона, а затем столь же таинственно восстановилась спустя несколько минут, без всякого технического вмешательства. Даже генерал сэр Эдмунд Элленби, верховный британский комиссар, внес свою лепту в эту паранойю, объявив, что лично спрашивал дежурного инженера, дежурившего в ту ночь, почему четыре округа Каира погрузились во мрак, и бедный инженер не смог дать вразумительного объяснения 5 . Возникло предположение, что этот странный эпизод каким-то образом был связан с кончиной лорда Карнарвона, и «те, кто с нетерпением ожидают новостей, могут интерпретировать его как дурное предзнаменование», как писала «Дейли Экспресс» 6 .

С тех пор загадка перебоя с подачей электричества в Каире в момент смерти лорда Карнарвона волнует и будоражит ученый мир. Однако факты по этому вопросу выглядят не столь впечатляющими. В некоторых книгах, посвященных Тутанхамону, утверждается, что подача света прервалась в 1 час 50 минут 7 , тогда как другие, включая мемуары шестого графа Карнарвона, гласят, что авария произошла около двух часов ночи 8 . Напротив, «Дейли Экспресс» сообщала, что сбой произошел незадолго до смерти Карнарвона, примерно в 1 час 40 минут 9 .

Каково бы ни было истинное время перебоя подачи, мемуары шестого графа Карнарвона гласят, что это случилось за несколько минут до кончины его отца, последовавшей в 1 час 45 минут, как указано в официальном свидетельстве о смерти 10 . Возможно, шестой граф Карнарвон ошибся, и свет уже был отключен, когда горничная разбудила его, чтобы сообщить скорбную весть. Это вполне возможно, поскольку граф сам говорит, что включил фонарик, прежде чем выйти из комнаты — жест достаточно странный, если весь отель в то время еще не погрузился во тьму. Однако уверять, что свет в Каире загадочным образом погас в момент смерти лорда Карнарвона, просто некорректно. Даже если этот странный инцидент можно считать достаточно важным, следует отметить, что Кристина эль Махди в своем исчерпывающем труде «Тутанхамон: жизнь и смерть царя-мальчика» утверждает, что перебои с подачей электричества в Каире случались и в более поздние времена 11 , а это свидетельствует, что подобные происшествия не являлись чем-то уникальным.

 

Смерть собаки

Другим элементом в ряду странных обстоятельств, окружавших смерть лорда Карнарвона, явилась история, начавшая циркулировать вскоре после его кончины. В ней упоминается его «любимая собака, которая сопровождала его в путешествиях в Египет до тех пор, пока не лишилась передней лапы в аварии в 1919 г.12 По свидетельству Маклина, шотландца-дворецкого замка Хайклер, когда лорд Карнарвон умер, бедное животное завыло, завертелось, «словно его ударило молнией», и издохло на месте 13 . Поскольку стражем мертвых в древнеегипетской религии был бог Анубис с головой шакала, эта злосчастная смерть послужила еще одним свидетельством кары богов за вскрытие гробницы фараона.

Сначала — сбой подачи электричества, затем — смерть любимой собаки пятого графа… Эти два инцидента часто упоминают рядом, в одном параграфе, словно существование одного увеличивает достоверность другого. Однако, как и в случае с аварией в электросистеме, реальность истории, окружающей смерть собаки, выглядит куда менее убедительной, если ознакомиться с фактами. Упомянутая собака, самка фокстерьера по имени Сюзи, на самом деле принадлежала шестому графу, а не его отцу, который всего лишь согласился присмотреть за ней в отсутствие лорда Порчестера, сперва во время Первой мировой войны, а затем — когда его сын был откомандирован в Индию. Во-вторых, безвременная смерть собаки объясняется другой причиной.

По словам шестого графа, когда его отец находился за границей, за Сюзи должен был присматривать дворецкий Маклин. Собака обычно спала в корзинке рядом с его постелью. Однако «в пять минут четвертого ночи 5 апреля 1923 г. Сюзи села в своей корзинке, завыла, как волк, и пала мертвой» 14 . Обратите внимание на время—3 часа 55 минут. Конечно, необходимо учитывать разницу во времени между Англией и Египтом, составляющую как раз два часа, и в этом случае шестой граф мог бы сказать: «это, естественно, объясняется разницей между каирским и лондонским временем» 15 . Но проблема в том, что время на Гринвичском меридиане в 1923 г. нe отставало от египетского, как полагал шестой граф, а на два часа опережало каирское время. Поскольку здесь не учитывается поправка на английское летнее время, введенное в тот год с 22 апреля, и тот факт, что Египет не переходил на летнее время вплоть до 1940 г., это означает, что если Сюзи умерла в 3 часа 55 минут по лондонскому времени, это соответствовало 5 часам 55 минутам по каирскому. А поскольку это на целых четыре часа позже кончины лорда Карнарвона, это сводит нет всякую потенциальную важность попыток доказать реальность проклятия Тутанхамона.

 

Паника вокруг Тутанхамона

После того как египетские средства массовой информации объявили, что в смерти лорда Карнарвона повинен дух Тутанхамона, для газет во всем мире стало привычным открыто говорить о проклятии мумии. Некоторые ссылались на предостережение автора готических новелл Марии Корелли о тяжких последствиях проклятия гробницы фараона и использовали его для муссирования идеи о том, что британский аристократ пал жертвой некоего древнего проклятия.

Неожиданно многие музеи начали получать посылку за посылкой с различными антикварными египетскими древностями. Ситуацию через два дня после кончины лорда Карнарвона прояснила «Дейли Экспресс», поместившая на первой полосе статью под заголовком «Коллекционеры египетских древностей в панике: неожиданное стремление спешно передать в музеи свои сокровища. Беспочвенные страхи» 16 . В статье говорилось:

 

«За смертью лорда Карнарвона последовала массовая паника среди коллекционеров египетских древностей. Со всей страны люди присылают в Британский музей свои сокровища, горя желанием поскорее избавиться от них, движимые суеверным страхом, будто лорда Карнарвона убила «ка», или двойник души Тутанхамона. Вряд ли стоит говорить, что эти страхи совершенно беспочвенны» 17 .

 

Среди множества артефактов, полученных Британским музеем по почте, были отделенные руки и ноги мумий, але-, бастровые и деревянные статуи и всевозможные иные реликвии из древних усыпальниц. Газета утверждала, что музей стал «подлинным спасением для суеверных» 18 .

Паника вокруг Тутанхамона была не только британским или американским феноменом. В Париже, одной из мировых столиц оккультизма, месье Ланселлен заявил: «Тутанхамон совершил свое возмездие!» Одна из его соперниц, мадам Фрайя, добавила, что наука древних египтян достигла высокого уровня и что, по ее мнению, Карнарвон, несомненно, пал жертвой мести ка, или духа фараона, или «того, что в египетских и вообще восточных оккультных учениях известно как «доктрина о двойнике» 19 . Более того, автор колонки в «Уорд» Клер Шеридан пишет со всей серьезностью:

 

«Лорду Карнарвону пришлось заплатить ту же цену, которую платит всякий, дерзнувший прикоснуться к мертвецу на Востоке. Другие уже платили прежде подобную цену. В музеях Европы вряд ли можно найти хотя бы одну мумию, которая не имела бы мрачного списка жертв из числа тех, кто посмел встать у нее на пути. В моей собственной семье есть предание о несчастье, связанном с реликвией, которую наш двоюродный дедушка привез из Луксора» 20 .

 

Такие заявления лишь подогревали воображение людей и веру в сверхъестественные силы духов Древнего Египта и не способствовали тому, чтобы «мания проклятий» пошла на спад. Однако нашлось немало здравых голосов, старавшихся развеять миф. Известный британский египтолог сэр Эдгар Уоллис Бадж отвергал эту идею как бредовую фантазию, а доктор Холл, заместитель хранителя отделения египетских и ассирийских древностей Британского музея, опроверг эту легенду весьма энергичной фразой:

 

«Если бы такое проклятие существовало, сегодня на свете не осталось бы ни одного археолога!» 21

 

 

«Смерть спешит на быстрых крылах…»

Но благодаря стараниям прессы все более усиливавшаяся вера в проклятие вырвалась из-под контроля. Газеты начали публиковать сообщения о находках в гробнице Тутанхамона различных надписей, поддерживающих «теорию проклятия». Одна из них, якобы находящаяся на резном камне у входа в гробницу, предположительно читается так: «Пусть иссохнут руки, поднятые на мое изображение! Да погибнут те, кто нападает на мое имя, мое основание, мой портрет, образы, подобные мне!» 22

Конечно, ничего подобного не существовало.

Второй пример — это тайная форма надписи, которая, по утверждению одной газеты, была начертана на глиняном основании подсвечника, найденном у статуи Анубиса, охраняющего вход в Сокровищницу. Надпись гласит: «Я помешал песку закрыть вход в тайную камеру. Я защита больных…» 23  Однако журналист, отвечавший за публикацию этой надписи, произвольно добавил слова: «…и я истреблю всех, кто переступит порог в святое обиталище Владыки Царя, живущего вечно» 24 .

Но самая запомнившаяся из надписей с ложными проклятиями, существовавшими в гробницах, была якобы обнаружена на дверце второго позолоченного саркофага в Погребальной Камере: «Смерть спешит на быстрых крылах за тем, кто осмелится потревожить сон фараона» 25 . С тех пор, как была вскрыта гробница Тутанхамона, эти слова стали поистине бессмертными благодаря книгам, документальным фильмам и статьям. Но, увы, сама эта надпись так и не была обнаружена нигде — ни в гробнице, ни возле нее, и на самом деле представляет собой искаженную фразу той же Марии Корелли из письма в «Нью-Йорк Таймс», опубликованного за несколько недель до смерти лорда Карнарвона.

Еще более странно, что вера в реальное существование «быстрокрылого» проклятия сохранилась и в наши дни, причем некоторые авторы настаивают, будто его существование — реальный исторический факт. Например, Филип Ванденберг в своей книге «Проклятие фараонов», впервые опубликованной в 1973 г., с полной уверенностью пишет, будто Картер нашел в Вестибюле гробницы глиняную табличку, на которой было начертано «быстрокрылое» проклятие 26 . Далее он говорит, что данный текст был внесен в каталог и составляющие его иероглифы были расшифрованы египтологом доктором Аланом Гардинером. Более того,

 

«ни Картер, ни Гардинер, ни какой-либо другой ученый не опасались проклятия и не принимали его всерьез. Но они беспокоились, что его могут опасаться египетские рабочие, и поскольку они сильно зависели от местных помощников, упоминание об этой табличке было вычеркнуто из письменных документов, связанных со вскрытием гробницы. Но хотя сама табличка исчезла из числа артефактов, упоминаемых в описи, она осталась в памяти тех, кто читал ее» 27 .

 

Надпись с «быстрыми крыльями» смерти, оказавшаяся таинственным образом перенесенной с двери на глиняную табличку, не обнаружена и по сей день, но в ее реальность упорно верят. И совершенно необъяснимо, почему Ванденберг, популярные книги которого об Амарне основательно документированы и информативны, тоже верит в эту газетную утку.

 

Картер и проклятие

В чем Ванденберг действительно прав — это в том, что в основе опасений Картера относительно пресловутого проклятия лежал его страх перед реакцией египетских рабочих, людей глубоко суеверных. К тому же Картер собственными глазами видел, как они отнеслись к дурному предзнаменованию — странной смерти канарейки в ноябре минувшего года и предсказанию, что «до наступления зимы кто-то непременно умрет» 28 . Столкнувшись с подобной реакцией на необъяснимые вещи, Картер не предавал огласке свои собственные опасения в связи со вскрытием гробницы и даже опубликовал заявление, касающееся всех обстоятельств предполагаемого проклятия. Как мы уже говорили в главе 9, во втором томе «Гробницы Тут. анх Амона» он опровергал «смехотворные истории, выдуманные об опасностях, поджидающих в этой гробнице… и способных уничтожить проникших в нее». Картер изложил существо вопроса следующим образом:

 

«В разных местах уже высказывалось утверждение, что существуют некие материальные опасности, кроющиеся в гробнице Тут. анх. Амона — таинственные силы, призванные к бытию некой злой силой, стремящейся отомстить всякому, кто дерзнет пройти через врата гробницы. Между тем нет места на всем свете, более свободного от опасностей, чем эта гробница. Когда она была вскрыта, научные исследования доказали, что она является стерильной. И если сегодня внутри нее можно найти какое-нибудь чужеродное семя, то оно занесено извне, но суеверные люди по-прежне-му продолжают приписывать ее губительному влиянию множество смертей, болезней и всевозможных несчастных случаев» 29 .

 

Каким на самом деле был риск для тех, кто разбирал сокровища и изучал гробницу, непонятно, но до сих пор вспоминают утверждение Картера о том, что «когда она была вскрыта, научные исследования доказали, что она является стерильной». Между тем именно он способствовал возникновению слухов, утверждающих, будто безвременная смерть лорда Карнарвона — это результат не странного проклятия, а некой инфекции, вызванной бактериями или вирусами, оставленными — сознательно или случайно — в гробнице перед тем, как она была опечатана.

По мнению Картера, вероятность этого маловероятна, поскольку на следующее утро после официального вскрытия Погребальной Камеры английский химик Альфред Лукас начал специальное исследование с целью выяснить, существуют ли в гробнице какие-либо, пусть самые низшие, формы жизни. В противоположных углах камеры, напротив углов саркофага, были помещены стерильные тампоны 30 . С их помощью были «взяты мазки со стен, с нижней поверхности саркофага и под тростниковыми циновками на полу» 31 . Впоследствии эти тампоны с мазками были направлены в бактериологическую лабораторию Королевской военно-морской кордитной фабрики возле Уэрхэма в графстве Дорсет, где их исследовал Х.Д. Банкер. В приложении ко второму тому труда Говарда Картера «Гробница Тут. анх. Амона» результаты этих исследований представлены следующим образом:

 

«…из пяти тампонов, с которых были взяты микроскопические культуры, четыре оказались стерильными, а пятый содержал микроорганизмы, несомненно занесенные воздушным потоком во время вскрытия дверей гробницы и последующего осмотра камеры и не принадлежащие к микрофлоре гробницы, и поэтому можно сделать вывод, что в гробнице не присутствовало никаких бактерий. Таким образом, никакой опасности для лиц, работавших в гробнице, со стороны смертоносных вирусов, о которых так часто предупреждали, не существует» 32 .

 

Однако он все же обнаружил в гробнице формы жизни в виде наростов грибков, и, как писал Лукас,

 

«наросты грибков и губок найдены на стенах Погребальной Камеры, где они весьма обильны и многообразны по форме; также, правда, в меньшем количестве, они присутствуют и на стенах Вестибюля, и стенках саркофага, но во всех случаях эти грибки были сухими и мертвыми» 33 .

 

Не могли ли эти наросты грибков каким-то образом явиться причиной возникновения мифа о проклятии, которое, помимо смерти лорда Карнарвона ответственно и за целый ряд странных смертей в тот же период, причем смертей лиц, никогда не бывавших в гробнице?

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.